Скачать 186.99 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 46» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА: «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» Профессия: « Повар, кондитер»; «Мастер производства молочной продукции»; «Продавец, контролер-кассир». Ишим. 2010 г Одобрена на заседании МК преподавателей гуманитарного цикла Протокол № __ от _________ 2010г. Составлена в соответствии с Государственными образовательным стандартом Председатель МК ______________ Е.В Ваккер Зам. директора по теоретическому обучению ______________ Е.В. Кин Автор:Н.С. Афанасьева, преподаватель ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования в РФ и Государственного образовательного стандарта СПО, введенного в действие с 1.09.2002 г. Рабочая программа предназначена для преподавания на втором, третьем курсах профессионального лицея, на котором изучается всеобщая история по модели второго концентра общего исторического образования. Задачи курса: • формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, населяющих ее народах; • развивать у старшеклассников умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним; • способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур; • создать предпосылки для дальнейшего образования учеников профессионального лицея в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования. Названные задачи решаются с опорой на историческую и обществоведческую подготовку учащихся в основной школе и знаниях, полученных на 1 и 2 курсах лицея. Вместе с тем характер изучения истории на старшей ступени меняется. Курс истории строится по проблемно-хронологическому принципу. Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Материал по истории России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. История России излагается в специальных темах. В то же время целесообразно проводить сопоставительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально- экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее средневековье; политическая раздробленность и формирование централизованных государств; отношения светской и церковной власти; история сословно-представительных органов; становление абсолютизма, индустриализация и др. Особое значение придается характеристике истории нашей страны в контексте мировой истории 20 века. Рекомендуется объединенное изучение вопросов истории международных отношений и внешней политики России (СССР), сочетание материала всеобщей и отечественной истории в темах о Первой мировой войне, Второй мировой войне и Великой Отечественной войне советского народа. Особенностью изучения истории на этом этапе является более широкое, чем на предшествующей ступени обучения, привлечение исторической литературы и источников. Учащиеся знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам. Дидактические и психолого-педагогические положения программы опираются на теорию и практику деятельностного подхода к обучению. Приоритетным в этой связи является обращение к личности учащегося — субъекта познания, к его возможностям, потребностям, интересам. В соответствии с деятельностным подходом к обучению программа сориентирована на формирование у учащихся познавательной самостоятельности. В зависимости от состава группы, подготовленности и особенностей познавательных интересов выбираются и формы учебной работы: лекции, семинары, практические занятия, ученические конференции, подготовка и обсуждение рефератов и т.д. С целью осуществления контроля знаний и проверки уровня усвоения материала программа предусматривает проведение различных видов тематического контроля (зачеты, тестовые работы, семинары) и итогового зачета. Вариант вопросов к зачету охватывает основное содержание тем и позволяет сделать заключение об уровне его усвоения студентами. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ » для профессий « Повар, кондитер», «Продавец, контролер-кассир». «Мастер производства молочной продукции» на 2010 – 2011 учебный год. группы 91пк, 92пк, 91пр, 92пр, 81 мм.
Тематический план рассмотрен и утвержден на заседании преподавателей гуманитарного цикла Протокол № __ от ________ 2010 г. Председатель МК _____________ Е.В. Ваккер Преподаватель _____________ Н.С. Афанасьева СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Тема 1. Вводный урок. Основы исторического знания. Источники сведений о прошлом человечества. Концепции исторического развития (всемирно - историческая, формационная, цивилизационная). Человеческие общности. Цивилизации, варианты их типологии. Древнейшая и древняя история Тема 2. Первобытный мир и зарождение цивилизаций. Теории происхождения человека. Родовая община. Семья. Отношения господства и подчинения в первобытном обществе. Неолитическая революция. Переход от первобытности к цивилизации. Письменность. Ремесло. Обмен. Города. Происхождение государства. Тема 3. Цивилизации древнего мира. Цивилизации Древнего Востока (Междуречье, Египет, Восточное Средиземноморье, Индия, Китай) и античного мира (Греция, Рим). Государство, общество и личность в странах Древнего Востока и античного мира. Картина мира древних людей. Языческие верования. Религиозные учения (буддизм, конфуцианство, иудаизм). Христианство. Культурное наследие древних цивилизаций. История средних веков Тема 4. Христианская Европа и исламский мир в средние века. Кризис античной цивилизации. Варвары и Рим. Германские и славянские племена в Европе. Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь. Социальная структура западноевропейского средневекового общества. Сословия. Становление сословного представительства в Западной Европе. Место религии и церкви в жизни средневекового человека. Картина мира средневекового европейца. Богословие. Европейское средневековое искусство. Возникновение и распространение ислама. Арабские завоевания. Образование Халифата. Арабы и христианская Европа. Крестовые походы. Тема 5. От Древней Руси к Московскому царству. Происхождение государственности на Руси. Распространение христианства на Руси. Развитие городов. Ремесло и торговля. Древнерусская культура. Политическая раздробленность. Русь и Запад. Монгольские завоевания. Начало возвышения Москвы. Московская Русь при Иване III и Василии III. Формирование территории единого государства. Обретение независимости от Орды. Централизация власти. Тема 6. Индия и Дальний Восток в средние века. Индийская община и государственная власть. Религии Индии. Кастовый строй. Китай: конфуцианская идеология и общественный строй. Средневековая Япония. История нового времени Тема 7. Введение. Страны Европы в XVI - XVIII веках. Понятие «новое время». Хронологические рамки периодизация нового времени. Великие географические открытия, их последствия. Реформация и контрреформация в Европе. Абсолютизм. Кризис феодализма. Открытия в науке и технике. Переход от мануфактуры к фабрике. Модернизация. Изменение социальной структуры европейского общества. Европейские революции XVI - XVIII вв. Развитие культуры в новое время. Тема 8. Россия в XVI - XVIII веках. Сословно - представительная монархия. Становление самодержавия. Внешняя экспансия. Кризис конца 16 - начала XVII века. Смута (причины, сущность, последствия). Становление российского абсолютизма. Правовое положение, жизнь и быт сословий. Раскол. Социальные движения. Особенности российской модернизации в первой четверти XVIIIвека. Внешняя политика России в XVII - XVIII веках. Тема 9. Традиционные общества Востока. Восток в период колониализма. Мир империй (Турция, Китай). Государство и общество в странах Востока. Колониальная экспансия европейцев. Традиционные общества и колониализм в странах Азии и Африки: сопротивление, приспособление, трансформация. Проблемы модернизации.. Тема 10. Страны Европы и Северной Америки в XIX веке. Промышленный переворот в странах Европы и Северной Америки. Завершение колониального раздела мира. Империализм. Политическое развитие стран западного мира. Утверждение конституционных порядков, развитие парламентаризма. Консерваторы и либералы. Распространение социалистических учений. Реформы и революции в Европе XIX века. Культура XIX века. Тема 11. Россия в XIX веке. Попытки проведения реформ в начале века. Отечественная война 1812 года. Выступление декабристов. Внутренняя политика самодержавия: между реформами и контрреформами. Взгляды на пути развития страны: охранители, славянофилы и западники, сторонники общинного социализма. Социально - экономическое развитие. Реформы 60 - 70-х гг. Консерваторы, либералы и радикалы в пореформенный период. Российская культура XIX века. Тема 12. Международные отношения в новое время. Европейские войны XVII - XIX веков. Колониальный раздел мира. Внешнеполитические союзы в конце XIX века. История XX века Тема 13. Мир в 1900 – 1914 гг. Россия в начале XX века. Введение. Периодизация истории XX века. Карта XX века: от мира империй к содружеству независимых государств. НТП в начале 20 века. Реформы и революции начала XX века как пути разрешения социальных противоречий (опыт стран Европы, Америки, Азии). Задачи модернизации России (необходимость развития рыночной экономики, становления гражданского общества и правового государства). Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. Первая русская революция. Формирование многопартийности и начало парламентаризма. Тема 14. Первая мировая война (1914 - 1918 гг.) Борьба за передел мира. Первая мировая война (основные фронты, итоги). Участие России в мировой войне. Война и общество. Тема 15. Россия в 1917 году. Влияние войны на положение в России. Февральская революция и альтернативы развития страны. Кризисы власти. Феномен большевизма. Октябрь 1917 г. в оценке историков и современников. Тема 16. Страны Западной Европы и США в 1918 - 1939 гг. Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Путь компромиссов и реформ в странах Западной Европы и США. Фашизм и национал-социализм: идеология и политическая практика. Авторитарные режимы в странах Центральной и Восточной Европы. Тема 17. СССР в 1918 - 1941 гг. Гражданская война (этапы и итоги). Политические и экономические основы советского государства. Советская система: государство, партия, общество, личность. Тоталитарный режим. Создание СССР. Ускоренная модернизация страны: идеологическое обоснование и политическая практика, обретение и потери. Тема 18. Страны Азии в 1918 - 1939 гг. Революция и реформы в Турции. Освободительные движения в Китае, Индии (сравнительная характеристика). Тема 19. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа (1939 - 1945 гг.) Причины, важнейшие фронты и сражения, итоги Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа: периодизация, характер, источники и значение победы. Фронт и тыл. Человек на войне. Истоки массового героизма на фронте и в тылу. Власть и общество в годы войны. Мир во второй половине XX века Тема 20. Страны Западной Европы и США. Раскол мира на «западный» и «восточный» блоки. «Холодная война». Тема 21. Модели социализма. СССР в 50-80-е гг. Советская, восточноевропейская, азиатская модели социализма (общее и особенное). Попытки реформирования советской системы в 50-80-е гг. Кризис советского общества (истоки и последствия). Перестройка. Новый внешнеполитический курс СССР. Распад СССР, его последствия для России и мира. Тема 22. Крушение колониальной системы. Выбор освободившимися странами путей развития. Традиционные общества и проблемы модернизации. Фундаментализм. Тема 23. События 1989 - 1991 гг. Политическая «буря» в странах Восточной Европы. Изменение геополитической ситуации в Европе и мире. Тема 24. Россия в 1990-е гг. Становление политической системы Российского государства. Экономические реформы, их последствия. Оформление новой федеративной системы. Россия в системе международных отношений. Россия и СНГ. Тема 25. Развитие культуры во второй половине XX века. Научное познание и объяснение мира. Системы общественных и духовных ценностей. Идеологические течения. Религии и церковь. НТП и изменение в образе жизни людей. Техника и духовный мир человека, техника и экология. Информационная революция. Массовая культура. Российская культура. Тема 26. Международные отношения во второй половине XX века. Проблемы отношений «Запад - Восток». Конфликты и войны, их последствия. Деятельность ООН и других международных организаций. Международные движения за безопасность, разоружение, мир. Экологические движения. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям: Хронологические знания и умения: называть даты важнейших характеризовать событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; составлять хронологические и синхронистические таблицы; периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий. Знание фактов: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий. Работа с источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные исторической карты для характеристики экономического и политического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников. Описание (реконструкция): рассказывать об исторических событиях, их участников; на основе текста и иллюстраций учебника и др. литературы составлять описание исторических объектов, памятников; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности. Анализ, объяснение: соотносить единичные исторические факты и общие явления; показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений; классифицировать исторические события и явления; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории. Версии, оценки: сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе и личностей в истории. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ для тематического и итогового контроля учащихся по предмету « Новейшая история», обучающихся по профессии «Повар, кондитер», «Продавец, контролер-кассир», «Мастер производства молочной продукции» Тема 1,2 «Ведущие страны Европы, США и Японии в конце XIX -начале XX века» 1. Объясните новые явления в развитии капитализма в мире на рубеже веков. 2. Охарактеризуйте особенности экономического, социального и политического развития и внешней политики в конце XIX- начале XX вв.: а) Великобритании; б) Германии; в) Франции; г) США; д) Японии; е) Австро-Венгрии. Тема 4. «Национально-освободительное движение стран Азии и Латинской Америки в начале XX века» 1. Опишите положение стран Азии в начале XX века. 2. В чем причина их отставания от передовых держав? 3. Причины и особенности национально-освободительного движения в странах Азии. Тема 5,6 «Европейская культура I половины XX века» 1. Расскажите об особенностях развития европейской культуры в следующих областях: наука, общественная мысль, искусство, литература. Тема 7,8 « Первая мировая война (1914-1918 годы). Послевоенный мир (1918-1929 гг.)» 1. Охарактеризуйте международные отношения в конце XIX- начале XX века. 2. Расскажите о причинах, основных участниках, событиях и итогах войны. 3. В чем суть Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования? 4. Каковы особенности развития стран Европы и США в 20-е годы. Тема 9,10,11 «Мировой кризис конца 20-х годов. Мир накануне, в годы второй мировой войны (1939-1945 гг.) и послевоенное мирное урегулирование» 1. В чем причина мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.? 2. В чем суть «нового курса» Т. Рузвельта в США. 3. Расскажите об особенностях развития Германии после прихода к власти фашизма. 4. Каковы особенности международных отношений в канун второй Мировой войны? 5. Каковы основные периоды второй Мировой войны. 6. Дайте краткую характеристику каждому этапу. 7. Как осуществлялось послевоенное мирное урегулирование? Тема 12,13 «Тенденции развития стран Западной и Восточной Европы, США и Японии во второй половине XX века» Охарактеризуйте особенности экономического, социального и политического развития и внешней политики во второй половине 20 века (по выбору учащегося). Тема 14. «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века». Расскажите об особенностях экономического, политического и социального развития во второй половине XX века стран Африки, Азии, Латинской Америки (по выбору учащегося). Тема 15 « Мир в конце XX века». 1. Перечислите глобальные проблемы современности. 2. Каковы особенности развития культуры в современном мире? ТЕСТОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ Вариант I 1. Наука, изучающая прошлое человечества, отдельных сторон его деятельности и закономерности развития человеческого общества – это: а) психология; б) история; в) география. 2. В настоящее время науке известны: а) мировые цивилизации; б) локальные цивилизации; в) мертвые цивилизации. 3. Первая человеческая цивилизация возникла: а) в Америке; б) в Скандинавии; в) в Египте. 4. Античная цивилизация включает в себя цивилизацию: а) Китая; б) Индии; в) Греции. 5. Замкнутые группы людей с определенными правами и обязанностями, которые передаются от отца к сыну и в которых переход из одной в другую запрещен под страхом смерти – это: а) классы; б) касты; в) партии. 6. Главная книга мусульман называется: а) Коран; б) Библия; в) Талмуд. 7. Руководителя католической церкви называют: а) далай-ламой; б) Папой Римским; в) патриархом Всея Руси. 8. Запишите понятие, определение которого дано: Этап развития человечества, сменивший дикость и варварство и характеризующийся развитием промышленности — это... 9. Запишите, каким другим словом можно заменить понятие « традиционное» (общество). 10. Запишите понятие, определение которого дано: Страна, владеющая другим государством или территорией - это… Вариант II 1. Источники сведений о прошлом человечества называются: а) географическими; б) сырьевыми; в) историческими. 2. Локальный в переводе с латинского означает: а) местный; б) всемирный; в) единый. 3. В настоящее время существуют следующие теории происхождения человечества: а) эволюционная; б) божественная; в) инопланетная. 4. Античная цивилизация включает в себя цивилизацию: а) Византии; б) Рима; в) Руси. 5. Группы людей с определенными правами и обязанностями, которые передаются от отца к сыну – это: а) объединения; б) партии; в) сословия. 6. В исламской религии Бог называется: а) Христос; б) Аллах; в) Будда. 7. «Человек разумный» впервые появился в: а) Африке; б) Америке; в) Европе. 8. Запишите понятия, определение которого дано: Отсутствие веры в Бога - это... 9. Запишите, каким другим словом можно заменить слово «индустриальная» (цивилизация). 10. Запишите понятие, определение которого дано: Страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства и лишенная политической и экономической самостоятельности - это... ЛИТЕРАТУРА: 1. Образовательный стандарт основного общего образования по истории - 2003. 2. Обязательный минимум содержания исторического образования для средней (полной) школы (10-11 класс) // Программно-методические материалы. История. 10-1 1 класс. - М: Дрофа, 2005 г. 3. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века: 10-11 класс. Пособие для общеобразовательных заведений.- М.: Дрофа, 1999 (и далее). 4. Сороко-Цюпа О. С. Мир в 20 веке. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений.- М: Просвещение, 1999(и далее). |