Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 156.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.05.2014
Размер156.55 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Журналистика > Программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 760

ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА

129347, Москва, Ярославское шоссе, 147, Тел. (499)182-66-20; (499)182-66-19

«Утверждаю»

«_______» _____________________ 20 г.

Директор школы В.Ю.Гармаш.

ПРОГРАММА

«Журналистика»

(педагог – Неделин Андрей Николаевич)

Автор программы: Неделин А.Н.

Москва 2013 г.

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………..

2. Программа кружка «Журналистика»…………………………...

Раздел I. «Жанры журналистики»…………………………….

Раздел II. «Основы редактирования и издательского дела»…

3.Литература для учителя……………………………………………


Пояснительная записка


Цель данной программы – объединить детей разного возраста и взрослых в редакционный коллектив; способствовать развитию их литературно-творческих способностей, интереса к журналистике, освоению элементарных навыков журналистского труда и издательского дела; познакомить учащихся с жанрами журналистики, с особенностями редактирования, подготовки редакционных рукописей и изданий к печати.

Задачи: создание условий для реализации творческих способностей школьников и свободного развития их воображения и внимания к слову, совершенствования таких умений, как писать на тему и раскрывать основную мысль, собирать и систематизировать газетный материал, строить текст в определенной композиционной форме, править написанное;

- овладение учащимися основами редакторского дела, знакомство с практикой подготовки редакционных рукописей и школьных изданий к печати;

- содействие в воспитании коммуникативной и информационной культуры.

Данная программа опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика русского языка, культура речи, литературное редактирование, включает вопросы повторения программы по развитию связной речи и состоит из двух разделов – «Жанры журналистики» и «Основы редактирования, редакторского и издательского дела».

Раздел «Жанры журналистики» знакомит учащихся с различными газетными жанрами, их характеристиками и назначениями, содержит сведения, относящиеся к построению связного текста различных жанров.

Раздел «Основы редактирования, редакторского и издательского дела» включает понятия о журналистском тексте, его структуре, о приемах правки рукописей (черновиков), об основных методах сбора информации и последовательной работы над номером школьного издания.

Изучение темы завершается созданием газетного материала, коллективным или индивидуальным редактированием и своевременным выпуском школьных изданий из печати.

Виды занятий (групповые и индивидуальные):

- теоретические по основам журналистики и издательскому делу - 17 часов;

- практические занятия по подготовке к печати и выпуску изданий - 34 часа;

- занятия с редколлегией школьного журнала - 17 часов;

- деятельность пресс-центра на различных школьных мероприятиях (фотографирование, подготовка информации, выпуск стенгазет и фотогазет)
Педагог, исходя из интересов учащихся, уровня их подготовки и конкретных задач на данном этапе, может изменить последовательность изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий.

Сроки реализации программы – 1 год

Раздел I

Жанры журналистики

Введение

Цели и задачи журналистской учебы. Жанры журналистики. Появление жанров. Три опоры жанра (жанрообразующие факторы): предмет отображения, целевая установка и метод отображения. Выбор жанра. Форма изложения материала. Газетные жанры: заметка, информация, сообщение.

Повторение: Тема, название и основная мысль, план высказывания. Способы раскрытия основной мысли.

Практикум: Определение тем названий рубрик очередных номеров вестника.


Собирание и систематизация материала

Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок. Их значение. Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.
Повторение: Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.
Практикум: Собирание материала о последних школьных новостях.
Цитирование – особая форма передачи чужой речи. Назначение цитат.
Повторение: Основная мысль высказывания. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Функциональное и грамматическое оформление цитат.
Практикум: Самостоятельное выполнение упражнений для закрепления цитат.
Интервью как разновидность информационных газетных жанров. Роль автора интервью. Диалогическая форма интервью.
Повторение: Знаки препинания при прямой речи, оформление цитат и диалога.
Практикум: Собирание материала. Формулировка вопросов для интервью у педагогов.
Беседа. Двусоставность текста. Роль журналиста-собеседника. Различие интервью
и беседы – жанров журналистики.
Повторение: Методы сбора информации. Описание по наблюдению.
Практикум: Собирание материала для интервью и бесед. Изложение материала в форме интервью и беседы.
Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенность и отличие
от заметки.
Повторение: Основные методы сбора информации. Описание по наблюдению.
Практикум: Подготовка репортажей о проводимых в школе мероприятиях для очередных номеров.
Описание. Деловое и художественное.
Особенности публицистического описания местности, обстановки.
Повторение: Лексическое значение слова. Эмоциональная и стилистическая окраска слова. Многозначность слова.
Практикум: Составить описание кабинета, рекреаций, описать вид из окна кабинета, например, химии или литературы и т.д.
Путевые заметки. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров.
Повторение: Описание природы, обстановки и внешности человека и т.д. Особенности публицистического стиля.
Практикум: Систематизация материала для очередных номеров. Составить путевые заметки о летних поездках или в школьное время (экскурсии).
Очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности, умения анализировать поведение людей, критически оценивать их. Очерки событийные и путевые. Документальность воспроизведения материала.
Повторение: Описание внешности, характеристика героев, оформление диалога, особенности повествования.
Практикум: Собирание информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о друге и т.д.
Рассуждение. Рассуждение проблемного характера. Особенности этой разновидности рассуждений
Повторение: Рассуждение, которое требует раскрытия понятий. Рассуждения на дискуссионные темы, сравнительные характеристики и т.д.
Практикум: Подготовка газетного материала на тему: «Легко ли быть подростком?», «Нужна ли школьная форма?» и т.д.
Статья. Газетный жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно значимых процессов. Ее особенности, функции как одного из газетных жанров.
Повторение: Особенности публицистического стиля. Рассуждение.
Практикум: Подготовить статьи на актуальные темы для очередного номера.
Рассказ. Рассказ с необычным построением. Композиционные особенности некоторых рассказов как средства выражения авторского замысла.
Повторение: Композиция рассказа.
Практикум: Сочинить рассказ с необычным построением.
Фельетон. Острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Повторение: Юмор и сатира. Подготовка рукописи к изданию
Практикум: Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра и объяснить, по каким признакам определили принадлежность к тому или другому жанру.
Совершенствование написанного
В лаборатории журналиста: работа мастеров слова над рукописью. Оформление рукописей и т.д.
Повторение: Приемы и техника правки написанного.
Практикум: Совершенствование написанного для очередных номеров журнала.

Раздел II

Основы редактирования, издательского дела
Культура письменной речи. Слагаемые письменной речи.
Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование.
Литературное редактирование как литературная обработка языка и стиля текста; литературная правка.

Органическая связь литературного редактирования с практической стилистикой и лингвистикой текста.
Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении).

Приемы правки рукописи (черновика): ознакомительное чтение; углубленное чтение; шлифовочное чтение; правка-вычитка; правка-сокращение; правка-обработка; правка-переделка. Требования к рукописям.
Повторение: Приемы и техника правки написанного. Корректурные знаки. Речевые ошибки. Фактические ошибки. Грамматические и стилистические.
Практикум: Взаимное редактирование рукописей для очередного номера газеты.

Журналистский текст
Сбор информации. Основные методы сбора: изучение документов, наблюдение и его виды, работа с людьми.
Структура журналистского текста (композиция)
Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста.
Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов.
Основная часть и подпись.
Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).
Повторение: Публицистические жанры - репортаж, интервью.
Практика: Придумать несколько заголовков к написанному материалу в очередные номера.

Работа над номером школьного издания

Дизайн журнала, его объем и формат. Композиционно-графическая модель. Макет газеты - фундамент издания.
Оформление заглавной части, логотип.
Заголовочный комплекс. Размещение фотографий и иллюстраций.
Деление полос на колонки. Работа с текстом: врезы, шрифты, смысловые блоки. Средства художественного оформления. Дополнительно-графические средства. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения» (выходные данные).
Повторение: Совершенствование написанного: приемы правки рукописей. Оформление рукописей. Термины графического дизайна.
Практикум: Систематизация материала по рубрикам в очередные номера школьных изданий. Подбор иллюстраций и фотографий.
Профессиональная этика журналиста

Журналист обязан… Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема занятия

Количество часов




Раздел 1. Жанры журналистики (17 часов)




1.

Введение. Цели и задачи журналистской учебы. Жанры журналистики. Появление жанров. Три опоры жанра (жанрообразующие факторы): предмет отображения, целевая установка и метод отображения. Выбор жанра. Форма изложения материала. Газетные жанры: заметка, информация, сообщение.

1

2.

Тема, название и основная мысль, план высказывания. Способы раскрытия основной мысли.

1

3.

Практикум: Определение тем названий рубрик очередных номеров вестника.

1

4.

Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок. Их значение. Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.

1

5.

Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.

Практикум: Собирание материала о последних школьных новостях.

1

6.

Цитирование – особая форма передачи чужой речи. Назначение цитат. Основная мысль высказывания. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Функциональное и грамматическое оформление цитат.

1

7.

Интервью как разновидность информационных газетных жанров. Роль автора интервью. Диалогическая форма интервью.

Знаки препинания при прямой речи, оформление цитат и диалога.

1

8.

Практикум: Собирание материала. Формулировка вопросов для интервью у педагогов.

Беседа. Двусоставность текста. Роль журналиста-собеседника. Различие интервью и беседы – жанров журналистики. Методы сбора информации. Описание по наблюдению.

1

9.

Практикум: Собирание материала для интервью и бесед. Изложение материала в форме интервью и беседы.

Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенность и отличие от заметки.

1

10.

Практикум: Подготовка репортажей о проводимых в школе мероприятиях для очередных номеров.

Описание. Деловое и художественное.

Особенности публицистического описания местности, обстановки.

1

11.

Практикум: Составить описание кабинета, рекреаций, описать вид из окна кабинета, например, химии или литературы и т.д.

1

12.

Очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности, умения анализировать поведение людей, критически оценивать их. Очерки событийные и путевые. Документальность воспроизведения материала.

Практикум: Собирание информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о друге и т.д.

1

13.

Практикум: Подготовка газетного материала на тему: «Легко ли быть подростком?», «Нужна ли школьная форма?» и т.д.

Статья. Газетный жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно значимых процессов. Ее особенности, функции как одного из газетных жанров.

1

14.

Рассказ. Рассказ с необычным построением. Композиционные особенности некоторых рассказов как средства выражения авторского замысла.

1

15.

Фельетон. Острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Юмор и сатира. Подготовка рукописи к изданию

Практикум: Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра и объяснить, по каким признакам определили принадлежность к тому или другому жанру.

1

16.

В лаборатории журналиста: работа мастеров слова над рукописью. Оформление рукописей и т.д.

Приемы и техника правки написанного.

1

17.

Практикум: Совершенствование написанного для очередных номеров журнала.


1




Раздел 2. Основы редактирования, издательского дела

(51 час)




1.

Культура письменной речи. Слагаемые письменной речи.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.







2.

Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование.

Литературное редактирование как литературная обработка языка и стиля текста; литературная правка.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








3.

Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








4.

Приемы правки рукописи (черновика): ознакомительное чтение; углубленное чтение; шлифовочное чтение; правка-вычитка; правка-сокращение; правка-обработка; правка-переделка. Требования к рукописям.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








5.

Сбор информации. Основные методы сбора: изучение документов, наблюдение и его виды, работа с людьми.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








6.

Структура журналистского текста (композиция).

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.







7.

Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








8.

Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов.

Основная часть и подпись.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








9.

Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








10.

Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.









11.

Дизайн журнала, его объем и формат. Композиционно- графическая модель. Макет газеты- фундамент издания.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








12.

Оформление заглавной части, логотип.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.







13.

Заголовочный комплекс. Размещение фотографий и иллюстраций.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.







14.

Деление полос на колонки. Работа с текстом: врезы, шрифты, смысловые блоки. Средства художественного оформления. Дополнительно-графические средства. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения» (выходные данные).

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








15.

Совершенствование написанного: приемы правки рукописей. Оформление рукописей. Термины графического дизайна.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.








16.

Профессиональная этика журналиста

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.







17.

Журналист обязан… Кодекс профессиональной этики российских журналистов.

Практическое занятие.

Работа с редколлегией школьного журнала.











Итого:

68 часов


Литература для учителя, занимающегося школьным издательством


Журнал «Лицейское и гимназическое образование» и его приложение – серия «педагогические советы»: «Жанры журналистики», «Как подготовить статью к изданию», «Как издавать газету». – М.,2003г.; «Мастер-класс для редактора» и «Мастер-класс для дизайнера» (Советы издателям школьной прессы). М., 2005 г., «Если вы решили издавать журнал». – М., 2004 г.; «Основы литературного творчества». – М., 2003 г.; «Элементарно, коллега», спецпроект журнала ЛГО. – М., 2007 г.

Богуславская Н.Е. «Методика развития речи на уроках русского языка». – М., 1991 г.

Равенский Ю.И., Богданова Г.А. «Развивайте дар речи». – М., 1990 г.

Бершадская Н.Р., Халимова В.З. «Литературное творчество учащихся в школе». М. Просвещение, 1989 г.

Сагал Г. «Двадцать пять интервью». – М., 1978 г.

Рахманин Л.В. «Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов». – М., 1973 г.

Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке». – М., 1985 г.

Солганик Г.Я. «От слова к тексту». – М., 1993 г.

Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение». – М., 1982 г.

Одинцов В.В. «Стилистика текста». – М., 1980 г.

Головин Б.Н. «Основы культуры речи». – М., 1988 г.

Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения». – М., 1989 .

Лазутин Г.В. «Профессиональная этика журналиста». – М., 2000 г.


И непременно словари: Толковый, Синонимов, Орфографический!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск