Учебно-воспитательного процесса





Скачать 103.89 Kb.
НазваниеУчебно-воспитательного процесса
Дата публикации07.07.2014
Размер103.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ГБОУ СОШ№ 751 СВАО г. Москвы


Учебно-воспитательный процесс в 1 ступени строится, в основном, по традиционной классно-урочной системе, но с применением новых технологий в обучении, осваиваемых школой в режиме развития. Ориентация на непосредственные интересы ребенка к миру и к себе.

Учебные предметы преподаются так, чтобы дать детям начальные сведения о природе, обществе, человеке и его месте в жизни. Элементы дифференциации в методике: выбор темы рассказа, рисунка и т.д. Дополнительные индивидуальные и групповые занятия с целью выравнивания. Широкий спектр развивающих и воспитывающих групповых занятий: физкультура, труд, спорт, иностранные языки, техническое творчество, музыка, литературное творчество и т.д.

Учебно-воспитательный процесс во 2 и 3 ступенях школы строится в начале периода на основе традиционной классно-урочной системы с постепенной отработкой и включением элементов модульной, циклоблочной, лекционно-семинарской систем, к концу периода школа находит оптимальное для конкретного учебного заведения сочетание того лучшего, что в различных системах организации учебно-воспитательного процесса.

В 2 ступени школы обязательные систематические курсы дополняются обобщающими межпредметными занятиями, факультативными курсами, способствующими разностороннему развитию подростка, последующему полноценному включению в жизнь общества независимо от профиля будущей трудовой деятельности.

В 3 ступени школы проводится глубокая дифференциация в обучении школьников.

Проведение обязательных уроков по образовательной области «Физическая культура» в объеме 3 часов в неделю на всех ступенях общего образования. Организация уроков физкультуры с учетом состояния здоровья обучающихся на основе мониторинга их состояния здоровья (отсутствие освобожденных от уроков физкультуры). Проведение Дней «Здоровья» и других массовых акций и мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни.

Школа стремится к созданию собственной психологической службы, которая способствовала бы индивидуализации процесса образования, максимальному учету диагностических данных в повседневной работе. В период создания постоянной психологической службы школа обращается к услугам конкретных программ, продиктованных образовательной программой учреждения. Аттестация учащихся школы производится со 2 класса по итогам 1,2,3,4 четвертей, а в 10 и 11 классах - по итогам 1 и 2 полугодий по пятибалльной системе оценок.

Рабочая неделя в 1-4 классах - 5 дней, в 5-11 классах - б дней.

Школа работает в одну смену, начало занятий в 9ч. 30 минут, продолжительность уроков 45 минут, перемен: 2 и 3-ьи по 15 минут, все остальные по 10 минут.

Среднее количество уроков в день по параллелям:

  1. класс - 4 урока

  2. класс - 4,5 уроков

  3. класс - 4,5 уроков

  4. класс - 4,5 уроков

  5. класс - 4,5 уроков

  6. класс - 5 уроков

  7. класс - 5 уроков

  8. класс - 5,6 уроков

  9. класс - 5,6 уроков

  10. класс - 6 уроков

  11. Класс - 6 уроков

Форма обучения: традиционная, классно-урочная, индивидуальнодифференцированная.

Форма организации образовательного процесса: уроки, факультативные занятия, индивидуальные консультации, занятия проектной деятельностью, дополнительное образование.

Педагогические технологии:

Личностно ориентированное развивающее обучение

Лучший подарок для будущего - прошлое.

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: прагматическая.

По основному фактору развития: психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, индивидуально дифференцированная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: массовая.

Акцент целей

  • Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

  • Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.

  • Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Г ипотезы

  • Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.

  • Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.

  • «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

  • Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Особенности содержания

Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло); обоснованы требования к тому, как ими овладевать, описывать и учитывать личностные особенности (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.).

Определяя сферы человеческой деятельности, выделяется их психологическое содержание, выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Особенности методики

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

СУД. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.

В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.

СУД рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем, чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора)

дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).

Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля».

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:

  • учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

  • изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

  • в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

  • учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

  • необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

  • при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

  • образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Позиция учителя:

  • инициирование субъектного опыта учения;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

  • свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;

  • самопознание, самоопределение, самореализация.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-воспитательного процесса iconАнализ учебно-воспитательного процесса за 1 полугод
Цель анализа: проанализировать работу педагогического коллектива по ведению учебно-воспитательного процесса, нацеленного на повышения...
Учебно-воспитательного процесса iconМатериально-техническое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
Для организации учебно-воспитательного процесса имеется 45 классных комнат, мастерские технического и обслуживающего труда, библиотека,...
Учебно-воспитательного процесса iconЦелях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на 2012-2013 учебный год перед педагогическим коллективом была поставлена...
Учебно-воспитательного процесса iconМатериально-техническая, ресурсная обеспеченность учебно-воспитательного...
Повышение компьютерной грамотности учителей и обучающихся, использование в образовании современных информационных технологий дают...
Учебно-воспитательного процесса iconПлан научно-практического семинара «Совершенствование учебно-воспитательного...
План научно-практического семинара Совершенствование учебно-воспитательного процесса
Учебно-воспитательного процесса iconАнализ работы отдела методической работы управления образования администрации...
«Пути совершенствования организации образовательно-воспитательного процесса в условиях реализации национальной образовательной инициативы...
Учебно-воспитательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: повышение квалификации и профессионального мастерства, совершенствование учебно-воспитательного процесса, активизация учебно-познавательной...
Учебно-воспитательного процесса iconОбеспечение учебно-воспитательного процесса на 2004-2005 учебный год № п/п
Методическое и программное обеспечение учебно-воспитательного процесса на 2004-2005 учебный год
Учебно-воспитательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа мо была направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства, совершенствование учебно-воспитательного...
Учебно-воспитательного процесса iconПовышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
В. П. Тихонова» в 2007/2008 учебном году работает над темой: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
Учебно-воспитательного процесса iconОсновными видами оценки качества учебно-воспитательного процесса...
На основе реального состояния образовательного процесса выявить существующие проблемы, определить пути их положительного решения
Учебно-воспитательного процесса iconРеферат «Учебно-материальная база для обучения учащихся по курсу «Основы военной службы»
Роль и значение учебно-материальной базы в осуществлении учебно-воспитательного процесса по курсу овс… … … … … … 3
Учебно-воспитательного процесса iconАнализ работы в 2012-2013 учебном год
Внутришкольный контроль был спланирован по принципу гласности и открытости. Вопрос систематического контроля учебно-воспитательного...
Учебно-воспитательного процесса iconТема. Материально методическое обеспечение основной компонент учебно-воспитательного...
Информационный учебный материал по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебно-воспитательного процесса iconО проведении открытых уроков
Целью открытого урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности...
Учебно-воспитательного процесса iconГодовой план работы школьной библиотеки на 2013-2014 учебный год....
Методическая задача: «Повысить степень обученности учащихся и сохранить здоровье участников образовательного процесса»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск