ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.2.2 СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
040201 Социология
Утверждено на заседании кафедры
межкультурной коммуникации, теории
языка и журналистики
факультета филологии и журналистики
(протокол № 1 от 03.09.2010г.)
Зав. кафедрой
__________________(Иванищева О.Н.) РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1. Автор программы:
Паламарчук Максим Леонидович — ассистент кафедры культурологии и межкультурной коммуникации, теории языка и журналистики МГПУ
1.2. Рецензенты:
1.Баженова С. - шеф-редактор радиостанции «Power hit radio» (г. Мурманск)
2. Садохова М.В., кандидат филологических наук МГГУ
1.3. Пояснительная записка
Современная Россия находится на пути становления демократии и развития гражданского общества. Но в то же время, социальная действительность сегодня пронизана различными проблемами. Э.Гор охарактеризовал современное состояние науки и культуры как «отсутствие великой духовной цели», подчеркнув тем самым опасность, к которой приближается человечество. Процессы глобализации сопровождаются обострением старых (массовая безработица, наркомания, голод, алкоголизм и пр.) и рождением новых (эвтаназия, генная инженерия, виртуализация жизни и пр.) социальных проблем. В такой ситуации журналистика как социальный институт призвана не только констатировать, но и решать актуальные социальные проблемы в различных сферах жизни.
Курс по выбору «СМИ и социальные проблемы общества» рассчитан на то, чтобы научить молодых специалистов в области журналистики ориентироваться в современных тенденциях развития человеческого сообщества и решать актуальные общественные проблемы.
Особое внимание в рамках данного курса уделяется опыту позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного прогресса.
Цель курса – сформировать ясное представление у студентов о ряде острых современных социальных проблемах и роли журналистики в их разрешении.
Задачи курса:
сформировать чёткое представление о современных тенденциях в области демографии, экологии, медицины, культуры;
помочь студентам осознать характер социальных проблем и необходимость объединения усилий различных специалистов для их решения;
развить у студентов стремление к самосовершенствованию и постоянному повышению уровня знаний;
воспитать у студентов чувство ответственности;
рассмотреть место журналистики в решении общественно-значимых вопросов;
выявить негативные тенденции в деятельности СМИ;
дать представление о профессиональной компетентности журналиста.
Место курса в общей системе подготовки специалиста:
Курс является профилирующим в системе подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» и читается на 5 курсе в течение 10 семестра.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Студенты должны знать:
актуальные социальные проблемы и основные термины, характеризующие их;
принципы журналистской работы при разрешении социальных проблем;
способы изучения социальных проблем и пути преодоления негативных тенденций в деятельности СМИ;
Студенты должны уметь:
прогнозировать развитие современной социокультурной ситуации;
активно воздействовать на преобразование социальной реальности с целью предотвращения нарастания кризисных явлений;
применять полученные знания на практике и владеть понятийным аппаратом.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности
КПВ Средства массовой информации и социальные проблемы общества
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчётности)
| Трудо-емкость
| Всего аудит
| ЛК
| ПР/ СМ
| ЛБ
| Сам. работа
|
| 040201.65 Социология
| 5
| 9
| 100
| 30
| 10
| 20
| -
| 70
| зачет
|
1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
Тема №1. Социальные проблемы в современном обществе.
Социальные проблемы и социальные явления. Понятие социальной проблемы (объективистское, субъективистское и конструкционистское видение социальной проблематики). Типология социальных проблем. Тема №2. Подходы к пониманию социальных проблем.
Социальная патология и социальная дезорганизация. Концепция отклоняющегося поведения. Символический интеракционизм. Функционализм. Теория конфликта. Марксизм и социальные конфликты. Конструкционизм. Принципы комплексного изучения социальных проблем. Тема №3. СМИ и социальные проблемы общества.
Освещение социальных проблем в СМИ: анализ современных исследований. Особенности структуры медиа-производства, влияющие на освещение кризисов и проблем. Участие медиа в конструировании социальных проблем. Влияние СМИ на развитие социальных проблем. Тема №4. Социальные проблемы как угроза здоровью общества.
Проблема алкоголизма и табакокурения. Наркомания: есть ли выход? Бездомные: кто виноват? Проблемы современной медицины и эвтаназия. Генная инженерия как социальная проблема. Тема №5. Социальные проблемы и межкультурный диалог.
Проблема терроризма в современном мире. Толерантность в этнических и религиозных вопросах. Коррупция: государственный уровень решения проблемы.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во
часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Одна тема на выбор из предложенного списка
| написание аналитического материала
| в течение всего курса (до зачёта)
| реферат
|
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Планы семинарских занятий №1. Социальные проблемы как угроза здоровью общества.
Вопросы для обсуждения:
Проблема алкоголизма и табакокурения - две беды российского общества.
Наркомания: есть ли выход?
Освещение в СМИ проблем бездомных людей.
Проблемы современной медицины и эвтаназия.
Генная инженерия как социальная проблема.
Источники информации:
Бойко, О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов/ О.В. Бойко // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 120-128.
Мейлахс, П. Наркомания в зеркале СМИ/ П.Мейлахс // Профилактика потребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни в Санкт-Петербурге. – СПб.: ЦРНО, 2004. С. 129-143.
Ясавеев, И.Г Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. – Казань: Издательство Казанского университета, 2004.
Андреева, Т., Довбах, А., Красовский, К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ Т.Андреева, А.Довбах, К .Красовский. – Киев, 2002.
База данных ФОМ: Здоровье // http://bd.fom.ru/cat/health/
Карлинский, И. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. – СПб: Дельта, 2004.
Костенко, С. В эфире: разговор о СПИДе/ С.Костенко. – Москва: Инфо-плюс, 2003.
Савельева, И. Если вы пишите о СПИДе: журналистам о СПИДе/ И.Савельева. – М.: Рубикон, 1999.
Стивенсон, С.А. Уличные дети и социальный капитал городских теневых сообществ // Социологический журнал. – 2000. - № 3/4. – С. 87-97.
№2. Социальные проблемы и межкультурный диалог. Вопросы для обсуждения:
Проблема терроризма в современном мире.
Толерантность в этнических и религиозных вопросах.
Коррупция: государственный уровень решения проблемы.
Источники информации:
Бойко, О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов/ О.В. Бойко // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 120-128.
Мазаев, Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции/ Ю.Н. Мазаев // Социологические исследования. – 2004. - № 2. – С. 106-115.
Малахов, В. Символическое производство этничности и конфликт / Язык и этнический конфликт/ Под ред. М. Брилл Олкотт и И. Семенова. – М.: Гендальф, июль 2001.
Петерс, Б. Роль СМИ – раскрытие или сокрытие коррупции/ Б.Петерс// Доклад Transparency International о коррупции в мире – 2003.
Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / Сост. А.М. Верховский. – М .: РОО «Центр "Панорама», 2002.
База ФОМ, раздел «Преступления»// http://bd.fom.ru/cat/societas/problem_soc/terrorism_criminality/crimes
Бондаренко, С.В. Коррумпированные общества. – М.: РостИздаТ, 2002.
Быстрова, А.С., Сильвестрос, М.В.Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы/ А.С. Быстрова, М.В.Сильвестрос // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 3. – Февраль 2000. № 1. С. 83-101.
Вишневский, А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор/ А.Г. Вишневский // Общественные науки и современность. – 2000. - № 3. – С. 115-130.
Дмитриев, А.В. Этнический конфликт: теория и практика. – М., 1998.
Еремичева Г.В., Симпура, Ю.А. Социальные проблемы повседневной жизни и их восприятие петербуржцами // Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев. СПб., 1999. С. 224-247.
Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Часть 2. Природа этнического конфликта: Сб. ст. / Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова и А. Малашенко. – М., апрель 1997.
Кузьминов, В.Я. Тезисы о коррупции/ В.Я. Кузьминов. – М.: ГУ-ВШЭ, 1999.
Лунеев, В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции/ В.В.Лунеев. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
Малькова, В.К. Тишков, В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации/ В.К. Малькова, В.А. Тишков. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
Петров, В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия/ В.Н. Петров // Социологические исследования. – 2005. - №9. – С. 74-82.
Римский В.Л. Бюрократия, клиентелизм и коррупция в России // Общественные науки и современность. – 2004. - № 6. – С. 68-79.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:
Основная литература:
Камбербач, Г. Воздействие СМИ на общество: неоконченная дискуссия/ Г. Камбербач // Бриггс, А., Кобли, П. Медиа. Введение. – М.: Юнити, 2005. С. 324-334.
Лунеев, В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции/ В.В.Лунеев. – М.: Волтерс Клувер, 2005
СМИ и политика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 520600 и спец. 021400 "Журналистика" / под ред. Л. Л. Реснянской. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 256 с.
Учебно-методический комплекс по актуальным проблемам современности и журналистики/ Авт.-сост. Г.А. Карташян. – Ростов-на-Дону: Ростовский гос. ун-т, 2006.
Дополнительная литература:
Бойко, О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов/ О.В. Бойко // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 120-128.
Мазаев, Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции/ Ю.Н. Мазаев // Социологические исследования. – 2004. - № 2. – С. 106-115.
Малахов, В. Символическое производство этничности и конфликт / Язык и этнический конфликт/ Под ред. М. Брилл Олкотт и И. Семенова. – М.: Гендальф, июль 2001.
Мейлахс, П. Наркомания в зеркале СМИ/ П.Мейлахс // Профилактика потребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни в Санкт-Петербурге. – СПб.: ЦРНО, 2004. С. 129-143.
Миллер, С., Тренин, Д. Вооруженные силы России: власть и политика. Американская академия гуманитарных и точных наук / С. Миллер, Д.Тренин. – Лондон, 2005.
Петерс, Б. Роль СМИ – раскрытие или сокрытие коррупции/ Б.Петерс// Доклад Transparency International о коррупции в мире – 2003.
Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / Сост. А.М. Верховский. – М .: РОО «Центр "Панорама», 2002.
Ясавеев, И.Г Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. – Казань: Издательство Казанского университета, 2004.
Howard, R. Conflict Sensitive Journalism. IMPACS, 2003.
Андреева, Т., Довбах, А., Красовский, К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ Т.Андреева, А.Довбах, К .Красовский. – Киев, 2002.
База данных ФОМ: Здоровье // http://bd.fom.ru/cat/health/
База ФОМ, раздел «Преступления»// http://bd.fom.ru/cat/societas/problem_soc/terrorism_criminality/crimes
Банников, К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии/ К.Л. Банников. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
Бондаренко, С.В. Коррумпированные общества. – М.: РостИздаТ, 2002.
Быстрова, А.С., Сильвестрос, М.В.Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы/ А.С. Быстрова, М.В.Сильвестрос // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 3. – Февраль 2000. № 1. С. 83-101.
Вишневский, А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор/ А.Г. Вишневский // Общественные науки и современность. – 2000. - № 3. – С. 115-130.
Вышемирская И. ВИЧ-активизм как стратегия выживания: исследование случая //
Гакаев, З.Ж. Чеченский конфликт в зеркале российских СМИ/ З.Ж. Гакаев// Культура Чечни. История и современные проблемы. – М.: Наука, 2002.
Иванов, О.И. Введение в социологию социальных проблем. – СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2003.
Карлинский, И. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. – СПб: Дельта, 2004.
Кинник, К., Кругман, Д., Камерон, Г. «Усталость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем / К, Кинник, Д.Кругман, Г. Камерон // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г.Ясавеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. С.187-217.
Кожевникова, Г. Язык вражды в СМИ после Беслана: Поиски врага и ответственность журналистов. – М.: 2004.
Костенко, С. В эфире: разговор о СПИДе/ С.Костенко. – Москва: Инфо-плюс, 2003.
Ленуар Р. Социологический объект и социальная проблема // Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л. Начала практической социологии. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.
Лунеев, В.В. Права человека и преступность в глобализирующемся мире/ В.В.Лунеев // Общественные науки и современность. – 2005. - № 3. – С. 107-118.
Малькова, В.К. Тишков, В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации/ В.К. Малькова, В.А. Тишков. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
Материалы сайта Ресурсного центра по контролю над табаком // http://www.adic.org.ua/nosmoking
Петров, В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия/ В.Н. Петров // Социологические исследования. – 2005. - №9. – С. 74-82.
Полач, Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения/ Д.Полач // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г.Ясавеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. С.7-11.
Политковская, А. Вторая Чеченская/ А. Политковская. – М.: Захаров, 2002.
Римский В.Л. Бюрократия, клиентелизм и коррупция в России // Общественные науки и современность. – 2004. - № 6. – С. 68-79.
Римский, В.Л. Социальная политика как метод решения социальных проблем/ В.Л. Римский // Общественные науки и современность. – 2006. - №5. – С. 92-96. .
Спектор, М., Китсьюз, Дж. Конструирование социальных проблем/ М.Спектор, Дж. Китсьюз // Контексты современности – II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. и ред. С.А.Ерофеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С.160-163.
Стивенсон, С.А. Уличные дети и социальный капитал городских теневых сообществ // Социологический журнал. – 2000. - № 3/4. – С. 87-97.
Фуллер, Р., Майерс, Р. Стадии социальной проблемы/ Р.Фуллер, Р.Майерс // Контексты современности – II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. и ред. С.А.Ерофеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С.138-141.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.9.1. Перечень используемых технических средств
персональный компьютер (или ноутбук);
цифровой проектор;
экран;
аудиоколонки;
интернет-доступ.
1.9.2 Перечень используемых пособий:
СМИ и социальные проблемы: программа дисциплины/ Е.Ю. Кольцова. – СПб: ГУ-ВШЭ, Санкт-Петербургский филиал, 2006. – 13 с. Режим доступа: http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/filials/spb/fsoc/ksoc/discipl/DocLib/СМИ%20и%20соц.%20проблемы,%20Кольцова.doc
Интернет-ресурсы:
http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию.
http://www.library.cjes.ru – Библиотека центра экстремальной журналистики
http://www.escoman.ru – сайт по проблемам социально-гуманитарного знания
1.10 Примерные зачетные тестовые задания
Не предусмотрено.
1.11. Примерные вопросы к зачету
Отличие социальных явлений от социальных проблем.
Понятие и виды социальных проблем.
Основные подходы к социальным проблемам.
Марксистский подход к социальным проблемам.
Интерационистский подход к социальным проблемам.
Конструктивистский подход к социальным проблемам.
Функциональный подход к социальным проблемам.
Роль СМИ в решении социальных проблем.
Основные виды, стадии и причины бездомности.
Взаимосвязь проблем бездомности, миграции и этничности.
Основные тенденции освещения бездомных в СМИ.
Основные проблемы здравоохранения.
Эвтаназия как социальная проблема.
Наркомания как социальная проблема.
Алкоголизм и табакокурение – две беды российского общества.
Основные тенденции освещения проблем здравоохранения в СМИ.
Состояние преступности в России.
Основные тенденции освещения преступности в СМИ
Понятие национализма, этничности, этнических меньшинств, диаспор
Основные проблемы, связанные с этничностью и национализмом
Освещение проблем этничности и этнических конфликтов в СМИ
Состояние коррупции в России
Основные тенденции освещения коррупции в СМИ
1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав.кафедрой до начала сессии).
Не предусмотрен.
1.13. Примерная тематика рефератов
Институт СМИ в оценке и решении социальных проблем.
Проблема бездомности в российских городах.
На что ориентирован вектор приоритетного национального проекта «Здоровье»
Эвтаназия: «за» и «против».
Наркомания: беда российского общества.
Основные тенденции освещения преступности в СМИ
Есть ли альтернатива этнической толерантности?
Состояние коррупции в России.
Проблемы современной российской армии.
Россия: куда мы идём?
Есть ли альтернатива этнической толерантности?
Состояние коррупции в России.
Проблемы современной российской армии.
Россия: куда мы идём?
1.14. Примерная тематика курсовых работ
Не предусмотрена.
1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
Не предусмотрена.
1.16. Методика исследования
Не предусмотрена.
1.17. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.
«Зачтено» ставится в том случае, если студент строит ответ логично, обнаруживает глубокие и разносторонние знания в области информационных систем и ресурсов, развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из научной и профессиональной литературы; обосновывает свою точку зрения; при ответе устанавливает междисциплинарные связи, владеет навыками и умениями аналитико-синтетической обработки документов.
«Не зачтено» ставится в том случае, если студент не может достаточно логично выстроить свой ответ, соблюдает непоследовательность, обнаруживает слабое знание в области информационных систем и ресурсов, владеет знаниями только отдельных базовых понятий; декларирует выдвигаемые положения без аргументации, испытывает трудность при установлении междисциплинарных связей, ограничено владеет навыками и умениями аналитико-синтетической обработки документов.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
|