Скачать 0.63 Mb.
|
На правах рукописи Архангельская Ирина Борисовна Герберт маршалл маклюэн: от исследования литературы к теории медиа Специальность 10.01.10 – «Журналистика» А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук М осква – 2009 Работа выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Защита состоится 10 апреля 2009 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова). С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по адресу: 119192, Москва, Ломоносовский проспект – 27. Автореферат разослан «….» ……….. 2009 г. Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент В. В. Славкин ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Герберт Маршалл Маклюэн (Herbert Marshall McLuhan, 1911–1980) известен во всем мире как автор теории, согласно которой качественные сдвиги в истории человечества связаны с появлением новых технических средств коммуникации, как специалист по медиа и культуролог, его наследие также включает несколько десятков литературоведческих статей, эссе и рецензий, публицистику, предисловия к книгам Х. Кеннера «Парадокс у Честертона» и «Эра Паунда»1, а также к сборнику «Избранная поэзия Теннисона»2. Предметом научных интересов ученого были в основном телевидение и другие средства коммуникации, но он стал не только признанным специалистом в области массмедиа, «пророком эпохи информационных технологий», но и знаковой фигурой в культуре 1960–1970-х гг., встав в один ряд с такими представителями общественной мысли и искусства, как Жан Бодрийяр и Энди Уорхол. Большую роль в развитии теории медиа сыграли работы Маклюэна: «Механическая невеста: Фольклор человека индустриального века» (1951) (The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man), «Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры» (1962) (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man), «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека» (1964) (Understanding Media: The Extensions of Man), «Законы медиа: Новая наука» (1988) (Laws of Media: New Science) и многие другие. Большую часть своей жизни Г.М. Маклюэн был профессором английской литературы в университете Торонто, что во многом обусловило его мировоззрение, подходы к изучению литературы и медиа, методы исследования. В 1930–1950-е гг. им написан основной корпус литературно-критических статей, в которых анализируется творчество «новых критиков» американского Юга, поэзия и проза Э.А. По, С. Малларме, А. Теннисона, особенности литературы модернизма (Т.С. Элиот, Э.Л. Паунд, Д. Джойс). Г.М. Маклюэну посвящена обширная библиография. Многие исследователи: Д.Т. Теолл3, Г. Уиллмот4, Ж. Марчиссо5 – рассматривают Маклюэна как мыслителя и критика переходной эпохи от модернизма к постмодернизму. Пол Левинсон справедливо отмечает, что идеи Маклюэна, которые казались странными и провокативными в 1960-е гг., стали актуальными в новом тысячелетии. Критик особое внимание уделяет методу, который канадский ученый использовал при анализе всех явлений, – исследовать, а не объяснять («explore and not explain»)6. Вместе с тем исследовательские методы канадского ученого некоторые критики считали ненаучными, мозаичный стиль подачи материала – хаотичным. Так, американский специалист по теории коммуникаций Д.Х. Альтшулл, считая Маклюэна «пророком нового технократического Эдема» и «выдающимся теоретиком медиа, который продолжил традиции таких новаторов, как Б. Франклин и Т. Джефферсон», тем не менее полагал, что в методологии Маклюэна были неисправимые недостатки: отсутствие определенной методики, научного аппарата и структуры в исследованиях, игнорирование трудов ученых, получивших широкое признание в области теории медиа7. Многие западные (Д. Цитром, Д. Маккуэйл, А. Крокер) и отечественные (Л.М. Землянова, Г.П. Бакулев) критики отмечают существенные элементы технологического детерминизма в концепции М. Маклюэна. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения наследия Маклюэна, ученого, который оказал огромное влияние на методологию исследования средств массовой коммуникации и теорию коммуникации. Научная новизна диссертационного исследования заключается в системном подходе к анализу факторов, повлиявших на формирование Маклюэна как теоретика медиа с учетом его литературоведческих корней. Впервые в отечественных исследованиях Г.М. Маклюэн представлен как литературной критик, внесший определенный вклад в изучение западной литературы, и вместе с тем теоретик медиа, интегрировавший литературные тексты в работы по проблемам коммуникации. Предметом дискуссии являются место литературной критики ученого в развитии литературоведения Америки и Европы, правомерность использования заимствованных в литературоведении методов анализа для изучения культуры, массовых коммуникаций и технологий, взаимоотношение Маклюэна – профессора литературы с Маклюэном – теоретиком коммуникации. Диссертация является первым отечественным исследованием наследия Г.М. Маклюэна, охватывающим как ранние этапы его деятельности, связанные с изучением англо-американской литературы и культуры, так и период становления и развития ученого как теоретика медиа, оказавшего заметное влияние на коммуникативистику как науку и методологию исследования взаимодействия литературы и медиа. Наследие Маклюэна исследовано в контексте развития теорий коммуникации второй половины ХХ в. В оборот вводятся ранее не переведенные в России литературно-критические статьи ученого, посвященные «новым критикам» американского Юга, творчеству Э.Л. Паунда, Т.С. Элиота, Д. Джойса, Э. По, его эпистолярное наследие, диссертация ««Классический тривиум: Творчество Томаса Нэша в системе знаний своего времени» (The Classical Trivium: The Place of Thomas Nashe in the Learning of His Time), а также неизвестные отечественным исследователям работы Е. Ламберти «Маршалл Маклюэн в литературе, искусстве и медиа» (Marshall McLuhan tra letteratura, arte e media, 2000), Ж. Марчиссо «Маршалл Маклюэн: Космические медиа» (Marshall McLuhan. Cosmic Media, 2005) Д.Ф. Теолла «Виртуальный Маклюэн» (Theall D. The Virtual McLuhan, 2002), П. Левинсона «Цифровой Маклюэн: Путеводитель по информационному тысячелетию» (Digital McLuhan: A Guide to the Information Millennium, 2001) и др. Материалом для настоящего исследования послужили литературно-критические и публицистические статьи Г.М. Маклюэна 1930–1960-х гг., его эпистолярное наследие, основополагающие труды: «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека», «Галактика «Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры», «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека», «Законы медиа: Новая наука», опубликованные в разные годы лекции и интервью, посвященные как проблемам коммуникации, так и проблемам взаимодействия литературы, искусства и массмедиа. Цель, которую ставит перед собой автор, – исследование основных этапов в развитии Г.М. Маклюэна от профессора литературы и литературного критика до теоретика медиа, выявление роли и места художественной, прежде всего английской и американской, литературы в его трудах, анализ характерных для канадского ученого подходов к изучению общества, культуры, средств коммуникации, а также места теории Маклюэна в американской коммуникативистике ХХ в. Многогранность интересов Маклюэна: теория медиа, элитарная и массовая культура, западная литература, религия и др., а также то влияние, которое канадский исследователь оказал на разные сферы знания: от теории коммуникаций до высоких технологий, – требуют широкого контекста для изучения его творчества. Именно поэтому нами рассматриваются мировоззренческие и теоретические позиции Г.М. Маклюэна в разные периоды его жизни с учетом развития основных направлений общественной и культурной жизни Северной Америки 1930–70-х гг., в том числе влияния академической среды, в которой ученый работал и жил, а также американских и европейских исследований в области литературы и коммуникации второй половины ХХ в. на научную мысль и творчество ученого как литературного критика и теоретика медиа. Задачи, которые ставил перед собою автор, сводятся к следующему:
Поставленные задачи определяют методологию исследования, в основу которой положен системный подход с элементами культурно-исторического, социологического, литературно-биографического, компаративистского, структурного и лингвотекстологического методов анализа. Предметом исследования является эволюция Г.М. Маклюэна от литературного критика до теоретика медиа, значение литературной критики и работ по проблемам коммуникации для литературоведения и коммуникативистики. Объект исследования – наследие Г.М. Маклюэна, включающее труды разных лет: литературную критику 30–50-х гг., диссертацию «Классический тривиум: Творчество Томаса Нэша в системе знаний своего времени», работы по проблемам медиа, эпистолярное наследие ученого. Положения, выносимые на защиту:
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых: М.М. Бахтина, Я.Н. Засурского, А.Н. Зверева, Л.М. Земляновой, И.П. Ильина, Ю.М. Лотмана, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Д. Келлнера, Ф. Лиотара, Д. Х. Альтшулла, Р. Крейга, А. Крокера. В исследовании творческого наследия Маклюэна автор опирался на работы Г. Геноско, П. Гросвиллера, Д. де Керкове, Э. Маклюэна, Ф. Марчанда, Д. Марчиссо, Д. Миллера, Г. Уиллмота, А. Крокера, П. Левинсона, Б. Невитта, С.Д. Нила, Д. Паттерсона, Р. Перрин, Р. Розенталя, Д.Ф. Теолла, М. Фергюсон, И.И. Засурского, В.Ю. Царева, Е.А. Юхвид и многих других исследователей. При изучении литературной критики канадского ученого, определении роли американской и европейской литературы в становлении ученого как литературоведа, культуролога и выявлении литературных аналогий в теории медиа Маклюэна автор обращался к работам А.А. Асцватурова, Н.Э. Микеладзе, О.М. Ушаковой, К. Чухрукидзе, М. Каули, Е. Ламберти, Э. Паунда, М. Трембли, Т.С. Элиота, У. Эко. Рассматривая труды Маклюэна по проблемам медиа в контексте развития коммуникативистики второй половины ХХ в., мы обращались к работам Г. Инниса, Д. Маккуэйла, Д. Мейровица, Н. Постмена, Ф. Уэбстера, Е. Эйзенштейн, В.П. Терина, Е. Г. Дьяковой. Теоретический аспект диссертации связан с проблемой взаимодействия литературы и теории коммуникации на современном этапе и методологией исследования как художественной литературы, так и коммуникативистики на междисциплинарном уровне, а также определением роли Г.М. Маклюэна в современной теории медиа и его вклада в литературоведение. Научно-практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее концепции и фактологического материала как в дальнейших исследованиях творческого наследия Г.М. Маклюэна, литературоведа и теоретика коммуникации, так и в практике преподавания названных дисциплин в системе вузовского образования по соответствующим направлениям специализации. Нами использованы представленные в диссертации материалы при чтении курса «Коммуникация и ее разновидности» студентам специализации «Управление связями с общественностью», а также разработан авторский спецкурс «М. Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа», который предназначен для магистров специальности «Менеджмент по связям с общественностью», «Журналистика» российских вузов. |
Вопросы к экзамену определение понятий медиа-мониторинг, медиа-анализ, медиа-планирование Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Рабочая программа дисциплины (модуля) Социальные медиа Направление... Целями освоения дисциплины «Социальные медиа» являются формирование у бакалавров по рекламе и связям с общественностью знаний принципов... | ||
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций... | Как профессионалы pr используют Социальные Медиа (2010) По различиям на демографической основе обнаружилось, что более молодые респонденты скорее склонны рекомендовать использование Социальных... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы теории литературы» Дисциплина «Основы теории литературы» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке... | Рекомендации по оформлению реферата практикума по курсу Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях... | Герберт шелтон натуральная гигиена — наука жизни Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | ||
В. М. Гальперина и Н. А. Зенкевича Рынки и рыночная власть, теория организации промышленности Книга предназначена для студентов старших курсов, научных работников, преподавателей и аспирантов, специализирующихся в области экономической... | Примерные темы рефератов по истории экономики Концепция маржинализма (К. Менгер, С. Джевонс, Л. Вальрас, А. Маршалл, Д. В. Кларк и др.) | ||
Нормативный вектор в экономическом анализе: методология, теория, политика «Становление общего социального анализа», продолжающей его методологические исследования, начавшиеся в 1998 году в работе «Кризис... | Задачами дисциплины являются Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства.... | ||
Учебно-методическое обеспечение по семинарским занятиям Она разрабатывает общие положения и методы статистического исследования. Ее категориями, показателями и методами пользуются все другие... | Маршалл Говиндан, М. А. Бабаджи и традиция крийя йоги 18-ти сиддхов Поиск информации о черепахе, о панголине, о варане, о еже, о дикобразе, о капибаре | ||
Что такое медиаурок и чем он отличается от традиционного? Медиа это эмоционально яркое сообщение. Медиа – это коммуникационные средства в виде символов, изображений, речи, фильма, радио,... | Статистика, её основные понятия и их применение в гимназическом научном исследовании Она разрабатывает общие положения и методы статистического исследования. Ее категориями, показателями и методами пользуются все другие... |