Спецкурса





Скачать 76.96 Kb.
НазваниеСпецкурса
Дата публикации05.03.2015
Размер76.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
Почкай Елена Петровна,

канд. филол. наук, доцент

Кафедра телерадиожурналистики

Журналистика, очная форма, 4 курс

7 семестр

2014-2015 уч. г.
ВЕДУЩИЙ НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ МАСТЕРСТВА
Спецкурс
Современные телевизионные и радиоведущие рассматриваются исследователями как знаковые фигуры в современном обществе, как модельные личности эпохи. Их стереотип поведения служит символом культуры настоящего времени. Основной характеристикой речевого поведения ведущих является умение установить социально-психологический контакт с аудиторией. На первое место выходят такие качества, как уверенность в себе, коммуникативность, активность, эмоциональная выразительность, интеллектуальное лидерство в общении. В целом набор всех этих качеств журналиста характеризуют его стиль речевого поведения как конфликтно-манипуляторский. Он ориентирован на коммуникацию, в ходе которой один из участников общения видит в своем собеседнике, прежде всего, объект манипуляции. Не случайно большинство современных телевизионных и радиопередач основаны на конфликтах, столкновении различных мнений, точек зрения. В целом роль ведущего как манипулятора соответствует современному времени, которое получило название «информационное общество».

В процессе занятий студенты знакомятся с понятиями, связанными с изучением профессионально-личностных характеристик ведущего, такими как: персонификация, имидж, амплуа. Внимание сосредоточено на анализе манипуляторских технологий в общении ведущих с героями, зрителями, а также на исследовании способов создания и оформления конфликтных ситуаций. При анализе эфирной и экранной продукции студентам предлагается учитывать в поведенческих стратегиях ведущих как личностные, психологические, имиджевые элементы, так и организационно-жанровые особенности той или иной передачи, влияющие на мотивацию поведения ведущего.

В задачи спецкурса входит широкий охват жанровой специализации ведущих: информационные, информационно-аналитические передачи, познавательные передачи журнального типа, ток-шоу, проблемные и специализированные репортажи. Учитывается также род деятельности ведущих: журналист, актер, специалист.

Цель спецкурса - ввести студентов в круг вопросов и проблем, связанных с пониманием специфики и механизмов профессионального поведения журналиста. На занятиях студенты знакомятся с поведенческими стратегиями популярных ведущих, с литературой по основным темам спецкурса. В результате спецкурса студент должен научиться оценивать профессионально-личностные качества ведущих телевизионных и радиопрограмм, демонстрировать навыки анализа творческих параметров журналистского выступления на экране и у микрофона.
Авторские публикации по теме спецкурса


  1. Почкай Е.П. Потребительская тележурналистика// Журналистика сферы досуга: учеб.пособие – СПб., 2012

  2. Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на радио и телевидении: учебное пособие. СПб., 2003 (в соавторстве с Ильченко С. Н., Позниным В. Ф.)

  3. Почкай Е. П. Диктор или ведущий? // Материалы конференции: Средства массовой информации в современном мире. СПб.1999

  4. Почкай Е. П. Стиль и формы современных интервью // Материалы семинара: Радио и телеинтервью. Проблемы жанра. СПб., 2002

  5. Почкай Е. П. Семейный портрет в интерьере радио и телевидения // Говорит и показывает кафедра РТ. СПб., 1997.

  6. Почкай Е. П. Летописец «Ленфильма» // Говорит и показывает кафедра РТ. СПб., 1997.



Темы лекционных занятий
Занятие 1. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи.

Занятие 2. Манипулятивные технологии в речевом поведении современных ведущих.

Занятие 3. Конфликт как драматургический элемент передач. Провокационное интервью – жанр или имидж ведущего.

Занятие 4. Персонификация, имидж, амплуа, роль.

Занятие 5. Классификации имиджей ведущих.

Занятие 6. Ведущий в информационной передаче.

Занятие 7. Ведущий в аналитической передаче.

Занятие 8. Ведущий в развлекательной передаче.

Занятие 9. Ведущий в познавательной передаче.

Занятие 10. Ведущий в диалоговой передаче. Гендерные особенности поведения журналиста в кадре.

Занятие 11. Ведущий ток-шоу. Этические проблемы поведенческих стратегий радио- и тележурналиста.

Занятие 12. Парное ведение передачи. Распределение ролей ведущих.

Занятие 13. Специфика работы журналиста в социальных программах.

Занятие 14. Журналист в авторской программе.

Занятие 15. Ведущий в передачах для детей.
Примерная тематика докладов и рефератов к зачету


  1. Имидж спортивного журналиста как средство популяризация спорта.

  2. Ведущий в передачах о кино на телевидении.

  3. Ведущий в информационно-аналитической программе (журналистское мастерство Марианны Максимовской, Владимира Познера).

  4. Телевидение в поисках звездных ведущих. Ведущий или актер.

  5. Журналист и ведущий познавательной программы (Михаил Кожухов, Тимофей Баженов, Михаил Ширвиндт).

  6. Авторская позиция в специальных репортажах (Аркадий Мамонтов).

  7. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи.

  8. Конфликтно-манипуляторские технологии в поведенческих стратегиях ведущих.

  9. Учет жанровой специфики в поведении ведущих в кадре.

  10. Ведущий или ди-джей? Особенности работы радиоведущих в прямом эфире.

  11. Феномен популярности Л. Парфенова и его передачи «Намедни».

  12. Провокационные интервью: жанр или имидж ведущего?

  13. Специалист-ведущий научно-популярной передачи.

  14. Телеведущий как идеальный манипулятор сознанием.

  15. Журналист в авторской программе.

  16. Специфика работы журналиста в социальных программах.

  17. Этические проблемы поведенческих стратегий радио-, тележурналиста.

  18. Творческий портрет ведущего.

  19. Журналист в диалоговой передаче.


Критерии оценки (зачет)
Зачет проводится по итогам выступлений студентов с докладами по теме спецкурса или написания рефератов, а также по итогам посещения занятий. Пропуски занятий студентом увеличивают количество докладов (рефератов), которые готовит студент. Темы докладов согласовываются с преподавателем.

Доклады сопровождаются показом видеоматериала. Презентация должна продемонстрировать популярность данного ведущего, примеры освещения на ТВ или радио, сопоставление публичного имиджа журналиста с его персонифицированными (личностными) характеристиками, информацию о которых можно почерпнуть из опубликованных интервью с героем сообщения и других публикаций в СМИ.

Студент обязан демонстрировать знание не только теоретической литературы, но и современной телевизионной практики. В своих докладах студенты ориентируются преимущественно на комплексный подход к анализу творчества ведущих, на исследование их творческих портретов.

Оценка «зачет» ставится:

- если материал презентации показательно демонстрирует особенности поведения того или иного ведущего на телеэкране или в эфире;

- если в материале доклада достаточно полно использованы теоретические разработки исследователей поведения телевизионных или радиоведущих;

-если студент, пропустивший более 25% занятий, подготовил дополнительный доклад.

Доклады начинают презентоваться по графику, согласованному с преподавателем, начиная с 8-го занятия (то есть с середины курса).

Оценка «незачет» ставится, если студент не подготовил презентации (или она не соответствует необходимым требованиям). Зачет не может быть выставлен только на основании ответа на теоретический вопрос. Без выступления на занятии студенту не зачитывается доклад, сданный преподавателю.
Основная литература


  1. Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ. Эволюция и современное состояние. СПб., 2003.

  2. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

  3. Ведущий или ди-джей? / Под ред. В. Г. Осинского. СПб., 2000.

  4. Гуревич П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991

  5. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М., 2003.

  6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М, 1997.

  7. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: СПб.,2003.

  8. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб., 2006.

  9. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

  10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004

  11. Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда – Петербурга (1980-2000 годы). СПб., 2006.

  12. Кузнецов Г. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2000.

  13. Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

  14. Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.

  15. Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире. СПб.,2004.

  16. Лукина М. М. Технология интервью. М., 2003.

  17. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.

  18. Миргородская П. А. Особенности типологии стилей речевого общения на отечественном телевидении. М., 2000.

  19. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.

  20. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация М.,2001.

  21. Попова Т. И. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи информационного общества // СМИ в современном мире. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2006.

  22. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. 2-е изд., испр. и доп. М., Киев, 2002.

  23. Раззаков Ф. Досье на звезд. Тайны телевидения. М., 2000.


Дополнительная литература


  1. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия или как сделать СМИ полезными людям. М., 2006.

  2. Кузин В. И.Психологическая культура журналиста. СПб.,2001

  3. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.

  4. Матвеева Л. В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002.

  5. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2001.

  6. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

  7. Рэндалл Д. Универсальный журналист. В. Новгород, 2000

  8. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001.

  9. Этика речевого поведения российского журналиста / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2009.


Перечень иных информационных источников


  1. Библиотека центра экстремальной журналистики. http://www.library.cjes.ru/

  2. Дискурс-Пи http://www.madipi.ru

  3. Журнал «Медиаскоп» http://mediascope.ru/

  4. Институт повышения квалификации работников радио и телевидения. http://vestnik.ipk.ru/

  5. Официальные сайты телевизионных каналов и радиостанций.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Спецкурса iconМетодические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Спецкурса iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Спецкурса iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Спецкурса iconКафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса
Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015....
Спецкурса iconУчебно-методический комплекс дисциплины Гигиена ( опд. Ф. 05.) Аннотация...
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Спецкурса iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Спецкурса iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Спецкурса iconПрограмма спецкурса «основы избирательного права»
Введение спецкурса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства
Спецкурса iconПрограмма спецкурса «Теневая экономика» Приложение Программа спецкурса...
История экономического анализа преступности — от Мандевиля до наших дней Экономические теории преступной деятельности: рациональные...
Спецкурса iconПрограмма спецкурса для студентов инженерного факультета. Москва
Программа спецкурса “Пути русской культурологии. ХХ в: Н. А. Морозов, П. А. Сорокин, Д. Л. Андреев, Л. Н. Гумилев”. Предназначена...
Спецкурса iconПрограмма спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям...
Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества,...
Спецкурса iconУчебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура...
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Спецкурса iconПрограмма спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и...
Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического...
Спецкурса iconРабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.»
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Спецкурса icon2. Тематический план спецкурса

Спецкурса iconРабочая программа спецкурса «театр+ИЯ»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск