Скачать 73.1 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Синдеевская основная общеобразовательная школа» Открытый урок Тема: «Пожар» 2 класс Подготовила и провела Учитель Н.Н.Тищенко Тема: «Пожар» Цели урока: показать роль огня в жизни человека, формировать представление о правилах безопасного поведения во время пожара, об опасностях, которые подстерегают человека Задачи: 1. Образовательные: создать условия для знакомства детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их; довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём, учить правильно действовать при возникновении пожара. 2. Развивающие: развивать логическое мышление, память, речь, воображение, умение делать выводы. 3. Воспитательные- воспитывать умение работать в паре, стремление к достижению положительных результатов, сознательное и ответственное отношение к своим поступкам, бережное отношение к своему здоровью. Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас. 2 класс»; рабочая тетрадь к учебнику; карточки для проверки домашнего задания; макет дома в огне; плакаты с номером 01 и «Действия во время пожара»; рисунки «Первичные средства пожаротушения», игрушечные телефоны. Ход урока. I.Организационный момент. -Начнём наш урок с минутки Вопросика. Спросите меня о чём-нибудь, например, о моём настроении. -У меня сейчас хорошее настроение, потому что я рада встрече с вами и надеюсь, что вы будете хорошо работать на уроке. А какое настроение у вас? Возьмите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Теперь разрешите мне задать вам вопрос: II.Проверка домашнего задания. Ребята, какова была тема прошлого занятия? («Домашние опасности») - Проверим, хорошо ли вы запомнили, какие существуют домашние опасности, и какие они могут вызвать последствия. 1. Подготовка к работе в паре. Выдается карточка с заданием Допишите правила безопасности, которые нужно соблюдать дома. Договоритесь, кто будет записывать. 1) К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя прикасаться _______________________________________________. 2) Если домашняя техника имеет вращающиеся детали, то нельзя ____________________________________________________. 3) Утюг можно брать только за __________________________. 4) Чайник, кастрюлю, сковороду с плиты можно брать только __________________________________________________________. 5) Лекарство из домашней аптечки трогать и глотать ________________________________________________________. 2. Выполнение работы в паре. 1) К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя прикасаться мокрыми руками. 2) Если домашняя техника имеет вращающиеся детали, то нельзя прикасаться к ним пальцами. 3) Утюг можно брать только за ручку. 4) Чайник, кастрюлю, сковороду с плиты можно брать только полотенцем или прихваткой. 5) Лекарство из домашней аптечки трогать и глотать нельзя без разрешения взрослых. 3. Проверка выполнения задания. - Вы хорошо запомнили, какие опасности могут подстерегать вас дома. III. Введение в тему. - Каждый человек стремится обустроить свой дом так, чтобы в нём было уютно. Особый уют придаёт жилищу то, о чём говорится в загадке: Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит И от злости ест дрова Целый час, а может, два. Ты рукой его не тронь, Искусает всю ладонь. (Огонь) -Огонь может быть разным. Он может быть и другом, и врагом. -Подумайте и приведите примеры, когда огонь выступает как друг человека. (Огонь используется для обогрева дома и освещения, приготовления пищи.) Всем огонь хороший нужен- И за то ему почёт, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печёт. -Приведите примеры, когда огонь становится врагом человека. (От огня может возникнуть пожар в доме, в лесу.) Но бывает огонь и другим. Не согреет ладошек он ваших. Превращает всё в пепел и дым, И жесток он, и грозен, и страшен. -Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке? Тема нашего сегодняшнего урока «Пожар». Какие учебные задачи мы поставим перед собой? -Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока. IV. Работа по теме.
Лена села перед печкой, В щёлку красную глядит, А огонь поёт-гудит. <...> Приоткрыла дверку Лена. Соскочил огонь с полена, Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол, Побежал по стульям с треском, Вверх пополз по занавескам… С.Я.Маршак Открывается доска. На ней макет дома в огне. -Ответьте на вопрос: «Почему мог возникнуть этот пожар?» Сегодня на уроке мы будем тушить пожар. (Учитель показывает на модель горящего дома.) Для этого вы должны сначала рассказать, как не допустить возникновения пожара. Поможет вам памятка в учебнике.
Учащиеся читают памятку самостоятельно и объясняют правила. -Вы выполнили задание, и часть пламени погасла. (Учитель убирает с макета горящего дома часть «языков» пламени.) - Если пожар всё-таки возник, как нужно себя вести? (ответы детей) - Давайте узнаем, что думают по этому поводу пожарные (учебник, с.31) Чтение текста учебника вслух. Работа по таблице. Физкультминутка. -На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. -Послушайте песенку пожарных и представьте себя в их роли. (Ходьба на месте)
Помни каждый гражданин Этот номер 01. (Плакат закрепляется на доске.) Дым увидел- не зевай И пожарных вызывай. Если нету телефона, Позови людей с балкона. -Так как же вызвать пожарных? (Набрать номер 01, чётко назвать адрес того места, где произошел пожар, назвать свою фамилию.) - Представим, что произошёл пожар. Как вы будете вызывать пожарных по телефону? (Ученики по очереди вызывают пожарных по игрушечному телефону и анализируют действия друг друга.) - Молодцы! Ещё часть пламени потушена. Как вы думаете, можно ли звонить по телефону 01, если пожара нет, ради развлечения? Объясните, почему нельзя этого делать?
-Сейчас мы попробуем разобрать несколько ситуаций. Наша цель – найти ошибки в поведении детей. Ситуация первая. В холодную погоду родители разожгли в доме печь. Когда огонь прогорел, они занялись работой во дворе. Дети достали горячие угольки, сложили их в коробочку из-под конфет, поставили на подоконник и, подражая взрослым стали на них дуть. Появился огонь. Дети обрадовались и стали дуть сильнее. Незаметно загорелась коробка, затем запылали штора и подоконник. Дети испугались, спрятались под стол и оттуда наблюдали за пламенем. Комната стала наполняться дымом. Старший мальчик взял за руку сестру и побежал во двор к родителям. - Какой же вывод можно сделать из этой истории?
Ситуация вторая. Весь день в саду взрослые вместе с детьми срезали с деревьев и кустарников сухие ветки. Вечером дети решили развести костёр. Ветки почему-то не загорались. Петя побежал в гараж и принёс бутылку с керосином. Дети полили керосином сушняк. Как только к веткам поднесли спичку, вспыхнуло пламя, и дети чудом успели отскочить от его обжигающих языков. - Какое же правило-вывод можно сделать из этой истории?
Ситуация третья. Вы сидите на уроке в своём кабинете, и вдруг случается пожар в школе. - Как вы узнаете об этом? (Прозвенит длинный звонок и прозвучит голосовое оповещение.) - Что мы должны делать? (Покинуть здание. Эвакуироваться через главный или запасной выход.) - А как мы должны эвакуироваться? (Организованно, быстро и спокойно, без паники.) - Молодцы, все ситуации разобрали верно. Можем убрать ещё несколько языков пламени. 5. Работа по учебнику -Чем же могут взрослые тушить пожар до приезда пожарной команды? Пирогами и блинами, и сушёными грибами?( Ответы детей). - На с.31 изображены предметы. Попробуйте определить их назначение. Демонстрация первичных средств пожаротушения (рисунки). V. Закрепление. 1. Повторение правил пожарной безопасности. -Теперь вы знаете, как себя вести, чтобы не было страшной беды- пожара. У вас на партах лежат памятки « Чтобы не было пожара». Памятка «Чтобы не было пожара» 1. Никогда и нигде не играй со спичками и зажигалками. 2. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, а в сельском доме не пытайся растапливать печь. 3. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник. 4. Не играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть. 5. В лесу не разжигай костер без взрослых. 2. Работа в тетради с.13 №1 3. Работа в паре. -Пожар на нашей модели будет окончательно потушен, когда вы нарисуете условные знаки к правилам пожарной безопасности. Учащиеся вместе читают правило пожарной безопасности, предлагают и обсуждают варианты изображения, решают, что будет изображено на знаке, затем рисуют его. (по одному знаку) с.14 №4 3. Обсуждение итогов работы в паре. VI. Обобщение и итог урока. - Мы погасили пожар.(Учитель убирает с макета дома последние языки пламени.) - А теперь, ребята, поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы будете не согласны с моими утверждениями, то молчите, если же согласны, то говорите: «Это я, это я, это все мои друзья». Кто, задорный и веселый, Верность правилам храня, Бережет родную школу От огня? Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых И строительный забор? Кто, услышав запах гари, Сообщает о пожаре? Кто соседской детворе Объясняет во дворе, Что игра с огнем недаром Завершается пожаром? Кто украдкой в уголке Спички жег на чердаке? Кто из Вас, заметив дым, Говорит: «Пожар! Горим!» Кто из Вас шалит с огнём Утром, вечером и днём? Кто костров не разжигает И другим не разрешает? Кто от маленькой сестрички Прячет, дети, дома спички? Кто пожарным помогает, Правила не нарушает? - Теперь вы знаете, что с огнём шутить нельзя. Постарайтесь всегда выполнять правила пожарной безопасности. Рефлексия -Оцените свои достижения на уроке. (Дети выбирают знак и объясняют свой выбор). VI. Домашнее задание. Страницы 29 – 31 (Прочитайте историю, произошедшую с Сергёжей и его папой.), а также придумайте и нарисуйте условные знаки к памятке «Чтобы не было пожара» - это задание №3 в рабочей тетради на странице 14. |