Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
Хиславичского района Смоленской области
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения
«Занимательная журналистика»
Возраст детей: 15 — 18 лет.
Срок реализации: 3 года.
| Сафонова Т.В., педагог дополнительного образования; | п.г.т. Хиславичи
2013
Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к работе с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевиденье, радио, мобильные сети. Факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном и политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Занимательная журналистика». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности и их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 3 года:
1-й год: 136 часов (4 часа в неделю);
2-й год: 136 часов (4 часа в неделю);
3-й год: 136 часов (4 часа в неделю).
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.
Данная программа дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему массовой коммуникации общества.
Формы занятия, предусмотренные программой:
свободная творческая дискуссия;
ролевые игры;
выполнение творческих заданий;
активные методы формирования системы общения;
практическая работа (подготовка материалов для публикации в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас. Постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки. Статьи. Рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Количество обучающихся не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.
Занятия в кружке помогут обучающимся оценить сой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Занимательная журналистика», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть обще учебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.
Цель программы: создание условий для формирования и развития и учащихся
- интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
- интереса к изучению гуманитарных дисциплин( русский язык, литература, история, обществознание);
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческого мышления и познавательной активности;
- способности к словотворству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
Коммуникативных навыков.
Занятия в кружке помогут учащимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. Задачи программы
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развития творческих способностей подростков;
-развития устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в разных жанрах публицистического стиля;
-овладения основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста;
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы контроля:
- самостоятельные работы в различных жанра журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:
1-й год обучения – семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);
2-й год обучения – проведение ролевой игры с позиций реального или вымышленного лица; конкурс творческих работ;
3-й год обучения – публикация в прессе или творческом альманахе учебной группы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В процессе бучения обучающиеся приобретают конкретные знания:
- из истории журналистики;
- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
- о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
- о законе о СМИ
и умения:
- создавать сочинения разных жанров;
-соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
- работать с дополнительной литературой 9 словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
- участвовать в дискуссии, пресс-конференции
Виды деятельности учащихся:
- теоретические занятия;
- творческий практикум (сочинения разных жанров);
- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.д.);
- анкетирование;
- социологический опрос;
- экскурсии;
-творческие командировки;
- встречи с журналистами;
- участие в творческих конкурсах;
- выпуск газеты;
- публикации в местной прессе.
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладениями навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики.
Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами. Способствующими развитию выразительности. Образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Учебно-тематическое планирование
и содержание программы
Первый год обучения
№
| Тема
| Теория
(количество часов)
| Практика (количество часов)
| Всего
| 1
| Вводное занятие
| 2
|
| 2
| 2
| Журналистика как профессия
| 8
| 4
| 12
| 3
| Функции журналистики
| 6
| 4
| 10
| 4
| Требования к журналисту
| 4
| 2
| 6
| 5
| История российской журналистики
| 6
| 2
| 8
| 6
| Формирование жанров журналистики
| 4
| 4
| 8
| 7
| Язык журналистики
| 8
| 4
| 12
| 8
| Стилистические фигуры речи
| 6
| 6
| 12
| 9
| Стилистические фигуры в тексте
| 6
| 4
| 10
| 10
| Итоговое занятие
|
| 4
| 4
| 11
| Выпуск газеты
|
| 52
| 52
|
| Итого
| 50
| 86
| 136
| Второй год обучения
№
| Тема
| Теория (количество часов)
| Практика (количество часов)
| Всего
| 1
| Вводное занятие
| 2
|
| 2
| 2
| Композиция материала
| 6
| 12
| 18
| 3
| Публицистический стиль русского литературного языка
| 6
| 10
| 18
| 4
| Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка
| 6
| 12
| 18
| 5
| Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия
| 6
| 12
| 18
| 6
| Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон
| 6
| 16
| 22
| 7
| Технические средства журналиста
| 8
| 10
| 18
| 8
| Особенности работы журналиста в печатных изданиях
| 8
| 8
| 16
| 9
| Выпуск газеты
|
| 6
| 6
|
| Итого
| 50
| 86
| 136
| Третий год обучения
№
| Тема
| Теория (количество часов)
| Практика (количество часов)
| Всего
| 1
| Вводное занятие
| 2
|
| 2
| 2
| Информационные жанры
| 10
| 10
| 10
| 3
| Газетный язык и авторский почерк
| 18
| 10
| 18
| 4
| Этика и мораль. Поступок и мотив
| 16
| 16
| 22
| 5
| Эстетика
| 16
| 10
| 16
| 6
| Аналитические и художественные жанры. Очерк и зарисовка. Стихи и рассказы
| 10
| 14
| 24
| 7
| Итоговое занятие
|
| 4
| 4
| 8
| Выпуск газеты
|
| 30
| 40
| 9
| Мероприятия Дома детского творчества и участие в них
|
|
|
|
| Итого
| 42
| 94
| 136
| Содержание образовательной программы
1-й год обучения
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ
Формирование представлений о профессии журналиста
ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
-информационная; -коммуникативная; -выражение мнений определённых групп; -формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ: -компетентность; -объективность; -соблюдение профессиональных этических норм; -глубокие знания в области литературы, философии и др.; -владение литературным языком.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Журналистика XVIII века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С. Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург»; Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров. Задания. Напишите репортаж «Мое село». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья.Роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажа, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или иному жанру. Оцените уровень мастерства автора.
ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, архаизмов, историзмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочу рассказать».
8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.
Задание. Найдите в газетах и журналах примеры тропов и стилистических фигур, определите их рол в тексте. Напишите зарисовку. Используя определенные стилистические фигуры.
2-й год обучения.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Публицистика как особый вид литературы и журналистики.
КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разны типы построения.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ.
Основные требования к информационной публицистике: оперативность, правдивость. Полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Задание.Создание и презентация текса определенного жанра.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выяснить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды ижанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Задание.Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSVORD,MSPUBLISHER)
Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность. Методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.
3- год обучения
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Вводная мини-лекция преподавателя. Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря.
ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ.
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря.
ЭСТЕТИКА.
Эстетика как философская категория.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ.
Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Художественно-публицистические жанры (стихи рассказы).
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов. |