Скачать 212.73 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по «Искусству» (музыка) создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и на основе концепции и программы для начальных классов А. А. Плешакова;– М.: Просвещение, 2007г. Примерная рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Музыка» изучается в 4 классе 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Тематическое планирование по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлено в соответствии с основными положениями программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Выбор данной программы обусловлен наиболее точным, на взгляд педагога, отражением в ней изменившихся социокультурных условий деятельности современных образовательных учреждений, их соответствием потребности педагога-музыканта в обновлении содержания и возможностью использования в рамках этих программ новых технологий массового музыкального образования. Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. Данная цель наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения, в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Оно базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 1-8 классов формулируются на основе целевой установки и вытекают из закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся: ● воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; ● развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства; ● приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; ● развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; ● воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; ● освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального и художественного образов, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. Критерии отбора музыкального материала для слушания и исполнения учащимися были сформулированы Д.Б.Кабалевским – это художественная ценность, воспитательная значимость музыкальных произведений и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами в начальных классах являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. В основной школе данные принципы дополняются принципом диалога культур, предполагающим знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству. Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки. Реализация представленных выше программ предполагает использование на уроках тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличяучкаса, Л.М.Предтеченской, Л.В.Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки: ○ метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; ○ метод интонационно-стилевого постижения музыки; ○ метод эмоциональной драматургии урока; ○ метод концентричности организации музыкального материала; ○ метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении); ○ метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); ○ игры; ○ метод художественного контекста (выхода за пределы музыки). Материал программы четко структурирован. Россия — Родина моя Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Музыкальный материал: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части; «Вокализ». С. Рахманинов; «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской; Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», 144 мы просо сеяли» в обработке М. Балакирева, Н. Рим-го-Корсакова; «Александр Невский» (фрагменты из таты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из ры). М. Глинка; «Родные места». Ю. Антонов, слова Пляцковского. День, полный событий :<В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы. Музыкальный материал: «В деревне». М. Мусоргский; «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена 1». П. Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У ка-ька» (январь) из цикла «Времена года». П. Чайков-й; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», мняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; мняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний Ф». М. Яковлев, стихи А. Пушкина; «Три чуда», шление ко II действию оперы «Сказка о царе Салта-. Н. Римский-Корсаков; «Девицы, красавицы», «Уж по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Оне-». П. Чайковский; Вступление и «Великий колоколь-[ звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; нецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова. О России петь — что стремиться в храм» Святые земли Русской. Праздники Русской православ-церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, iapb, молитва, величание. Музыкальный материал: «Земле Русская», стихира; :лина об Илье Муромце», былинный напев сказите-Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»), фраг-г 1-й части. А. Бородин; «Богатырские ворота» из ты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Велича-святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; н Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михай-:ки; Величание князю Владимиру и княгине Ольге, илада о князе Владимире», слова А. Толстого; Тро-> праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чес-зв; «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощ->. С. Рахманинов; «Не шум шумит», русская народ-песня; «Светлый праздник» (фрагмент финала ты-фантазии для двух фортепиано). С. Рахманинов. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 1ародная песня — летопись жизни народа и источ-вдохновения композиторов. Интонационная вырази-ность народных песен. Мифы, легенды, предания, шаков казки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Музыкальный материал: народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская, и др.; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части), «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; «Светит месяц», русская народная песня-пляска; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни; «Музыкант-чародей», белорусская сказка. В музыкальном театре Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Музыкальный материал: «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из 2-го действия; сцена и хор из 3-го действия; сцена из 4-го действия. М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька») и «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян; Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский; «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус; Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу; «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова; «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. В концертном зале Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Музыкальный материал: «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; «Старый замок» из 146 !ы «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Песня гкского рыцаря» в редакции С. Василенко; «Поло-(ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа op), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен; «Желание». Иопен, слова С. Витвицкого, перевод Вс. Рожде-нского; Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Зетховен; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова Созлова; «Арагонская хота». М. Глинка; «Баркаро-(Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. юб музыкантом быть, так надобно уменье...» [роизведения композиторов-классиков и мастерство стных исполнителей. Сходство и различие музы-.ного языка разных эпох, композиторов, народов, ыкальные образы и их развитие в разных жанрах, ма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня, очные мотивы в творчестве русских композиторов. 1узыкалъный материал: Прелюдия (до-диез минор), 'ахманинов; Прелюдии № 7 и № 20, Этюд № 12 волюционный»). Ф. Шопен; Соната № 8 («Патетиче-[»). Л. Бетховен; «Песня Сольвейг» и «Танец Анит-из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; народные песни: ходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; стушка», французская в обработке Ж. Векерлена, ».; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и му-а Б. Окуджавы; «Песня о друге». Слова и музыка ысоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». 1икитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада» (фрагмен--й части симфонической сюиты). Н. Римский-Корса-«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере ванщина». М. Мусоргский. Критерии уровня музыкального развития учащихся: насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней; умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное ржание; - умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к эше, звучащей вокруг них; - каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально ;давать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях ржание и характер исполняемых произведений. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса: Умение выявлять характерные особенности русской и зарубежной музыки (народной и профессиональной). Сформированные навыки эмоционально-осознанного восприятия музыки, умение анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе. Умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Умение выразительно исполнять музыкальные произведения в разных видах музыкально-практической деятельности. Сформированный навык творческой музыкально-эстетической деятельности. Владение основами музыкальной грамоты. Учебно-тематическое планирование
|
Рабочая программа по искусству (музыка и изо) в 8 9 классах, состоит... Рабочая программа по искусству (музыка и изо) в 8 – 9 классах, состоит из двух блоков: музыка и изобразительное искусство | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 7 класс Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по искусству,... | ||
Рабочая программа по искусству (музыка) мбоу «Камскополянская средняя... «Музыка. 5-8 классы», авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90, [6] с.). Программа... | Рабочая программа на 2012-2013 учебный год Предмет: Музыка 1 класс Программа: Перспектива. Составлена на основе Гос образовательного стандарта начального общего образования по искусству. Примерной... | ||
Рабочая программа по искусству ( музыка) 7- класс Учитель второй квалификационной категории Рабочая программа по Музыке для 7 класса составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов «Искусству», на основе концепции авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы», авторы... | ||
Рабочая программа по искусству (музыка) для 9 класса учителя мбоу «Лесно-Калейкинская сош» Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» в 9 классе составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по искусству представляет собой целостный документ,... Б. М. Неменского, 4-е издание, М. Просвещение 2008 г. Данный предмет представлен двумя образовательными компонентами: «Искусство... | ||
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Федерального... Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,... | Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Федерального... Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,... | ||
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального... Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,... | Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального... Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования по искусству,... | ||
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса на 2013-2014 учебный год Программа разработана для организации учебного процесса по Музыке для 5 класса и составлена на основе обязательного содержания образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа по искусству (музыка) для 5 класса мбоу «Красноярская оош» разработана на основе | ||
Рабочая программа вокального кружка «Моя музыка» Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников... | Рабочая программа для 8 класса разработана на основе авторской программы «Музыка» «Музыка» (Программы «Музыка. 5 9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой – М. Просвещение: 2006). Программа «Музыка» для основной... |