Скачать 298.34 Kb.
|
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины ОПД.Р.4. Актуальные проблемы теории журналистики (заочная форма обучения, 6 курс) 1. Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) являются познакомить студентов с актуальными проблемами теории журналистики в эпоху глобализации и мультимедийную эпоху В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: основные проблемы современной журналистики. 2) Уметь: анализировать данные, полученные из разных источников информации, 3) Владеть: навыками анализа путей развития журналистики 2. Структура курса (содержание разделов дисциплины) Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.
Тема 1: Средства массовой коммуникации и гражданское общество Понятие «гражданское общество». Массовая информация в контексте базовых прав и свобод личности. Роль медиа в демократическом обществе. СМИ и публичная сфера общества. Гражданское общество и медиа в координатах постсовременности. Медиатехнологии и гражданское общество. Тема 2: Медиа в системе отношений «рынок-государство-общество» Особенности частного владения средствами массовой коммуникации. Государственные и общественные формы владения СМК. Регламентация в отношении деятельности СМК. Ограниченность идей «свободной прессы». Нормативные модели медиа. Тема 3: Медиа и власть в современной России Медиа и власть на рубеже 1990-х годов. Медиаолигархи. Феномен российских «информационных войн». Медиа в условиях политико-экономической «стабильности». Тема 4: Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации Основные тенденции мировой медиаиндустрии. Глобализация медиа: российский контекст. Тема 5: Социальные коммуникации в new media Новые медиа как часть пространства этического регулирования деятельности СМИ. «Нанотехнологии» - новое поле деятельности СМИ. Мобильные технологии как источник инноваций для СМИ. Интернет-коммуникации в аспекте информационной безопасности. Twitter–революции. Политические коммуникации и медиа в современном обществе. Социальные медиа в России: бизнес-модели, особенности и перспективы развития. Тема 6: Массовая коммуникация: аудитория, содержание, эффекты Концепции эффектов массовой коммуникации. Прикладные исследования аудитории массовой коммуникации. Партиципарная коммуникация как коммуникация, основанная на принципе возможности прямого доступа общественности к производству и распространению информации по каналам массовой коммуникацию. Три вопроса о судьбе региональной прессы Мурманской области. Региональный читатель и региональный журналист: диалог в прессе Мурманской области. Уроки прошлого: читатель и журналист в истории региональной прессы Мурманской области. Тематика лекционных занятий Тема 1: Средства массовой коммуникации и гражданское общество План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: 1. Определите свою позицию по поводу мнения У. Липпмана о том, что свободные медиа не могут быть адекватным транслятором точной информации. 2. Ответьте на вопросы на с. 192-193 в работе Назарова М.М. «Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования» (4-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010). Литература: Основная литература: Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 168-192. Дополнительная литература: Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст]/ Е.П. Прохоров. – М.: Аспект Пресс, 1995. Верховская, А.И. На пути к гражданскому обществу: проблемы трансформации СМИ // Средства массовой информации и формирование гражданского общества [Текст]/ А.И. Верховская. – М.: Аспект Пресс, 2010. Интернет-источники: www.lenta.ru 2) Тема 2: Медиа в системе отношений «рынок-государство-общество» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: 1. Согласны ли Вы с мнением о том, что идеи свободы печати служат прежде всего интересам рекламодателей и большого бизнеса? 2. Ответьте на вопросы на с. 226 в работе Назарова М.М. «Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования» (4-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010). Литература: Основная литература: Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 204-219. Дополнительная литература: Коммуникация в современном мире. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» 16 мая 2006 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jour.vsu.ru/edition/thesis/05_06.pdf. Интернет-источники: www.lenta.ru 3) Тема 3: Медиа и власть в современной России План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Подготовьте информацию о событиях вокруг канала НТВ в 1990-х гг. Дайте свою оценку происходившим событиям. Литература: Основная литература: Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 237-258. Дополнительная литература: Науменко, Т.В. Ценности и их роль в деятельности массовой коммуникации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/621/32/. Интернет-источники: www.lenta.ru 4) Тема 4: Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации План: 1. Глобализация: основные понятия. 2. Основные тенденции мировой медиаиндустрии. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Выскажите свое мнение по поводу представления глобализации как вестернизации. Литература: Основная литература: Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 274-284. Дополнительная литература: Новые медиа в коммуникативном процессе / Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика 2008» [Текст]. – М.: Наука и жизнь, 2009. – 295 с. Интернет-источники: www.lenta.ru 5) Тема 5: Социальные коммуникации в new media План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Проанализируйте роль медиа в последней выборной компании нашей страны. Литература: Основная литература: Гладышева Е.В. Новые медиа как часть пространства этического регулирования деятельности СМИ // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 2. С. 5-11. Сорокина Т.Ю. Внедрение в массовое сознание понятия «нанотехнологии» - новое поле деятельности СМИ // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 2. С. 12-17. Прат А., Стромберг Д. Влияние СМИ на выбор избирателей // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 2. С. 18-22. Коваленко А.А. Мобильные технологии как источник инноваций для СМИ // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 2. С. 23-30. Марков А.А., Собина Д.Д. Интернет-коммуникации в аспекте информационной безопасности // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 2. С. 31-36. Иванищева О.Н. Political Communication and Media // HiF-Rapport 2013: 3 Comparativ Nordic and Russian Goverment. Learning modules for teaching a comparative approach to Nordic and Russian government and politics. Finnmark University College, Murmansk State Humanities University / Editor Bjørn K. Sagdahl. May 2013. S.143-157. Дополнительная литература: Новые медиа в коммуникативном процессе / Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика 2008» [Текст]. – М.: Наука и жизнь, 2009. – 295 с. Бритков, В.Б., Дубовской, С.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии [Текст]/ В.Б. Бритков, С.В. Дубовский. – М.: Общественные науки и современность, 2000. – 83 с. Бритков, В.Б., Дубовской, С.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии [Текст]/ В.Б. Бритков, С.В. Дубовский . – М.: Общественные науки и современность. 2000. – 171 с. Интернет-источники: www.lenta.ru 6) Тема 6: Массовая коммуникация: аудитория, содержание, эффекты План: 1. Концепции эффектов массовой коммуникации. 2. Прикладные исследования аудитории массовой коммуникации. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Каковы концепции о влиянии СМИ на уровне группы и общества? 2. Почему в последнее время особую остроту приобрела проблема проявления эффектов массовой коммуникации, связанных с изображением насилия? 3. Действительно ли функционирование СМИ приводит к проявлениям агрессивного поведения? 4. Каков «вклад» СМИ в реальный уровень насилия в том или ином обществе? 5. Перечислите подходы к изучению содержания массовой коммуникации. 6. В чем состоит метод традиционного контент-анализа материалов массовой коммуникации? Задания для самостоятельной работы: Ответьте на вопросы на с. 324 в работе Назарова М.М. «Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования» (4-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010). Литература: Основная литература: Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 300-324, 334-347. Дополнительная литература: Кобьялко, В.В. Блогосфера в информационном пространстве региона [Текст]/ В.В. Кобьялко. – М.: Наука, 2010. – 303 с. Словари: www.lenta.ru |