Скачать 1.5 Mb.
|
Автор-составитель: Гордеева Людмила Павловна, к.пед.н., доцент Учебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного транспорта составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с целевыми установками и государственными требованиями квалификационной подготовки инженера по специальности 190701.65 Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин инженерных специальностей и является обязательной для изучения. Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ. Протокол №4 от 01.07.2011. Содержание
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "История железнодорожного транспорта" является предшествующей дисциплиной для исторических и социально-гуманитарных дисциплин, а также дисциплин профессионального научно-инженерного цикла. Целями изучения дисциплины являются развитие навыков исторического анализа создания, основных тенденций развития мирового и российского железнодорожного транспорта, формирование целостного взгляда на историю железнодорожного транспорта. Задачами дисциплины являются изучение истории развития мирового и российского железнодорожного транспорта, его технических средств, изучение отечественного опыта, патриотических, трудовых, научно-технических традиций поколений российских железнодорожников, воспитание профессиональной гордости специалиста железнодорожного транспорта. В результате изучения дисциплины студенты должны знать историю создания и развитие железных дорог за рубежом и в России, развитие технических средств и технологий на железнодорожном транспорте; уметь понять роль железнодорожного транспорта в различные исторические периоды; владеть основами анализа, способностью к пониманию и объективной оценки проблем и достижений железнодорожного транспорта Содержание дисциплины Введение. Предмет и содержание курса, обзор литературы. Значение изучения истории железнодорожного транспорта в подготовке специалистов железнодорожной отрасли. Раздел 1 История зарождения железнодорожного транспорта 2.1.1. Исторические и экономические предпосылки возникновения железных дорог. Развитие промышленности в конце ХУШ -начале XIX вв. Технические предпосылки создания железнодорожного транспорта: колесо с ребордой (Джессоп), металлические рельсы (Р.Рейнольдс), паровой двигатель (Дж.Уатт). Создание первого паровоза (Р.Тревитик, 1803 г.). 2.1.2. Вклад Дж.Стефенсона в создание железнодорожного транспорта. Строительство первой железнодорожной линии Стоктон-Дарлингтон (1825 г.). 2.1.3. Этап начального развития железных дорог (1825-1860 гг.). История строительства первых железных дорог в мире, их распространения на все континенты. Создание технических средств железнодорожного транспорта. Раздел 2 Развитие железных дорог мира во второй половине ХIХ-ХХI вв. 2.2.1. Основные тенденции железнодорожного строительства. Изменение роли железных дорог в различные исторические периоды. Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт в военное время. 2.2.2. Международные железнодорожные организации (Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК), Международный союз железных дорог (МСЖД), Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и др.) Транспортные органы Организации Объединенных Наций. 2.2.3. Новое направление в развитии современного железнодорожного транспорта - высокоскоростные железные дороги. Строительство трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей. Реформирование железных дорог мира в конце XX в. Раздел 3 Развитие технических средств железнодорожного транспорта в Х1Х-ХХI вв. 2.3.1. Локомотивы. Эволюция паровозов, увеличение энергетической мощности паровозов. Основные типы грузовых паровозов (трехосные, 0-3-0, "Микадо", серий "ФД", "С", сочлененные типа "Маллет" и др.). Создание двигателя внутреннего сгорания (дизель), развитие тепловозов, газотурбовозы. Электрификация железных дорог, электровозы, электропоезда. Локомотивное хозяйство. 2.3.2. Вагоны. Развитие пассажирских вагонов. Грузовое вагоностроение: повышение грузоподъемности, приспособление конструкций вагонов к перевозкам различных видов грузов. 2.3.3. Развитие железнодорожных тормозов: ручное торможение, механические, автоматические тормоза. Сцепные приборы: от ручной винтовой стяжки - к автосцепке. 2.3.4. Железнодорожный путь в ХIХ-ХХI вв. Выбор ширины железнодорожной рельсовой колеи в разных странах. Рельсы и шпалы. Стрелочный перевод. Искусственные сооружения: железнодорожные мосты, тоннели, переправы. Станции железных дорог. Этапы развития сортировочных и грузовых станций. Вокзалы, вокзальные комплексы. 2.3.5. Управление движением. Развитие сигнализации, централизации, блокировки. Средства железнодорожной связи: радиотелефонная, спутниковая связь. Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте. 2.3.6. Основные направления и организация научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательские центры железных дорог мира. Испытательные центры. 2.3.7. Перспективная стратегия развития железнодорожного транспорта. Раздел 4 История развития железнодорожного транспорта России и Советского Союза 2.4.1. Борьба в 30-40-х годах XIX века по проблемам железнодорожного строительства в России. Начальный период строительства и эксплуатации железных дорог в России. Проектирование и сооружение первой в стране железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва (1842-1851 гг.). Заслуги в строительстве этой дороги русских инженеров и ученых (П. П. Мельников, Н. О. Крафт, Д.И. Журавский и др.). 2.4.2. Расширение строительства железных дорог после реформы 1861 г. в центре страны, на подходах к Уралу, Сибири, Средней Азии, строительство Закаспийской железной дороги. Эксплуатационная работа, развитие паровозостроения, русская школа паровозостроения (Н. П. Петров, А. П. Бородин, Н.Л.Щукин и др.). 2.4.3. Железные дороги на рубеже Х1Х-ХХ вв. Изыскания, строительство, значение Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали. Деятельность по развитию железнодорожной сети С. Ю. Витте. Вклад в развитие железных дорог российских ученых и инженеров Н. А. Белелюбского, С. В. Кербедза, П. Ф. Николаи, Л. Д. Проскурякова и др., руководителей ведомства путей сообщения России. Участие железнодорожников в рабочем, демократическом движениях, революционной борьбе. Железнодорожный транспорт в годы первой мировой войны. 2.4.4. Восстановление железнодорожного транспорта России после разрухи первой мировой и гражданской войн. Индустриальный рывок страны в 1930-е годы, строительство железных дорог, развитие и техническое переоснащение железнодорожного транспорта. Роль железных дорог в решении транспортного обеспечения народного хозяйства и укреплении обороноспособности страны. Вклад в развитие железнодорожных технических средств ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Образцова, Е. О. Патона, Г. П. Передерия и др. Новаторы первых пятилеток. 2.4.5. Железные дороги в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Осуществление перевозок воинских соединений, техники, боеприпасов, других военных грузов, эвакуации населения и крупных предприятий в восточные районы страны. Транспортное обеспечение крупнейших военных операций Красной Армии. Участие железнодорожников в военных действиях (бронепоезда, военно-санитарные поезда). Восстановление разрушенных железных дорог, железнодорожные войска, спецформирования НКПС. Подвиги железнодорожников на полях сражений и в тылу. 2.4.6.Железнодорожный транспорт в послевоенный период. Развитие железнодорожной сети, строительство Байкало-Амурской магистрали. Техническое перевооружение транспорта, управление движением на основе автоматизированных систем и внедрения вычислительной техники в 60-80-е годы. Производственная и социальная жизнь железнодорожников. Актуальное значение уроков истории железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Раздел 5 Современные проблемы развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации 2.5.1. Развитие железнодорожного транспорта в условиях кризиса 1990-х годов. Роль и место железнодорожного транспорта в народнохозяйственном комплексе России. Развитие экономических реформ на железнодорожном транспорте, обеспечение стабильности отрасли. Железные дороги РФ как естественная монополия: проблемы и пути разрешения проблем. Социальные проблемы на железнодорожном транспорте. 2.5.2. Взаимодействие железных дорог с субъектами РФ, проблемы сотрудничества российских железных дорог и железных дорог стран-членов СНГ, интеграция железных дорог России в общеевропейскую сеть. Внешнеэкономическая деятельность МПС РФ. 2.5.3. Структурные реформы федерального железнодорожного транспорта (конец 1990-х – начало 2000-х гг.). Основные этапы реформирования железных дорог. Цели и задачи создания ОАО «Российские железные дороги». 2.5.4. Деятельность ОАО «РЖД». Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Раздел 6 История уставов железных дорог России 2.5.1. Создание первого в России Устава железных дорог, введение Устава в действие (1885 г). Правила технической эксплуатации железных дорог (1898 г.). 2.5.2. Устав железных дорог РСФСР (1920 г.). Уставы железных дорог СССР (1935, 1964 гг.) - главные юридические документы на железнодорожной сети страны. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ (1993 г.). Транспортный Устав железных дорог РФ (1998 г.). 2.5.3. Федеральные законы в период реформирования железнодорожного транспорта: «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» (2003 г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (2003 г.). Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (2000 г.). Раздел 7 История транспортных учебных заведений. ВЗИИТ, РГОТУПС, РОАТ 2.7.1. Роль образования в становлении и развитии железнодорожного транспорта в России. История подготовки специалистов путей сообщения в железнодорожных вузах. 2.7.2. Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта. 2.7.3. РОАТ, Нижегородский филиал МИИТ: история и современность. ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ Всего часов - 135 Лекционные занятия – 12 часов Практические (семинарские) занятия – 8 часов Самостоятельная работа – 115 часов Зачет (количество) – 1 Дифференцированный зачет (количество) – 1 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Примерный объем в часах № Наименование темы Количество п/п часов
XIX-XX вв. 3 Развитие технических средств железнодорожного 2 транспорта в XIX – XX вв.
и Советского Союза
транспорта в Российской Федерации 6 История уставов железных дорог России 2 7 История транспортных учебных заведений. ВЗИИТ, 2 РГОТУПС, РОАТ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ Примерный объем в часах № Наименование темы Количество п/п часов
транспорта
службы военных сообщений и железнодорожных войск
настоящее
современное сотрудничество
железнодорожного транспорта
технологии в железнодорожной отрасли
транспорта. Вклад российских ученых и инженеров создание технических средств железнодорожной отрасли
годы
Вклад железнодорожников в Победу
России в начале 2000-х гг. Деятельность ОАО «РЖД»
развития 12 История РОАТ, Нижегородского филиала МИИТ 4 13 Транспортная печать. Библиотеки и музеи 5 железнодорожного транспорта ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ Примерный объем в часах № Наименование темы Количество п/п часов
транспорта. Зарождение железнодорожного транспорта, Этап начального развития железных дорог. Бурное Развитие железнодорожного транспорта во II половине XIX в. - начале XX в. Развитие железных дорог как основного вида сухопутного транспорта между мировыми войнами. Особенности работы железных дорог в 1950-е – 70-е гг. Мировой железнодорожный транспорт в современный период (1980-е гг. – настоящее время).
железнодорожного транспорта во II половине XIX в. Борьба в 30 – 40-х годах IXIX века по проблемам железнодорожного строительства в России. Эпоха крупномасштабного строительства – эпоха «железнодорожной лихорадки». Становление железнодорожного транспорта как основного вида транспорта в России.
советский период. Железные дороги в восстановительный период и годы индустриализации. Роль железных дорог в годы Великой Отечественной войны. Послевоенная реконструкция и дальнейшее развитие железнодорожного транспорта в СССР. |