Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 149.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.05.2014
Размер149.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок по курсу «Российская история»

6 класс

Тема: «Формирование и расцвет Древнерусского государства»


Цели урока: 1. В игровой форме осуществить повторение и закрепление

знаний, полученных на уроках.

2. Познавательной целью занятия является повторение основных

теоретических положений и закономерностей исторического

развития, обобщение и систематизация основных фактов и дат.

3. Развивать навыки и умения работы с ИТ (интерактивной

доской).

4. Воспитание идеи сотрудничества.

5. Способствовать развитию воображения, мыслительной

деятельности, способности разрешать проблемы, поставленные

учителем на примере деятельности ярких исторических

личностей.

6. Воспитание чувства любви к Родине.

^ Тип урока: повторительно - обобщающий с элементами ролевой игры.

Оборудование: Учебник: А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А. Кионов, С.В. Тырин «Российская история» ООО «Баласс» 1999 г.

Костюмы данной исторической эпохи: плащи, мечи, рубахи, височные кольца, крест, шлемы.

Карточная учащегося «Контрольная таблица».

Предметы на подносе: мед, соты, цветная шаль, материал, оружие.

Схема урока в виде картины древнерусского терема или города, хорошо укрепленного.

Флажки на магнитах.

Меловая доска, мел.

^ Техническое обеспечение:

Мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Второй вариант использования – без интерактивной доски, её заменит экран и меловая доска.

^ Программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Интерактивный режим. Презентация «Формирование и расцвет Древнерусского государства» создана на основе материалов Единой коллекции ЦОР, http: // school – collection. edu.ru/

План урока:


  1. Мобилизационный момент.


Этапы урока, сопровождающиеся презентацией:


  1. «География».


  2. «Терминология».


  3. «Иллюстрация».


  4. «Цивилизация».


  5. Ролевая игра «Страна героев».


  6. «Криминалистика».


  7. «Таинственное письмо».


  8. Выводы учителя. Домашнее задание.



Ход урока:


  1. Учитель объявляет, что повторительно – обобщающий урок по теме «Формирование и расцвет Древнерусского государства» пройдет в необычной форме – в виде игры – путешествия в Древнюю Русь. Основными задачами урока являются повторение и обобщение знаний полученных учащимися на уроках истории, в частности, о развитие хозяйства и общественного строя славян и их ближайших соседей, понятия цивилизация, государство, предпосылки создание государства в землях восточных славян и основные этапы формирования. Важнейшими вопросами для повторения будут деятельность великих русских князей, принятие христианства, социальный строй и культура Руси изучаемого периода.


  2. Учитель объясняет, что урок будет проходить поэтапно, мы будем с вами штурмовать крепость знаний, указывает на красочный рисунок, прикрепленный к магнитной доске. На рисунке – древнерусский укрепленный город, обозначены этапы, начиная от перехода через ров и заканчивая вершиной башни (география, терминология, иллюстрация, цивилизация, страна героев, криминалистика). На каждый правильно пройденный этап, я буду устанавливать флажок, это означает, что вы успешно при помощи своих знаний взяли штурмом эту преграду. На ваших партах – контрольные таблицы, с перечислением этих же этапов. Постарайтесь активно отвечать, за каждый ответ проставляйте себе балл в той или иной графе. В конце урока, мы суммируем баллы и вы получите оценку. Обратите внимание, что в конце урока вас ждет «таинственное письмо». Если вы будете хорошо отвечать и мы с вами успешно пройдем все этапы повторения, то к вам из древней Руси придет таинственное письмо. Что оно содержит, узнаем в конце урока. Интрига с «посланием из древности» очень важна, она нацеливает на работу, вызывает интерес учащихся, настраивает на активную познавательную деятельность.


На экране или интерактивной доске – 1-й слайд презентации урока «Путешествие в Древнюю Русь». Учитель говорит: Итак, отправляемся в путь. Приготовились, вооружились знаниями. 1-й слайд на экране карта «Мир восточных славян в I тыс. н.э.»

Вопрос к классу: А кто из вас, доставленных путешественников знает, какую территорию заселяли восточные славянские племена в середине I тыс. н.э.?

Ученик выходит к доске и показывает маркером территорию: от Карпатских гор до Волги и Оки и от Черного моря до Балтийского.

Вопрос учителя: А как мы с вами, отважными мореплавателями проплывем по известному в то время торговому пути «из варяг в греки»?

Ученик: путь из варяг в греки проходил из Балтийского моря по реке Неве → в Ладожское озеро, затем по реке Волхов в реку Ловать, затем волоком до реки Днепр и по Днепру в Черное море. Показывает по карте.

Учитель: Ребята, а если бы мы захотели везти товар из Балтийского моря в Каспийское, каким торговым путем мы воспользовались?

^ Ученик: Великим Волжским путем. Показывает по карте.

Учитель: Торговать – то, торговать! А вот сможете ли вы догадаться, какие у меня товары разложены на двух подносах и почему они разделены таким образом?

Ученик: На одном подносе находятся товары, которые везли русские купцы на продажу: мёд, соты, воск, льняные ткани, оружие. На втором – то, что привозили из «заморских стран»: шёлк, золотые украшения, пряности, вино.

Учитель: На каких территориях проживали различные славянские племена, как место жительство некоторых из них было связано с названием племен?

Ученик: Поляне проживали в среднем течении реки Днепр, центром был город Киев. Дреговичи на реке Припять. Славяне на озере Ильмень и на реке Волхов. Вятичи на реке Оке. Древляне проживали на севере от полян. Название племени дреговичи произошло от слова «дрягва», что означает «болото». Место проживания было болотистым. Северяне – название произошло от того, что эти племена проживали на севере от полян. Показывает на карте.

2-й слайд, карта «Древнерусское государство в ΙX – X веках».

Учитель: Мы узнали с вами, дорогие путешественники, что славянские племена в начале ΙX века объединились в 2 предгосударственных образования? Покажите и назовите их.

^ Ученик: Новгородский союз племен на севере и Киевский на юге.

Учитель: Кто были их ближайшими соседями?

Ученик: Хазары и печенеги на юге, они совершали постоянные набеги на славянские племена. Волжская Булгария – на востоке, финно – угорские племена – на юге, Балтские племена, западнославянские племена – на западе.

Учитель: Молодцы путешественники, мы с вами успешно преодолели 1 этап, проставьте баллы в контрольную таблицу те ребята, кто успешно отвечал.

Учитель ставит магнитный флажок на 1 этап.


  1. Учитель: А сейчас, держитесь, друзья, мы с вами переходим во 2-й этап, а это – коварная страна «терминология». 3-й слайд содержит список терминов:


  1. варяги


  2. подсечно – огневое земледелие


  3. пашенное земледелие


  4. волхв


  5. язычество


  6. кровная месть


  7. родовая община


  8. князь


  9. племя


  10. вече


  11. дружина


  12. ополчение


  13. полюдье


  14. волок


Учитель задает вопрос: Каково значение данных терминов.

Учащиеся по одному отвечают.

Учитель: Мы с вами успешно преодолели 2-й этап нашего похода, проставьте баллы в таблицу, а мы с вами движемся дальше. Он ставит магнитный флажок на 2-й этап «терминология».


  1. 3-й слайд – 3-й этап «Иллюстрация».


Учитель: Наша задача проверить, как вы справились с домашним заданием – составить рассказ от своего имени по рисунку «В славянском поселке» стр. 34 учебника А.А. Данилов, Д.Д. Данилов «Российская история» 6 класс и узнать по иллюстрации с каким событием она связана?

4-й слайд иллюстрация «В славянском поселке».

Учитель просит 3-4 учащихся зачитать своё небольшое сочинение. Пример наиболее удачного рассказа из практики:

«Мне 12 лет, я живу в поселке со своими родителями. Наш род сильный. А жители выносливы и крепки. Поселок мы укрепили высокими стенами. Старейшина знает, как защитить его, как прокормить род, где охотиться на кабанов, а где ловить рыбу. Рано утром все встают и занимаются делом. Вот мужчины возвращаются с рыбной ловли, а девицы отправились в лес по ягоды. Мой народ трудолюбив, и, поэтому, наш посёлок большой, дома высоки и крепки, а в загонах много скотины».

Учитель: «Дима, а где ты здесь изображен?»

Ученик: «А вот я сплю на полатях в небольшом доме».

Учитель: «Как же так, все работают, заняты делом, а ты спишь?»

^ Ученик: «Я пас лошадей в ночном, устал и прилёг отдохнуть. А вечером снова отправлюсь на выгон».

Учитель: Молодец, поставь балл в своей таблице.

5-й слайд «Блины».

Учитель: С каким языческим праздником связана эта иллюстрация?

Ученик: С масленицей, это праздник связанный с окончанием зимы и встречей весны. Его празднуют и в наши дни. Праздник сопровождается сжигаем чучела зимы и народными гуляниями, песнями, хороводами. Блин – это символ солнца.

6-й слайд: «Праздник Ивана Купала».

Ученик: на этой иллюстрации кульминация праздника Ивана Купалы: молодые люди перепрыгивают через костёр, веселятся. Также нужно отыскать в лесу цветок папоротника, который цветёт раз в год на этот праздник.

7-й слайд: «Перун».

Учитель: Какой языческий бог изображен здесь?

Ученик: Перун – бог грозы, молнии.

Учитель: Каких ещё языческих богов вы знаете?

Ученики: Сварог, Род, Стрибог, Даждобог, Хорс.

Учитель: Молодцы, мы успешно преодолели 3-й этап, проставьте баллы и переходим в следующий этап.

Учитель ставит флажок на этап «Иллюстрация».


  1. 8-й слайд – «Цивилизация».


Учитель: На уроках истории мы пришли с вами к выводу, что к IX в н.э. развитие хозяйства и общественного строя восточных славян и их ближайших соседей создало условия для перехода от первобытно - общинного строя к новому этапу цивилизации. И мы с вами тоже перейдем к повторению этого вопроса и исследуем этапы формирования государственности на Руси.

Учитель просит написать на интерактивной доске признаки государства. Он закрывает презентацию и ученик в режиме «интерактивный» составляет заданную схему. Возможен вариант использования меловой доски. Ученик составил схему, объяснил каждый признак. Учитель обращается к классу: Назовите в соответствии с данной схемой изменения в жизни восточных славян. Учащиеся называют и делают вывод, что эти изменения являются предпосылками создания государства в землях восточных славян в IX в.


Признаки

государства


^ Соответствующие изменения в жизни восточных славян


Аппарат управления


Князья стали передавать власть по наследству. Сложились княжеские династии.


Система законов


Началось общественное расслоение → жители родовых общин перестали быть равными между собой.


Охрана порядка


Появление дружины.


Армия


Дружинники становятся профессиональными воинами.


Сбор налогов


Выплата общинами князю и его дружине дани в благодарность за защиту земель, которые со временем становится обязательным государственным налогом.


Учитель: Когда складывается Древнерусское государство – Киевская Русь с центром в г. Киеве?

Ученик: В конце IX века, в 882 году князь Олег объединил 2 образования Новгородскую и Киевские земли и провозгласил столицей город Киев.

Учитель: Какой письменный источник является основным в вопросе изучения формирования Древнерусского государства? Дата написания? Автор?

^ Ученик: «Повесть временных лет». В 1113 году монах Киево – Пегерского монастыря завершил свой многолетний труд.

Учитель: Мы говорили с вами на уроках о норманнской теории образования государства на Руси? В чем её суть?

Ученик: В 882 году жители Новгорода призвали на правление варяжского князя Рюрика. Суть норманнской теории в том, что древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян. Мы должны опровергнуть её, сделав вывод о том, что государство возникает как результат внутреннего развития славян, но и при участии варяг.

Учитель подводит итоги 4-го этапа, просит проставить баллы и прикрепляет флажок на этапе «Цивилизация».

6. Учитель объявляет о начале работы в этапе «страна героев». Он говорит о том, что задачей учащихся будет не только повторить внешнюю и внутреннюю политику русских князей, но и ответить на вопрос, какую роль сыграл каждый из них в формировании государства? Сейчас перед вами выступят герои. Все они прибыли к нам сегодня в гости. Они расскажут о себе. Готовьтесь, они зададут вам коварные вопросы, на которые вы должны будете ответить! Да, и ещё, вы должны будете угадать кто из них кто, и, обратите внимание, появляться перед вами они будут не в порядке княжения в Киеве.

9-й слайд презентации. Изображение Рюрика без подписи.

Ролевая игра «Страна героев».

Выходят ученик в костюме древнерусского воина (Рюрик) и ученица в костюме славянской девушки (жительница Новгорода).

Рюрик: Я - бесстрашный и сильный воин. Я удачлив в делах. Много походов совершил я со своей дружиной. Много легенд сложено обо мне – предводителе викингов.

Жительница Новгорода: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами!

Учитель: Назовите имя князя и дату призвания?

Ученик: Рюрик – варяжский князь был призван Новгородцами в 882 году.

Выходит ученица в костюме княгини.

10-й слайд – изображение княгини Ольги.

Ученица: Вы уже, наверно, догадались как меня зовут? Отгадайте две загадки:


  1. Кто мой муж и кто мой сын?


  2. Почему моё второе имя - Елена?


Ученик: Муж – князь Игорь, сын – князь Святослав. Елена – имя данное Ольге при крещении. Ольга приняла христианство во время своей поездки в Византию.

Учитель: Что было важным в её внутренней политике?

Ученик: Создание единой системы налогооблажения.

Выходит ученик в костюме князя. В руках – топорик, щит.

11-й слайд – изображение князя Олега.

Он читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Задает вопрос ребятам: Какую версию выдвигает А.С. Пушкин по поводу смерти князя Олега?

Ученик: Существует легенда, что Олег умер от своей лошади. Ведун сказал ему его конь - убьёт его. Олег перестал ездить на нём, но когда он однажды пришел на могилу своего любимца, из черепа лошади выползла змея и ужалила его.

Олег: Вот этот щит (показывает) я однажды повесил на ворота одного города в знак одержанной победы. Что это за город и в каком году это произошло?

Ученик: Царьград (Константинополь), в 907 году. Был подписан мирный договор, по которому жители Руси могли без уплаты пошлин торговать на рынках Константинополя.

Учитель: Какое важное событие произошло на Руси при Олеге?

Ученик: В 882 году войско Олега захватило Киев, он объявил его столицей, принял титул «великого князя». Так, в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано государство Русь.

Выходит ученик в костюме князя и ученица в костюме жительницы Киева.

12-й слайд – Святослав.

Ученик рассказывает о себе «Я прославился, как неутомимый, дерзкий и отважный воин. Всю жизнь провел в походах, словно дикий барс в поисках добычи».

Ученица обращаясь к Святославу: «Ты чужой земли ищешь, а свою уберечь не можешь!»

13-й слайд – карта «Древнерусское государство в X – XI веках. Святослав»

Ученик: Как меня зовут и почему меня упрекают, как защитника?

Ученик: Князь Святослав прославился своими многочисленными походами. В то время как он сражался с Византией, на Киев напали печенеги и разорили его.

Учитель: Покажите по карте направления завоевательных походов князя Святослава.

Ученик показывает на интерактивной доске маркером – на Хазарский каганат, на Волжскую Булгарию, на Византию.

Учитель: Как в истории называют Святослава за его блестящие военные победы?

Ученик: Александром Македонским Восточной Европы.

14-й слайд – изображение князя Владимира.

Выходит ученик в костюме князя в руках крест.

Ребята, вы наверное, догадались как зовут этого князя?

Ученик: Владимир, именно он крестил Русь.

Ученик «Владимир» рассказывает о себе: В делах государственных я показал себя мудрым правителем. Народу запомнился как добрый и справедливый князь «красное солнышко». Во стольном граде Во Киеве ставились столы под открытым небом и созывались на княжеский пир и богатыри, и мужики деревенские. На этих пирах я набирал к себе в дружину добрых молодцев. Я расширил границы Руси. Ходил походами на запад, против Польши и на восток, чтобы спасти жителей Руси от набегов печенегов, я приказал построить укрепления на Южных границах».

Учитель: О каком важном мероприятии не рассказал вам князь Владимир?

^ Ученик: Одним из важных событий внутренней политики Владимира являлось принятие христианства в 988 году.

Учитель: Назовите последствия принятия христианства на Руси.

Ученик: Были запрещены кровавые жертвоприношения, многоженство. На Руси начала распространяться письменность. Русские князья могли на равных разговаривать с христианскими правителями Европы. Таким образом, православие оказало сильное влияние на развитие культуры, цивилизации в русских землях.

15-й слайд – изображение князя Игоря.

Выходит ученик «князь Игорь».


  • Скажите, почему меня прозвали Игорь Старый?


  • Какие события связаны с датами 941, 944, 945 годы?


Ученики: старым Игоря прозвали, потому что править Русью он стал в пожилом возрасте.

941 год – это дата первого похода против Византии, неудачного для Игоря.

944 год – византийцы откупились от князя большой данью.

В 945 году – князь Игорь был убит древлянами за попытку собрать с них дань повторно.

16-й слайд – изображение Ярослава Мудрого.

Выходит ученик «Ярослав Мудрый»

Ученик: Я, Ярослав Мудрый. Объясните, почему меня так прозвал народ?

Ученица: Ярослав в 1036 году под стенами Киева нанёс сокрушительное поражение печенегам. Он установил порядок передачи власти – от старшего сына к младшему. При нем постоянно богатела княжеская казна, расцветала торговля. Осваивались далекие окраины страны. Киев превратился в один из самых больших городов мира. Были построены Золотые ворота и Софийский собор. Дружеские отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Он установил свод законов «Правда Ярослава», который после его смерти сыновья Ярослава дополнили и издали, как единый Свод законов для всей Руси – «Русская правда».

Учитель: Таким образом, расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром и союз великого князя с православной церковью способствовали бурному развитию культуры, цивилизации на Руси. Это время расцвета государства Киевская Русь.

Последнее задание этого этапа – расположить в хронологической последовательности этапы правления русских князей.

Ученик выходит к интерактивной доске и составляет схему в режиме «интерактивный».

Учитель: А мы с вами поставим баллы в контрольной таблице. Участники ролевых игр тоже ставят себе баллы за свою работу. Прикрепляет флажок к этапу «страна героев».

7. Переходим в следующий этап «Криминалистика». Я зачитаю вам 3 преступления рассматриваемой эпохи, а вы должны определить с каким событием они связаны?

Итак, протокол 1.

Ноябрь 945 год. Протокол следствия. Было совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг – воинов. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить.

Ответ: убийство князя Игоря древлянами.

Протокол 2.

Весна 972 год. Совершено убийство. При переходе через реку был убит один знатный воин. Преступник установлен. Вина фигуранта усугубляется тем, что он совершил святотатство. Сделал из черепа убитого чашу для вина.

Ответ: событие – убийство князя Святослава печенегами. Печенежский хан Куря велел обить череп прославленного врага золотом и пил из этой чаши на пирах.


Протокол 3.

Убийца с группой людей совершили умышленное убийство, что усугубляет их вину. Они выманили двух князей сказав, что купцы приехали.

Ответ: событие – убийство совершил князь Олег при взятии Киева в 882 году. Князья – Аскольд и Дир.

В зависимости от времени, оставшегося до конца урока учитель может задать ребятам несколько вопросов на размышление: Были ли наказаны обществом преступники? Если да, то как? Как в современной России относятся к таким действиям? Какое наказание могло быть в наши дни? Почему?

Учитель просит проставить баллы в таблицы тем, кто работал в «криминалистике». Он обращает внимание учащихся на доску, где расположена схема. Учащиеся совместно с учителем проверяют. Ученик рассказывает о хронологии правления князей, получает балл.

^ Схема правления русских князей IX-XI вв.

Рюрик Олег Вещий

862 – 897 882 – 912

| |

Игорь Ольга

912 – 945 945 – 962

Святослав Игоревич

962 – 972

|

Владимир

980 – 1015

|

Ярослав Мудрый

1019 – 1054

8. Учитель просит обратить внимание на доску. Там появляется последний слайд – «таинственное письмо». Учитель: А вот и послание, которое пришло к нам от неизвестного героя. Если вы сегодня хорошо отвечали и показали отличные знания по истории Руси оно откроется и вы сможете его прочитать. Учитель открывает письмо. Оно может быть следующего содержания:


9. Учитель подводит итоги. Он делает выводы о том, что наши задачи были реализованы. Как прошло повторение и обобщение темы «Формирование и расцвет Древнерусского государства». Называет отличившихся. Просит ребят сложить полученные баллы за урок и выставляет оценки.

3 – 4 –5 баллов – «отлично»

2 – 3 балла – «хорошо»

1 – 1,5 балла – «удовлетворительно»

В зависимости от участия учитель может поставить две оценки «отлично» особенно отличившимся ученикам. Он может завысить оценку, если ребенок ответил на один, но сложный вопрос. Опыт показывает, что на таком уроке, содержащем большое количество разнообразных творческих заданий большинство оценок – положительных.

Домашнее задание. Предлагается §8 учебника для ознакомительного чтения.


Положительные моменты урока:http://edu.znate.ru/tw_files2/urls_1/487/d-486483/486483_html_c47a299.gifhttp://edu.znate.ru/tw_files2/urls_1/487/d-486483/486483_html_m77cbc2fe.gif


  1. Урок проходит интересно, динамично, в необычной для учащихся форме.


  2. Прослеживается интеграция с литературой и правоведением.


  3. В форме ролевой игры происходит реконструкция прошлого, а значит учащиеся имеют возможность глубже проникнуть в исторический процесс и надолго запомнить ход событий.


  4. Происходит выработка навыков умения работать с ПК, интерактивной доской.


  5. Развитие творческих способностей учащихся.


  6. Происходит частая смена видов деятельности учащихся.


  7. Развитие образного и логического мышления.


  8. Расширяется круг познавательных возможностей учащихся, так как в процессе подготовки они должны использовать дополнительную литературу, электронные учебники.


Приложение


Контрольная таблица


Фамилия, имя учащегося


№ этапа


Название


Баллы


1


География




2


Терминология




3


Иллюстрация




4


Цивилизация




5


Страна героев




6


Криминалистика




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск