Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации19.05.2014
Размер1.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Автор-составитель:

Гордеева Людмила Павловна, к.пед.н., доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного

транспорта составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с целевыми установками и государственными требованиями квалификационной подготовки инженера по специальности 190701.65 Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин инженерных специальностей и является обязательной для изучения. Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ. Протокол №4 от 01.07.2011.

Содержание



Рабочая учебная программа по дисциплине ………………………………..

4

Конспект лекций по дисциплине ……………………………………………

13

Методические указания студентам ………………………………………….

91

Методические указания преподавателям ……………………………………

92

Вопросы для зачета по дисциплине …………………………………………

93

Вопросы для дифференцированного зачета по дисциплине ……………...

94





ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
"История железнодорожного транспорта" является предшествующей дисциплиной для исторических и социально-гуманитарных дисциплин, а также дисциплин профессионального научно-инженерного цикла.

Целями изучения дисциплины являются развитие навыков исторического анализа создания, основных тенденций развития мирового и российского железнодорожного транспорта, формирование целостного взгляда на историю железнодорожного транспорта.

Задачами дисциплины являются изучение истории развития мирового и российского железнодорожного транспорта, его технических средств, изучение отечественного опыта, патриотических, трудовых, научно-технических традиций поколений российских железнодорожников, воспитание профессиональной гордости специалиста железнодорожного транспорта.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать историю создания и развитие железных дорог за рубежом и в России, развитие технических средств и технологий на железнодорожном транспорте; уметь понять роль железнодорожного транспорта в различные исторические периоды; владеть основами анализа, способностью к пониманию и объективной оценки проблем и достижений железнодорожного транспорта
Содержание дисциплины
Введение. Предмет и содержание курса, обзор литературы. Значение изучения истории железнодорожного транспорта в подготовке специалистов железнодорожной отрасли.

Раздел 1

История зарождения железнодорожного транспорта

2.1.1. Исторические и экономические предпосылки возникновения железных дорог. Развитие промышленности в конце ХУШ -начале XIX вв. Технические предпосылки создания железнодорожного транспорта: колесо с ребордой (Джессоп), металлические рельсы (Р.Рейнольдс), паровой двигатель (Дж.Уатт). Создание первого паровоза (Р.Тревитик, 1803 г.).

2.1.2. Вклад Дж.Стефенсона в создание железнодорожного транспорта. Строительство первой железнодорожной линии Стоктон-Дарлингтон (1825 г.).

2.1.3. Этап начального развития железных дорог (1825-1860 гг.). История строительства первых железных дорог в мире, их распространения на все континенты. Создание технических средств железнодорожного транспорта.

Раздел 2

Развитие железных дорог мира во второй половине ХIХ-ХХI вв.
2.2.1. Основные тенденции железнодорожного строительства. Изменение роли железных дорог в различные исторические периоды. Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт в военное время.

2.2.2. Международные железнодорожные организации (Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК), Международный союз железных дорог (МСЖД), Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и др.) Транспортные органы Организации Объединенных Наций.

2.2.3. Новое направление в развитии современного железнодорожного транспорта - высокоскоростные железные дороги. Строительство трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей. Реформирование железных дорог мира в конце XX в.

Раздел 3

Развитие технических средств

железнодорожного транспорта в Х1Х-ХХI вв.

2.3.1. Локомотивы. Эволюция паровозов, увеличение энергетической мощности паровозов. Основные типы грузовых паровозов (трехосные, 0-3-0, "Микадо", серий "ФД", "С", сочлененные типа "Маллет" и др.). Создание двигателя внутреннего сгорания (дизель), развитие тепловозов, газотурбовозы. Электрификация железных дорог, электровозы, электропоезда. Локомотивное хозяйство.

2.3.2. Вагоны. Развитие пассажирских вагонов. Грузовое вагоностроение: повышение грузоподъемности, приспособление конструкций вагонов к перевозкам различных видов грузов.

2.3.3. Развитие железнодорожных тормозов: ручное торможение, механические, автоматические тормоза. Сцепные приборы: от ручной винтовой стяжки - к автосцепке.

2.3.4. Железнодорожный путь в ХIХ-ХХI вв. Выбор ширины железнодорожной рельсовой колеи в разных странах. Рельсы и шпалы. Стрелочный перевод. Искусственные сооружения: железнодорожные мосты, тоннели, переправы. Станции железных дорог. Этапы развития сортировочных и грузовых станций. Вокзалы, вокзальные комплексы.

2.3.5. Управление движением. Развитие сигнализации, централизации, блокировки. Средства железнодорожной связи: радиотелефонная, спутниковая связь. Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте.

2.3.6. Основные направления и организация научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательские центры железных дорог мира. Испытательные центры.

2.3.7. Перспективная стратегия развития железнодорожного транспорта.

Раздел 4

История развития железнодорожного транспорта

России и Советского Союза

2.4.1. Борьба в 30-40-х годах XIX века по проблемам железнодорожного строительства в России.

Начальный период строительства и эксплуатации железных дорог в России. Проектирование и сооружение первой в стране железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва (1842-1851 гг.). Заслуги в строительстве этой дороги русских инженеров и ученых (П. П. Мельников, Н. О. Крафт, Д.И. Журавский и др.).

2.4.2. Расширение строительства железных дорог после реформы 1861 г. в центре страны, на подходах к Уралу, Сибири, Средней Азии, строительство Закаспийской железной дороги. Эксплуатационная работа, развитие паровозостроения, русская школа паровозостроения (Н. П. Петров, А. П. Бородин, Н.Л.Щукин и др.).

2.4.3. Железные дороги на рубеже Х1Х-ХХ вв. Изыскания, строительство, значение Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали. Деятельность по развитию железнодорожной сети С. Ю. Витте. Вклад в развитие железных дорог российских ученых и инженеров Н. А. Белелюбского, С. В. Кербедза, П. Ф. Николаи, Л. Д. Проскурякова и др., руководителей ведомства путей сообщения России. Участие железнодорожников в рабочем, демократическом движениях, революционной борьбе. Железнодорожный транспорт в годы первой мировой войны.

2.4.4. Восстановление железнодорожного транспорта России после разрухи первой мировой и гражданской войн. Индустриальный рывок страны в 1930-е годы, строительство железных дорог, развитие и техническое переоснащение железнодорожного транспорта. Роль железных дорог в решении транспортного обеспечения народного хозяйства и укреплении обороноспособности страны. Вклад в развитие железнодорожных технических средств ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Образцова, Е. О. Патона, Г. П. Передерия и др. Новаторы первых пятилеток.

2.4.5. Железные дороги в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Осуществление перевозок воинских соединений, техники, боеприпасов, других военных грузов, эвакуации населения и крупных предприятий в восточные районы страны. Транспортное обеспечение крупнейших военных операций Красной Армии. Участие железнодорожников в военных действиях (бронепоезда, военно-санитарные поезда). Восстановление разрушенных железных дорог, железнодорожные войска, спецформирования НКПС. Подвиги железнодорожников на полях сражений и в тылу.

2.4.6.Железнодорожный транспорт в послевоенный период.

Развитие железнодорожной сети, строительство Байкало-Амурской магистрали. Техническое перевооружение транспорта, управление движением на основе автоматизированных сис­тем и внедрения вычислительной техники в 60-80-е годы. Производственная и социальная жизнь железнодорожников.

Актуальное значение уроков истории железнодорожного транспорта России и Советского Союза.

Раздел 5

Современные проблемы развития железнодорожного транспорта

в Российской Федерации
2.5.1. Развитие железнодорожного транспорта в условиях кризиса 1990-х годов. Роль и место железнодорожного транспорта в народнохозяйственном комплексе России. Развитие экономических реформ на железнодорожном транспорте, обеспечение стабильности отрасли. Железные дороги РФ как естественная монополия: проблемы и пути разрешения проблем. Социальные проблемы на железнодорожном транспорте.

2.5.2. Взаимодействие железных дорог с субъектами РФ, проблемы сотрудничества российских железных дорог и железных дорог стран-членов СНГ, интеграция железных дорог России в общеевропейскую сеть. Внешнеэкономическая деятельность МПС РФ.

2.5.3. Структурные реформы федерального железнодорожного транспорта (конец 1990-х – начало 2000-х гг.). Основные этапы реформирования железных дорог. Цели и задачи создания ОАО «Российские железные дороги».

2.5.4. Деятельность ОАО «РЖД». Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

Раздел 6

История уставов железных дорог России

2.5.1. Создание первого в России Устава железных дорог, введение Устава в действие (1885 г). Правила технической эксплуатации железных дорог (1898 г.).

2.5.2. Устав железных дорог РСФСР (1920 г.). Уставы железных дорог СССР (1935, 1964 гг.) - главные юридические документы на железнодорожной сети страны. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ (1993 г.). Транспортный Устав железных дорог РФ (1998 г.).

2.5.3. Федеральные законы в период реформирования железнодорожного транспорта: «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» (2003 г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (2003 г.). Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (2000 г.).

Раздел 7

История транспортных учебных заведений.

ВЗИИТ, РГОТУПС, РОАТ

2.7.1. Роль образования в становлении и развитии железнодорожного транспорта в России. История подготовки специалистов путей сообщения в железнодорожных вузах.

2.7.2. Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта.

2.7.3. РОАТ, Нижегородский филиал МИИТ: история и современность.

ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ


Всего часов - 135

Лекционные занятия – 12 часов

Практические (семинарские) занятия – 8 часов

Самостоятельная работа – 115 часов

Зачет (количество) – 1

Дифференцированный зачет (количество) – 1

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Примерный объем в часах

№ Наименование темы Количество

п/п часов


  1. История зарождения железнодорожного транспорта 1

  2. Развитие железнодорожного транспорта во II половине 1

XIX-XX вв.

3 Развитие технических средств железнодорожного 2

транспорта в XIX – XX вв.

  1. История развития железнодорожного транспорта России 2

и Советского Союза

  1. Современные проблемы развития железнодорожного 2

транспорта в Российской Федерации

6 История уставов железных дорог России 2

7 История транспортных учебных заведений. ВЗИИТ, 2

РГОТУПС, РОАТ

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Примерный объем в часах

№ Наименование темы Количество

п/п часов


  1. Основные этапы развития мирового железнодорожного 6

транспорта

  1. Железнодорожный транспорт в военное время. Развитие 5

службы военных сообщений и железнодорожных войск

  1. Железные дороги Европы, Америки, Азии: прошлое и 5

настоящее

  1. Международные железнодорожные организации: история, 5

современное сотрудничество

  1. Создание и развитие технических средств и технологий 6

железнодорожного транспорта

  1. Научно-исследовательская деятельность, современные 4

технологии в железнодорожной отрасли

  1. Роль Российского государства в развитии железнодорожного 5

транспорта. Вклад российских ученых и инженеров создание

технических средств железнодорожной отрасли

  1. Отечественный железнодорожный транспорт в 1920-е – 30-е 5

годы

  1. Железные дороги в годы Великой Отечественной войны. 4

Вклад железнодорожников в Победу

  1. Структурные реформы на железнодорожном транспорте 4

России в начале 2000-х гг. Деятельность ОАО «РЖД»

  1. Горьковская железная дорога. История создания и 5

развития

12 История РОАТ, Нижегородского филиала МИИТ 4

13 Транспортная печать. Библиотеки и музеи 5

железнодорожного транспорта
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

(СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Примерный объем в часах

№ Наименование темы Количество

п/п часов


  1. Основные этапы развития мирового железнодорожного 4

транспорта. Зарождение железнодорожного транспорта,

Этап начального развития железных дорог. Бурное

Развитие железнодорожного транспорта во II половине

XIX в. - начале XX в. Развитие железных дорог как

основного вида сухопутного транспорта между мировыми

войнами. Особенности работы железных дорог в 1950-е –

70-е гг. Мировой железнодорожный транспорт в

современный период (1980-е гг. – настоящее время).



  1. Роль Российского государства в развитии 2

железнодорожного транспорта во II половине XIX в.

Борьба в 30 – 40-х годах IXIX века по проблемам железнодорожного строительства в России. Эпоха крупномасштабного строительства – эпоха

«железнодорожной лихорадки». Становление

железнодорожного транспорта как основного вида

транспорта в России.

  1. Отечественный железнодорожный транспорт в 2

советский период. Железные дороги в

восстановительный период и годы индустриализации.

Роль железных дорог в годы Великой Отечественной

войны. Послевоенная реконструкция и дальнейшее

развитие железнодорожного транспорта в СССР.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск