Программа.
Переплётно-картонажное дело
по программе специального (коррекционного)
общеобразовательного учреждения VIII вида 5-9 классы,
сборник №2. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
Под редакцией В.В.Воронковой, автор программы Г.В.Васенков
Москва 2007 г.
ПЕРЕПЛЕТНО-КАРТОНАЖНОЕ ДЕЛО
Пояснительная записка
Программа обучения предназначена для профессиональной организации учащихся вспомогательных школ VIII вида, прежде всего тех школьников, которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься обработкой металла или дерева, поскольку это связано с довольно серьезными физическими нагрузками и требует выносливости к производственным шумам.
При комплектовании трудовой группы для обучения переплетно-картонажному делу следует учитывать:
•· интерес и склонность ученика к разного рода работам названного профиля;
•· особенности психофизического и соматического состояния ученика;
•· возможность трудоустройства ученика вблизи его местожительства;
•· специализацию того предприятия, куда будет устроен выпускник.
Наблюдения за работой учеников на уроках ручного труда в младших классах дают основания учителю для соответствующих умозаключений, позволяют успешно организовать учебно-воспитательный процесс, способствуют выработке дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
При организации обучения учитель ориентируется на требования тех предприятий, где в дальнейшем будут трудоустроены выпускники.
Обучение включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:
•· Развить общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся.
•· Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные.
•· Выработать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии.
•· Развить речь учащихся на основе их практической деятельности.
•· Научить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).
•· Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
•· Научить учащихся элементарному расчету при расходе материала.
Занятия, если необходимо, связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляются межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учетом того, что ученики узнают на уроках по трудовому обучению. Например, на уроках русского языка ребята повторяют некоторые профессиональные термины, на уроках математики решают задачи, рассчитывая расход материалов и количество деталей, требуемых для выполнения картонажной работы, на уроках черчения читают и составляют технические рисунки и чертежи, на уроках естествознания знакомятся со способами добычи сырья, идущего на изготовления переплетных материалов, на уроках истории изучают отдельные статьи из законодательства о труде.
Кроме того, работа по данной программе предполагает связь обучения с конкретными условиями школы и возможностями базового предприятия.
При обучении постоянно учитывается уровень сформированности профессиональных навыков у школьников. Условно можно выделить четыре этапа обучения картонажно-переплетному делу:
4 класс (пропедевтический период). Знакомство с учащимися, психолого-педагогическое изучение детей в процессе труда. Освоение учащимися понятий материал, инструмент, операция, изделие. Формирование у школьников первоначальных навыков и умений.
Дети учатся понимать обращенные к ним вопросы и четко формулировать свои.
5—7 классы. Отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций.
8—9 классы. Закрепление профессионально-трудовых навыков. Учащиеся проявляют уже достаточную самостоятельность в работе, планируют предстоящие операции по образцам и эскизам изделий, подбирают без подсказок материалы и производят расчеты, составляют эскизы и чертежи изделия.
10—11 классы (производственные). Формирование знаний, умений и навыков, связанных с производственной технологией базового предприятия.
Для каждого этапа характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику учащихся. При обучении используются образцы изделий и материалов, технические рисунки, предметно-технологические карты, поясняющие пооперационное выполнение изделия, таблицы, показывающие те или иные приемы труда, а также положения рук при работе с ножом и ножницами, схемы оборудования, слайды и видеосюжеты, рассказывающие о производственных процессах и т. д. Школьники снабжаются индивидуальным раздаточным материалом, таким, как перфокарты, карточки с индивидуальными заданиями. У ребят есть возможность опробовать новые навыки на стендах-тренажерах.
В ходе обучения осуществляется и нравственно-эстетическое воспитание. Учитель стремится развить у школьников активную жизненную позицию, опираясь на их чувство коллективизма, естественно возникающее в условиях общего производственного процесса. У учащихся поддерживается положительная мотивация к труду, чему способствует и доброжелательный фон, который создает учитель, и красиво выполненные образцы, и хорошее состояние инструментов, и порядок в мастерской.
Существенное значение имеет то, как излагается учебный материал. Учитель должен давать объяснения лаконично и просто. Любую операцию следует не только показывать, но и четко комментировать. Поэтому обращается внимание на общую грамотность учителя, на выразительность его интонации, на самый темп речи, который в начале обучения необходимо несколько замедлять. Прежде всего, учитель обязан научить своих подопечных слушать и понимать его.
Таким образом, учащиеся всесторонне готовятся к самостоятельному выполнению производственных заданий в типографиях и картонажных мастерских. Уровень умений и навыков выпускника соответствует 1—3 разрядам согласно тарифно-квалификационным характеристикам.
5 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие.
Беседа о профессиях переплетчика и картонажника. Задачи обучения. Навыки и умения, которыми ученики будут овладевать. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Техника безопасности при работе в мастерской. Обязанности учащегося, отвечающего за сохранность инструментов. Обязанности бригадира, санитара. Порядок на рабочем месте. Порядок хранения поделок, инструмента.
Распределение учащихся по рабочим местам. Организация рабочего места переплетчика. Повторение сведений о назначении и устройстве инструментов, знакомых учащимся из курса 4 класса.
Изготовление пакетов и конвертов.
Изделия. Конверты для писем, пакеты для семян и документов.
Дополнительное изделие. Футляр для библиотечных книг.
Теоретические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Понятие базовая поверхность. Названия деталей и операций при изготовлении коробок (развертка, рицовка, уголки, стенки коробок, выклейка коробок, оклейка снаружи). Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности.
Инструменты. Гладилка, нож, ножницы, измерительная линейка, кисть.
Практические работы. Разметка разверток пакетов и конвертов при помощи измерительной линейки и по шаблону. Вырезка разверток. Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов. Обжимка готовых изделий. Подсчет и обандероливание готовых изделий.
Разметка деталей прямоугольной формы.
Изделия. Орнаментальная геометрическая аппликация на полосе (200x40 мм). Открытая коробка (200x100x6 мм) с аппликационной отделкой.
Теоретические сведения. Устройство и применение измерительной линейки, фальцлинейки и угольника. Разметка прямоугольной заготовки с помощью линейки и угольника. Понятия объемные и плоские геометрические тела и фигуры. Определение направления волокон у бумаги и картона. Виды бумаги и картона и их свойства. Обложечная бумага для ученической тетради и словарика.
Умения. Определение прямого угла на заготовке при разметке детали изделия. Умение пользоваться измерительной линейкой при разметке детали по размерам, обозначенным на чертеже и техническом рисунке.
Практические работы. Разметка геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, треугольника, окружности) и основы для аппликации. Крой деталей ножом и ножницами. Составление и наклейка узора. Расчет развертки коробки. Разметка развертки коробки. Рицовка развертки. Вырез углов. Склейка углов стенок коробки. Изготовление деталей для оклейки и выклейки коробки. Оклейка и внутренняя выклейка коробки. Приклеивание аппликации.
Самостоятельная работа.
Изготовление открытой коробки 120x200x30 мм с геометрической аппликацией. Геометрический орнамент наклеивается на стенки коробки. Анализ работы.
II четверть
Вводное занятие.
Изготовление коробки с крышкой внахлобучку
Изделия. Коробки 80x120x30, 120x200x30 и 200x300x60 мм с крышками внахлобучку.
Теоретические сведения. Чертеж и эскиз детали. Чтение и выполнение простых чертежей и эскизов деталей. Расчет развертки верха и низа коробки. Определение направления волокон у картона и бумаги при крое деталей и разверток коробок. Назначение фальцлинейки. Положение рук при рицовке. Правила безопасной работы картонажным ножом при рицовке и нарезке деталей. Виды и свойства картона и бумаги, применяемых для изготовления коробок.
Упражнения. Надписывание названий деталей коробки на рисунке и образце. Написание слов по перфокартам. Разметка развертки коробки по заданным размерам технического рисунка с учетом направления волокон картона и бумаги. Рицовка ножом по фальцлинейке по внешней стороне разметочных линий. Разметка деталей для оклейки и выклейки коробки и нарезка их двумя способами: на глаз (путем прикладывания деталей к коробке) и по заданным размерам, обозначенным на техническом рисунке. Образование внутреннего канта при выклейке коробки.
Практические работы. Расчет и разметка разверток по заданным размерам коробки. Рицовка разверток, вырезка углов и их склеивание. Заготовка деталей для оклейки и выклейки. Контроль размеров деталей. Оклеивание и выклейка коробки. Укладка коробки для просушки. Подгонка и соединение «внахлобучку» крышки с коробкой. Оформление коробки.
Склеивание как основной способ соединения деталей картонажно-переплетного изделия.
Объект работы. Карточки. Наглядные пособия.
Теоретические сведения. Общие сведения о клее как о связующем материале. Основные виды клея, применяемого в картонажно-переплетном деле (животного и растительного происхождения, синтетический), и их свойства. Основные сведения о приготовления клея. Подготовка рабочего места для работы с клеем (намазка бумажных или тканевых деталей). Способ нанесения клея на поверхность детали (ровным слоем от середины к краям). Степень густоты клея для соединения деталей из различных материалов. Выдержка деталей после склеивания. Работа кистью (положение рук, вращение кисти при намазке детали клеем). Использование обжимки для склеивания и просушки изделия. Правила безопасности при работе с электроплитой.
Умения. Пользование ножом и фальцлинейкой при раскрое материала и рицовке. Анализ технологического процесса изготовления коробок.
Лабораторная работа. Подготовка клея для работы. Получение клея необходимой густоты и вязкости.
Упражнения (на бросовом материале). Укладка деталей в стопу на бумажную подстилку. Подготовка клея для работы. Нанесение клея на поверхности детали (разные приемы).
Практические работы. Наклейка карточек и наглядных пособий на картон.
Практическое повторение.
Вид работы. Изготовление открытой коробки 150x250x60 мм для карточек, коробки 250x300x60 мм с крышкой внахлобучку для диафильмов, коробки 300x400x100 мм для наглядных пособий.
Изготовление елочных украшений и масок из бумаги и картона
Изделия. Гирлянды и флажки. Снежинки. Маска «Очки». Маски сказочных персонажей.
Теоретические сведения. Материалы для изготовления карнавальных масок. Формы и шаблоны для изготовления украшений из бумаги и картона. Технология фабричного изготовления масок и гирлянд из бумаги и картона.
Практические работы. Разметка материалов для изготовления флажков и гирлянд по эскизу и шаблону. Выполнение изделия. Крепление завязок.
Самостоятельная работа.
Изготовление коробки с крышкой внахлобучку. Ориентировка по чертежу и образцу. Выполнение кроя разверток верха (крышки) и низа коробки. Сборка верха и низа. Оклейка и выклейка коробки. Анализ работы.
III четверть
Вводное занятие.
Фальцовка бумаги с подборкой и шитьем внакидку проволокой. Фальцовка бумаги.
Теоретические сведения. Свойства и виды бумаги. Производство бумаги из древесины. Определение и направления волокон бумаги. Форзацная бумага для изготовления записной книжки. Назначение и приемы фальцовки бумажных листов. Элементы сгибов в сфальцованной тетради. Гладилка — инструмент для ручной фальцовки бумаги.
Упражнения. Фальцовка листов в два и три сгиба. Комплектовка вкладкой.
Выполнение брошюровочных работ.
Изделия. Ученическая тетрадь. Словарик. Записная книжка.
Теоретические сведения. Понятие брошюровка, брошюровочное изделие, тетрадь и блок. Технология изготовления брошюры. Детали брошюры (обложка, тетрадь). Способ соединения однотетрадных переплетов (шитье внакидку проволокой на проволокошвейной машине). Материал изготовления и назначения скоб. Порядок шитья в две скобы. Устройство и подготовка к работе проволокошвейной машины. Техника безопасности работы при шитье проволокой. Название обрезов и порядок обрезки брошюры с трех сторон.
Упражнения. Надписывание названий деталей и операций в брошюровочной технологии (фальцовка, обложка, подборка для шитья внакидку, тетрадь, скоба, передок, хвостик, головка) на техническом рисунке и образце изделия. Называние и показ основных деталей проволокошвейной машины (станина, рабочий стол, мотор, швейный механизм, градусник с проволокой, приводная педаль). Подготовка проволокошвейной машины к работе, опробование ее на бросовом материале. Шитье изделия на глаз и по меткам от краев тетрадей. Разметка обрезки и обрезка с трех сторон сшитых однотетрадных изделий.
Изготовление беловых товаров.
Изделия. Карманный блокнот в гибком обрезном переплете. Открытый блокнот на стенке.
Теоретические сведения. Виды блокнота по назначению и конструкции (карманный, настольный, открытый, закрытый, обрезной, с кантами, в твердом или гибком переплете). Материалы, применяемые для изготовления блокнота. Детали блокнота (блок, корешок, обложка). Основные операции при изготовлении блокнотов. Устройство и принцип действия перфоровального станка. Работа на станке. Устройство и принцип работы проволокошвейной машины. Назначение градусника. Шитье втачку блока листов.
Упражнение. Перфорация бросового материала, на станке. Разметка листов блока для перфорации. Установка упора для блока листов на перфоровальном станке. Подготовка проволокошвейной машины для шитья втачку блока. Определение толщины блока по градуснику. Шитье втачку бросового материала для пробы.
Практические работы. Нарезка стопы бумаги на блок. Перфорирование блока. Шитье втачку блока на проволокошвейной машине или вручную при помощи шила. Нарезка обложки из коробочного картона или тканевого заменителя. Обрезка блока с трех сторон (с передка и боковин). Изготовление задней стенки блокнота: крой картона по заданным размерам блока, нарезка ткани или бумаги для оклейки стенок блокнота. Приклейка блока к задней стенке. Обжимка блокнота в прессах.
| |