Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.05.2014
Размер69.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: « Главные политические центры Руси.

Новгородская республика»
Цель: - формирование представлений о Великом Новгороде, политической жизни города;
Задачи: - продолжать знакомить обучающих с главными политическими центрами Руси, их особенностями, способствовать усвоению учащимися связи между ростом крупного землевладения и присвоением князьям функций государственной власти, а так же между натуральным хозяйством и самостоятельностью княжеств;

- развивать умения и навыки обучающихся делать выводы, видеть причинно-следственные связи, развивать навыки коллективной, индивидуальной, самостоятельной работы, формировать навыки работы с научным текстом, схемами, дополнительной литературой, навыки поиска ошибок;

- воспитывать любовь к родине, познавательный интерес к ее истории, уважение к ее прошлому, достижениями ума народного.
Оборудование: для каждой группы «слепые» схемы и отрывки из летописей, сигнальные карточки для рефлексии для каждого обучающегося, листы формата А3, фломастеры, презентация «Господин Великий Новгород».
Эпиграф: «…Россия нам отечество, ее судьба и в славе, и в унижении ровно для нас достопамятна… В темной картине междоусобия, неустройств, бедствий являются так же яркие черты ума народного, свойства нравов, драгоценные своею древностью, одним словом, история предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество…»

Н.М. Карамзин
Ход урока


  1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

- Здравствуйте! Сегодня мы проводим бинарный урок. Учитель географии – Галина Антоновна и учитель истории – Наталья Петровна. На одном из нашем уроке вы поделились сами на группы. И сегодня мы предлагаем вам поработать в составе таких же групп.

-Сегодня у нас в гостях талантливые педагоги Усольского района, ваши родители. Мы рады вас всех сегодня видеть у себя в гостях.

-Ну что, приступим к работе.

-Ребята, начать наш урок хотелось бы словами Н. М. Карамзина «… история предков

всегда любопытна для тех, кто достоин иметь отечество…» А ещё говорят, что если

не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю

нашей страны.

II. Проверка дом.задания «Мозговой штурм»

Выходит ученик в костюме русского князя, обращается к присутствующим:

"Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю".

- Где были сказаны эти слова, в связи с какими событиями на Руси?

(на съезде князей в Любече в 1097 году. Русь изнемогала от усобиц между князьями и набегов половцев, князья поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом, прекратят усобицы)

- Эти слова были сказаны более 900 лет назад. Как они дошли до нас?

(эти слова дошли до нас из «Повести временных лет» - самой первой летописи на Руси).

- Я предлагаю вам побыть летописцами. Перед вами листок из «Повести временных лет», но документ очень старый, сохранился не весь. Ваша задача – восстановить текст. Какая группа быстрее справиться. Можно пользоваться учебником. Время пошло.

На доске висит «листок» из «летописи». Часть текста утеряна. Вторая часть текста разложена у учащихся на партах. Прочитав текст, ученики подходят к доске и приклеивают обрывки текста на место.

В лето 1097. Cобрались [ князья ] в Любече для устроения мира, и говорили между собой : « Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и
Обрывки летописи:

1....разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане... славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами... Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами.
2…будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, отчиной Изяславской, Владимир – Всеволодовой, Давид, Олег, Яросла –Святославовой, и кому Ростиславичем же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль.

И на том целовали крест: « Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все»
3.изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти.
Подведение итогов. Зачитать летопись.

В лето 1097. Cобрались [ князья ] в Любече для устроения мира, и говорили между

собой : « Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, отчиной Изяславской, Владимир – Всеволодовой, Давид, Олег, Яросла –Святославовой, и кому Ростиславичем же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль.

И на том целовали крест: « Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».
- Ребята, вашим домашним заданием было подготовить в группах рассказ о выдающихся личностей того времени. 30 сек. даём на повторение. Каждая группа говорит ровно

1 минуту.

Дети из групп готовят рассказы

  1. Юрий Долгорукий

  2. Андрей Боголюбский

  3. Всеволод Большое Гнездо


Вопросы учителя к итогу выступления.

Активизация познавательной деятельности.

- Итак, мы с вами уже познакомились с особенностями развития основного удельного княжества – Владимиро-Суздальского. Но сегодня мы должны познакомиться с ещё одним княжеством. Как вы думаете с каким? (Новгородским)


  1. Изучение нового материала.


Просмотр фильма «Господин Великий Новгород»

- Итак, сегодня мы отправляемся в Господин Великий Новгород – богатый торговый центр. Это и будет наша гипотеза, которую мы и должны будем доказать в конце урока.
Физ. минутка
- Друзья, на уроках географии мы изучаем тему население Земли и знакомимся с

формами правления (монархия, республика).

-Ребята, посмотрите на карту. (учитель показывает на карте местонахождение

Новгородской земли – фгп, выход в море, непригодные для с/х земли, река Волхов.

-А теперь подумайте: купцы отличались свободолюбием, независимым поведением, так как были за границей, скупали товары, видели как там живут люди. А как вы думаете, позволят ли они, чтобы ими управляли? Ответы учеников.

-Давайте посмотрим, какая же форма управления сложилась в Новгороде?

Откройте учебники на с.90-91.

Работа с учебником.

- Верховной властью , т.е. главной, властью в Новгороде обладало вече. Что такое

вече? (народное собрание).

- Ребята, символом народовластия был вечевой колокол. (удары колокола).

-Удары колокола оповещали всё население о созыве вече. Какие вопросы оно решало? (народное собрание решало вопросы мира и войны, избирало высших должностных лиц, приглашало князя, но не всегда).

- У вас на столах лежат «слепые схемы». Ваша задача заполнить их.

Работа со «слепой схемой» - «Управление в Новгороде»

Проверка заполнения схемы с помощью слайда.
Показать метопредметную связь между историей и географией через работу с учебником на с. 89-91

География

История








Вывод: (делают дети – земля малоплодородна, выход в море, выгодное ФГП, «знаменитые путь из варяг в греки»)

- Ребята, неслучайно мы проводим сегодня интегрированный урок. Нельзя изучать географию без истории.

- А историю без географии… Все предметы связаны между собой – это метопредметность.

- Новгородская земля. Чем же она славилась? У нас еще один гость. Ваша задача – послушав его, назвать главное занятие новгородцев. Выходит купец, на подносе у него стоит глиняная посуда, меч, пушнина. Он зазывает покупателей, нахваливает свой товар. Когда купец садится, дети называют основное занятие новгородцев – торговля.
Учитель: Почему торговля – их главное занятие? (отвечают, что новгородские земли расположены на севере, вряд ли они плодородны, а вот географическое положение новгородской земли выгодное – есть выход в море, крупные реки)

-Вернёмся к нашей гипотезе «Господин Великий Новгород – богатый торговый центр».

- Но почему же Новгород называли «Господин Великий Новгород»?

(богатый торговый центр, демократическая форма правления (народовластие), знаменитый путь «из варяг в греки» (от Балтийского моря до Чёрного – показать по карте)).
Арт- терапия (дети под музыку рисуют)

Защита творческих работ.


  1. Рефлексияиспользованием сигнальных карт)

- Подведём итог с помощью сигнальных карт.

  1. Феодальная раздробленность – закономерный процесс в истории. (да)

  2. Княжеские усобицы явились причиной раздробленности единого Русского государства. (да)

  3. Новгородская земля была одной из самых менее развитых русских земель. (нет)

  4. Климатические условия внесли свою особенность в занятия новгородцев. (да)

  5. Новгородская была демократической. (да)




  1. Самооценка (похвалить за работу в группах)


V. Домашнее задание

на выбор § 10-11 – на «3»

Составить вопросы для викторины «А верите ли вы?» - на «4»

Составить кроссворд по теме «Раздробленность на Руси» - на «5».


  1. Обереги.

- Друзья, спасибо за урок! С вами интересно было сотрудничать. И мы хотели бы вам всем подарить вот эти обереги. Выберите, какой ближе вам по своему настроению. Поделитесь своим настроением друг с другом. (все показывают друг другу выбранные обереги).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск