1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины





Скачать 168.81 Kb.
Название1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины
Дата публикации06.07.2013
Размер168.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная геодезическая академия»

(ГОУ ВПО «СГГА»)


Кафедра гуманитарных наук

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_____________ В.А. Ащеулов
___________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

для направления подготовки дипломированного специалиста

120100 –

ГЕОДЕЗИЯ

специальность 120101 –

Прикладная геодезия

код квалификации –

65 (инженер)







Новосибирск 2010 г.

1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель и задачи дисциплины "Культурология"

формирование понимания культурного процесса в обществе:

- культурной преемственности эпох, поколений;

-прогрессивности культурного процесса;

-значимости народной и элитной культуры;

-отечественной культуры как составляющей мирового культурного процесса;

-значимости культуры;

-уважения к отечественной культуре как созидательной деятельности предыдущих поколений.
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студенты, изучившие дисциплину «Культурология» -

должны иметьпредставление:

- об исторической обусловленности современных преобразований в политике, экономике и культуре;

- о человеке как субъекте и объекте культуры;

- о роли России в мировом историческом процессе:

- о русском мире как культурной геополитической реальности;

должны знать:

- важнейшие события в историко-культурном развитии Отечества;

- выдающихся деятелей культуры России от Киевской Руси до современности;

должны уметь:

- анализировать и сопоставлять важнейшие культурные явления;

- давать аргументированную оценку социо-культурным событиям и личностям;

- формулировать и отстаивать свою точку зрения по вопросам отечественной культуры.
3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр





4

Общая трудоемкость дисциплины

82

82

Аудиторные занятия:

34

34

лекции

17

17

практические занятия (ПЗ)

17

17

Самостоятельная работа

48

48

Вид итогового контроля




зачёт


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

1.

Структура и состав современного культурологического знания.

2

2

2.

Методы культурологических исследований.

2




3.

Основные понятия культурологии.

3

3

4.

Типология культур.

2

2

5.

Культура и природа.

2

2

6.

Культура и общество.

2

2

7.

Культура и глобальные проблемы современности.

2

4

8.

Культура и личность.

2

2


1.Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

2.Методы культурологических исследований

3.Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры. Функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

4.Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

5. Культура и природа.

6.Культура и общество.

7.Культура и глобальные проблемы современности.

8. Культура и личность. Инкультурация и социализация.


5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

5.1.Планы практических занятий:

п/п

Номер раздела дисциплины

Тематика практических занятий

1

1

Структура и состав современного культурологического знания.

2

3

Основные понятия культурологии.

3

4

Типология культур.

4

5

Культура и природа.

5

6

Культура и общество.

6

7

Культура и глобальные проблемы современности.

7

8

Культура и личность.


5.2.Тематика практических занятий
Тема 1.Структура и состав современного культурологического знания.

  1. Понятие «культура», «религия», «наука».

  2. Роль религии в культуре.

  3. Секуляризация культуры. Светская и религиозная культура

  4. Проблемы духовной жизни в современной России.

Литература:

  1. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

  2. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (любое издание).

  3. Антология культурологической мысли. М., 1996.

  4. Введение в культурологию. М., 1996.

  5. ИльинИ.А. Основы христианкой культуры. Новосибирск, 1990.

  6. МарченкоЮ.Г., МамайИ.И. Культурология. Новосибирск, 1995.


Тема 2. Основные понятия культурологии.

  1. Понятие «нравственная культура», «этика», «мораль», «этикет».

  2. Ветхозаветный источник. Декалог Моисея.

  3. Новозаветный источник. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

  4. Принципиальные отличия новозаветной этики от ветхозаветной.

  5. Актуальное и историческое в христианской этике.

  6. Нравственная ситуация в современной России и её источники.

Литература:

  1. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

  2. БулгаковС.Н. Православие. М., 1991.

  3. Библия (любое синодальное издание).

  4. Бердяев Н.А. О рабстве и свободы человека // Бердяева Н.А. Соч., Т. 2. М., 1991.

  5. ВеберМ. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное. М., 1991.

  6. БулгаковС.Н. Церковь и культура// БулгаковС.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

  7. ШвейцерА. Культура и этика. М., 1973.

  8. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Л., 1990.


Тема 3. Типология культур.

  1. Понятие «традиция», «модернизация», «культурная революция», «унификация культуры».

  2. Виртуальная действительность, культура. Содержание, источники и цели её формирования.

  3. Проблемы возрождения культурной традиции в современной России.

Литература:

  1. Традиции и инновации в духовной жизни общества. М., 1990.

  2. МарченкоЮ.Г. Экология культуры // Марченко Ю.Г. Культ света. Новосибирск, 1990.

  3. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

  4. НиколаеваО. Современная культура и Православие. М., 1999.

  5. Воробьёвский Ю., Соболева Е. Пятый ангел вострубил. Масонство в современной России. М., 2002.

  6. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

  7. КругловаЛ.К. Основы культурологии. СПб., 1994.


Тема 4. Культура и природа.

  1. Понятие «внешняя среда», «внутренняя среда».

  2. Фундаментальные причины глобального экологического кризиса.

  3. Экология культуры. Язык в экологии культуры.

Литература:

  1. ЛихачёвД.С. Экология культуры // ЛихачёвД.С. Прошлое будущему. Л., 1985.

  2. ЛихачёвД.С. Заметки о русском. М., 1984.

  3. ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1986.

  4. ВернадскийВ.И. Несколько слов о ноосфере // ВернадскийВ.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

  5. МоисеевН.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

  6. Марченко Ю.Г., Мамай И.И. Культурология. Новосибирск, 1995.

  7. Христианство и экология. Сборник статей. СПб, 1997.


Тема5. Культура и общество.

  1. Культурная память.

  2. Понятие «информация». Информационные потоки.

  3. Созидание и разрушение культурной памяти.

  4. Стихийные и целенаправленные процессы.

  5. Информационная война. Психопрограммирование, психокодирование, NLP.

  6. Проблемы возрождения культурной памяти.

Литература:

  1. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

  2. СухановА.П. Информационная революция. Новосибирск, 1994.

  3. ШафаревичИ.Р. Четвертая власть // И.Р. Шафаревич. Есть ли будущее у России? М., 1990.

  4. ПетровМ.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

  5. Дичев Т. Зловещий заговор. М., 1994.

  6. Николаева О. Современная культура и Православие. М., 1999.

  7. Учебный курс по культурологии. М., 1997.


Тема 6. Культура и глобальные проблемы современности.

  1. Глобальные проблемы как предпосылки глобализации.

  2. Понятие «глобализация». Варианты глобализации.

  3. Глобализация как поиск общих оснований объединений усилий стран и народов для решений общих проблем человеческого существования.

  4. Глобализация как превращение локального (регионального) явления в мировое, универсальное.

  5. Глобализация как макроинструмент и макротехнология управления миром из одного центра (Novusordosectorum).

  6. Причины глобализации: военная, экологическая, демографическая,

ресурсная, духовно-культурная.

  1. Конструктивное и деструктивное в процессе глобализации.

  2. Проблемы национально-культурной идентичности и сохранение этнокультурного разнообразия мира.

Литература:

  1. Марченко Ю.Г. Культурология: теоретико-методологические и исторические проблемы: Учеб. Пособие. Новосибирск,2005.

  2. Кравченко А.И. Культурология. Учеб. Пособие для вузов. М.,2003.

  3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.,1999.

  4. Петров В.К., Селиванов А.И. Глобализация: альтернативные парадигмы// Российское общество ХХ века в контексте глобальной трансформации: социально-философский аспект (Материалы «Круглого стола»). М.,2002.

  5. Новый энциклопедический словарь. М.,2001.

  6. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.,2003.

  7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

  8. Шафаревич И.Р. Русский народ в битве цивилизаций. М.,2003.

  9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.,2009.


Тема 7. Культура и личность.

  1. Проблемы инкультурации и социализации.

  2. Общение.

  3. Смыслы общения: антропологический, социальный, религиозный, коммерческий.

  4. Принципиальные условия общения.

Литература:

  1. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

  2. ДавыдовЮ.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1991.

  3. Фромм Э. Искусство любви. М., 1991.

  4. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

  5. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

  6. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М., 1991.

  7. Введение в культурологию. Под редакцией Е.В. Попова. М., 1996.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1.Темы рефератов:

1. Культурно-исторические типы в истории человечества:

- теоретическое обоснование историко-культурного многообразия (по работам кого-либо из наиболее видных теоретиков культуры:Н.Я.Данилевского, П.А.Сорокина, А.Тойнби);

- анализ какого-либо конкретного типа культуры (по выбору).

2. Концепции цивилизации в теории культуры (по работам О.Шпенглера и А.Тойнби).

3. Проблемы и противоречия современной цивилизации.

4. «Массовая культура» как феномен культуры XX века.

5. Социально-культурные основы экономической деятельности:

- культура и экономика (теор. аспекты проблемы по работам М.Вебера, С.А.Булгакова);

- труд и нравственный идеал (по работам О.Платонова, М.Антонова, Ю.Бородая);

- Национальные модели хозяйственной деятельности и менеджмента (анализ опыта конкретной страны по выбору);

- деятели русской культуры об особенностях отечественной экономики.

6. Культура и религия:

- место и роль религии в системе культуры (теор. аспекты проблемы);

- влияние религии на формирование культурной специфики (по материалам отдельных культурных типов, по выбору).

7. Культурные аспекты проблемы взаимодействия природы и общества (по работам Н.Н.Моисеева, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского).

8. Проблема информации в современной культуре.

9. Современная культура и проблема будущего (по работам технократического или алармистического направлений, по выбору).

10. Национальная культура и национальное самосознание.

11. Русская культура в зеркале отечественной культурологии (по работам Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, П.Н.Милюкова, Д.С.Лихачева).



    1. Вопросы для подготовки к зачёту:

  1. Культура. Определить понятие.

  2. Структура культуры ( духовная культура; душевная культура; материальная культура).

  3. Назначение культуры.

  4. Культурный процесс, понятие, 2-3 примера культурного процесса.

  5. Национальная культура.

  6. Элитарная культура.

  7. « Массовая культура» (« масскульт»).

  8. Религия в системе культуры.

  9. Человек. Культурологическая «анатомия» человека (природа в человеке и их характеристика).

  10. Принципиальные отличия русской и западноевропейской культуры.

  11. Экологическая культура. Внешняя среда; внутренняя среда; ГЭК (глобальный экологический кризис) и его причины.

  12. Цивилизация.

  13. Культурные процессы в постсоветской России.


6.3 Рекомендуемая литература

а)основная

  1. Марченко Ю.Г. Культурология: теоретико-методологические и исторические проблемы: Учеб. Пособие. Новосибирск,2005.

  2. Марченко Ю.Г., Мамай И.И. Культурология. Новосибирск, 1995.

  3. Кравченко А.И. Культурология. Учеб. Пособие для вузов. М.,2003.

  4. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997

  5. Введение в культурологию. Под редакцией Е.В. Попова. М., 1996.

б)дополнительная

  1. Антология культурологической мысли. М., 1996.

  2. Введение в культурологию. М., 1996.

  3. Ильин И.А. Основы христианкой культуры. Новосибирск, 1990.

  4. Бердяев Н.А. О рабстве и свободы человека // Бердяева Н.А. Соч., Т. 2. М., 1991.

  5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное. М., 1991.

  6. Булгаков С.Н. Церковь и культура// Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

  7. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

  8. МарченкоЮ.Г. Экология культуры // Марченко Ю.Г. Культ света. Новосибирск, 1990.

  9. Марченко Ю.Г. Русская культура в ХХ веке: трансформация системообразующих оснований (процессы 1920-х и 1990-х годов, исторические аналоги и особенности). – Новосибирск,2006.

  10. ЛихачёвД.С. Экология культуры // ЛихачёвД.С. Прошлое будущему. Л., 1985.

  11. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. М., 1984.

  12. ВернадскийВ.И. Несколько слов о ноосфере // ВернадскийВ.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

  13. МоисеевН.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

  14. Христианство и экология. Сборник статей. Под редакцией Т. Горичевой. СПб, 1997.

  15. Фромм Э. Искусство любви. М., 1991.

  16. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

  17. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.,1999.

  18. Новый энциклопедический словарь. М.,2001.

  19. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.,2003.

  20. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

  21. Шафаревич И.Р. Русский народ в битве цивилизаций. М.,2003.

  22. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.,2009.

7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры.
Примерная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 120101 – Прикладная геодезия, утвержденным Минобразования России 17.03.2000 г.

Программу составили:
Марченко Юрий Григорьевич – профессор, доктор культурологии,

Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА).
Ракунов Валерий Алексеевич – доцент, кандидат исторических наук, Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА).
Программа согласована с кафедрой инженерной геодезии и информационных

систем




Зав. выпускающей кафедрой __________

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры гуманитарных наук.

Протокол № ____ от ____________ 2012г.

Заведующий кафедрой




доктор исторических наук

профессор М.Н.Колоткин

Программа одобрена учебно-методическим советом ИГиМ.

Протокол № ____ от ____________ 2012г.

Председатель Совета Середович С.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в...
Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения...
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Физико-химические методы исследования" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков...
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Методы оценки качества товаров" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков в области...
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров в таможенных целях" — формирование у студентов...
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистрантов (с учетом квалификационных требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины iconЦели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины iconЦели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск