Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 128.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.05.2014
Размер128.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Першукова Аурелия Станиславовна, преподаватель истории и обществознания ГБПОУ «Курганский техникум строительных технологий и городского хозяйства»
Тема урока: Репрессии. Боль и трагедия народа.
Цель: создание условий для развития познавательной активности, критического мышления, самостоятельности в оценке исторических событий.
Задачи:

  • Способствовать пониманию репрессий как величайшей общенациональной трагедии в истории страны;

  • Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания о сталинских репрессиях, их масштабах, направленности на различные слои общества, конкретизировать информацию привлекая факты из истории Уральского округа и города Кургана;

  • Формировать чувство протеста против любого вида насилия над личностью, способствовать осознанной мотивации обучающихся к выбору общечеловеческих ценностей как приоритетных;

  • Продолжить развитие навыков управлять своей познавательной деятельностью, критически подходить к отбору информации, преобразовывать ее, сохранять, презентовать с помощью технических средств и информационных технологий;

  • Вырабатывать у детей навыки монологической и диалогической речи, работая с документами как источниками информации.


Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма организации урока: групповая.
Методы и технологии обучения: поисковой; оценки исторических процессов и явлений; локализации исторических событий в пространстве и времени.

Оборудование: компьютер, проектор с экраном, презентации групп, карточки с названиями групп, рабочие листы.
Предварительная работа: организуются группы «историков», «краеведов», «документоведы»,«архивариусов», которые получают задания творческого и практического характера (пользуясь интернет ресурсами найти необходимую информацию критически ее осмыслить и подготовить презентацию).
Ход урока.

Оргмомент

Обучающиеся занимают места в соответствии с названием группы: «Историки», «Краеведы», «Документоведы». Каждый обучающийся получает рабочий лист с вопросами, который заполняется по ходу урока.

(Приложение 1)
Слайд 1.

Слово учителя.

Откройте ваши сердца, приготовьтесь услышать, увидеть, понять, почувствовать, принять.

Над миром бушует войны суховей,

Тревожа страну мою воем гнусавым,

Но мне, заключенному в каменный саван,

Не быть в этот миг средь ее сыновей…

Но я не корю тебя, Родина – мать.

Я знаю, что, только в сынах разуверясь,

Могла ты поверить в подобную ересь

И песню мою, как шпагу, сломать.

Шагай, моя песня, в знаменном строю,

Не плачь, что так мало с тобой мы пожили.

Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже ли

Отчизна заметит ошибку свою.

- Это стихотворение Бруно Ясенского. Опишите политический режим в обществе, в котором могло появиться такое стихотворение. В какое время в России могло возникнуть это стихотворение?

- Вам, новому поколению, нужно понять и осмыслить явления, отголоски которых находят место и сегодня. В ваших руках будущее и вы в ответе за то, чтобы наша страна была свободной, демократической, открытой, а народ ее никогда бы не знал ужасы массовых репрессий, государственного террора.

Перелистаем страшные страницы истории политических репрессий 20-30-х годов 20 века в СССР.

- Что такое репрессии? С чего началось это страшное время, когда сердце каждого советского человека замирало от слова «арест»?

Одним из них был советский поэт Анатолий Жигулин. Вот строки из его стихотворения:

Как случилось такое,

Понять не могу,

Я иду под конвоем,

Увязая в снегу.

Не в неволе немецкой,

Не по черной золе.

Я иду по советской,

По любимой земле.
Слайд 2.

Слово «Историкам»:

«Репрессия-наказание, карательная мера, применяемая государственными органами». (С.И. Ожегова. Словарь русского языка)

Политические репрессии, согласно Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 – это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов, такие как лишение жизни и свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрическое учреждение, высылка, ссылка, лишение гражданства, лишение прав и свобод лиц, которые были признаны опасными или неблагонадёжными по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.
Слайд 4.

Начало репрессий. Массовые репрессии начались в 1917 году с приходом большевиков к власти во главе с В.И. Лениным и установлении диктатуры пролетариата.
Слайд 5.Первый карательный орган. 7 декабря 1917 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) для «борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. Её возглавил Ф. Э. Дзержинский.

Данные ВЧК. 1918 г. – расстреляно 3,5 тыс. чел.1919 г. – расстреляно 4,5 тыс. чел.1920 г. – расстреляно 5 тыс. чел.1921 г. – расстреляно 8 тыс. чел.
Слайд 6. Кронштадтское восстание. Первые жестокие расправы.
Слайд 7. Коллективизация. В ноябре 1929 г. И. В. Сталин выступил со статьей «Год великого перелома».
Слайд 8. Коллективизация сопровождалась раскулачиванием. Предоставим слово нашим документалистам
Слайд 9. Явление ГУЛАГа. 10 июня 1934 согласно Постановлению ЦИК СССР при образовании нового союзно-республиканского НКВД в его составе было образовано Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ).

В 1930-е гг. в составе ГУЛАГа НКВД СССР функционировало 42 лагеря. В лагерях отбывало наказание 1 307 912 заключенных.
Слайд 10. Статистика узников лагерей ГУЛАГа на 30-е гг. Прибыло 884 811 человек, убыло 709 325 человек, в том числе освобождено 364 437 человек, переведено в другие места заключения 258 523, умерло 25 376, бежало 58 264.
Слайд 11. Репрессии 1936 – 1938 гг. Глубинной предпосылкой массовых репрессии 1936 – 1938 гг. были противоречия, возникшие в ходе социалистической модернизации.

Слайд 12. Чистка рядов Красной Армии.

Только в высшем руководстве армии были уничтожены:из 5 маршалов – 3;из 5 командармов I ранга – 3;из 10 командармов II ранга – 10;из 57 командиров корпусов – 50;из 186 комдивов – 154;из 16 армейских комиссаров I и II ранга – 16;из 64 дивизионных комиссаров – 58;из 456 командиров полков – 401.-12 командармов 2 ранга - 12; - 15 комиссаров 2 ранга - 15; - 67 командиров корпусов - 60; - 28 корпусных комиссаров - 25; - 199 командиров дивизий - 136; - 97 дивизионных комиссаров - 79; - 397 командиров бригад - 221; - 36 бригадных комиссаров - 34.-2 армейских комиссара первого ранга - 2; - 2 флагмана флота 1 ранга - 2; - 2 флагмана флота 2 ранга - 2; - 6 флагманов 1 ранга - 6; - 15 флагманов 2 ранга - девять; - 4 командарма 1 ранга - 2; - 5 Маршалов Советского Союза - 3 (Тухачевский, Егоров, Блюхер).

За предвоенный период было приговорено Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3777380 человек, в том числе к высшей мере наказания 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже - 2 369 220 человек, к ссылке и высылке-765180 человек. Из общего числа репрессированных только 877 000 осуждены судами, военными трибуналами, Спецколлегией и Военной коллегией. Судьба остальных около 2 900 000 человек - решалась внесудебным порядком - Коллегией ОГПУ, тройками НКВД и Особым совещанием.
Слайд 13. Виток послевоенных репрессии. На 1946-1949 гг. пришелся новый пик репрессий. Официально это объяснялось наказанием изменников и послевоенным взлетом преступности.
Слайд 14. XX съезд КПСС – завершающий этап репрессии. Завершающим этапом массовых репрессий в стране стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На этом съезде Н. С. Хрущев выступил с докладом «О преодолении культа личности и его последствий», в котором осудил как преступные многие деяния сталинского режима.

В 18.10.1991году вступил в силу Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»
Учитель. Устанавливать поклонные кресты - старая традиция на Руси. Первый такой крест появился более тысячи лет назад на Киевских горах. Сейчас слово нашим краеведам. Они расскажут о памятных местах в нашем регионе, связанных с этими страшными событиями.
Краевед 1.

Слайд 15. Памятник жертвам политических репрессий под Екатеринбургом

До перестройки, никто даже не догадывался, что на небольшой поляне близ Московского тракта под Екатеринбургом покоятся многие-многие тысячи тел безвинно загубленных в 1930-е годы людей.

Первые сведения об этом трагическом месте появились в прессе в 1989 году. В частности, выяснилось, что в 1967 году при строительстве спортивной базы «Динамо» строители наткнулись в нескольких местах на захоронения людей. Множество человеческих останков лежало друг на друге. У всех в черепе были отверстия от пуль. О находке сообщили тогдашнему начальнику УВД Свердловской области Еремину. Но тот лишь приказал закопать все обратно и забыть о происшествии, пригрозив невольным свидетелям в случае распространения информации расстрелом.

Чуть позже в 1989 году нашлись свидетели того, как происходили сами захоронения жертв сталинских репрессий. Двое охранников, стороживших в 1930-х годах территорию захоронений, рассказали, что рвы были расположены рядами. Каждый ров был 45 метров в длину, 4 метра в ширину и по 2 метра в глубину. Тела безвинных жертв сталинского террора массово свозили сюда по ночам в грузовиках и скидывали в яму.

После большого количества публикаций в прессе в 1990 году прокуратура произвела частичную эксгумацию одного из захоронений около Ново-Московского тракта. С одного только квадратного метра были извлечены останки 31 человека…

Органам НКВД в то время спускали «сверху» план по расстрелам. В Свердловской области сталинский план перевыполнили… Ни в чем не повинных людей арестовывали, пытали, предъявляли совершенно абсурдные обвинения. В подвалах НКВД на Ленина, 17 только за неполные два года (1937-38 гг.) расстреляли около 20 тысяч (!) человек. Порой за одну ночь расстреливали до 400 человек. Казнили даже известных в городе людей: деятелей науки, искусства, профессоров, видных партийных работников.
Слайд 16. В 1992 году территория массового захоронения площадью в 75 гектар была объявлена Мемориальным комплексом. В 1993 году начались работы по созданию здесь памятника. Торжественное открытие Мемориала состоялось 26 октября 1996 года. Здесь установили многочисленные плиты с фамилиями, инициалами и годами рождения многих тысяч до сих пор покоящихся здесь в земле жертв (перечислено более 18500 человек). По надписям можно увидеть, что тут есть и совсем молодые люди, по большому счету, только начавшие жизнь, есть и женщины.

14 июня 2003 года открыли еще один памятник – безымянным погибшим в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. На территории Мемориала есть небольшой музей.
Краевед 2.

Слайд 17. ЗОЛОТАЯ ГОРА, место захоронения жертв сталинских репрессий на сев. окраине пос. Шершни в Челябинской области. Обнаружено в 1989. Исконное назв. – Лысая гора. В 1843 старателями из Вятки в районе Лысой горы было обнаружено золото, отсюда назв. – Золотая. Вплоть до 1935 здесь велась добыча золота шахтным способом. Затем шахты были закрыты. В 1989 Ю. Л. Герасимов, быв. старатель, сообщил в газ. “Челябинский рабочий” об обнаружении им еще в 1946 человеч. останков в одной из шахт. По инициативе Чел. историко-просветит. правозащитного обва “Мемориал” на З. г. были проведены раскопки. Работу по выяснению истории захоронения вела специально созданная при горисполкоме комиссия 14 июня группа археологов приступила к раскопкам одного из входов в шахту. В теч. лета были извлечены останки 350 чел. Эксперты определили время захоронения – 1936–39. Установить имена погибших не удалось. Всего, по данным КГБ, на Юж. Урале в 1930-е гг. было репрессировано по полит. мотивам 37 041 чел., из них расстреляно – 11 592.
Слайд 18.
Слайд 19. Перезахоронение останков на З. г. состоялось 9 сент. 1989. Ок. 6 тыс. чел. из Чел., Москвы, Кургана, Свердловска, КаменскаУральского, Ростовской обл. приняли участие в траурном митинге. Присутствовали также А. Д. Сахаров с супругой Е. Г. Боннэр, Г. В. Старовойтова, летчик-космонавт Г. Т. Береговой и др. На З. г. был установлен врем. монумент. В 1992 братская могила жертв сталинских репрессий была поставлена на учет в качестве памятника истории к-том по охране ист. и культ. наследия администрации Чел. обл. В районе З. г. на терр. площадью ок. 15 га было обнаружено 11 шахт с останками расстрелянных. В 1994 Гл. управлением архитектуры и градостроительства 32-му микрорайону Чел. в связи с тем, что на его терр. находятся шахтные захоронения 30-х гг., был присвоен статус исторически ценной среды гор. значения. На З. г. предполагается сооружение мемориала жертвам сталинских репрессий.
Краевед 3

Слайд 20. Мемориальный комплекс «Пермь-36». Единственный в России музей истории политических репрессий «Пермь-36» включает в себя сохранившиеся и реконструированные сооружения лагеря (исправительно-трудовой колонии) для политических заключенных, где в годы советской власти содержались в тяжелейших условиях, страдали и погибали диссиденты, инакомыслящие, активные борцы за права человека в Советском Союзе, противники коммунистического режима, поборники национальной независимости порабощенных народов - политики, общественные деятели, писатели, ученые - люди, чьи идеи и усилия способствовали крушению человеконенавистнического режима.
Слайд 21. Комплекс построек лагеря "Пермь-36" является единственным лагерным комплексом эпохи ГУЛАГа (1929-1953), сохранившимся на всем пространстве бывшего СССР.
Краевед 4 Курганская область

Слайд 22. В 2005 году в нашем городе был установлен памятник невинно пострадавшим людям. 

Место могил многих убиенных и замученных людей неизвестно. И памятник этот является символической братской могилой всем жертвам политических репрессий. 
На мемориальный доске, установленной на памятнике, выбиты страшные цифры: в Уральской области (в состав которой входила нынешняя территория нашей области) в годы репрессий пострадали 788 тысяч человек. Из них 363 тысячи детей, женщин, стариков.
Слайд 23.Биографические справки на репрессированных были опубликованы в книге "Осуждены по 58-й... Книга памяти жертв политических репрессий Курганской области"
Слово документоведам. Вот данные о политических репрессиях в Курганской области. За каждой строкой трагедия семьи.

Семья Шушарина Петра Прокопьевича и Агафьи Григорьевны была раскулачена в с. Сухоборском Щучанского района Курганской области и вместе с детьми Иваном, Евдокией, Ольгой, Марией выслана в Серовский район Свердловской области. Не выдержав невыносимо тяжелых условий умерли на спецпоселении отец и мать, сын Иван, дочь Евдокия была осуждена по политической статье, дочери Ольга и Мария были освобождены со спецпоселения в 1940 году.

Семью Буньковых также ждала тяжёлая участь спецпоселенцев. Семена Федоровича арестовали и осудили постановлением тройки ОГПУ по Уралу в 1930 году по ст. 58-11 УК РСФСР с выселением на Север Урала. Его жену с 6 –ю малолетними детьми, самому младшему было 3 года и 60-летнюю мать Марию Петровну зимой 1929 года, вскоре, после ареста главы семьи, выслали из д. Малое Окунево Мишкинского района также на Север. По счастливой случайности в г. Тобольске произошло воссоединение семьи и все они были отправлены на Север Ханты-Мансийского округа в Березовский район. Среди глубоких снегов в тайге спецпоселенцами были выстроены бараки без полов с нарами, без стекол в рамах. Там, в пос. Андра, в суровых условиях Крайнего Севера они трудились в сельскохозяйственной артели.

Кудрявцева (Свердлова) Агриппина Кирилловна написала нам в заявлении: “Я не хочу, чтобы чудовищная несправедливость в отношении меня и нашей семьи отразилась в настоящем и будущем на жизни и судьбе моих детей и внуков.” Трагична была судьба ее семьи: в 1929 году ее отца, Свердлова Кирилла Ивановича раскулачили в д. Красный Яр Шумихинского района и вместе с членами семьи сослали на Север Свердловской области, в тайгу, Агриппине было 10 лет, брату Федору 8 лет. На чужой земле спецпоселенцы, чтобы не умереть от холода вырыли себе землянки, в которых и жили, до ближайшей деревни было 20 км. В 1937году отца, как “участника контрреволюционной организации” арестовали и расстреляли в г. Свердловске, а его дочь Агриппину, высланную в Свердловск, в 1941 году уволили с завода “Уралаппарат”, как дочь врага народа и выслали в г. Пышму.
Слайд 24.

Заключительное слово учителя

Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,

Кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещаньем особым

Был обречён на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями

Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
Вывод: Нельзя забывать о том времени, чтобы подобное не повторилось. Люди не должны чувствовать себя бесправными существами в руках властей, но и сами должны уважать права других граждан и соблюдать законы. Необходимо быть терпимыми, гуманными, цивилизованно решать возникающие проблемы и конфликты.
Итог урока: Время не стоит на месте. На наших глазах совершаются события огромной важности. Истинное их понимание придёт к вам позже. Теперь мы знаем, как пострадали многие люди, в том числе и жители нашего города от авторитарного режима. Постараемся не забыть ничего и не потерять память. Люди, которые делали попытки противостоять тоталитарному режиму – совершили подвиг. И сегодня хочется всем присутствующим сказать огромное спасибо за такой содержательный и поучительный урок, урок жизни.
Литература:

1.Книга памяти жертв политических репрессий в Курганской области в 1917 1987 г.г.. Том 1,2,3. Гриф и К. Тула, 2003.

2.Книга для учителя: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР (Интернет-ресурсы).

3.Хлевнюк О.В. Государственный террор в СССР в 30-е г.г. XX в. Преподавание истории и обществознания в школе, 2003 № 2.

4.История Отечества в документах 1917-1993 г.г. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. М.: ИЛБИ, 1995.

5.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

http://www.defree.ru/publications/p01/p40.htm

http://45.mvd.ru/news/item/774984

http://www.memo.ru/memory/kurgan/index.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск