Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 383.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации21.06.2014
Размер383.36 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи



Алёкминская Гульнара Михайловна

Политика коренизации на промышленных
предприятиях Татарской АССР


во второй половине 1920-х – 1930-е гг.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Казань – 2013

Работа выполнена на кафедре истории России и
стран ближнего зарубежья Института международных отношений
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»


Научный руководитель:

Тагиров Индус Ризакович,

доктор исторических наук, профессор,
академик АН РТ


Официальные оппоненты:

Галлямова Альфия Габдульнуровна,

доктор исторических наук,

старший научный сотрудник отдела новой
и новейшей истории Института истории
имени Ш. Марджани АН РТ





Гилязов Искандер Аязович,

доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой татароведения
Института международных отношений
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»


Ведущая организация:

ГУ «Институт Татарской энциклопедии
Академии наук Республики Татарстан»

Защита состоится «19» декабря 2013 г. в 10.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.081.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420111, г. Казань, ул. Пушкина, д. 1/55, аудитория 502 (корпус Инс­титута международных отношений КФУ).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35, читальный зал №1).

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета htpp://www.kpfu.ru и на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «_____» ноября 2013 г.
Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат исторических наук Д.Р. Хайрутдинова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Существенные изменения, происходящие в социально-политическом, экономическом и культурном развитии Татарстана в настоящее время, с неизбежностью ставят перед исследователями вопрос о непредвзятом взгляде на многие фундаментальные проблемы истории становления республики. В условиях, когда национальным республикам приходится определять свое место в стратегии развития страны, детальный анализ построения национальной государственности становится одной из главных задач извлечения уроков для дня настоящего и, возможно, для будущего.

Глубинные противоречия общественно-политического развития республики в первой трети XX столетия, так или иначе, привлекают к себе внимание исследователей. Особое место в контексте мировоззрения отечественных историков, современной исторической науки в целом, занимает задача объективного воссоздания целостной картины политической и общественной жизни республики предшествующих десятилетий и, в частности, такого трансформационного периода, каким являются 1920–1930-е гг.

В этот период развитие татарского народа было связано с реализацией грандиозного советского социального и политического эксперимента – «строительства социализма» в СССР. Стремление большевиков в первые годы советской власти любыми способами удержать политическую власть во вновь образованных национальных республиках и автономиях требовали выработки определенной национальной концепции, отвечавшей их требованиям и интересам. Приоритетным направлением национальной политики в это время являлась политика коренизации. Определение сущности политики коренизации, принципов и методов ее реализации, практическое осуществление, признание при этом партией большевиков интересов народов республики – эти и многие другие вопросы представляют интерес для исследователей и определяют актуальность представленной темы.

Научная разработанность темы. Следует отметить, что до настоящего времени в исторической науке политика коренизации, осуществляемая советским правительством в 1920–1930-е гг. в национальных образованиях во всей ее многогранности изучена недостаточно. В Татарской республике избранная тема также не нашла целостного отражения. Преимущественно она рассматривалась как один из элементов национальной политики. Специального исследования, посвященного изучению политики коренизации на промышленных предприятиях Татарской АССР в 1920–1930-е гг. не проводилось. Отдельные факты, связанные с ней, содержатся в работах, имеющих обобщающий характер1.

На протяжении XX века в науке происходил процесс постепенного накопления фактов из истории коренизации, который позволил выделить ее как самостоятельную тему.

В изучении данной темы условно можно выделить следующие периоды:

1) 1920-е гг. – первая половина 1930-х гг.;

2) вторая половина 1930-х гг. – первая половина 1980-х гг.;

3) вторая половина 1980-х гг. – по настоящее время.

Особенностью первого периода является то, что разработка проблем национальной политики, становление историографии и формирование источниковой базы исследований протекало как составная часть национально-государственного строительства в республике. Авторами публикаций в большинстве случаев являлись советские и партийные деятели, практические работники органов по делам национальной политики. Подобные издания являются своеобразной формой отчетов, юбилейными справочными пособиями, которые, так или иначе, освещают национальную проблематику в контексте значимых социально-экономических программ советского руководства2. Опираясь на широкий круг статистических материалов, авторы пытались дать наиболее полную картину социально-экономического положения республики. В то же время в них ощутимо влияние политических приоритетов, что отразилось на качестве и уровне интерпретации собранных данных, требующих, прежде всего, критической оценки.

Значительная часть публикаций носила популярный характер. Исследователи – современники изучаемого периода, проявляли большой интерес к изучению статистических материалов относительно экономического и культурного развития Татарской республики. Среди них труды известных публицистов и ученых, таких как Х.З. Габидуллин, В.М. Ермолаев, Г.Ш. Шараф3. В рамках изучения становления промышленности Татарской АССР косвенно затрагивались и вопросы формирования национальной рабочей силы4.

Однако написанные вслед за происходящими событиями, преимущественно на материалах периодической печати, эти публикации не могли дать всестороннего глубокого анализа поставленной проблеме. Тем не менее, несмотря на присущие им идеологизированность и односторонность в оценках, они отражают вектор научного поиска и раскрывают понятийный аппарат исследуемого периода, без чего невозможно адекватное понимание сущности и смысла протекавших процессов.

Во второй историографический период увеличилось число научных работников, занимающихся проблемами национальной политики. Была выработана определенная методологическая концепция, за которой последовало изучение отдельных этапов и направлений деятельности советских и партийных органов в области реализации национальной политики.

Вместе с тем, в этот период вопросы, связанные с осуществлением политики коренизации, не актуализировались, поскольку историческое изучение опыта решения проблемы национальной политики только начиналось, и собственно историко-исследовательских работ, посвященных данной проблематике по-прежнему не было. Основное внимание региональных исследователей было сосредоточено на результатах национально-государственного строительства в республике5. При этом роль партийного руководства в пропагандистских целях преподносилась исключительно в позитивных тонах6. Упоминания о политике коренизации встречались в контексте общетеоретических вопросов национальной политики и осмысления исторического опыта коммунистической партии в решении национального вопроса.

Одна из первых кандидатских диссертаций об осуществлении ленинской национальной политики в Татарской АССР в годы первых двух пятилеток была защищена Ш.М. Еналеевым. В 1960 году автор опубликовал книгу, в которой имеется раздел о развитии промышленности в рассматриваемый период7.

Немало исследователей в этот период занималось обобщением исторического материала по вопросам подготовки специалистов народнохозяйственного комплекса. В работах 1930-х годов внимание авторов сосредоточивалось в основном на проблемах подготовки технических кадров, что вполне объяснимо выполнением первых пятилетних планов в годы индустриализации страны8.

В особую группу можно выделить труды, раскрывающие проблемы исторического опыта подготовки национальных кадров народнохозяйственного комплекса в Татарской республике. Первым многоплановым исследованием развития народного образования в Татарстане в первые послереволюционные годы является монография М.З. Тутаева9.

Ряд исследователей предприняли попытки проанализировать вопросы подготовки высших национальных технических кадров. В этом плане заслуживает внимания исследование Э.С. Рахматуллина, в котором в целостном и сравнительно-сопоставительном плане создана картина становления национальных отрядов технической интеллигенции10. Важный вклад в изучение этого вопроса внесла и монография Ш.Н. Садыкова, в которой исследуется роль партийных организаций Татарстана в преобразовании высшей школы и подготовке технических кадров, специалистов для промышленности в 1920–1937 годы11.

Многие работы были посвящены разработке вопросов экономического и культурного строительства в республике12. Особого внимания заслуживает исследование И.М. Климова, детально рассмотревшего основные моменты становления Татарской республики. В его монографиях освещаются отдельные стороны по подготовке национальных кадров в области экономики и культуры ТАССР13.

С историей формирования национального рабочего класса и социалистической индустриализации непосредственно связано изучение истории заводов и фабрик14. Создан ряд работ о промышленном развитии республики, в которых приводятся отрывочные сведения относительно разработки кадровой политики в этой отрасли15.

В трудах крупнейшего специалиста по индустриальной истории Татарской АССР У.Б. Белялова приведены данные об общем ходе индустриализации, национальных рабочих кадрах в промышленности, подготовке кадров для народного хозяйства16. Немалый вклад внесли Н.А. Андрианов и А.М. Залялов, соавторы У.Б. Белялова, разработавшие ряд важных аспектов исследуемой тематики17.

Важно подчеркнуть, что при наличии обширной литературы по истории формирования национального рабочего класса, многие аспекты этой важной проблематики, такие как особенности процесса привлечения национальных кадров в промышленное производство, методы работы с национальными кадрами, роль партийных и государственных органов республики в осуществлении коренизации остались недостаточно изученными.

Эпоха «гласности» обозначила начало третьего периода в изучении проблем национальной политики. С середины 1980-х гг., с началом политики перестройки и последовавшим за ней пересмотром устоявшихся концепций и снятий запретов со многих тем в исторической науке, спектр исследовательских интересов значительно расширился. В исследованиях подвергаются критическому анализу источники, что помогает воссоздать достоверную картину жизни и происходящих в ней процессов. Большую ценность в них представляют не только вводимые в научный оборот новые факты, но и их трактовки, обобщения и высказываемые выводы по ключевым вопросам национальной политики, таким как сущность ленинской и сталинской национальной политики, проблемы национально-государственного строительства и межнациональных отношений.

С 1980-х гг. на основе анализа новых источников и с позиций современной методологии глубокой переоценке подверглась национальная политика Советского государства18. К изучению национальных проблем в России обращались многие политические и общественные деятели, ученые того времени, которые коренным образом меняли представления об устоявшихся стереотипах. Среди них А.Г. Авторханов, В.А. Тиш­ков и другие19.

Перестройка и смягчение цензуры сделали возможным объективное осмысление научных и публицистических произведений зарубежных исследователей20. Среди них особый интерес заслуживает исследование Терри Мартина, сделавшего попытку пересмотреть сущность советской национальной политики, а именно политики коренизации, проводившейся в 1923–1939 гг. в национальных республиках21.

В Татарстане выходит ряд изданий относительно формирования и развития национальной государственности народов Татарской АССР и реализации автономных прав республики, о проблемах межнациональных отношений22. Самой высокой оценки заслуживают научные изыскания и опубликованные на их основе труды З.Г. Гариповой, в которых раскрывается культурно-просветительная работа в Татарии в 1920–1930-х гг., проблемы коренизации и языковая политика23. В них отражена деятельность республиканских властей по вовлечению татарских кадров в работу органов управления, по массовой их подготовке для нужд промышленности; содержатся сведения о национальном составе партийных аппаратов, наркоматов и других учреждений Татарской республики.

Большой интерес для настоящего исследования представляют труды, посвященные изучению вопросов становления и развития государственности татарского народа в советский период, которые изобилуют публикациями в периодических изданиях24. В последние годы отдельные аспекты национальной политики, проводившейся в ТАССР в 1920–1930-е гг., свое отражение находят и в диссертационных исследованиях25.

Индустриальное развитие в рамках изучения республик Среднего Поволжья и Татарстана рассмотрено в трудах отдельных авторов26. Проблемы подготовки национальных кадров Поволжья для народного хозяйства затронуты в диссертационных работах И.М. Корниловой и М.В. Зелева27.

Анализ литературы показывает, что к настоящему времени заложена богатая основа научного и объективного изучения важных и актуальных аспектов осуществления национально-государственного строительства в республике в 1920–1930-е гг. Это послужило побудительным мотивом рассмотрения вопросов реализации политики коренизации в ТАССР в указанный период.

Учитывая актуальность и недостаточную изученность избранной проблемы, цель диссертационного исследованиявыявить сущность политики коренизации как приоритетного направления национальной политики в условиях национально-автономного строительства в ТАССР в 1920–1930-е гг.

В соответствии с целью диссертации определены следующие задачи:

  • рассмотреть принципы и методы осуществления политики коренизации в республике;

  • показать роль республиканских партийных и государственных органов при ее осуществлении, раскрыть механизм их взаимодействия с высшим партийным руководством страны;

  • выявить проблемы, возникающие в ходе осуществления процесса коренизации;

  • определить результаты и оценить эффективность проведения политики коренизации на промышленных предприятиях ТАССР.

В качестве объекта исследования определена политика коренизации в национальных автономиях в 1920–1930-е гг. на примере Татарской республики. Предметом исследования выступает процесс осуществления коренизации на промышленных предприятиях Татарской АССР в указанный период.

Хронологические рамки исследования охватывают 1925–1937 гг. Нижние хронологические рамки исследования очерчены 1925 годом, который знаменовал собой начало нового этапа в развитии страны, характеризуемого как переход к социалистической индустриализации, что повлекло за собой формирование иной политической и экономической обстановки. Годы первых пятилеток явились периодом активной реализации национальной политики, направленной на привлечение широких масс национальных кадров в административные органы и промышленное производство. Определение верхнего рубежа – 1937 год, объясняется завершением выполнения второго пятилетнего плана и началом действия Конституции СССР, принятой в декабре 1936 года. Эта конституция во многом урезала права автономных республик, фактически превратив их в обычные административно-территориальные единицы. Этим был положен конец политики коренизации.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск