Скачать 132.66 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 имени А.С. Розанова»
Рабочая программапо предмету «Историко-бытовой и бальный танец» образовательной программы «Хореографическое искусство» на основании примерной программы для хореографических школ и ДШИ «Историко-бытовой и современный бальный танец» УМС, Орёл 1999 год Срок реализации 5 лет. Возраст детей 9(11) – 13(15)лет. Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин Ромочкина Анна Владимировна Кировск2008 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа разработана Ромочкиной А.В. на основе примерной программы для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств, составленной преподавателями хореографических дисциплин муниципальной хореографической школы г. Орла Рычковой Р.Э. и Гламаздо А.В. в 1999 году. Примерная программа Рычковой Р.Э. и Гламаздо А.В. рассчитана на 5 лет (с 4-го по 8-ой классы). Так как по учебному плану в ДШИ № 1 г. Кировска предмет «Историко-бытовой и бальный танец» рассчитан на 5 лет обучения (с 3-го по 7-ой классы), программа 4-го класса распределяется на два года обучения (3-й и 4-й класс), программа 8-го класса изучается в классе ранней профессиональной ориентации. Проблемы формирования культуры поведения современного человека чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства, в частности бального танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным, корректным. Урок по историко-бытовому и бальному танцу строится из двух частей: 1. Изучение элементов. 2. Работа над танцевальными этюдами. В основу программы вошли бытовые танцы ХVI-ХIХ веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике, такие как полька, полонез, гавот, менуэт, вальс и другие. С третьего года обучения (5 класс) начинается изучение бальных танцев: фигурный вальс, медленный вальс, вальс-гавот, вальс-мазурка, ча-ча-ча, самба и другие. Содержание программы даёт преподавателю право на творческий подход ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Урок историко-бытового и бального танца рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 2 академических часа в 3, 4, 5 классе, 1 раз в неделю по 1 академическому часу в 6, 7 классах. Формы и методы работы Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек). Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися. Основные методы работы: - наглядный - практический качественный показ; - словесный - объяснение, желательно образное. Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзаменах. При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как: - объём материала; - степень его сложности; - особенности класса, как исполнительского коллектива. При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует: - определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания; - наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний; - определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закрепление пройденного материала). При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу. Требования к музыкальному оформлению урока Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы танцевальные композиции. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу. Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета, экзамена. - в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные (открытые) уроки; - форма и содержание контрольного (открытого) урока определяется преподавателем; - форма и содержание экзамена определяется преподавателями на методическом совещании в начале учебного года; - контрольный (открытый) урок, экзамен должен выявить овладение как техникой, манерой исполнения, культурой общения, так и знания музыкального материала различных эпох, стилей, направлений, учащиеся показывают развернутые композиции танцев ХVI-ХIХ веков, а также бальные вальсовые композиции; - итоги контрольного (открытого) урока, экзамена обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин; - в соответствии с учебным планом переводные и выпускные экзамены определяются школой искусств самостоятельно на методическом совещании в начале учебного года. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 3, 4 класс (1, 2 год обучения) На первом и втором году обучения в задачи входят формирование умений определять характер музыки веселый. торжественный, спокойный, изящный. плавный. отрывистый); определять на слух польку, полонез, падеграс, падепатинер: музыкально исполнять выученные движения и танцы; формирование умений грамотно исполнять программные движения и танцы: знать правила того или иного движения, его ритмическую раскладку; находить ошибки в исполнении других; формирование - знаний о выразительности танца: музыка определяет характер танца, выразительность рук, лица, походки, позы - исполнительские средства выразительности; формирование умений выразительно исполнять движения, танцы: передавать в движениях польки - легкость и отрывистость, в полонезе – торжественность, величавость, в падеграсе – грациозность, в падепатинере - плавность, проявлять в движениях парного танца внимание к друг другу. ПОЛЬКА: - положение в парах; - построение пар на сценической площадке; - изучение основного хода- па польки; - изучение подскоков. перескоков; - изучение галопа; - изучение поворотов в подскоках. ПОЛОНЕЗ: - положение в пар; - построение пар на сценической площадке; - изучение основного хода (акцентированный шаг); - де гаже вперед назад с выносом ноги на носок. ПАДЕГРАС: - положение в парах; - положение на сценической площадке; - изучение бокового шага; - изучение баланс - менуэт; - сочетание шагов и шага- купе; - поклон. ПАДЕПАТИНЕР: - положение в парах; - положение на сценической площадке; - изучение основного хода шассе; - изучение шаг-глиссад; - баланс – менуэт; - поклон. ВАЛЬС: - вальсовая дорожка; - па балансе; - вальсовый поворот. 5 класс (3 год обучения) В задачи третьего года обучения входит формирование знаний музыкального .материала изучаемых эпох; формирование навыков грамотного исполнения программных движений их структуру и ритмическую раскладку, замечать ошибки в исполнении других; формирование умений: свободно и естественно держать корпус, голову в позах парного танца, естественно легко переводить руки. Передавать в фарандоле - легкость, четкость рисунка, в менуэте - торжественность, в мазурке - чистоту исполнения движения; расширяется представления о графическом рисунке танца. ФАРАНДОЛА (XVI век): - положение в паре; - положение в цепи; - положение на сценической площадке («улитка», «мосты». «лабиринт», «шеренга»); - изучение основного хода; - поклон века. МЕНУЭТ (XVII век): - положение в парах; - положение на сценической площадке (первенство короля); - основной шаг па-менуэт; - второй шаг па-менуэт; - па-менуэт вправо-влево; - балансе; - па – грав; - баланс менуэт; - реверанс в поклон XVII века. СКОРЫЙ МЕНУЭТ (ХVII век): - положение в парах; - построение на сценической площадке; - основной ход шассе; - па-меню; - па-жете; - поза аттитюд; - реверанс XVIII века. ГАВОТ (XVIII век): - положение в парах; - положение на сценической площадке; - па де буре; - па глиссад: - балансе - менуэт; - антршакатр; - поворот су теню; - реверанс. МАЗУРКА (XIX век): - положение пар на сценической площадке; - первый основной ход- па геля; - второй основной ход- па курю; - поворот на месте; - хромой шаг; - голубец; - па купе; - поклон XIX века. 6 класс (4 год обучения) На четвертом году обучения в задачи входит изучение вальса во всех его вариантах. Формирование умений передавать в вальсе плавность. Знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую раскладку, грамотно исполнять выученные движения, соблюдая синхронность в парах. Передавать элегантность в медленном - положение в паре; контрастность характера в вальсе-мазурке, торжественность в вальсе-гавоте - построение пар на сценической площадке; плавность в сочетании с четкостью и остротой - вальсовые повороты вправо-влево; па де буре. ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС: - положение в паре; - построение пар на сценической площадке; - изучение основного хода (вальсовые повороты вправо-влево по III позиции); - па - балансе (из стороны в сторону. вперед-назад); - вальсовая дорожка; - поклон. МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС: - положение в паре; - построение пар на сценической площадке; - вальс по VI позиции (повороты вправо, повороты влево); - закрытая перемена; - открытая перемена; - правый спин-поворот; - синкопированное шассе; - виске назад; - поклон. ВАЛЬС-ГАВОТ: - положение в паре; - построение пар на сценической площадке; - основной ход гавота (шаги в сочетании с шагом купе); - балансе менуэт; - поклон гавота; - вальсовые повороты вправо-влево; - па балансе; - вальсовая дорожка. ВАЛЬС- МАЗУРКА: - положение в паре; - построение пар на сценической площадке; - вальсовые повороты вправо-влево; - па де буре; - голубец; - шаг глиссад; - па балансе; - простой ключ: поклон. 7 класс (5 год обучения) В четвертый год обучения в задачи входит формирование умения свободно ориентироваться в танцевальной музыке и анализировать ее; формирование навыков грамотно исполнять программные танцы (умение свободно координировать движение рук, ног, головы, корпуса, владеть сценической площадкой и ансамблевой техникой, музыкально и выразительно исполнять); знание исполнительских средств выразительности; умение анализировать исполнение танцев; умение передавать манеру исполнения танцев латиноамериканской группы. ЧА-ЧА-ЧА: - положение в паре; - построение пар на сценической площадке; - основной ход (вперед-назад); - поворот вправо-влево; - «раскрытие»; - нью - йоркер; - веер; - алемана; - кручение; - спираль; - кубинский брейк. САМБО: - положение в паре и соединение рук; - построение на сценической площадке; - пружинящее движение по позиции; - виске; - самбо - ход (вперед- боковой); - соло - поворот; - бото – фого; - самбо - поворот влсво; - контр - боте - фого. ДЖАЙВ: - положение в паре и соединения рук; - построение на сценической площадке; - основной ход по одному и в паре; - раскрытие и закрытие (арка-петля); - повороты в паре; - переходы. РОК - Н - РОЛЛ: - положение в паре и соединения рук; - построение на сценической площадке; - изучение основного хода; - изучение трюковой части в парах; - повороты в парах; - переходы в парах; - положение в паре. 4. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Васильева-Рождественская М.В. «Историко-бытовой танец», - М. «Искусство», 1969 г. 2. Стригонева В.М., Уральская В.И. «Современный бальный танец», М. «Просвещение», 1977 г. 3. Иваневский Н.П «Бальный танец XVI - XIX веков», М.-Л. «Искусство», 1948 г. 4. Журнал «Балет» № 1-2, 1995 г., стр. 62-64, «Современный Джаз - танец в Европе». 5. Боттомер П. Учимся танцевать. – М., 2001. 6. И. Воронина. Историко-бытовой танец. – М., 1980. 7. В.Ю. Никитин. Джаз-модерн танец. – М., 1998. |