Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/3
Дата публикации26.02.2015
Размер398 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Журналистика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.2.2 СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

040201 Социология

Утверждено на заседании кафедры

межкультурной коммуникации, теории

языка и журналистики

факультета филологии и журналистики

(протокол № 1 от 03.09.2010г.)

Зав. кафедрой

__________________(Иванищева О.Н.)
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1. Автор программы:

Паламарчук Максим Леонидович — ассистент кафедры культурологии и межкультурной коммуникации, теории языка и журналистики МГПУ

1.2. Рецензенты:

1.Баженова С. - шеф-редактор радиостанции «Power hit radio» (г. Мурманск)

2. Садохова М.В., кандидат филологических наук МГГУ

1.3. Пояснительная записка

Современная Россия находится на пути становления демократии и развития гражданского общества. Но в то же время, социальная действительность сегодня пронизана различными проблемами. Э.Гор охарактеризовал современное состояние науки и культуры как «отсутствие великой духовной цели», подчеркнув тем самым опасность, к которой приближается человечество. Процессы глобализации сопровождаются обострением старых (массовая безработица, наркомания, голод, алкоголизм и пр.) и рождением новых (эвтаназия, генная инженерия, виртуализация жизни и пр.) социальных проблем. В такой ситуации журналистика как социальный институт призвана не только констатировать, но и решать актуальные социальные проблемы в различных сферах жизни.

Курс по выбору «СМИ и социальные проблемы общества» рассчитан на то, чтобы научить молодых специалистов в области журналистики ориентироваться в современных тенденциях развития человеческого сообщества и решать актуальные общественные проблемы.

Особое внимание в рамках данного курса уделяется опыту позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного прогресса.

Цель курса – сформировать ясное представление у студентов о ряде острых современных социальных проблемах и роли журналистики в их разрешении.

Задачи курса:

  • сформировать чёткое представление о современных тенденциях в области демографии, экологии, медицины, культуры;

  • помочь студентам осознать характер социальных проблем и необходимость объединения усилий различных специалистов для их решения;

  • развить у студентов стремление к самосовершенствованию и постоянному повышению уровня знаний;

  • воспитать у студентов чувство ответственности;

  • рассмотреть место журналистики в решении общественно-значимых вопросов;

  • выявить негативные тенденции в деятельности СМИ;

  • дать представление о профессиональной компетентности журналиста.

Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Курс является профилирующим в системе подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» и читается на 5 курсе в течение 10 семестра.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны знать:

  • актуальные социальные проблемы и основные термины, характеризующие их;

  • принципы журналистской работы при разрешении социальных проблем;

  • способы изучения социальных проблем и пути преодоления негативных тенденций в деятельности СМИ;

Студенты должны уметь:

  • прогнозировать развитие современной социокультурной ситуации;

  • активно воздействовать на преобразование социальной реальности с целью предотвращения нарастания кризисных явлений;

  • применять полученные знания на практике и владеть понятийным аппаратом.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности

КПВ Средства массовой информации и социальные проблемы общества

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-емкость

Всего аудит

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. работа



040201.65 Социология

5

9

100

30

10

20

-

70

зачет



1.6.2. Содержание разделов дисциплины:

Тема №1. Социальные проблемы в современном обществе.

Социальные проблемы и социальные явления. Понятие социальной проблемы (объективистское, субъективистское и конструкционистское видение социальной проблематики). Типология социальных проблем.
Тема №2. Подходы к пониманию социальных проблем.

Социальная патология и социальная дезорганизация. Концепция отклоняющегося поведения. Символический интеракционизм. Функционализм. Теория конфликта. Марксизм и социальные конфликты. Конструкционизм. Принципы комплексного изучения социальных проблем.
Тема №3. СМИ и социальные проблемы общества.

Освещение социальных проблем в СМИ: анализ современных исследований. Особенности структуры медиа-производства, влияющие на освещение кризисов и проблем. Участие медиа в конструировании социальных проблем. Влияние СМИ на развитие социальных проблем.
Тема №4. Социальные проблемы как угроза здоровью общества.

Проблема алкоголизма и табакокурения. Наркомания: есть ли выход? Бездомные: кто виноват? Проблемы современной медицины и эвтаназия. Генная инженерия как социальная проблема.
Тема №5. Социальные проблемы и межкультурный диалог.

Проблема терроризма в современном мире. Толерантность в этнических и религиозных вопросах. Коррупция: государственный уровень решения проблемы.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Одна тема на выбор из предложенного списка

написание аналитического материала

в течение всего курса (до зачёта)

реферат


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Планы семинарских занятий
№1. Социальные проблемы как угроза здоровью общества.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема алкоголизма и табакокурения - две беды российского общества.

  2. Наркомания: есть ли выход?

  3. Освещение в СМИ проблем бездомных людей.

  4. Проблемы современной медицины и эвтаназия.

  5. Генная инженерия как социальная проблема.

Источники информации:

  1. Бойко, О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов/ О.В. Бойко // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 120-128.

  2. Мейлахс, П. Наркомания в зеркале СМИ/ П.Мейлахс // Профилактика потребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни в Санкт-Петербурге. – СПб.: ЦРНО, 2004. С. 129-143.

  3. Ясавеев, И.Г Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. – Казань: Издательство Казанского университета, 2004.

  4. Андреева, Т., Довбах, А., Красовский, К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ Т.Андреева, А.Довбах, К .Красовский. – Киев, 2002.

  5. База данных ФОМ: Здоровье // http://bd.fom.ru/cat/health/

  6. Карлинский, И. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. – СПб: Дельта, 2004.

  7. Костенко, С. В эфире: разговор о СПИДе/ С.Костенко. – Москва: Инфо-плюс, 2003.

  8. Савельева, И. Если вы пишите о СПИДе: журналистам о СПИДе/ И.Савельева. – М.: Рубикон, 1999.

  9. Стивенсон, С.А. Уличные дети и социальный капитал городских теневых сообществ // Социологический журнал. – 2000. - № 3/4. – С. 87-97.


№2. Социальные проблемы и межкультурный диалог.
Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема терроризма в современном мире.

  2. Толерантность в этнических и религиозных вопросах.

  3. Коррупция: государственный уровень решения проблемы.

Источники информации:

  1. Бойко, О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов/ О.В. Бойко // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 120-128.

  2. Мазаев, Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции/ Ю.Н. Мазаев // Социологические исследования. – 2004. - № 2. – С. 106-115.

  3. Малахов, В. Символическое производство этничности и конфликт / Язык и этнический конфликт/ Под ред. М. Брилл Олкотт и И. Семенова. – М.: Гендальф, июль 2001.

  4. Петерс, Б. Роль СМИ – раскрытие или сокрытие коррупции/ Б.Петерс// Доклад Transparency International о коррупции в мире – 2003.

  5. Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / Сост. А.М. Верховский. – М .: РОО «Центр "Панорама», 2002.

  6. База ФОМ, раздел «Преступления»// http://bd.fom.ru/cat/societas/problem_soc/terrorism_criminality/crimes

  7. Бондаренко, С.В. Коррумпированные общества. – М.: РостИздаТ, 2002.

  8. Быстрова, А.С., Сильвестрос, М.В.Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы/ А.С. Быстрова, М.В.Сильвестрос // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 3. – Февраль 2000. № 1. С. 83-101.

  9. Вишневский, А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор/ А.Г. Вишневский // Общественные науки и современность. – 2000. - № 3. – С. 115-130.

  10. Дмитриев, А.В. Этнический конфликт: теория и практика. – М., 1998.

  11. Еремичева Г.В., Симпура, Ю.А. Социальные проблемы повседневной жизни и их восприятие петербуржцами // Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев. СПб., 1999. С. 224-247.

  12. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Часть 2. Природа этнического конфликта: Сб. ст. / Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова и А. Малашенко. – М., апрель 1997.

  13. Кузьминов, В.Я. Тезисы о коррупции/ В.Я. Кузьминов. – М.: ГУ-ВШЭ, 1999.

  14. Лунеев, В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции/ В.В.Лунеев. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

  15. Малькова, В.К. Тишков, В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации/ В.К. Малькова, В.А. Тишков. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

  16. Петров, В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия/ В.Н. Петров // Социологические исследования. – 2005. - №9. – С. 74-82.

  17. Римский В.Л. Бюрократия, клиентелизм и коррупция в России // Общественные науки и современность. – 2004. - № 6. – С. 68-79.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:

Основная литература:


  1. Камбербач, Г. Воздействие СМИ на общество: неоконченная дискуссия/ Г. Камбербач // Бриггс, А., Кобли, П. Медиа. Введение. – М.: Юнити, 2005. С. 324-334.

  2. Лунеев, В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции/ В.В.Лунеев. – М.: Волтерс Клувер, 2005

  3. СМИ и политика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 520600 и спец. 021400 "Журналистика" / под ред. Л. Л. Реснянской. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 256 с.

  4. Учебно-методический комплекс по актуальным проблемам современности и журналистики/ Авт.-сост. Г.А. Карташян. – Ростов-на-Дону: Ростовский гос. ун-т, 2006.


Дополнительная литература:


  1. Бойко, О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов/ О.В. Бойко // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 120-128.

  2. Мазаев, Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции/ Ю.Н. Мазаев // Социологические исследования. – 2004. - № 2. – С. 106-115.

  3. Малахов, В. Символическое производство этничности и конфликт / Язык и этнический конфликт/ Под ред. М. Брилл Олкотт и И. Семенова. – М.: Гендальф, июль 2001.

  4. Мейлахс, П. Наркомания в зеркале СМИ/ П.Мейлахс // Профилактика потребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни в Санкт-Петербурге. – СПб.: ЦРНО, 2004. С. 129-143.

  5. Миллер, С., Тренин, Д. Вооруженные силы России: власть и политика. Американская академия гуманитарных и точных наук / С. Миллер, Д.Тренин. – Лондон, 2005.

  6. Петерс, Б. Роль СМИ – раскрытие или сокрытие коррупции/ Б.Петерс// Доклад Transparency International о коррупции в мире – 2003.

  7. Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / Сост. А.М. Верховский. – М .: РОО «Центр "Панорама», 2002.

  8. Ясавеев, И.Г Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. – Казань: Издательство Казанского университета, 2004.

  9. Howard, R. Conflict Sensitive Journalism. IMPACS, 2003.

  10. Андреева, Т., Довбах, А., Красовский, К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ Т.Андреева, А.Довбах, К .Красовский. – Киев, 2002.

  11. База данных ФОМ: Здоровье // http://bd.fom.ru/cat/health/

  12. База ФОМ, раздел «Преступления»// http://bd.fom.ru/cat/societas/problem_soc/terrorism_criminality/crimes

  13. Банников, К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии/ К.Л. Банников. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

  14. Бондаренко, С.В. Коррумпированные общества. – М.: РостИздаТ, 2002.

  15. Быстрова, А.С., Сильвестрос, М.В.Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы/ А.С. Быстрова, М.В.Сильвестрос // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 3. – Февраль 2000. № 1. С. 83-101.

  16. Вишневский, А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор/ А.Г. Вишневский // Общественные науки и современность. – 2000. - № 3. – С. 115-130.

  17. Вышемирская И. ВИЧ-активизм как стратегия выживания: исследование случая //

  18. Гакаев, З.Ж. Чеченский конфликт в зеркале российских СМИ/ З.Ж. Гакаев// Культура Чечни. История и современные проблемы. – М.: Наука, 2002.

  19. Иванов, О.И. Введение в социологию социальных проблем. – СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2003.

  20. Карлинский, И. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. – СПб: Дельта, 2004.

  21. Кинник, К., Кругман, Д., Камерон, Г. «Усталость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем / К, Кинник, Д.Кругман, Г. Камерон // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г.Ясавеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. С.187-217.

  22. Кожевникова, Г. Язык вражды в СМИ после Беслана: Поиски врага и ответственность журналистов. – М.: 2004.

  23. Костенко, С. В эфире: разговор о СПИДе/ С.Костенко. – Москва: Инфо-плюс, 2003.

  24. Ленуар Р. Социологический объект и социальная проблема // Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л. Начала практической социологии. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.

  25. Лунеев, В.В. Права человека и преступность в глобализирующемся мире/ В.В.Лунеев // Общественные науки и современность. – 2005. - № 3. – С. 107-118.

  26. Малькова, В.К. Тишков, В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации/ В.К. Малькова, В.А. Тишков. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

  27. Материалы сайта Ресурсного центра по контролю над табаком // http://www.adic.org.ua/nosmoking

  28. Петров, В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия/ В.Н. Петров // Социологические исследования. – 2005. - №9. – С. 74-82.

  29. Полач, Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения/ Д.Полач // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г.Ясавеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. С.7-11.

  30. Политковская, А. Вторая Чеченская/ А. Политковская. – М.: Захаров, 2002.

  31. Римский В.Л. Бюрократия, клиентелизм и коррупция в России // Общественные науки и современность. – 2004. - № 6. – С. 68-79.

  32. Римский, В.Л. Социальная политика как метод решения социальных проблем/ В.Л. Римский // Общественные науки и современность. – 2006. - №5. – С. 92-96. .

  33. Спектор, М., Китсьюз, Дж. Конструирование социальных проблем/ М.Спектор, Дж. Китсьюз // Контексты современности – II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. и ред. С.А.Ерофеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С.160-163.

  34. Стивенсон, С.А. Уличные дети и социальный капитал городских теневых сообществ // Социологический журнал. – 2000. - № 3/4. – С. 87-97.

  35. Фуллер, Р., Майерс, Р. Стадии социальной проблемы/ Р.Фуллер, Р.Майерс // Контексты современности – II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. и ред. С.А.Ерофеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С.138-141.

  36. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1. Перечень используемых технических средств

  1. персональный компьютер (или ноутбук);

  2. цифровой проектор;

  3. экран;

  4. аудиоколонки;

  5. интернет-доступ.


1.9.2 Перечень используемых пособий:

СМИ и социальные проблемы: программа дисциплины/ Е.Ю. Кольцова. – СПб: ГУ-ВШЭ, Санкт-Петербургский филиал, 2006. – 13 с. Режим доступа: http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/filials/spb/fsoc/ksoc/discipl/DocLib/СМИ%20и%20соц.%20проблемы,%20Кольцова.doc

Интернет-ресурсы:

http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию.

http://www.library.cjes.ru – Библиотека центра экстремальной журналистики

http://www.escoman.ru сайт по проблемам социально-гуманитарного знания

1.10 Примерные зачетные тестовые задания

Не предусмотрено.

1.11. Примерные вопросы к зачету

  1. Отличие социальных явлений от социальных проблем.

  2. Понятие и виды социальных проблем.

  3. Основные подходы к социальным проблемам.

  4. Марксистский подход к социальным проблемам.

  5. Интерационистский подход к социальным проблемам.

  6. Конструктивистский подход к социальным проблемам.

  7. Функциональный подход к социальным проблемам.

  8. Роль СМИ в решении социальных проблем.

  9. Основные виды, стадии и причины бездомности.

  10. Взаимосвязь проблем бездомности, миграции и этничности.

  11. Основные тенденции освещения бездомных в СМИ.

  12. Основные проблемы здравоохранения.

  13. Эвтаназия как социальная проблема.

  14. Наркомания как социальная проблема.

  15. Алкоголизм и табакокурение – две беды российского общества.

  16. Основные тенденции освещения проблем здравоохранения в СМИ.

  17. Состояние преступности в России.

  18. Основные тенденции освещения преступности в СМИ

  19. Понятие национализма, этничности, этнических меньшинств, диаспор

  20. Основные проблемы, связанные с этничностью и национализмом

  21. Освещение проблем этничности и этнических конфликтов в СМИ

  22. Состояние коррупции в России

  23. Основные тенденции освещения коррупции в СМИ

1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав.кафедрой до начала сессии).

Не предусмотрен.

  1. 1.13. Примерная тематика рефератов

  1. Институт СМИ в оценке и решении социальных проблем.

  2. Проблема бездомности в российских городах.

  3. На что ориентирован вектор приоритетного национального проекта «Здоровье»

  4. Эвтаназия: «за» и «против».

  5. Наркомания: беда российского общества.

  6. Основные тенденции освещения преступности в СМИ

  7. Есть ли альтернатива этнической толерантности?

  8. Состояние коррупции в России.

  9. Проблемы современной российской армии.

  10. Россия: куда мы идём?

  11. Есть ли альтернатива этнической толерантности?

  12. Состояние коррупции в России.

  13. Проблемы современной российской армии.

  14. Россия: куда мы идём?

1.14. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрена.

1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

Не предусмотрена.

1.16. Методика исследования

  1. Не предусмотрена.

1.17. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

«Зачтено» ставится в том случае, если студент строит ответ логично, обнаруживает глубокие и разносторонние знания в области информационных систем и ресурсов, развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из научной и профессиональной литературы; обосновывает свою точку зрения; при ответе устанавливает междисциплинарные связи, владеет навыками и умениями аналитико-синтетической обработки документов.

  1. «Не зачтено» ставится в том случае, если студент не может достаточно логично выстроить свой ответ, соблюдает непоследовательность, обнаруживает слабое знание в области информационных систем и ресурсов, владеет знаниями только отдельных базовых понятий; декларирует выдвигаемые положения без аргументации, испытывает трудность при установлении междисциплинарных связей, ограничено владеет навыками и умениями аналитико-синтетической обработки документов.




  1. РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск