Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В





Скачать 171.17 Kb.
НазваниеКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
Дата публикации17.07.2014
Размер171.17 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
ГБОУ СОШ № 358

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №358

__________ / Артюхина Е.А.

30 августа 2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

развивающего цикла

Протокол № 1 от 29 августа 2013 г.

Руководитель МО

________ /Новикова Н.Г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_________ /Шуваева Ю.В.

29 августа 2013 г.



Рабочая программа по изобразительному искусству

5а класс

учителя изобразительного искусства
Решетовой Марины Викторовны

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы

основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов.

Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительноеискусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2008.).

Программа рассчитана на 35 ч. год (1 час в неделю). Программой предусмотрено

проведение: практических работ - 32; бесед – 2, тренировочных упражнений - 1.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке.. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами

художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

 способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств:

изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

 способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

 воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

 ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Рабочая программа содержит в себе 4 раздела: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» и «Тренировочные упражнения».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 5 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению ,по памяти -живопись рисунок)- 17 часов 2. Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 10 часов

3. Наблюдение за видимым миром (беседа о перспективе,о творчестве художников) – 8 час

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.

В пятом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Требования к уровню усвоения учебного предмета

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. В результате изучения изобразительного искусства ученик 5и 6 класса к концу учебного года должен знать/понимать

- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства

- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о

художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);

- особенности симметричной и асимметричной композиции;

- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного

промысла (Хохлома, Скопин и пр.)

- особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;

- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;

- художественная жизнь родного края. Тематическое планирование уроков:

п/п

Тема урока

Основные элементы содержания

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные

Планируемые сроки / дата проведения

1

Рисование с натуры цветов(бархатцев)

Беседа.

Практическая работа

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции предметов и их пространственное расположение

04.09

2

Рисование с натуры цветов(бархатцев)

Беседа.

Практическая работа

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции предметов и их пространственное расположение

11.09

3

Рисование с натуры ветки дерева или кустарника

Беседа.

Практическая работа

Развитие композиционных навыков

18.09

4

Рисование с натуры,по памяти и по представлению животных"Мой друг"(собака или кошка)

Беседа.

Практическая работа

Навыки рисования

по памяти. Работа

над развитием зрительного представления,

наблюдательности

к повадкам животных

25.09

5

Декоративное рисование.Оформление ткани-осенние мотивы

Беседа.

Практическая работа

Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех,

Городец, Хохлома, и др.)

02.10

6

Графический рисунок"Фантастический цветок"

Беседа.

Практическая работа




09.10

7

Графический рисунок"Фантастический цветок"







16.10

8

Рисование с натуры полураскрытой книги во фронтальной и угловой перспективе

Беседа.

Практическая работа

Уметь правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы

23.10

9

Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел

Беседа.

Практическая работа

Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел

30.10

10

БеседаИзображение в произведениях художников детей.







13.11

11

Графический рисунок тушью "Рыбки в подводном мире"

Беседа.

Практическая работа

Уметь:

– работать над развитием творческого

воображения, пространственного мышления;

– образно передать

задуманную композицию;

– наблюдать за окружающим миром

20.11

12

Графический рисунок тушью "Рыбки в подводном мире"

Беседа.

Практическая работа

Уметь:

– работать над развитием творческого

воображения, пространственного мышления;

– образно передать

задуманную композицию;

– наблюдать за окружающим миром

27.11
















13

декоративное рисование.Эскизы карнавальных костюмов,масок,шапочек и другого к новому году

Беседа.

Практическая работа

Уметь правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы

04.12

14

декоративное рисование.Эскизы карнавальных костюмов,масок,шапочек и другого к новому году

Беседа.

Практическая работа




11.12

15

Тематическое рисование:"новый год"

Беседа.

Практическая работа

Уметь передавать

динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги

18.12

16

Тематическое рисование:"новый год"

Беседа.

Практическая работа

Уметь передавать

динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги

25.12

17

Беседа:Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства.







15.01

18

Рисование лошади по памяти и по представлению

Беседа.

Практическая работа

Уметь анализировать особенности конструктивно-анатомического строения животных

22.01

19

Рисование с натуры фигуры человека(наброски)

Беседа.

Практическая работа

Знать пропорции фигуры.

Уметь их анализировать

– пропорции фигуры человека;

– характерное соотношение частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы

29.01

20

Иллюстрирование отрывка из поэмы А.С.Пушкина"Руслан и Людмила"-…у лукоморья дуб зеленый…

Беседа.

Практическая работа

Работа над развитием

творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке

05.02

21

Иллюстрирование отрывка из поэмы А.С.Пушкина"Руслан и Людмила"-…у лукоморья дуб зеленый…

Беседа.

Практическая работа

Работа над развитием

творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке

12.02

22

Рисование лошади- в литературных произведениях

Беседа.

Практическая работа

Уметь использовать

в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки и литературного произведения

19.02

23

Сюжетное рисование на свободную тему

Беседа.

Практическая работа

Уметь:

– работать над развитием творческого

воображения, пространственного мышления;

– образно передать

задуманную композицию;

– наблюдать за окружающим миром

26.02
















24

Декоративное рисование"Подарок на 8марта"

Беседа.

Практическая работа

Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех,

Городец, Хохлома, Гжель)

05.03

25

Тематическое рисование"Весна пришла"

Беседа.

Практическая работа

Элементарные основы живописи. Основы

воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете

12.03

26

Рисование с натуры,по памяти и по представлению игрушек:планетоходов,ракет,спутников.

Беседа.

Практическая работа

Совершенствование навыков линейного рисунка

19.03
















27

Тематическое рисование"Полёт в космос"

Беседа.

Практическая работа

Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов.

Работа над развитием наблюдательности

к окружающему миру.

Воспитание любви

к родному краю

02.04

28

Тематическое рисование"Полёт в космос"

Беседа.

Практическая работа

Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов.

Работа над развитием наблюдательности

к окружающему миру.

Воспитание любви

к родному краю

09.04

29

Рисование с натуры натюрморта"Чучело птицы и одноцветный мяч"

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения

в творческой работе.

Работа над развитием чувства композиции

16.04

30

Рисование с натуры натюрморта"Чучело птицы и одноцветный мяч"

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения

в творческой работе.

Работа над развитием чувства композиции

23.04

31

Беседа:Великая Отечественная война в произведениях художников







30.04

32

Праздничный салют над городом

Беседа.

Практическая работа

Работа над развитием

эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства

07.04

33

Рисование с натуры- пленэр-одуванчиков и других цветов

Беседа.

Практическая работа

Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении

Уметь рисовать с натуры,

14.04

34-35

Рисование с натуры- пленэр-одуванчиков и других цветов

Беседа.

Практическая работа

Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении

Уметь рисовать с натуры,

21.04-28.04
















Состав УМК: 1.Кузин В.С.Изобразительное искусство Дрофа 2008

2.Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство .Основы живописи»

«Основы композиции», «Основы рисунка», «Краткий словарь» -

3. «Шедевры русской живописи» изд-во «Белый город» 2008

4. «Школа рисования натюрморта» изд-во Мир книги 2010

5. . «Школа рисования пейзажа» изд-во Мир книги 2010

6. «Вы можете писать животных акварелью»- Москва-Астрель-2004

7. «Как рисовать цветы акварелью» -Москва-Астрель-2004

8.Набор DVD видеостудия «Кварт» : Народное искусство, Русский народный костюм , Русская изба,Санкт-Петербург и пригороды,Иван Крамской. Выбор пути, Кудесник света.Архип Куинджи, Лабиринты судьбы Ореста Кипренского, Поиски и находки Алексея Венецианова, Исаак Левитан.Постижение любовью, Далёкое и близкое Ильи Репина.

9.Видеокасеты «уроки рисования –школа Игоря Шадхана»

10.СD-Пейзаж и портрет 11. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В., Искусство. Изобразительное искусство. Дрофа 2010

дополнительная литература для учителя

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение,2006

7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

8. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

9. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

3-е изд. М., 1998.

. М10ихайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

11. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

учебник. 3-е изд. М., 199

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconЛомов Е. В., Шорохов Е. В., Игнатьев С. Е., Коваленко П. Ю
«Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Кузин...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconРазработка электронного учебного пособия «Деловая и иллюстративная графика»
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconРазвитие самостоятельности в художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconФормирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconПреобразование цветных изображений по образцам Converting color image for sample
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconШиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб, 2003. С. 208-211 Эффект принадлежности цвета
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconФормирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск