Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель Директор
_________________ директора по УР МБОУ «КПСОШ №1»
Исхакова Ф.А. МБОУ «КПСОШ №1» _______________________
Протокол ______________________ Сибгатуллина Ф.А.
№____________от Высоцкая М.В. Приказ № ___________от
«___»_______20___г. «____»_________20_____г. «_____»___________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (музыка)
МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1»
Ф.И.О. Тюленева Юлия Николаевна
Категория
Класс 5
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_______________от
«_____»_____________20___г.
2013-2014 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.). Программа составлена соответствием с учебным планом на 2013-2014 год, рассчитана на общеобразовательные школы для 5 классов, количество 35 часов в год, 1 час в неделю. Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства. Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CDRW, MP 3, а также магнитных записей), проигрыватель, музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; нотный и поэтический текст Гимна России; портреты композиторов).
Приложение к рабочей программе может включать в себя:
Дидактическое обеспечение для промежуточного контроля.
Дидактическое приложение итогового контроля.
Перечень тем рефератов, проектов и т.д.
Разработки нестандартных форм уроков с применением интерактивных методов обучения.
Учебно-тематический план
программы по музыке для 5 класса
Тема I полугодия «Музыка и литература»
-
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| I четверть«Что стало бы с музыкой,
если бы не было литературы»
| 9 час.
|
| 1.
| Музыка и литература
| 1 ч.
|
| 2.
| Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы
| 1 ч.
|
| 3.
| Знакомство с инструментальными песнями без слов
| 1 ч.
|
| 4.
| Как проявляет себя творческая фантазия композитора, вдохновленная поэтическими образами литературного произведения
| 1 ч.
|
| 5.
| Связь музыки и литературы в балете
| 1 ч.
|
| 6.
| Связь музыки и литературы в опере.
| 1 ч.
|
| 7.
| Закрепление пройденного по теме: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?».
| 1 ч.
|
| 8.
| Гимн России: значение слов; взаимосвязь музыки и текста.
| 1 ч.
|
| 9.
| Обобщающий урок по теме «Музыка и литература»
| 1 ч.
| Обобщающий урок по теме
|
| II четверть «Что стало бы с литературой,
если бы не было музыки»
| 7 час.
|
| 10.
| Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
| 1 ч.
|
| 11.
| Сказки и песни о силе музыки у всех народов мира.
| 1 ч.
|
| 12.
| Музыка – главный герой басни
| 1 ч.
|
| 13.
| Чудо музыки в повестях К.Паустовского
| 1 ч.
|
| 14-15.
| Музыка в фильме и мультфильме
| 2 ч.
|
| 16.
| Обобщающий урок по теме «Музыка и литература»
| 1 ч.
| Обобщающий урок по теме
|
| Итого:
| 16ч.
|
|
| Тема II полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
-
№
урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| III четверть «Можем ли мы увидеть музыку»
| 10 час.
|
| 1.
| Можем ли мы увидеть музыку
| 1 ч.
|
| 2.
| Музыка передает движения
| 1 ч.
|
| 3.
| Богатырские образы в искусстве
| 1 ч.
|
| 4.
| Героические образы в искусстве
| 1 ч.
|
| 5.
| Музыкальный портрет
| 1 ч.
|
| 6.-7
| Содружество «Могучая кучка
| 2 ч.
|
| 8.
| Музыкальный портрет
| 1 ч.
|
| 9.
| Картины природы в музыке
| 1 ч.
|
| 10.
| Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство»
| 1 ч.
| Обобщающий урок по теме
|
| IVчетверть «Можем ли мы услышать живопись»
| 9 час.
|
| 11.
| Можем ли мы услышать живопись
| 1 ч.
|
| 12.
| Музыкальные краски
| 1 ч.
|
| 13.
| Музыкальная живопись и живописная музыка
| 1 ч.
|
| 14.
| Вечерняя музыка
| 1 ч.
|
| 15.
| Настроение картины и музыки
| 1 ч.
|
| 16.
| «Картинки с выставки»
| 1 ч.
|
| 17.
| Мы рисуем музыку
| 1 ч.
|
| 18.
| Вечная тема искусства
| 1 ч.
|
| 19.
| Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.
| 1ч.
| Обобщающий урок- концерт
|
| Итого:
| 19ч.
|
|
| За учебный год:
| 35ч.
|
| |