Скачать 0.6 Mb.
|
Рабочая учебная программа по истории для 7 класса Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории, состоящая из двух курсов: «Новая история (1500-1800гг.)» и «История России XYII-XYIII века», предназначена для учащихся 7 класса основной общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования. Она составлена на основе Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования РФ, а также авторских программ А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной «Новая история» и А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. 6-9кл.» (М.: «Просвещение», 2011.) без изменений и дополнений. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года. Направленность программы: общеобразовательная. Уровень изучения учебного материала: базовый. Срок реализации программы 1 год. Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Последовательность изучения курсов:
Основная цель курса: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, стран Европы и Америки и традиционных обществ в период новой истории. Задачи курса: -сформировать представление об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире с конца XV до начала ХХ века, о понятии Нового времени и его периодизации, о важнейших достижениях русской и мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; -показать наиболее яркие личности мира и России и их роль в истории и культуре; -охарактеризовать зарождение и развитие капитализма, правовых государств, гражданского общества; -раскрыть на конкретном материале положение о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным (последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм). При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по всеобщей истории и истории своей Родины. Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:
-характеризовать источник (вид источника, автор, название, книги, время создания); -по плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них опосредованную информацию; -делать выводы; -ставить к источнику продуктивные вопросы; -оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.
-объяснять место темы параграфа в главе, разделе учебника; -оценивать полноту раскрытия содержания темы в параграфе; -самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа повествовательного или описательного характера, используя все информационные возможности учебника, и систематизировать сведения; -самостоятельно выделять все основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения.
-относить памятники культуры к определенному стилю (жанру); -соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными.
-различать и показывать географические объекты, связанные с изучением экономических, социально-политических вопросов истории стран; -определять на основе сопоставления карт различных периодов изменения в хозяйственной и социально-политичсекой жизни страны; -наносить на контурную карту ход исторического события по его описанию в учебнике, создавая условные обозначения к карте; -устанавливать связи между географическим положением страны и ее экономическими, социальными и политическими факторами (условиями) развития.
-давать развернутый ответ на вопрос в объеме параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним; -владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями; -рецензировать сообщения одноклассников.
-делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты; -составлять развернутый план параграфа или адаптированного исторического текста.
-называть хронологические рамки исторических процессов, выделять основные даты для прочного усвоения; -определять синхронность событий и явлений в разных странах; -определять этапы событий.
-различать явления экономической, политической, социальной и культурной жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя; -с опорой на типовые памятки анализировать явления жизни страны, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах страны; -сравнивать деятельность лиц, исторические события на основе самостоятельно выделенных линий сравнения; -относить новые факты и явления к известному понятию; давать оценку фактов, явлений прошлого; -выражать отношение к деятельности людей в прошлом с позиции духовных ценностей общества в изучаемую эпоху; -высказывать суждения о важности научного исторического познания.
-готовить сообщение на основе источников разных видов; -выполнять художественно-творческие задания; -участвовать в ролевых исторических играх-импровизациях, в проектной деятельности. Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Программа курса «Новая история» охватывает период с 1500-1800 гг., с периода начала Великих географических открытий до периода Великой Французской буржуазной революции. Задача курса - показать пути развития европейского общества от Средневековья через Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения, революции к парламентской демократии и реформам. Основное содержание курса составляет процесс развития общества в период раннего Нового времени: кризис традиционного общества, появление первых ростков зарождающегося индустриального общества, сосуществование и противоречия старого и Нового, их различия и, главное, человек Нового времени. В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Цель преподавания курса «Истории России XVII-XYIII веков»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими. Межпредметные связи осуществляются с курсами литературы, изобразительного искусства, математики. Данная рабочая программа обеспечена УМК, в который входит:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Ведущие форма, методы, технологии обучения При организации образовательного процесса должны использоваться следующие педтехнологии: • личностно-ориентированное обучение, направленное на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; • развивающее обучение, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников; • объяснительно-иллюстративное обучение, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных знаний; • учебно-игровая деятельность. Главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты). Среди форм организации учебного процесса целесообразно использовать: решение и составление познавательных задач, рассказ по рисунку, историческое сочинение, характеристика исторического деятеля по памятке, составление и разгадывания кроссвордов, ролевые и интеллектуальные игры, викторины и конкурсы, конкурс рисунков, подготовка сообщений, работа с документами и др. В процессе организации учебного времени предполагается как индивидуальная, так и работа в парах и в группе. Методы организации и осуществления образовательной деятельности -методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения, практических действий, -словесные методы: рассказ, лекция, беседа, чтение, анализ документов, -наглядные методы: иллюстрации, показ плакатов, репродукций, фото, схемы, таблицы, -практические методы: работа с учебной книгой, атласом, контурной картой, -методы учебной работы под руководством учителя, -методы самостоятельной работы учащихся, -методы стимулирования мотивации учебной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, опора на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха, -методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости, долга: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение. Формы контроля:
Обязательный минимум содержания (стандарт) ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ История Нового времени Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений. Колониальные захваты1. Начало процесса модернизации в Европе XVI-XVII вв. Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М.Лютер. Ж.Кальвин. И.Лойола. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. Нидерландская и английская буржуазные революции. Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения. Война за независимость и образование США. Великая французская революция. ИСТОРИЯ РОССИИ Российское государство во второй половине XV – XVII вв. Смутное время. Установление крепостного права. Прекращение династии Рюриковичей. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Развитие торговых связей. Мануфактуры. Приказная система. Отмена местничества. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Завершение присоединения Сибири. |