Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы»





Скачать 360.27 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы»
страница1/3
Дата публикации27.05.2015
Размер360.27 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества № 2

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ЦДТ № 2

____________М.В.Сазонова

«11» ноября 2011 г.


Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Природа и мы»
Клуб любителей природы

Срок реализации – 2 года

Всего часов: 288 часов

1-й год обучения – 144 часа

2-ой год обучения – 144 часа

Возраст обучающихся – 15-17 лет

Программа разработана

педагогом дополнительного образования

Смотраковой Людмилой Николаевной,

высшая квалификационная категория.
Программа рассмотрена и рекомендована Приказ №297 от 11.11. 2011 г.

на заседании методического совета

Протокол №5 от «09» ноября 2011 года


г. Ульяновск,

2011 г.

Пояснительная записка.
На сегодняшний день единственной реально объединяющей все человечество идеей, не зависящей от политических, религиозных, экономических, культурных и других убеждений и мировоззрений, является экологическое мировоззрение. Это обосновано жизненно важной необходимостью объединения усилий для спасения от реально грозящей нашей планете опасности – глобальной экологической катастрофы.

Из-за глобальных антропогенных преобразований и загрязнений биосфера подошла к смертельно опасному критическому уровню – она начинает терять свои основные жизненные функции – самоорганизацию и саморазвитие. Дальнейшая деградация неминуемо приведет к ее разрушению и гибели.

В связи с создавшейся на нашей планете критической экологической ситуацией, главная задача, стоящая перед человечеством – прекращение дальнейшей деградации биосферы за счет сохранения на Земле оставшихся природных экосистем и улучшения экологической обстановки в природно-антропогенных и техногенных экосистемах. Это единственный путь спасения человечества и всего живого на земном шаре.

Для решения этой проблемы главное значение имеет личная ответственность каждого человека, каждого общества, каждой страны и группы стран за благоприятное для жизни состояние окружающей среды, за мероприятия по ее оздоровлению. Сознательное самоограничение желаний и потребностей у человека и общества в целом не может проявиться без научно обоснованного и сформированного самосознания и экологического мировоззрения, т.е. без наличия экологической культуры в самом широком значении этого понятия.

Актуальность программы.

Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведению планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего села, города района, страны и всей биосферы.

Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной системе непрерывного экологического просвещения должны стать дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни. Именно школьным учреждениям отводится решающая роль в деле формирования общечеловеческой культуры, так как главная цель их деятельности – воспитание полезного для общества человека, разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохранение благоприятной жизни окружающей среды для себя и будущих поколений.

Для нормального функционирования системы непрерывного школьного экологического образования необходимы следующие условия:

● наличие квалифицированных и заинтересованных педагогов;

● наличие учебно-методической и материальной базы;

● преподавания отдельного учебного курса «Экология» и разумная «экологизация» отдельных школьных предметов;

● сочетание разных видов классной и внеклассной работы;

● экополитика, проводимая государственными и общественными учреждениями, а также органами и средствами массовой информации.

Основная деятельность в области развития системы непрерывного школьного экологического образования отражена в программе работы объединения «Природа и мы». Данная программа предназначена для занятий учащихся старшего и среднего школьного возраста в течение трех лет. (144 часа в год).

Ι год обучения: предусмотрен для ребят 15-17 лет

Направленность образовательной программы – эколого-бтологическая.

Образовательная область – естествознание, допрофессиональная подготовка. По целевой установке образовательная программа - предметная, по уровню образованности – уровень углубления, по уровню освоения содержания учебного материала – ученический, по уровню действия - репродуктивно-алгоритмическое, по уровню освоения культурных ценностей - ориентация. Направленность освоения учебного материала – вертикальная, способ подачи учебного материала – интегрированный, степень включения детей в деятельность – репродуктивно-творческая.
Новизна образовательной программы.

При составлении программы работы объединения преследовалась цель непрерывного школьного экологического образования – формирование у обучающихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера, вопроса взаимоотношений общества и природы, экологическому мониторингу окружающей среды, а так же использованию основного принципа обучения – личной заинтересованности учащихся в получении знаний по экологии. Основные острые экологические проблемы биологической, прикладной, социальной и глобальной экологии рассмотрены в ней на фоне исследования и анализа экологических обстановок, существующих в местах проживания учащихся и окрестностях.

Оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности обучающихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у обучающихся активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и экологическом мировоззрении.

Вместе с тем, ввиду сложившейся экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на осуществление экологического образования школьников, развитие у них экологической культуры.

Реализация программы основана на принципах:

- Интеграции общего и дополнительного образования.

- Реализации инновационных образовательных методик и технологий обучения и выполнения домашних заданий.

- Выделения разноакцентированных пространств (кабинет, библиотека, компьютерный класс, спортивный зал, помещения для работы класс-групп, пространства для общения).

- Формирования малых групп для проектно-исследовательской, клубной и оздоровительной работы.

Педагогические технологии обучения:

- технология ученического целеполагания и рефлексии;

- метод проектов;

- применение компьютерных технологий и мультимедийных средств;

- развитие познавательного интереса к предмету;

- ролевых игр, дебатов, коммуникативных игр;

- развитие критического мышления через комплексный анализ текста;

- занятие-мастерская;

- подготовки к ЕГЭ;

- проектных декад, конференций, мини-проектов;

- психологические тренинги личностного развития, интерактивные беседы;

- тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен.

Единицей учебного процесса является блок (глава). В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков закнятия, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится, с учетом уровня подготовки обучающихся, регулярного повторения ранее изученных тем, темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит изучить.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Обучающиеся изучают его с целью создания запланированного продукта.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта.

Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме.

Регулярное повторение сопутствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует улучшению восприятия нового материала.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы. В заключении изучения курса обучающиеся представляют выполненный проект, его защиту и рефлексивной оценкой.

Цель программы – создать условия:

- для развития у школьников понимания величайших ценностей жизни в процессе экологического образования;

- для развития интереса к исследовательской работе у обучающихся;

- для формирования нравственно-личностных качеств обучающихся;

- для дальнейшей профориентации.

Задачи программы:

- состоит не только в том, чтобы сформулировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействий общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

- способствовать восстановлению у школьников инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, что увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

- способствовать развитию интереса обучающихся к решению экологических проблем и в особенности к изучению проблем своей местности, что вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; у обучающихся возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе.

- в процессе исследовательской деятельности помочь обучающимся найти возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе как общему дому.

- создать условия для воспитания бережливости и аккуратности при проведении исследовательских, практических и лабораторных работ, при работе с животными и растительными объектами.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям является особенно значимым на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

В системе образования разработано недостаточное количество программ дополнительного образования детей, затрагивающих изучение основ научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Таким образом, назрела потребность в создании программы дополнительного образования для обучающихся, отвечающей всем особенностям организации образовательного процесса, учитывающей специфику педагогического сопровождения научно-исследовательской работы обучающихся и отражающей работу нескольких предметных секций.

Особенности программы работы объединения «Природа и мы» заключаются в том, что в ней предусматривается увеличение объема экологического содержания материала:

- расчленение перечня практических работ, экскурсий, лабораторных исследований, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающиеся практические и творческие умения учащихся;

- усиление внимания к изучению живой природы родного края, бережного отношения к ней.

Образовательный процесс построен как последовательный переход от одного образовательного этапа к другому: 1-й начальный этап предусматривает изучения основных понятий и законов экологии. Второй этап основывается на изучении естественных и искусственных экосистем, взаимоотношении в них различных групп организмов. Третий этап включает в себя вопросы изучения биосферы и влиянию человека на нее и компонентов биосферы на организм человека.
Прогнозируемый результат:

1-й год обучения.

Должны знать:

- возникновение экологии как науки, основные научные направления в экологии;

- влияние деятельности человека на природные биоценозы;

- общие законы зависимости организмов от факторов среды, пути влияния организмов на среду обитания;

- основные экологические факторы, влияние их на живые организмы;

- основные среды жизни, приспособленность живых организмов к различным средам жизни;

- биологические ритмы, приспособленность растений и животных к ним;

- историю систематики, основные единицы систематики.

Должны уметь:

- проводить исследования в природных биоценозах;

- проводить исследование состояния сообщества;

- изучать изменения в поведении животных в связи с изменением времени суток в определенном сообществе;

- проводить изучение адаптаций организмов к различным средам обитания;

- проводить наблюдения за приспособленностью живых организмов к определенной среде обитания;

- проводить определение различных видов животных и растений;

- проводить простейшие исследования в природе.

2-й год обучения.

Должны знать:

- типы взаимоотношений между организмами в сообществе;

- понятие популяции в биологии, взаимодействие особей в популяции. Значение поведенческих взаимоотношений в жизни популяций;

- состав и структуру сообщества, взаимосвязи организмов в сообществе;

- причины химического загрязнения среды и влияние его на здоровье человека;

- причины влияния погоды и самочувствие человека;

- влияние правильного питания на здоровье человека;

- проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Должны уметь:

- проводить исследования в природных биоценозах;

- определять взаимосвязь между организмами в природе;

- проводить изучение возрастной структуры популяции, ее численности и способов регуляции в природе, пищевых связей в сообществе;

- изучать влияние различных факторов на устойчивость биоценоза;

- выявлять причины и результаты сукцессии;

- виды антропогенного воздействия на окружающую среду.

Формы подведения итогов и контроля.

Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме:

- тестирования;

- проведения конкурсов, бесед, конференций, смотров знаний, олимпиад, защиты исследовательских работ.

Условия реализации программы.

1) Образовательное учреждение.

2) Научное общество учащихся (НОУ) с углубленным изучением экологии и биологии.

3) Группа учащихся должна включать не более 15 человек.

4) Возраст детей 15 – 17 лет.

5)Исследования проводятся в природе, химических лабораториях СЭЗ, очистных сооружениях.

6) Добровольность.

7) Взаимоуважение.

8) Индивидуальный подход.

9) Возрастные особенности.

10) Научность и доступность.

11) Последовательность.

12) Срок реализации программы – 2 года.


Год обучения

Количество занятий в неделю

Длительность занятия

Всего часов в неделю

Всего часов в год

1-й

2

2ч.

4ч.

144ч.

2-й

3

2ч.

6ч.

216ч.


Запланированная работа по программе предъявляет повышенные требования к охране жизни и здоровья обучающихся в связи с использованием электрооборудования, разнообразных приборов и оборудования для проведения исследовательских работ, открытого огня, огнеопасных веществ.

Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Каждый ребенок должен быть обеспечен всеми необходимыми для работы инструментами, приборами, реактивами.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск