Скачать 83.49 Kb.
|
План разработки урока. Тема урока: Экспансия с Запада. Александр Невский. Автор: Софонова Людмила Михайловна. Школа: Муниципальное образовательное учреждение Лицей №21. Класс: 6 класс. Продолжительность занятия: 40 минут. Тип урока: Комбинированный. Цели урока:
Задачи урока: Знать понятия:
Уметь:
Основные понятия и термины: меченосец, орден крестоносцев, экспансия, Александр Невский. Использованные материалы:
Оборудование:
Ход урока с названием и подробным описанием каждого этапа урока и указанием его продолжительности:
Вопросы и задание:
Учитель подводит итог проверке домашнего задания и делает Вывод: в XIII веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не единственные враги, на Западе был еще очень опасный для Руси враг.
План изучения нового материала
Вопросы:
Учитель обобщает ответы учащихся и обращает внимание на следующее. Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли. От средины XII до середины XV в.в. новгородцы:
В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217,1223 годах. Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам. Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:
Работа с текстом учебника (с. 106 – 108). Учащиеся знакомятся с героической борьбой народов Прибалтики и русского народа против вторжения немецких, датских и шведских рыцарей и с последствиями этой борьбы для местного населения Прибалтики. Учитель обращает внимание учащихся на то, что начинают зарождаться дружественные связи между русскими и прибалтийскими народами. Остановить вторжение крестоносцев не удалось, создалась угроза Новгороду и Пскову. Проблемный вопрос: Как вы считаете, чье иго (или власть) : крестоносцев или монголо-татар – было более опасно для Руси? (ответ обоснуйте.) 2) Невская битва и Ледовое побоище. ( 10 минут). Рекомендуется ознакомить учащихся с решающими сражениями русского народа со шведскими и немецкими поработителями – Невской битвой (1240 г.) и Ледовым побоищем (1242 г.) Работа с картой:
В 1240 году в устье реки Невы высадился шведский отряд под руководством одного из родственников короля. Согласно другой точке зрения историков, едва ли есть основание видеть в действиях шведов что-то больше, чем обычный грабительский поход. Но его успех мог открыть путь дальнейшим захватническим действиям крестоносцев. Согласно другой точке зрения историков, это был очередной крестовый поход. Его цель – захват пути по Неве. Условия : 2/3 земель – шведскому королю, 1/3 земель – Тевтонскому ордену, десятина с населением – церкви. К походу готовились два года. Это было время, когда русские княжества были разорены монголо-татарским нашествием, Новгород не имел своего постоянного войска. В Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославович (19 лет). Он получил крайне дерзкое послание: « Я уже здесь и пленяю землю твою». Александр сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь с одной дружиной и малочисленными ратниками – новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Дружина князя достигла Невы в короткие сроки. Состоялся военный совет. Враг был довольно близко, следовательно, необходимо было принять правильное решение. Рекомендуется обратить внимание учащихся на карту-схему «Невская битва» (с. 110). Главное – надо было подойти внезапно, за Невой враги вели наблюдение. Было принято решение пройти на лодках по реке Тосне, высадится и лесом подойти к шведскому лагерю неожиданно. Вопросы:
Знакомство с Ледовым побоищем учитель начинает с характеристики военных действий в 1242 году. Работа с картой поможет учащимся проследить путь немецких феодалов в новгородские владения. Учащиеся находят и показывают разрушенные города – Изборг, Псков. Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, защитить Новгородскую землю было некому, так как накануне Александр Невский поссорился с новгородским вече и покинул Новгород, перебравшись в Переяславль. Видя активное усиление немецкой угрозы, новгородское вече вновь пригласило князя на престол. В 1241 году Александр Невский отбил у немцев Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся на запад. Князь Александр Невский стянул свои силы к Чудскому озеру и решил туда заманить рыцарей – на лед Чудского озера. Александр Невский занял позиции на льду Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам. Работа со схемой «Движение войск в Ледовое побоище» (с. 111) и иллюстрацией «Ледовое побоище» - миниатюра из летописи (с.112). Рассказ учителя о ходу сражения в объеме учебника с использованием карты-схемы. Вопросы:
Далее учитель проводит учащихся к следующим рассуждениям:
Вывод (учащиеся читают на с. 112): в результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь шведских и немецких рыцарей. Русь с помощью Александра Невского отстояла свою территорию и православную веру. 3) Александр Невский – политик и военачальник.(5 минут). Рекомендуется показать учащимся репродукцию картины художника П. Корина «Александр Невский», а так же представить книги, написанные об Александре Невском, например, авторов В. Пашуто, Л. Обухова, С. Мосиян, А. Сахаровой, С. Троицкого, А. Митяева и др. (Выставка книг, взятых в библиотеке) Далее учитель знакомит учащихся с фрагментом из сюиты А. Прокофьева «Александр Невский». Можно сказать и о фильме С. Эйзентштейна «Александр Невский». Учащиеся обязательно должны осознать историческое значение деятельности Александра Невского – политика и полководца земли Русской. Александр Невский – это национальный герой. Учитель рассказывает об Александре Невском. В XIII веке было написано житие Александра Невского. Работа с документом (с. 113-114). Петр I приказал перенести мощи Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре. Александр Невский канонизирован, то есть причислен Русской православной церковью к лику святых. Далее целесообразно организовать беседу «Александр Невский – защитник земли Русской»
Вывод : вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на северо-западе. Русские земли в этом районе сохранили свою независимость.
Вопросы и задания:
Домашнее задание : § 13, работать по вопросам и заданиям, Контурная карта № 4, задания 6-7. Приложения:
|