Скачать 232.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) школа гуманитарных наук ДВФУ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСРелигия в Приморье Журналистика – 030601.65Форма подготовки (очная/заочная)Школа гуманитарных наук ДВФУ Кафедра журналистики и издательского бизнеса курс __5/4_____ семестр ___9_____ лекции 34/8 (час.) практические занятия_______час. семинарские занятия________час. лабораторные работы_______час. консультации всего часов аудиторной нагрузки__34/8______ (час.) самостоятельная работа __42/252______ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет ______9/4_____ семестр/курс экзамен__________ семестр/курс Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден заместителем министра образования Российской Федерации 10 марта 2000 г., гос. рег. № 69 гум/сп) Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры журналистики и издательского бизнеса «___2___» _апреля _______ 2012 г. Заведующий кафедрой Бурлаков В.А. ________________________ 20____г. Составитель (ли): Бурлаков Виктор Алексеевич, доцент __________________________________ Содержание УМКД Стр.
Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Религия в Приморье» Учебно-методический комплекс дисциплины «Религия в Приморье» разработан для студентов 5/4 курса по специальности 030601.65 «Журналистика» в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данной специальности и Положением ДВГУ об учебно-методических комплексах основных образовательных программ высшего профессионального образования ПР 9.03.3-02-2007 и учебным планом. Дисциплина «Религия в Приморье» входит в региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 76/260 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (34/8 часов), семинары (___ часов), самостоятельная работа студента (42/252 часов). Дисциплина реализуется на 5/4 курсе в 9 семестре. Изучаемая дисциплина формирует основное компетенции журналиста по применению знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности в обозначенной области. Цель УМК – организовать работу студента в аудитории и при самостоятельной подготовке к семинарским, лекционным занятиям, сдаче итогового контроля по дисциплине. Задачи УМК: способствовать организации самостоятельной работы студентов по освоению содержательной части учебной дисциплины, определять параметры оценки знаний, устанавливать возможность самоконтроля освоенных знаний и умений посредством работы с педагогическими измерительными материалами. Автор-составитель учебно-методического комплекса Бурлаков Виктор Алексеевич, доцент Зав.кафедрой журналистики и издательского бизнеса _______________ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) школа гуманитарных наук ДВФУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Религия в Приморье Журналистика – 030601.65Форма подготовки (очная/заочная)Школа гуманитарных наук ДВФУ Кафедра журналистики и издательского бизнеса курс __5/4_____ семестр ___9_____ лекции 34/8 (час.) практические занятия_______час. семинарские занятия________час. лабораторные работы_______час. консультации всего часов аудиторной нагрузки__34/8______ (час.) самостоятельная работа __42/252______ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет ______9/4_____ семестр/курс экзамен__________ семестр/курс Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден заместителем министра образования Российской Федерации 10 марта 2000 г., гос. рег. № 69 гум/сп) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры журналистики и издательского бизнеса «___2___» _апреля _______ 2012 г. Заведующий кафедрой Бурлаков В.А. ________________________ 20____г. Составитель (ли): Бурлаков Виктор Алексеевич, доцент __________________________________ Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «___2___» _апреля _______ 2012 г.. № __8____ Заведующий кафедрой _______________________ В.А. Бурлаков (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ В.А. Бурлаков (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Курс направлен на формирование у студентов понимания места и роли религии в современных социокультурных процессах. Программа курса предусматривает: изучение с позиций религиоведения как комплекса светских дисциплин структуры и общих закономерностей развития современных религиозных систем, рассмотрение их ценностей и этических норм, основных понятий и терминов, современного состояния религиозных организаций. В рабочей программе приведены цели и задачи изучения дисциплины; содержание теоретического раздела дисциплины; содержание практического раздела дисциплины; вопросы и задания для текущего и итогового контроля, основной список литературы. Цель преподавания дисциплины: познакомить студентов с главенствующими в мире религиозными учениями и их историей, что должно помочь им сложить собственное адекватное представление о религии как культурном феномене и о том месте, которое сегодня принадлежит религиозным верованиям в общественном сознании. Задачи изучения дисциплины: · знакомство с различными академическими интерпретациями религии; · уяснение основных религиозных понятий и терминов; · формирование представлений о содержании, формах и истории религиозных учений.
Модуль 1. (4 часа) Тема 1. Религия как предмет познания (4 часа) Существующие определения религии: теологические объяснения, философские и социологические концепции, биологические и психологические трактовки. Понятия, сопутствующие религии: культ, вера, ритуал, мифология, мистика, эзотерика. Возможные классификации религий. Научное религиоведение. Модуль 2. (16 часов) Тема 2. Первобытные формы религии (4 часа) Роль магии в примитивных обществах. Анимизм как способ религиозного отношения к миру в учении Э. Тайлора. Тотемизм - архаическая религия, по Дж. Фрэзеру; фетишизм: исторический и нынешний. Тема 3. Политеизм (4 часа) Религия древней Месопотамии и древнего Египта: общее и особенное. Космогония и теогония. Концепция теомахии. Пережитки первобытных верований; зооморфизм. Тема 4. Супремотеизм (4 часа) Религия античных Греции и Рима: преемственность. Мифы о сотворении мира. Дионисийский и аполлонийский культы. Предназначение мистерий. Тема 5. Религиозный дуализм (4 часа) Зороастризм: происхождение и история; Авеста; космогония и космология; пантеон. Этика, эсхатология, культ, обряды и праздники в зороастризме. Современные зороастрийцы (гебры и парсы). Зороастризм и дуалистические ереси (манихейство). Йезиды. Модуль 3. (14 часов) Тема 6. Религии в Индии (4 часа) Спиритуалистический пантеизм: индуизм: брахманистский этап; Веды, Араньяки и Упанишады; Махабхарата и Рамаяна; система религиозно-философских понятий; Вишнуизм и Шиваизм; Реформы Сарасвати, Рамакришны и Вивекананды. Нигилистический пантеизм: буддизм: личность основателя; четыре благородных истины; Махаяна и Хинаяна; судьба буддизма. Тема 7. Религиозная традиция Китая (4 часа) Натуралистический пантеизм: конфуцианство и даосизм. Жизнь Конфуция и его учение о благородном муже. Происхождение и история Даосизма; Философия Дао Дэ Цзин; практика даосов. Тема 8. Монотеизм (6 часов) Солнцепоклоннический переворот в Древнем Египте. Иудаизм: состав Ветхого Завета; пророки и их этико-религиозная доктрина; Талмуд; эра раввинов: трансформация иудаизма в национальную религию; Каббала и хасидизм; сионизм. Ислам: Верования арабов в доисламский период. Мухаммед и его проповедь. Ранняя история ислама: преемники Мухаммеда, раскол, образование арабского халифата. Коран: структура и содержание; традиция истолкования Корана. Сунна. Главные догматические положения ислама. Джихад. Шариат. Основные направления в исламе; мусульманское сектантство. Религиозно-политические движения на мусульманском Востоке в XVIII – XX вв. Христианство: Происхождение христианства. Священное Писание (формирование Нового Завета, его состав, авторство и канонизация). Краткая история христианской Церкви. Предание и его отношение к Писанию. Основы вероучения. Христианская догматика: учение о Боге-Троице, о творении мира, о грехопадении, о воплощении Бога и спасении человека. Этика. Культ (молитва, литургия, таинства). Эсхатология. Основные христианские конфессии: православие, католичество, протестантизм: сходство и различия.
В рамках данной дисциплины семинарские и практические занятия не предусматриваются.
Контрольные работы 1. «Православная философия» Богословская мысль Византии и её продолжение в богословии киевской и московской Руси. Русская религиозная философия: метафизика всеединства Вл.Соловьева, религиозно-философские взгляды С. Н. Булгакова, богословская конструкция священника Павла Флоренского; богоискательство В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, Д. С. Мережковского. 2. «Католическая философия и теология» Томизм и неотомизм. Августин Блаженный, его последователи и неоавгустинианство. Религиозно-философская концепция П. Тейяра де Шардена. Сущность католической теологии. 3. «Протестантская философия и теология» Учения М. Лютера и Ж. Кальвина. Ф. Д. Шлейермахер о религии. Диалектическая теология К. Барта. Секуляризация теологии в трудах Р. Бультмана, П. Тиллиха, Д. Бонхёффера и их последователей. «Философия надежды» Э. Блоха. 4. «Буддийская философия». Учения махаяны и хинаяны. 5. «Мусульманская философия и теология» Спор джабаритов и кабаритов. Калам; мутакаллимские направления: мутазилиты и ашариты, хариджиты и ханбалиты. Суфизм. Шиизм. Религиозно философские идеи Джамаль ад-Дина аль-Афгани и Мухаммеда Абдо. 6. «Надконфессиональная религиозная синкретическая философия» Теософия: определение и составляющие части. Антропософия: происхождение и смысл учения Р. Штайнера. Агни Йога: тексты, учения, этика. Концепция Интегральной Йоги и учение о сознании Шри Ауробиндо Гхоша. 7. «Нетрадиционные формы религии» Понятие и характеристика секты. Причины возникновения современных неортодоксальных культов; социологические исследования их деятельности. Неоориенталистские культы, неохристианские объединения, сайентологическое направление, новая магия, «сатанинские» группы. Вопросы к зачету.
Рефераты
Основная литература
Электронные ресурсы
Дополнительная литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа гуманитарных наук ДВФУ Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Религия в Приморье» 030601.65– «Журналистика» г. Владивосток 2012 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Танах – это: а) Ветхий Завет; б) Новый Завет; в) Книга заклинаний древнеегипетских магов. 2. Кто из восточных мудрецов был рожден старцем: а) Сиддхартха Гаутама; б) Лао-Цзы; в) Кун-Цзы; г) Махавир Джина 3. Как называли последователей Жана Кальвина во Франции: а) гугеноты; б) кальвинисты; в) пуритане? 4. Какое направление в христианстве отрицает равенство между лицами Святой Троицы: а) католичество; б) православие; в) арианство; г) несторианство? 5. Кому из древнегреческих богов-олимпийцев поклонялись вакханки: а) Аполлон; б) Зевс; в) Гермес; г) Дионис? 6. Какая из перечисленных религий не является пантеистической: а) индуизм; б) буддизм; в) конфуцианство; г) зороастризм? . 7. Имя какого божества не соответствует ряду нижеследующих: а) Адонис; б) Таммуз; в) Бальдер; г) Дионис? 8. Чем является Евангелие от Фомы: а) еретическим текстом секты катаров; б) апокрифом; в) одним из канонических Евангелий; г) Евангелием, признаваемым только кальвинистами? 9. Какой город назвал Иисус Христос Св. Петру в ответ на его вопрос: «Камо грядеши, Господи»?: а) Капернаум; б) Рим; в) Иерусалим? 10. Какое из следующих направлений ислама является мистико- философским: а) суфизм; б) шиизм; в) суннизм; г) хариджизм? Контрольные работы 1. «Православная философия» Богословская мысль Византии и её продолжение в богословии киевской и московской Руси. Русская религиозная философия: метафизика всеединства Вл.Соловьева, религиозно-философские взгляды С. Н. Булгакова, богословская конструкция священника Павла Флоренского; богоискательство В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, Д. С. Мережковского. 2. «Католическая философия и теология» Томизм и неотомизм. Августин Блаженный, его последователи и неоавгустинианство. Религиозно-философская концепция П. Тейяра де Шардена. Сущность католической теологии. 3. «Протестантская философия и теология» Учения М. Лютера и Ж. Кальвина. Ф. Д. Шлейермахер о религии. Диалектическая теология К. Барта. Секуляризация теологии в трудах Р. Бультмана, П. Тиллиха, Д. Бонхёффера и их последователей. «Философия надежды» Э. Блоха. 4. «Буддийская философия». Учения махаяны и хинаяны. 5. «Мусульманская философия и теология» Спор джабаритов и кабаритов. Калам; мутакаллимские направления: мутазилиты и ашариты, хариджиты и ханбалиты. Суфизм. Шиизм. Религиозно философские идеи Джамаль ад-Дина аль-Афгани и Мухаммеда Абдо. 6. «Надконфессиональная религиозная синкретическая философия» Теософия: определение и составляющие части. Антропософия: происхождение и смысл учения Р. Штайнера. Агни Йога: тексты, учения, этика. Концепция Интегральной Йоги и учение о сознании Шри Ауробиндо Гхоша. 7. «Нетрадиционные формы религии» Понятие и характеристика секты. Причины возникновения современных неортодоксальных культов; социологические исследования их деятельности. Неоориенталистские культы, неохристианские объединения, сайентологическое направление, новая магия, «сатанинские» группы. Рефераты
Вопросы к зачету.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право и религия» Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной... | Учебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:... Межкультурная коммуникация и религия: Учебно-методический комплекс/Авт сост. Ереметова К. Ю. Спб.: Ивэсэп, 2011. – 46 с | ||
Учебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление... Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... |