Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.05.2014
Размер78.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Приложение 8

Н. Л. Панина

Новосибирский государственный университет

медиа-представление иллюстрированного Жития Александра невского XVI векаi
Рукописная книга с миниатюрами – чрезвычайно важное явление духовной культуры. Она соединяет в себе изображение и текст — два источника наших знаний о прошлом, источника часто взаимосвязанных, дополняющих и объясняющих друг друга. Связи между ними глубоки, разнообразны и очень важны для правильного прочтения обоих источников. Специфика произведения житийной литературы в иллюстрированной рукописи проявляется ярко и наглядно. Миниатюра отражает как формулы и традиционные пассажи, так и индивидуальные особенности житийного текста.

«Повесть о житии и храбрости святого благоверного князя Александра Невского» занимает в ряду житий особое место: оно соединяет в себе черты как агиографического жанра, так и воинской повести, которые нашли свой отклик в миниатюрах. Литературные приемы, такие, как прославление святого путем сопоставления его с персонажами библейской и античной истории, противопоставление положительного и отрицательного героев и действий подчас определяют и композицию миниатюр.

Создание электронной версии подобного памятника и разработка комплексного справочного сопровождения к ней представляются небезынтересными в первую очередь в контексте преподавания и популяризации истории духовной культуры.

Используя возможности современных информационных технологий и отталкиваясь от цифровой копии, хотелось бы представить иллюстрированное житие как источник знаний о времени его создания, источник сложного состава. Подобная цель представляется достижимой, если цифровая копия рукописи станет ядром определенной информационной системы, задачей которой будет как можно более полное отображение связей между составляющими этого источника — миниатюрой и текстом, а также его, источника, историко-культурных контекстных связей.

Назначение подобного виртуального инфопространства видится в первую очередь образовательным. В такой поддержке может возникнуть необходимость у преподавателя практически любой из гуманитарных дисциплин — истории, искусствоведения, филологии, культурологии и т. д. Она также может привлекаться для каких-то исследований панорамного характера. Для более глубокого детального исследования система будет пригодна в том случае, если описание рукописи и изображения будет специально разработано в рассчете на максимально разнообразные запросы поиска. При наличии большого банка данных, состоящего из сотен рукописей, и разветвленной системы поиска корректное научное исследование также возможно.

Схема разрабатываемой информационной системыii следующая. Ядро ее составляет электронная копия (копии) иллюстрированного рукописного текста (текстов). В данном случае это цифровое воспроизведение известного факсимильного издания Жития Александра Невского в составе Лицевого летописного свода XVI векаiii. Первой «оболочкой» ядра является комплекс разнообразной справочной информации, который в целом можно рассматривать как расширенное описание рукописи. Вторую, внешнюю «оболочку» должны составить виртуальные лекции, уроки, выставки, разработанные на основе ядра и первой оболочки и связанные с ними системой гиперссылок.

Структуру представления самой электронной копии, подбор и структуру распределения информации в ее внешних оболочках определяют некоторые исходные посылки. Во-первых, ставится задача показать связь изображение - текст. Существует визуальная связь этих компонентов внутри книжной страницы, и текст рукописи – это такой же рисунок: каждое его слово, каждый знак кем-то индивидуально и неповторимо выписан. Отображение листа рукописи целиком показывает в первую очередь именно эту связь. Поверхность «листа» на экране компьютера активна, можно кликнуть мышью на миниатюре, маргинальной помете, буквице, столбце текста и посмотреть в увеличении именно этот элемент, ознакомиться с комментариями к нему.

Информационная система должна отображать различные степени воплощения слова в рисунке. Есть буквальное воплощение, когда миниатюра становится «вторым текстом» и дублирует информацию. Это особенно характерно для русской миниатюры XVI века, и в это время на странице рукописи наблюдается своего рода соперничество: миниатюра зрительно подавляет и вытесняет иллюстрируемый текст. Буквальное воплощение текста «родной» рукописи – частое, но не обязательное явление в книжной миниатюре. Существуют тексты, «издалека» влияющие на изображение, определяющие какие-то общие посылки и иконографические схемы. Соотношение текста и изображения нельзя однозначно определить евангельским «Вначале бе слово». Две тенденции, выделяемые Д.С. Лихачевым1 - стремление текста «нарисоваться», выразиться в зримых образах и стремление изображения «заговорить», выразиться в словах, ярко проступают в книжной миниатюре. Все эти виды связей необходимо по возможности выявить и отобразить в информационной системе, чтобы наглядно показать некорректность и невозможность рассмотрения миниатюры и текста в отрыве друг от друга. При этом нужно учитывать, что содержание миниатюры определяется не просто текстом, но через этот текст более широкими культурными процессами, информацию о которых нам опять же несут тексты и изображения. Каким образом воплотить в модели данных информационной системы эти далеко не всегда явные и бесспорные связи?

Первое утверждение связи миниатюры и какого-либо другого объекта или явления делается в авторском комментарии, которым снабжена каждая миниатюра. Гипертекстовая ссылка ведет к этому объекту, описание которого имеет в свою очередь проводки к справочной информации и т.д. Так, расшифровывая иконографическую цитату в конкретной миниатюре, мы даем в авторском комментарии ссылку на наиболее близкий этой миниатюре образец данного иконографического типа (например, икону Владимирской Богоматери), затем из комментария к этому последнему объекту даем ссылку на справку об общем иконографическом каноне («Умиление») и на литературную традицию («Сказание о Владимирской иконе Богоматери»), а из последней идут ссылки на конкретные тексты и их иконографические воплощения.

Авторский комментарий к миниатюре и ее стандартное описание несут еще одну важную образовательную функцию. Это вербализация изображения, называние его элементов и тем самым подчинение их некоей оценке и анализу. Вербализация учит видеть нарисованное, делает возможным аналитический диалог с ним.

Не случайно в качестве пробного наполнения системы выбрана иллюстрированная рукопись XVI века. Эта эпоха является значимым этапом в развитии русской книжной миниатюры, которая становится действительно панорамным, всеохватным представлением иллюстрируемого текста и исторической действительности в целом. Миниатюра XVI века дает богатейший материал для медиа-представления, она сама по себе уже является гипертекстом, она содержит изображения икон, фрагменты текстов, указания на конкретное место действия, символы, отсылающие нас к вполне определенным объектам и явлениям ее культурно-исторического контекста. Это настоящее окно в мир прошлого. Чем больше смотришь в него, тем больше различаешь подробностей. Миниатюра в целом гораздо более привязана к своему собственному времени, и больше может о нем рассказать, чем, например, икона, которая отображает вечное и непреходящее и канон которой весьма жестко закреплен. И если в силу последних обстоятельств икону может воспринять и человек относительно непосвященный, то «прочитать» миниатюру без соответствующей подготовки очень трудно.

Проблема «перевода» в широком смысле этого слова - проблема правильного понимания не только слов, но и иных знаков, которая является ключевой для усвоения предшествующей культуры2, встает чрезвычайно остро при работе с миниатюрой. Для корректного перевода конкретно-исторический контекст слова, жеста, цвета – любого знака - имеет принципиальное значение. За минувший век об этом написано огромное количество научной литературы, но в учебный процесс контекстное представление изобразительного источника внедряется медленно. Медиа-представление миниатюры является существенным шагом вперед на этом пути. Оно дает возможность наглядно показать изображение хотя бы в некоторых из тех контекстов, в которых она функционирует и которые определяют ее прочтение: в визуальном контексте листа рукописи, в ряду всех остальных иллюстраций данной рукописи, в тексте, который определяет ее содержание, - в историко-культурном контесте ее создания, показать, насколько корректное (относительно) прочтение миниатюры отличается от первого поверхностного впечатления.

Медиа-обработка любого источника состоит в изучении его структуры, установления связей между частями, его составляющими, отображения этой структуры в различных формах, которые могут быть предпочтительней в той или иной ситуации, а также ассоциирование с выявленными объектами новой дополнительной информации. В случае, когда обрабатываемым источником является иллюстрированная рукописная книга, можно указать следующие ее составляющие, которые выделяются в структурные объекты:

  • Рукопись.

  • Лист рукописи.

  • Текст.

  • Миниатюра.

  • Деталь декора.

  • Помета.



Иллюстрированное «Житие Александра Невского» представлено полистно. Предусмотрена возможность просмотра как листа рукописи целиком, так и отдельных его составляющих: миниатюры, текста, помет, деталей декора. Каждый из этих объектов имеет стандартные поля описания и определенный набор атрибутов, некоторые из которых в свою очередь снабжены атрибутами. Так, в описании Рукописи есть атрибут Переплет\Оклад, который имеет атрибуты Материал, Техника изготовления, Датировка и т. д. Каждый из объектов, помимо стандартного описания, имеет также поле свободного авторского комментария. Через подобный комментарий с помощью гипертекстовых ссылок Объект можно показать связь с любым другим объектом рукописи. Так, если миниатюра последнего листа иллюстрирует текст с первого листа, можно наглядно показать эту связь.

Богатейший иконографический материал в контексте жития - произведения одного из самых значительных и самых «читаемых» в свое время литературных жанров, может быть с огромной пользой привлечен в качестве пособия в преподавании исторических и филологических дисциплин, даже не обращающихся напрямую к изображению как к источнику. Не следует забывать и о популяризации отечественного культурного наслеия, чему немало способствует размещение информационной системы в Интернет в свободном доступе3. Привлечение подобного ресурса хотя бы только в качестве простой иллюстрации к какому-либо курсу даст эффект на любом уровне обучения, как школьном, так и университетском, будет способствовать формированию целостного образного представления об изучаемой эпохе.
Литература и примечания


1 Д.С.Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. М., 1987. С.25

2 В.В.Шаповал. Работа с источниками на уроках истории. // www. philology.ru

3 URL: http://www.mmedia.nsu.ru/anbook

ii Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант 03-04-12042в).

iiii О программном обеспечении и технологической стороне проекта, разраба­ты­ваемого Мультимедиа-центром НГУ см.: Емельянов П. Г., Казаков В. Г., Лебедев И. А., Панина Н. Л. Учебно-исследовательская гипермедиа система по истории книги // Тезисы 6-ой Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». Новосибирск, 1999; Хаславская Л. М., Алексеева Т. Е., Горелова Н. Г., Задорожный А. М., Казаков В. Г., Панина Н. Л. О некоторых научно-методических аспектах разработки и внедрения электронных продуктов образовательного назначения // Тезисы 8-ой Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». Новосибирск, 2001.


iiiiii Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого летописного свода XVI века. Факсимильное издание. Л.: Аврора, 1990.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск