Скачать 81.9 Kb.
|
ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ Л.А. Шурышкина МБОУ СОШ № 19 В статье дано понятие «культуры речи» как языкового компонента, приведены сведения из истории возникновения данного термина, а также представлены результаты исследования современной речевой культуры старшеклассников МБОУ СОШ № 19 г. Новочеркасска. Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. По существу, речь человека – лакмусовая бумажка его общей культуры, а владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности личности. В последнее время ведутся дискуссии, свидетельствующие о возрастающем интересе к языку, в частности, к культуре речи, являющейся звеном современного научного мировоззрения. Что же следует понимать под понятием «культура речи»? Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словообразования и др.), во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания (здесь назначение культуры речи смыкается с задачами стилистики). Мысль о разграничении двух сторон рассматриваемого понятия принадлежит в отечественном языкознании известному учёному Г.О.Винокуру. «Понятие культуры речи, – отмечал он, –можно толковать в двояком смысле, в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или же также речь умелую, искусную»(1). Иными словами, культура речи предполагает не только правильное, но и уместное использование языковых средств в определённой речевой ситуации. Эту мысль подтверждает известный современный лингвист Е.Н.Ширяев. По его словам, «культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых форм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач»(2). Таким образом, культура речи – область языкознания, предметом которой является нормативная и целесообразная речь в единстве речепорождения (говорения), коммуникативности (общения) и рецепции (восприятия). Обратимся к истории возникновения понятия «культура речи». В России задолго до революции нормативная стилистика развивалась под античным, немецким, французским влиянием, в дальнейшем нашедшая отражение в «Грамматиках» М.В.Ломоносова. Но наиболее развёрнутым пособием по данной теме можно считать работу В.И.Чернышёва «Правильность и чистота русской речи», появившуюся в 1911 году. Понятие «культура речи» и близкое к ней понятие «культура языка» возникают лишь в 20-е годы XX века в связи с новой культурно-языковой ситуацией. Произошло изменение сфер общения, резко снизился уровень речевой культуры общества в целом. Все эти процессы стали предметом внимания учёных. Появляются труды, направленные на повышение грамотности народа. В 1929 году выходит книга Г.О.Винокура «Культура языка», в 30-е годы о «культуре русского языка» писал С.П.Обнорский. Цель данных работ – изучение факторов, ведущих к разрушению норм литературного языка. Обычным термин «культура речи» становится после Великой Отечественной войны: в 1948 году выходит книга Е.С.Истриной «Нормы русского литературного языка и культура речи», в 1952 году создаётся сектор культуры речи Института русского языка АН СССР, возглавляемый С.И.Ожеговым, под редакцией которого с 1955 по 1968г.г. выходят сборники «Вопросы культуры речи». Этому понятию посвящены теоретические работы 60-х годов В.В.Виноградова, А.М.Пешковского;60 – 70-х г.г. Д.Э.Розенталя и Л.И.Скворцова. В это же время появляются попытки отграничить его от термина «культура языка». Интерес к вопросам культуры речи в науке увеличивается после изменения языковой ситуации в конце 80-х годов. Среди наиболее известных научных работ о состоянии культуры общества на рубеже XX – XXI веков можно отметить монографию «Русский язык конца XX столетия»(1996), работы В.Г.Костомарова «Языковой вкус эпохи»(1994), О.А.Лаптевой «Живая русская речь с телеэкрана»(2000). В настоящее время под «культурой речи» подразумевается не только теоретическая дисциплина, но определённая языковая политика, пропагандирующая языковые нормы: в ней решающую роль играют лингвисты, педагоги, писатели, «широкие круги общественности».(5) Следует отметить, что после 2000 года в большинстве российских школ появился предмет «культура общения», который изучает как культуру речи, так и смежные, внеязыковые аспекты общения. Современная школа не может остаться в стороне от обсуждения данной темы, поскольку говорят наши современники далеко не безупречно, с ошибками, порождаемыми в том числе общим безразличием к многочисленным фактам искажения норм языка, угрожающим самому существованию грамотной речи. Возникает резонный вопрос: как с этим бороться? На мой взгляд, потенциал – в будущем поколении, в нынешних выпускниках, которые способны изменить ситуацию. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые учителями русского языка и литературы нашей школы среди обучающихся 10-х – 11-х классов. Цель данного эксперимента – выявить отношение старшеклассников к состоянию речевой культуры в обществе. На первом этапе выпускники должны были в письменной форме осветить своё видение проблемы. Примечательно, что все отметили актуальность данного вопроса и выразили своё заинтересованность состоянием речевой культуры в обществе. В частности, они подчёркивали негативное влияние среды на формирование языковой культуры сверстников. Самым обсуждаемым вопросом явился так называемый «молодёжный сленг». Выпускники анализировали способы образования современных «словечек», среди которых были выделены: 1) иноязычные заимствования (birsday – бёздик), 2)усечение (шиза – шизофрения), 3)метафорику(обезьянник – скамейка в полиции для задержания), 4)полисемию(кинуть – 1. не сдержать обещание, 2.смошенничать, 3.украсть что-то), заимствование блатных арготизмов (клёво – хорошо). ( Торба Ю.,11 «А»). В работах прослеживается мысль, что овладение речевыми нормами является показателем общекультурного уровня человека. По мнению некоторых старшеклассников, «в речи существует некий дресс-код, характерный для разных групп и слоёв общества». Далее цитирую: «Личность активна, и, помимо того, что она осуществляет выбор самого окружения, она постоянно производит отбор и языковых средств. А сделанный ею выбор оказывает влияние на её собственное формирование: как мы говорим, такими себя и творим». В заключение – информация к размышлению: «Слова, которые мы произносим, не просто улетают к адресату. Они оставляют след и в нас, откладываются в нашем сознании. Поэтому, может, стоит более придирчиво относиться к лексическому багажу, имеющемуся в личном запасе?» (Лихачева Т.,11 «А»). Учащиеся в работах делились своими мыслями по данной проблеме, в качестве доказательств приводили примеры из художественной и публицистической литературы. Таким образом, анализ письменных работ показал, что старших школьников волнует низкий уровень речевой культуры в современном обществе и предлагаемая для размышления тема заставила их по-новому оценить свою речь и речь сверстников. Вторым этапом исследования явилось анкетирование обучающихся 10-11 классов, в котором приняли участие 61 человек в возрасте 16-17 лет. Респондентам предлагалось ответить на 20 пунктов анкеты. (Приложение №1.) Тематика касалась разных аспектов проблемы культуры речи: - состояния речевой культуры в обществе; - речевой культуры государственных деятелей и политиков; - речи представителей СМИ; - отношения к нарушению речевых норм; - самооценки собственной речи; - употребления в речи ненормативной лексики; - частотности работы со словарями и справочной литературой; - прогнозов на будущее. Результаты анкетирования выявили, что 70% опрошенных обращают внимание на состояние речевой культуры в обществе, из них положительно оценивают речевую культуру в стране 39%, отрицательно – 61%. Примечательно, что респондентов не настораживает обилие иностранных слов в устных выступлениях и СМИ (53% считают это допустимым), против употребления жаргонизмов и молодёжного сленга высказалось всего 57% уч-ся. Однако в оценке использования ненормативной лексики информанты более единодушны: отрицательно оценивают данное явление 75%. Продолжая анализировать негативную направленность полученной статистики, следует отметить отрицательную реакцию респондентов относительно нарушения речевых норм: – нарушения ударений в словах – 57%; – нарушения норм произношения – 74%; – нарушения норм речевого этикета – 56%. К сожалению, не замечают нарушение стилистических норм (замену литературных слов и выражений на просторечную, жаргонную лексику) 66% анкетируемых. На вопрос «От кого зависит нарушение норм культуры речи» большинство опрошенных (67%) отмечают, что это зависит от ситуации, лично от него – 25%, от собеседника – 8%. При оценке культуры речи государственных деятелей и политиков большинство (52%) отметили средний уровень, 19% – низкий, лишь 18% указали на высокий уровень их речевой культуры, 10% затруднились ответить. Отрадно, что современные школьники владеют ситуацией, связанной с образованностью людей, стоящих у руля власти. В последнее время даже не искушённые тонкостями языковедческой науки люди замечают ошибки, допускаемые политиками, видными общественными деятелями, «звёздами» экрана. Большинство респондентов (58%) отмечают влияние СМИ на развитие общества в целом. Лишь 23% учеников считают речь представителей СМИ образцовой, 77% замечали нарушения норм речи со стороны представителей средств массовой информации. Показательно, что 84% опрошенных высказалось за необходимость теле- и радиопередач по культуре речи. Человек живёт в социуме и, следовательно, должен уметь общаться. 89% старшеклассников обращают внимание на уровень культуры людей, окружающих их, лишь 11% относятся к этому равнодушно. 92% респондентов отмечают, что им встречались люди, чья речь доставляла им удовольствие. Тем более удивительно, что сами они иногда (75%!) употребляют бранные слова и 41%(!) отвечают тем же, и лишь 59% информантов считают употребление ненормативной лексики в свой адрес оскорблением. Однако обнадёживает тот факт, что 70% не считают ненормативную лексику национальной чертой. За запрет на употребление ненормативной лексики выступает 48% школьников, 52% считает, что такой закон не нужен. Что касается собственной самооценки, то в среднем по данным критериям обучающиеся III ступени оценивают себя на оценку «хорошо», причём одиннадцатиклассники более объективны: свой уровень грамотности они оценивают 50% на «3» и 50% на «4-5», десятиклассники – 30% и 70% соответственно. В письменных работах выпускники отмечали ведущую роль школы в формировании речевой культуры обучающихся. В анкетах эта мысль нашла подтверждение: 75% учеников считает, что школа даёт необходимые знания по русскому языку и культуре речи. 69% опрошенных выступают за введение курса по культуре речи на неязыковых специальностях вузов. Это свидетельствует о том, что подрастающее поколение хочет быть грамотным. 70% респондентов высказывается за языковое тестирование при приёме на работу в государственные учреждения. И это тоже радует. Но тем не менее парадоксален тот факт, что 74% анкетируемых считает, что в ближайшие 5 лет уровень речевой культуры общества будет понижаться, и только 26% настроены оптимистически. Результаты анкетирования наглядно демонстрируют озабоченность подрастающего поколения культурно-речевой ситуацией в стране: им не безразлично состояние, в котором находится наше общество. Современная наука нацелена на то, чтобы лингвистическая экология сочеталась с экологией литературной. Думаю, каждый подписался бы сейчас под бессмертными словами И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Сохранение ценностей, которые основываются на языковой традиции, – одна из задач учения о культуре речи. Традиция – это то, что вышло из прошлого, живёт и продолжает жить сейчас. Бесспорно, меняется жизнь – меняется и язык. Но важно не потерять ориентиры в этом многополярном мире. И нужно помнить, что школа – это основной канал сознательного коллективного воздействия на речевую практику. И дети это понимают, ведь именно в стенах школы исправляются и шлифуются языковые навыки, именно здесь формируется правильная литературная речь. И задача каждого учителя, педагога, наставника – работать над совершенствованием собственной речевой культуры, стремиться сделать речь образцовой для своих воспитанников. Литература
|
Тема «Япония» Подготовила: Ажигатова Шахеризада Уагаповна учитель... Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Программа "Русский язык и культура речи" для учащихся 9 классов Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Лондон»; развивать навыки чтения; развивать навыки диалогической речи; развивать навыки монологической речи; развивать познавательный... | Храппо H Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
IV. Ответьте на вопросы Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Образец «утверждаю» Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Введение Музыкальное оформление Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Александр Мещеряков об особенностях японского Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Неделя математики "В мире оригами". 5–6-е классы Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Г. Новосибирск 13-14 апреля 2012 г. Информационное письмо №1 Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Информационный бюллетень 11-13 марта 2013 года Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Этические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые... | ||
Программа дисциплины «Религия и культура» для направления 030700. 62 Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
План лекций по морфологии для студентов 1 курса медико-биологического факультета Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Тема биология наука о живой природе основные термины и понятия темы Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... |