Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации09.03.2014
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-аналитический и научно-образовательный журнал
Издается с 2009 года

№1 (13) 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Бажина Н.Н. Сонаты Метнера смешанно-жанрового профиля…….……………………………...


4

Булошников М. Валентин Сильвестров вчера и сегодня: к проблеме «слабого стиля»…………………..


6

Линючева Е.П. Сакральное и национальное в хоровых сочинениях Гии Канчели………………………...


9

Лукиянова Н.В. О хронотопе стиля Софьи Губайдулиной………………………………………………...


11

Никитенко О.Б. О некоторых фонологических инверсиях акустики музыки……………………………..


14

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Бочкова Т.Р. Слово «под лупой» в процессе обучения музыкального критика и арт-журналиста……….


19

Кузнецова Е.И. Генезис визуального образа в медиакультуре…………………………………………….


21

Птушко Л.А. Вопросы музыкальной драматургии в курсе обучения музыкальных журналистов…………


24

Семенов Е.Е. Интернет-коммуникация как фактор культурной глобализации……………………………..


27

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И

ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бояринцева А.А. Сольфеджио и специальность: о работе со студентами вокального факультета……….


30

Псарева Е.Ф. Активизация начального обучения скрипача на основе импровизации…………………...


34

Рубан Н.Л. Основные задачи и методы работы над аккомпанементом в классе фортепиано……………..


37

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Журов Ю.С. Ансамбль как соотношение организации временных форм тактирования и дирижерского управления……………………………………………..



42

Якименко Н.С. Взаимовлияние джазовой и академической традиций в сфере гитарного исполнительства……………………………………………………...



47


ACTUAL PROBLEMS OF HIGH MUSICAL EDUCATION
Publishing since 2009

№1 (13) 2010 г.

CONTENT


PROBLEMS OF MUSICAL HISTORY AND THEORY

Bazhina N.N. Sonatas of the mixed-genre type by Medtner……………………………………………….


4

Buloshnikov М. Valentin Silvestrov yesterday and today: to the problem of the «weak style»…………….


6

Linjucheva E.P. Sacral and national aspects in the choral compositions by Gija Kancheli………………...


9

Lukiyanova N.V. Chronotop of Sofia Gubaidulina’s style……………………………………………………


11

Nikitemko O.B. About some phonological inversions of musical acoustic……………………………………


14

PROBLEMS OF MUSICAL JUORNALISTIC

Bochkova T.R. A word «under the loupe» in the course of musical critic and art journalist training……


19

Kuznetsova E.I. Genesis of visual image in media culture………………………………………………….


21

Ptushko L.A. Questions of musical dramaturgy in the course of musical journalists training…………………


24

Semyenov E.E. Internet communication as the factor of cultural globalization……………………………….


27

PROBLEMS OF MUSICAL EDUCATION


Boyarintseva A.A. Solfeggio and speciality: concerning the work with students of the vocal department…..


30

Psareva E.F. Activization of the process of primary violin teaching on the basis of improvisation…………


34

Ruban N.L. The main tasks and methods of work at the accompaniment in a piano class…………………...


37

PROBLEMS OF MUSICAL PERFORMING

Zhurov Y.S. Ensemble as a way to correlate the organization of time-forms of bar-making and conducting……………………………………………………...



42

Yakimenko N.S. Cross-fertilization between jazz and academic traditions in the sphere of guitar performance……………………………………………………



47


Какие цели ставит перед собой композитор, стремясь донести свой опус до публики – неважно, с помощью издания или озвучивания в концерте? Что им движет? Неужели только честолюбие и непомерные амбиции? Или – расшифровывая последнее предположение, стремление примерить на себя роль духовного гуру?

Вряд ли. По крайней мере, подавляющее большинство известных мне авторов озабочено совсем не этим. Главный побудительный стимул для композитора – поделиться своими музыкальными мыслями с другими людьми, попытка предложить для обсуждения некие темы, короче говоря – стремление к общению, которое, как известно, есть единственная подлинная человеческая роскошь.

Я думаю, что у музыковедов или – шире – у всех пишущих какие-то слова о музыке, ее разных гранях, основная задача та же самая. Если человек размышляет о чем-то всерьез, а не «для галочки», то он всегда будет озабочен тем, как донести свои идеи до других, рассказав, доказав, убедив этих других. А в результате – в положительном варианте – он обретает единомышленников и тем самым познает свою главную радость, радость наиболее желанного достижения. Разумеется, это вовсе не означает истинность и бесспорность всего того, что он утверждает. Но часто даже постановка какой-либо проблемы не менее важна, чем ее решение.

Все вышесказанное имеет прямое отношение к предлагаемому сборнику. Материалы его прошли апробацию на конференции «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» и теперь выносятся на обсуждение широкой читательской аудитории. Хочется надеяться, что во всех четырех разделах сборника («Проблемы истории и теории музыки», «Проблемы теории и истории исполнительства», «Проблемы музыкальной журналистики» и «Проблемы методики и педагогики музыкального образования») заинтересованный читатель найдет пищу для размышлений и обнаружит именно такой подход, такую позицию, которая окажется для него наиболее близкой и волнующей.

Успешного вам чтения!

Б.С.Гецелев

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ

© 2010 г. Бажина Н.Н.

СОНАТЫ Н.МЕТНЕРА СМЕШАННО-ЖАНРОВОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассматривается проблема смешения жанров в сонатах Н.Метнера. Автор останавливается на изучении двух сонат: Сонаты-сказки и Сонаты-элегии. Изучение синтеза литературного и музыкального жанров способствует прояснению необычной драматургии и оригинальных музыкальных форм этих сочинений.

Ключевые слова: Сонаты, жанр, Н.Метнер.
Особую жизненную силу искусства М.Ломоносов видел в «сопряжении далековатых идей». Действительно, сочетание эстетически различных качеств, вступающих во взаимосвязь между собой, способно открыть прогрессивный путь подлинного новаторства. Это особенно характерно для творчества Н.Метнера, выступившего равноправным участником новаторских устремлений рубежа веков. Одним из его смелых экспериментов являются сонаты смешанно-жанрового профиля. Нетипичная двужанровая модель приводит не только к неизбежному наслоению одного жанрового комплекса на другой, но и порождает индивидуальное в своем роде явление, каждое из которых заслуживает отдельного детального рассмотрения.

В поле нашего интереса находятся две сонаты Метнера – Соната-сказка и Соната-элегия. Важным представляется вопрос о программности сонат, названия которых подсказывают слушателю (или исполнителю) cведения о содержании сочинения, о его многопластовой, сложной драматургической составляющей. В творчестве Н.Метнера программность особого рода: для неё характерна ограниченность краткими заголовками, без развернутых объяснений. Композитор лишь намекает, а по сути облегчает понимание серьезной смысловой и концепционной сторон сонаты.

Соната-сказка. Д.С.Лихачев отметил, что в волшебной сказке сосуществуют два пространственно-временных континуума: в одном протекает сказочное действие, а в другом живёт повествователь. Аналогичные два плана времени могут быть воспроизведены и в музыкальной сказке.

Сказка является своеобразным жанром-пришельцем для музыки. Музыкальное воплощение повествовательности как отличительного признака жанра трудно, поскольку музыке мало свойственно раскрытие конкретных событий – она способна ярче передать общий характер. Темы сказочно-повествовательные имеют неширокий диапазон мелодии, основанной на неизменном повторении нескольких опорных звуков, часто приводящем к пластическому эффекту вращательного типа движения; речитативный склад мелодии с обилием пауз и чередованием коротких построений.

Фундаментальным признаком жанра является наличие темы рассказчика, имеющей «привилегированное» положение. Эта тема может обрамлять сказку или появляться в процессе развития, часто в самый напряженный момент, напоминая о событийной удаленности.

Драматургически сочинение насыщено музыкальными событиями, неожиданными появлениями контрастных тем, крутыми поворотами – динамическими (градации ff-рp), ритмическими (синкопы, триоли), фактурными (пластические знаки, фигуры и детали, присущие жанру сказки). Контрасты слышны и в соотношении частей цикла (Allegro-Andantino-Allegro), и внутри частей (вкрапление темы рассказчика во II части).

В атмосферу фантастичности Сонаты-сказки вводит её главная тема. Неустойчивость и призрачность создается за счет опоры на доминантовый лад и начала с V ступени, неоднократно повторяющейся и нагнетающей ощущение загадочности, настороженности. С помощью переменности функций композитор придает не только этой теме, но и всей части мягкую завуалированность формы. В побочной партии I части присутствует момент ритмической перефразировки при изначальной четырехдольности. Она используется в качестве музыкального воплощения действия и семантически доминирует над главной темой. Появление во II части сонаты-сказки трехдольного размера при скрытой шестидольности также выступает как характерный признак повествовательности. III часть с эпическим размером 5/2 вводит в героическую атмосферу «сбора на битву»: тяжелая поступь ритма шага, маршеобразность, уплотнение фактуры, аккордовость изложения и заключительная триольная ритмоформула. Изложение мелодии широкого дыхания параллельными терциями и секстами выдает связь с народно-песенной основой.

Автор (композитор) имеет возможность вклинивания своего слова в любую часть сочинения, своевольно нарушая ход событий. Во II части неожиданно появляется контрастная разложенная фактура, напоминающая перебор Бояна на гуслях – происходит остановка действия.

Сказочная эпичность и архаичность Сонаты-сказки прослушиваются в переменности лада (c-Es), опоре на доминантовость, натуральном миноре, аккордовой хоральности, вариационном типе развития (характерном для фольклорных тем). Но главный момент, нарушающий классические признаки сонатности, – это отсутствие активного действенного начала. Взгляд в покрытые тайной, затуманенные временем давно минувшие события придают особую целостность и завершенность повествования.

Закругленность отдельных частных разделов цикла и формы в целом прослеживается в сонате. Темы её в интонационном отношении просты и неброски, но в них есть скрытое накопление энергии, которую Метнер использует в строительстве формы произведения. Интонационные зерна легко расщепляются и соединяются вновь, взаимодействуя с другими темами и их элементами в самых неожиданных вариантах, что сообщает сочинению изысканность и фактурное своеобразие. В сонате проявляется принцип зеркальной симметрии, образуя оригинальнейшую композицию с центром в III части. По сути, здесь происходит модуляция из трехчастного цикла в концентрическую форму благодаря ракоходному проведению ранее звучащих тем в финале.

Соната-элегия. Элегия здесь представлена как жанр лирической поэзии, «грустная песнь», имеющая античные корни. Соната-элегия является II частью сонатной Триады ор.11. Такое драматургическое положение (средняя часть цикла) позволяет трактовать её в плане философски-задумчивом, насыщенном вечными вопросами и противоречиями. Метнеровское чувствование элегии находит точки соприкосновения с новаторским решением жанра в творчестве А.С.Пушкина. Из интимного стихотворения с налетом томной неизбывной грусти, бесконечными смакованиями любовных разочарований, имевшего место в культуре романтизма и сентиментализма, она приобретает подлинную глубину исполненных скорбью раздумий, ярких эмоциональных переживаний одинокого героя. Подобные превращения внутреннего содержания жанра проецируется и на инструментальную музыку.

К чему же приводит взаимодействие сонаты и элегии? Результат такого сочетания очевиден с первых звуков сочинения. Главная тема, основанная на меланхолических секундовых вздохах, пронизывающих насквозь фактуру, показательна в плане высвечивания вторичной жанровости. Тема душевного волнения развертывается вглубь и вширь, заслоняя собой благородный тематизм побочной и заключительной партий. Триольная пульсация в аккомпанементе насыщает тему танцевальностью. Воспринимается она словно безостановочное кружение мыслей и воспоминаний, отсылая память к давно ушедшему и невозвратному. Эта центральная музыкальная мысль, словно нарушитель спокойствия, неуклонно стремится к завоеванию всей звуковой материи. Пробираясь в подголоски средних голосов, контрапунктом вмешиваясь в разработке в развитие побочной партии и доминируя в ней, в репризе она достигает апогея. Секундовая интонация (семантика которой издавна в истории музыки известна как страдание и скорбь), исступленно повторяющаяся в мелодии, словно по ступенькам поднимаясь выше и становясь громче, приходит к вершине – пику эмоционального напряжения. Истратив последние душевные силы, сникая, постепенно приобретая былое спокойствие, мелодия «сползает» на две октавы вниз.

Наступает Кода, которая остается загадочной в силу своей неуместной жизнеутверждающей, фонтанирующей радости, приводящей к подобию гимна свету, любви и красоте. Финал может трактоваться двояко. «Выпадая» по настроению из элегии, кода воспринимается как отдельная составляющая сонаты. Тем не менее, окунаясь в этот бушующий, неожиданный, «беспочвенный» оптимизм, она приобретает гротесковые черты и может по функции уподобляться третьей части сонатно-симфонического цикла – Scherzo. Второй вариант толкования сводится к наступлению душевного очищения – катарсиса. Кода необычайно сильна в своем небесном ликовании – будто посредством переживания, сильного эмоционального потрясения душа героя восходит на новую ступень понимания жизни. Это предположение можно обосновать и тональным планом триады. Первая соната As-dur при помощи нарушителя гармонии – тритона – вступает в противоречие со второй d-moll’ной частью. Кода D-dur, трубным блеском венчающая сонату-элегию, «облегчает слезами» душу героя, «смывая диезы и бемоли»; остается «белый и чистый» C-dur финала, завершающийся девятиголосной тоникой До-мажора ff .

Итак, синтез классической сонаты и литературных повествовательных жанров сказки и элегии, их синтез на основе сюжетности, сплетение признаков и постепенное размывание жанровых границ приводит к неизбежному, более открытому и свободному формообразованию, но (что характерно именно для Метнера) достигая замечательного новаторства на классической основе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск