Скачать 76.96 Kb.
|
Почкай Елена Петровна, канд. филол. наук, доцент Кафедра телерадиожурналистики Журналистика, очная форма, 4 курс 7 семестр 2014-2015 уч. г. ВЕДУЩИЙ НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ МАСТЕРСТВА Спецкурс Современные телевизионные и радиоведущие рассматриваются исследователями как знаковые фигуры в современном обществе, как модельные личности эпохи. Их стереотип поведения служит символом культуры настоящего времени. Основной характеристикой речевого поведения ведущих является умение установить социально-психологический контакт с аудиторией. На первое место выходят такие качества, как уверенность в себе, коммуникативность, активность, эмоциональная выразительность, интеллектуальное лидерство в общении. В целом набор всех этих качеств журналиста характеризуют его стиль речевого поведения как конфликтно-манипуляторский. Он ориентирован на коммуникацию, в ходе которой один из участников общения видит в своем собеседнике, прежде всего, объект манипуляции. Не случайно большинство современных телевизионных и радиопередач основаны на конфликтах, столкновении различных мнений, точек зрения. В целом роль ведущего как манипулятора соответствует современному времени, которое получило название «информационное общество». В процессе занятий студенты знакомятся с понятиями, связанными с изучением профессионально-личностных характеристик ведущего, такими как: персонификация, имидж, амплуа. Внимание сосредоточено на анализе манипуляторских технологий в общении ведущих с героями, зрителями, а также на исследовании способов создания и оформления конфликтных ситуаций. При анализе эфирной и экранной продукции студентам предлагается учитывать в поведенческих стратегиях ведущих как личностные, психологические, имиджевые элементы, так и организационно-жанровые особенности той или иной передачи, влияющие на мотивацию поведения ведущего. В задачи спецкурса входит широкий охват жанровой специализации ведущих: информационные, информационно-аналитические передачи, познавательные передачи журнального типа, ток-шоу, проблемные и специализированные репортажи. Учитывается также род деятельности ведущих: журналист, актер, специалист. Цель спецкурса - ввести студентов в круг вопросов и проблем, связанных с пониманием специфики и механизмов профессионального поведения журналиста. На занятиях студенты знакомятся с поведенческими стратегиями популярных ведущих, с литературой по основным темам спецкурса. В результате спецкурса студент должен научиться оценивать профессионально-личностные качества ведущих телевизионных и радиопрограмм, демонстрировать навыки анализа творческих параметров журналистского выступления на экране и у микрофона. Авторские публикации по теме спецкурса
Темы лекционных занятий Занятие 1. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи. Занятие 2. Манипулятивные технологии в речевом поведении современных ведущих. Занятие 3. Конфликт как драматургический элемент передач. Провокационное интервью – жанр или имидж ведущего. Занятие 4. Персонификация, имидж, амплуа, роль. Занятие 5. Классификации имиджей ведущих. Занятие 6. Ведущий в информационной передаче. Занятие 7. Ведущий в аналитической передаче. Занятие 8. Ведущий в развлекательной передаче. Занятие 9. Ведущий в познавательной передаче. Занятие 10. Ведущий в диалоговой передаче. Гендерные особенности поведения журналиста в кадре. Занятие 11. Ведущий ток-шоу. Этические проблемы поведенческих стратегий радио- и тележурналиста. Занятие 12. Парное ведение передачи. Распределение ролей ведущих. Занятие 13. Специфика работы журналиста в социальных программах. Занятие 14. Журналист в авторской программе. Занятие 15. Ведущий в передачах для детей. Примерная тематика докладов и рефератов к зачету
Критерии оценки (зачет) Зачет проводится по итогам выступлений студентов с докладами по теме спецкурса или написания рефератов, а также по итогам посещения занятий. Пропуски занятий студентом увеличивают количество докладов (рефератов), которые готовит студент. Темы докладов согласовываются с преподавателем. Доклады сопровождаются показом видеоматериала. Презентация должна продемонстрировать популярность данного ведущего, примеры освещения на ТВ или радио, сопоставление публичного имиджа журналиста с его персонифицированными (личностными) характеристиками, информацию о которых можно почерпнуть из опубликованных интервью с героем сообщения и других публикаций в СМИ. Студент обязан демонстрировать знание не только теоретической литературы, но и современной телевизионной практики. В своих докладах студенты ориентируются преимущественно на комплексный подход к анализу творчества ведущих, на исследование их творческих портретов. Оценка «зачет» ставится: - если материал презентации показательно демонстрирует особенности поведения того или иного ведущего на телеэкране или в эфире; - если в материале доклада достаточно полно использованы теоретические разработки исследователей поведения телевизионных или радиоведущих; -если студент, пропустивший более 25% занятий, подготовил дополнительный доклад. Доклады начинают презентоваться по графику, согласованному с преподавателем, начиная с 8-го занятия (то есть с середины курса). Оценка «незачет» ставится, если студент не подготовил презентации (или она не соответствует необходимым требованиям). Зачет не может быть выставлен только на основании ответа на теоретический вопрос. Без выступления на занятии студенту не зачитывается доклад, сданный преподавателю. Основная литература
Дополнительная литература
Перечень иных информационных источников
|
Методические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Гигиена ( опд. Ф. 05.) Аннотация... Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Программа спецкурса «основы избирательного права» Введение спецкурса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | ||
Программа спецкурса «Теневая экономика» Приложение Программа спецкурса... История экономического анализа преступности — от Мандевиля до наших дней Экономические теории преступной деятельности: рациональные... | Программа спецкурса для студентов инженерного факультета. Москва Программа спецкурса “Пути русской культурологии. ХХ в: Н. А. Морозов, П. А. Сорокин, Д. Л. Андреев, Л. Н. Гумилев”. Предназначена... | ||
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям... Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества,... | Учебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура... Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | ||
Программа спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и... Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического... | Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
2. Тематический план спецкурса | Рабочая программа спецкурса «театр+ИЯ» |