Скачать 97.85 Kb.
|
Павленко В.С. Учитель технологии МБОУ «Гора – Подольская СОШ» g_podol@mail.ru МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «КВИЛЛИНГ» ТЕМА: «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА. ОСНОВЫ, ПРАВИЛА, ПРИЕМЫ» Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи: • Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга. • Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе. Методическое оснащение занятия: • Образцы работ в данной технике; • выставка иллюстраций и книг; Инструменты и материалы: двусторонняя цветная бумага, канцелярский нож, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщиплённым концом, клей ПВА, салфетки, резиновые коврики, на которых можно резать. Методы обучения: интерактивный(рассказ, показ, беседа, практическое выполнение); исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества). Форма организации занятия: Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка). Словарная работа: • Квиллинг; • бумагокручение; • бумажная филигрань; • бумажное кружево. План занятия. 1.Организационный этап (3–5мин.) 2.Основной этап (10мин.) 3.Контрольный этап (30мин.) 4.Итоговый этап (5мин.) 5.Рефлексивный этап (5мин.) Ход занятия. 1.Организационный этап. Задача: подготовка участников занятия к работе на занятии. Содержание: организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм; приветствие. Сообщение темы урока: Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг. 2.Основной этап. Задача: освоение новых знаний и способов действий (участники знакомятся с историей возникновения искусства "квиллинг”). Содержание: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение практических заданий, которые выполняются самостоятельно участниками мастер – класса. История квиллинга На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку. Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму. Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения: Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением. Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы. Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш. 3.Контрольный этап. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями, навыками; их коррекция. Содержание: применение устного опроса, выполнение творческого поискового задания. Необходимо провести с обучающимися инструктаж по технике безопасности; рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике квиллинга. Инструктаж по технике безопасности: Правила работы с ножницами: -храните ножницы в определённом месте ; кладите их в сложенном виде. Техника квиллинга. На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга (Приложение 1), но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга. Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся (Приложение 2). Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно. Текущий инструктаж педагога (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы) • Проверка организации рабочих мест учащихся; • Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания; • Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся. Физкультминутка. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит. Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине. Этот – указательный, пальчик замечательный. Этот пальчик – вот какой, называется большой. 4.Итоговый этап. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении задания, правильном использовании материалов для выполнения базовых элементов, наметить перспективу последующей работы. Содержание: после выполнения заданий организовать выставку работ и их коллективное обсуждение. 5.Рефлексивный этап. Задача: мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы. Содержание: вместе с участниками занятия просмотреть выполненные задания с использованием выразительных возможностей. Активизировать ответы участников после выполнения практической творческой работы. Заключительное слово учителя. Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение? Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни. ЛИТЕРАТУРА.
Приложение №1 Инструкционная карта. Варианты форм квиллинга Оборудование: полоски бумаги шириной 3-5 мм, клей, зубочистка, трафарет с окружностями Скрутите ленту и, прежде чем приклеить, дайте ей распустится. Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли. Сделайте каплю и загните ее уголок. Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза. Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны. Сделайте свободную спираль, сожмите ее в трех местах, чтобы получился треугольник. Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг к другу - получится стрелка. Сделайте свободную спираль, сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной. Сделайте свободную спираль, сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца. Закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте кончик ленты, затем снимите заготовку с иглы. Сделайте свободную спираль, сожмите треугольник. Загните два угла в направлении третьего и сильно прижмите. Сделайте свободную спираль, зажмите 5 уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда. |
Методическая разработка конспекта – занятия по декоративно-прикладному... Постоянный состав группы – 1 человек, имеющие инвалидность, хронические заболевания, задержку психического развития | Конспект урока. Тема. Башкирская красавица. Бумажная пластика Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма | ||
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении... Тема: «Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе модифицированной... Рабочая программа составлена на основе модифицированной программы дополнительного образования детей научно-технической направленности... | ||
Расписание внеурочной деятельности в 5-х классах. 5 а 5 б 5 в Понедельник... | Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования» Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования» | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Создание экологических условий для комнатных растений кабинета биологии Методическая разработка занятия кружка «Юный исследователь природы» для учащихся 5 – 9 классов по теме | ||
Методическая разработка итогового занятия по предмету: «Основы религиозных... | Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Фгоу спо «Орехово-Зуевский государственный профессионально-педагогический колледж» | ||
Методическая разработка занятия Тема: Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли Цель занятия: углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в | Методическая разработка занятия обж по теме «спид и его профилактика» Учебник: Основы Безопасности жизнедеятельности для учащихся 9 класса под редакцией Смирнов А. Т | ||
Учебно-методического комплекса предмета Комплект «Тема» Технокарта (или план урока, или методическая разработка) по теме занятия | Методическая разработка по дисциплине «Стратегический менеджмент»... Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1... | ||
Тематическое планирование и схематика занятий кружка «Геометрика» 1 4 классы Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... |