Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс





Скачать 173.67 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс
Дата публикации08.07.2014
Размер173.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2013г.


«Принято»

Педагогическим советом
Протокол №_____________ от
«__»____________2013г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ СОШ №95г.Н-Тагил

Е.В.Репина /______________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету

изобразительное искусство

5 класс
составитель: Бакшаева Надежда Анатольевна,

высшая квалификационная категория

2013 - 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Актуальность разработки курса по предмету
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.
2.Особенности программного материала
Предлагаемая рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ, Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Выбор обусловлен культурологической направленностью базовой программы, обеспечивающей преемственность предмета изобразительное искусство и предмета мировая художественная культура

Принцип построения курса: 1-ый принцип - программа разработана как целостная система введения в художественную культуру, предусматривающая триаду художественной деятельности как системообразующую основу.

2-ой принцип - «от жизни через искусство к жизни».

3-ий принцип - целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

4-ый принцип - единства восприятия и созидания.

5-ый принцип - проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта.

6-ой принцип - развитие художественно-абстрактного мышления.
3. Роль и место дисциплины
Курс изобразительного искусства входит в число дисциплин, включенных в ФК базисного учебного плана. Изучение данного курса тесно связано с таким дисциплинами, как история, технология, музыка, литература, мировая художественная культура, информатика.
4.Адресат
Программа адресована для учащихся 5-ых общеобразовательных классов. Курс рекомендован учащимся базового уровня подготовки по изобразительному искусству.
5. Соответствие Государственному образовательному стандарту
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству.
6. Требования к результату образования обучающихся.

Воспитательные возможности курса
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о социальной роли и специфике образного языка народного искусства; понимает, что именно деятельность украшения породила этот вид искусства и сутью его является организация человеческих отношений.
7. Целевая установка
Целью прохождения настоящего курса является изучение группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства; освоение современных форм бытования народного искусства – традиционных народных художественных промыслов России; приобщение детей к классическому декоративному искусству; знакомство с современным декоративно-прикладным искусством. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции.
8. Структура программы
Представлена в таблице.
9. Формы организации учебного процесса.

10.Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы

обучаемых
Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

- введения в тему занятия;

-восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

- созидательной творческой практической деятельности ученика по той же теме;

- обобщения и обсуждения итогов урока.

Программа 5-го класса предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Применяются 2 формы коллективных работ: работа по группам, и индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый учащийся выполняет часть для общего панно или постройки.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
11. Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговых творческих заданий после изучения каждой темы.
12. Объем и сроки изучения
Данная программа изучается в объёме 35 часов в год в 5 А.Б.В, 1 час в неделю, как по базисному плану, так и по учебному плану ОУ. В 5Г-34 часа в год.
13. Требования Государственного стандарта к уровню подготовки выпускников по изобразительному искусству в 5-ом классе
В результате изучения изобразительного искусства в 5-ом классе учащийся должен:

знать/понимать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства;

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

уметь:

- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий;

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён;

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства;

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора;

использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни.
14. Планируемый результат освоения программного материала

обучающимися, согласно требованиям ГОС


Требования к познавательному, деятельностному, ценностному развитию учащихся

Содержательные

линии



Формируемые компетенции (ЗУНы, освоенные способы деятельности, самоуправляемость, субъектность)


Педагогические условия и средства реализации стандарта

Предметно-информационная составляющая

Деятельностно-коммуникативная составляющая

Ценностно-оринтационная составляющая

Художественная

культура


1.Иметь представления об истории становления

художественной культуры

Среднего Урала во взаимодействии с процессами ее развития в стране, мире;

2.3нать основных деятелей

художественной культуры

Среднего Урала и их произведения

3.Знать способы выражения

эстетических представлений различных этнических и

социальных групп в различных видах искусства региона.


1.Уметь представлять в различных формах

художественное творчество деятелей Среднего Урала;

2.Уметь соотносить достижения художественной культуры региона с тенденциям ее развития в стране и мире;

З.Самостоятельно реализовывать потребности в постоянном эстетическом развитии в процессе изучения художественной культуры Среднего Урала;

4.Уметь использовать в

саморазвитии ценности, утверждаемые художественной культурой региона.


Отношение к себе:

1.Уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в

учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления индивидуальности;

2.Понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;

3.Принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;

4.Ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;

Отношение к другим:

1.Умелое самоопределение в отношениях с родителями, педагогами и сверстниками в период взросления в подростковом возрасте;

2.Понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;

3.Понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности;

4.Осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;

Отношение к учебной деятельности:

1. Понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации;

2. Понимание личной

ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;

3.Осознание ценности получаемых школьных знаний для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах;

4.Понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их

дальнейшего развития.

Отношение к миру (целостность территориального и историческою пространства региона):

1.Любовь к малой Родине, месту жительства, переживание ответственности за происходящее в социально- территориальном пространстве процессы; 3.Понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного пространства региона и чувство ответственности за его будущее;



Педагогические условия: урочная, внеурочная деятельность.

Педагогические средства: использование диалогического метода, создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов, показ противоречивости фактов, явлений, привлечение исторического материала для поисков решения проблемы.

Использование традиционного обучения параллельно с развивающим. Например: коллективный способ обучения (КСО), деловые игры, дидактические игры, организация самостоятельной работы учащихся, групповые формы обучения и др.


Социально-экономическая и

правовая культура


2.3нать историю Урала,

особенности его социально-политического и экономического развития;


3.Проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;

4.Уметь сочетать личные интересы с потребностями конкретного муниципального образования, региона, страны.


Культура здоровья и

охраны жизнедеятельности


1.Знать общие и специфические для Урала методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья;

2.Иметь обоснованные

представления о возможностях собственного здоровья и способах его укрепления с учетом возрастных особенностей;

З.Знать особенности полового созревания в подростковом возрасте и умело их использовать для укрепления психофизического и социального здоровья;

7.Иметь представления о нормах, обеспечивающих сохранение и укрепление своего социального здоровья;

8. Иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека.

1.Постоянно использовать традиционные для всех регионов, а также специфические для Урала методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни;

3.Уметь регулировать психофизическое и социальное здоровье с учетом возрастных особенностей;

4.Владеть основными методами разрешения и предотвращения

конфликтных ситуаций;


Экологическая культура


1. Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

2.3нать (растительный и животный мир Среднего Урала,

3.Ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;


Информационная

культура


1.Знать основные источники получения информации о социокультурном развитии Свердловской области и конкретного муниципально го образования;

2.3нать методы отбора достоверной информации необходимой для решения практических задач;

З.Знать основные источники информации, обеспечивающие самообразование, саморазвитие подростка.


1.Уметь использовать различные источники получения сведений о социокультурном развитии Свердловской области и конкретного муниципального образования;

3.Уметь использовать различные источники информации для, повышения эффективности образования и самообразования;

Родной язык


I. Знать нормы культуры речи в родном языке.

1. Уметь выразить свою мысль на родном языке осмысленно, грамматически нормативно;




15. Реализуемый УМК (программы, учебники)


Название программы

Учебники


Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы/ программа с краткими методическими рекомендациями, - М.: «Просвещение», 2009.



Горяева Н.А. и др. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /учебник для учащихся 5-ых классов. – М.: «Просвещение», 2007.



16. Содержание программы

Учебно-тематический план

по изобразительному искусству в 5-ом классе


п/п

Наименование разделов и тем


Количество часов

Формы и типы контроля

всего

лекции

практика

1.

Древние корни народного искусства

9

1

8

Творческие работы

2.

Связь времён в народном искусстве

7

1

6

Творческие работы

3.

Декор – человек, общество, время

10

1

9

Творческие работы

4.

Декоративное искусство в современном мире

8

1

7

Творческие работы




Всего

34

4

30





17. Реализация регионального содержания


Формы реализации

Условия реализации

(необходимые методические комплекты: пособия, рабочие тетради, видео, аудиозаписи и т. п.)

Раздел

Тема ФК


Темы НРК

Организационная форма (урок, за счёт 10-15% урока)

1. Древние корни народного искусства

Декор русской избы

Этнокультурные памятники своего населённого пункта

урок

Виртуальная экскурсия в избу

Внутренний мир русской избы

Этнокультурные памятники региона

10-15% урока

Посещение школьного музея

Конструкция и декор предметов народного быта

Ремёсла и промыслы на Среднем Урале

10-15% урока

Посещение школьного музея

Народный праздничный костюм

Этнокультурные памятники региона

10-15% урока

Фрагмент фильма «Каменный цветок»

Народные праздничные обряды

Нравственно-этические и эстетические нормы уральской культуры

10-15% урока

Фрагмент видеофильма «Праздники на Урале»

2. Связь времён в народном искусстве

Искусство Жостова и Н.Тагила

Ремёсла и промыслы на Среднем Урале

10-15% урока


Уральские подносы

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Основные виды декоративно-прикладного творчества на Урале: прошлое и современность

10-15% урока

Фрагмент видеофильма «Декоративно-прикладное искусство»

3. Декор – человек, общество, время

Зачем людям украшения

Специфика развития декоративно-прикладного искусства на Урале

10-15% урока

Ювелирные украшения из уральских камней,


О чём рассказывают гербы и эмблемы (рисунок герба)

Основные виды декоративно-прикладного творчества на Урале: прошлое и современность

10-15% урока

Репродукции с изображениями гербов Свердловской области

О чём рассказывают гербы и эмблемы (рисунок эмблемы)

10-15% урока

Репродукции с изображениями эмблем Свердловской области

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества

10-15% урока

Фрагмент видеофильма «Декоративно-прикладное искусство»

4. Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

Тенденции развития художественной культуры на Урале

10-15% урока

Посещение ежегодной школьной детской выставки ДПИ

Ты сам – мастер ДПИ

Роль личности в развитии художественной культуры Урала

10-15% урока

Фрагмент DVD-фильма «Областной конкурс детских и юношеских театров моды»


18. Примерный перечень дидактического и учебно-методического сопровождения


Название программы

Методические пособия

Дидактические материалы


Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы/ программа с краткими методическими рекомендациями, - М.: «Просвещение», 2009.



Горяева Н.А. Методика проведения уроков изобразительного искусства в 5 классе, - М.: «Просвещение», 2005.
Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский, - М.: «Просвещение», 2007.- (Библиотека учителя).



Видеофильмы: 1.«Декоративно-прикладное искусство»;

2. «Каменный цветок»;

3. «Народные промыслы на Урале»

Таблицы:

«Виды декоративно-прикладного искусства».

Наглядные пособия:

1. Предметы домашнего быта наших предков;

2. Дымковская барыня;

3. Деревянная посуда с хохломской росписью;

4. Уральские подносы

Мультимедийные презентации

1.Крестьянская изба

2.Русский костюм

3.Хохлома


19. Организация выполнения программы

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд.

Организация выполнения программы предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспече­ния учебного процесса. В частности: в 5 классах дидактико-технологическое осна­щение включает телевизор, DVD-плеер, видеомагнитофон, DVD-фильмы и видеофильмы, рассказывающие о видах декоративно-прикладного искусства и современном искусстве, мультимедийные сопровождения объяснения материала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 6 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 6 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс...
Учебник: «Изобразительное искусство. Ты изображаешь,украшаешь и строишь»Л. А. Неменская под редакцией Б. М. Неменского М. Просвещение...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы....
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconИскусство (изобразительное искусство) по программе В. С. Кузина. 1 класс
Рабочая программа по предмету «Изобразительному искусству» в 1 классе разработана в соответствии
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по предмету «изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс (1 час в неделю)
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в1 классе...
Учебника «Изобразительное искусство» В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. М.: Дрофа, 2010 г
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству 3а класс
«Изобразительное искусство. 1 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск