Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 261.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации22.05.2014
Размер261.14 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Журналистика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Учебно-методический комплекс к курсу


«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ХХ ВЕКА»

(послеоктябрьский период)




Для студентов 4 курса

отделения журналистики

факультета филологии и журналистики



Ростов-на-Дону

2007

Учебно-методический комплекс к курсу «История отечественной

журналистики ХХ века» (послеоктябрьской период)


для студентов 4 курса отделения журналистики

факультета филологии и журналистики

разработан к. ф. н., доц. А.Г. Беспаловой

в соответствии с учебным планом специальности 021400 «Журналистика»

Рецензент – пр. Т.Ф. Капитан

Ответственный редактор – к.ф.н., проф. В.Н. Боянович

Печатается по решению кафедры истории журналистики ЮФУ,

протокол № 3 от 21.12.2006

ДАННЫЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Курс «История отечественной журналистики ХХ века (послеоктябрьский период)» является завершающим разделом дисциплины «История отечественной журналистики». На его изучение отводится 84 часа в 7 семестре. Из них на лекции – 30 часов, на практические и семинарские занятия – 12 часов, на самостоятельную работу – 42 часа.

Форма отчетности – экзамен в 7 семестре.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Предметом курса является исторический опыт отечественной журналистики, начиная с Октября 1917 года и до начала XXI века. Важнейшие цели и задачи курса: изучение процесса формирования и развития системы многонациональной журналистики страны; анализ закономерностей функционирования печати, радио, телевидения, информационных агентств и других СМИ, их взаимодействия на различных этапах общественного развития; рассмотрение динамики проблемно-тематического комплекса изданий, радио- и телепрограмм; анализ особенностей форм и методов работы редакций; знакомство с историей профессиональной подготовки журналистов и развития рабселькоровского движения; изучение творчества выдающихся публицистов.

Курс ставит также своей целью закрепление и совершенствование навыков исследовательской работы. Процесс постижения исторической правды предполагает диалектический подход к политическим и профессиональным проблемам, как прошлого, так и настоящего, формирование системно-исторического мышления.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема 1 Октябрь 1917 года и пресса России (л. – 4 час., сем. зан. – 2 час., сам. работа – 4 час.)

Коренные изменения в системе печати России в 1917 году. Характеристика основных типов изданий. Декреты о печати. Идейно-политическая борьба по проблемам свободы слова. Вопрос о судьбе России и революции в прессе различных политических направлений. Тематика, формы и методы работы прессы, особенности публицистики 1917-1918 гг. Первые опыты использования радио как средства массовой информации. Становление информационно-издательской службы России в первые месяцы советской власти.
Тема 2 Отечественная журналистика в период Гражданской войны (1918-1921 гг.) (л. – 4 час., сам. работа – 4 час.)

Изменения в системе журналистики России в период Гражданской войны. Возникновение новых типов периодики, информационного агентства РОСТА. Структура красноармейской печати. Развитие системы национальных изданий. Новое в тематике и проблематике советских изданий. Журналистика белого движения. Особенности публицистики 1918-1921 гг. Оперативные формы пропаганды и методы полемики в журналистике противоборствующих лагерей. Информационно-пропагандистская деятельность ОСВАГа. Формирование центров русской эмигрантской прессы.
Тема 3 НЭП и кризис печати (1921-1925 гг.) (л. – 4 час., сем. зан. – 2 час., сам. работа – 4 час.)

Кризис печати: его причины, характерные черты, пути преодоления. Основные тенденции развития и дифференциации центральной, местной, национальной прессы. Печать трудовых коллективов (многотиражные и стенные газеты). Создание ТАСС. Радиовещание в годы нэпа. Дискуссии в печати по проблемам нэпа и единства партии. Профессиональные издания для журналистов («Красная печать», «Журналист» и др.). Развитие рабселькоровского движения. Сменовеховская и негосударственная печать в СССР. Система русской эмигрантской прессы. Ведущие публицисты русского зарубежья.
Тема 4 Советская журналистика в годы первых пятилеток (л. – 4 час., пр. зан. – 2 час., сам. работа – 4 час.)

Журналистика в условиях формирования тоталитарного режимы и культа личности. Характеристика основных типов изданий. Развитие массового радиовещания во второй половине 20-х -30-е годы. Создание и развитие районной печати. Освещение индустриализации и коллективизации в прессе. Печать и соревнование: формы и методы массовой работы редакций. Пропаганда в прессе генеральной линии партии и освещение политических процессов 30-х годов. Лозунг критики и самокритики в печати. Листки ЦКК-РКИ «Под контроль масс». Проблемы внешней политики в печати и на радио во второй половине 30-х годов.
Тема 5 Отечественная публицистика 20-30 годов (л. – 2 час., сем. зан. – 2 час., сам. работа – 4 час.)

Проблематика публицистических произведений М.Горького советского периода. М.Горький как редактор. Редакторская и публицистическая деятельность М.Кольцова. Особенности публицистики М.Булгакова и А.Платонова советского периода. Индустриальный очерк 30-х годов (В.Горбатов, Б.Галин, Б.Агапов, Ф.Гладков. Ф.Панферев, В.Ильенков, М.Шагинян и др.). Тема советской деревни в творчестве В.Ставского, А.Колосова, И.Рябова, Н.Погодина и др. Публицисты-сатирики И.Ильф, Е.Петров, М.Зощенко. А.Зорич, К.Радек, Л.Сосновский, И.Заславский и др. Стихотворная публицистика В.Маяковского и Д.Бедного. Возвращенная публицистика русской эмиграции.
Тема 6 Журналистика периода Великой Отечественной войны (л. – 4 час., сем. зан. – 2 час., сам. работа – 4 час.)

Изменения в структуре СМИ страны в 1941-1945 годах. Создание Совинформбюро. Система военной печати. Подпольная и партизанская периодика. Роль прессы и радиовещания в освещении основных этапов войны. Деятельность русской патриотической зарубежной прессы. Публицистика военных лет (на примере творчества О.Бергольц, С.Борзенко, Я.Галана, Б.Горбатова, В.Гроссмана, Е.Кононенко, Л.Леонова. П.Лидина, А.Платонова, Б.Полевого, Н.Тихонова, К.Симонова, А.Толстого, А.Фадеева, М.Шолохова, И.Эренбурга и др.).
Тема 7 Отечественная журналистика в послевоенные годы и периода «оттепели» (1946-1964 гг.) (л. – 4 час., сам. работа – 4 час.)

Развитие системы СМИ, тематика, формы и методы работы прессы в первое послевоенное десятилетие. Политические репрессии конца 40-х-начала 50-х годов и журналистика. ХХ съезд КПСС и новые тенденции в деятельности СМИ. Ведущая проблематика выступлений СМИ во второй половине 50-х - 60-е годы. Основные этапы развития телевидения в послевоенные годы. Внутренняя политика Н.С.Хрущева и ее отражение в прессе, на радио и телевидении. Проблемы международной жизни в отечественной журналистике 1946-1964 годов. Развитие журналистского образования в послевоенный период. Отечественная публицистика периода «оттепели». Развитие журналистики русского зарубежья.
Тема 8 Журналистика периода господства партийной административно-командной системы (1965-1985 гг.) (л. – 2 час., пр. зан. – 2 час., сам. работа – 4 час.)

Ужесточение политического и цензурного режима в стране. Углубление и расширение системы СМИ, становление массового телевидения. Экстенсивное развитие печати и радиовещания. Совершенствование деятельности информационных агентств. Освещение проблем экономики и строительства, научно-технического прогресса, космоса, соцсоревнования. Пропаганда советского образа жизни. Бюрократизация журналистского творчества и проведение идеологических кампаний. Развитие нового культа личности, борьба с инакомыслием. Внешнеполитическая информация и «программа мира». Публицистика периода «застоя».
Тема 9 Журналистика периода перестройки (1985-1991 гг.) (л. – 2 час., сам. работа – 4 час.)

Политика гласности и плюрализма как переход к государству открытого типа. Основные тенденции развития системы СМИ в период перестройки. Создание нового института издателей. Пресса неформальных организаций, возникновение альтернативной, негосударственной журналистики. Роль СМИ в процессе демократизации общества. Новая тематика и проблематика. Особенности форм и методов работы журналистов. Публицистка периода перестройки.
Тема 10 Журналистика России на рубеже XX-XXI веков ( сам. работа – 6 час.)

Взаимоотношения СМИ и властных структур. Правовое обеспечение деятельности журналистики. Разрушение партийно-государственной сети газет и журналов. Возникновение и бурное развитие частных СМИ. Преобразования в информационной службе общества. Местная журналистика в рыночных условиях. Журналистика он-лайн и Интернет как средство массовой коммуникации. Коммерциализация СМИ, возникновение медиа-холдингов. Развитие массовой рекламы, ее влияние на характер журналистики. Отражение в журналистике становления общества массовой культуры. Новые формы и методы работы редакций. Современная публицистика: традиции и новаторство.
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. – М., Ростов н/Д, 2004.

Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. – М., 1976.

Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. – М., 2001.

История отечественной журналистики (1917-1945). Хрестоматия. – М., 1999.

История советского радиовещания. Документы. Тексты. Воспоминания. 1917-1945. – М., 1991.

КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. – М., 1987.

Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). Уч. комплект: уч. пособие, хрестоматия. – М., 2002.

Машкова М.В., Сокурова М.В. Общие библиографии русских периодических изданий, 1703-1954. – Л., 1956.

Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Февраль 1917–начало XXI в. – М., 2005.

Публицистика русского зарубежья (1920-1945). – М., 1999.

Радиожурналистика. – М., 2002.

Таловов В.П. Журналистское образование в СССР. – Л., 1990.

Телевизионная журналистика. – М., 1998.

ТЕМА 1

Вопросы к семинарскому занятию

1 Система печати России накануне и после Октябрьской революции 1917 года. Сравнительный анализ.

2 Декреты советской власти о печати как средство борьбы с оппозиционной прессой.

3 Вопрос о судьбе России и революции, тема войны в прессе различных политических направлений.
Литература по теме

Декрет о печати //О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. – М., 1972.

Декрет о введении государственной монополии на объявления //Там же.

Декрет о революционном трибунале печати //Там же.

* * *

Горький А.М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре. 1917-1918 гг. – М., 1990.

Короленко В.Г. Торжество победителей// Короленко В.Г. «Была бы жива Россия!». Неизвестная публицистика 1917-1921 гг. – М., 2002.

Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература //Полн. собр. соч. – Т.12.

Ленин В.И. Как обеспечить успех Учредительного собрания //Там же. – Т.34. Ленин В.И. Речь по вопросу о печати //Там же. – Т.35.

Ленин В.И. Письмо Г. Мясникову //Там же. – Т.44.

Милюков П. Почему большевики взяли верх? //Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? – М., 1991.

* * *
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск