1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Цели изучения дисциплины:
формирование у студентов криминологического мышления;
привитие научно-обоснованных взглядов на преступность, как негативного, исторически изменчивого, социального, массового явления, которое общество и государство должны сдерживать в определенных пределах для нормальных условий жизнедеятельности;
выработка у студентов умения глубоко анализировать проблемные вопросы «стратегии» воздействия на преступность в современных условиях;
подготовка студентов к самостоятельному, квалифицированному и компетентному решению профессиональных задач.
Задачи изучения дисциплины:
овладение студентами знаний об основных проблемах отечественной криминологии, ее предмете, методах изучения, исторических этапах развития;
формирование у студентов умения и навыков анализа и оценки данных о преступности, ее причинах и условиях, прогнозировании и планировании преступности и механизма индивидуального преступного поведения, организации планирования и осуществления профилактической деятельности;
воспитание у студентов чувства непримиримости к проявлениям преступности, решимости противостоять ей, отстаивать принципы социальной справедливости и законности.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать: предмет криминологии как науки, ее место в системе правового знания; понятия и термины, используемые в криминологии; основные детерминанты и причины преступности, меры предупреждение преступности и разрушающего воздействия на преступность; основные методы криминологических исследований; сущность и основные направления виктимологической профилактики; формы, содержание и результаты международного сотрудничества в части борьбы с преступностью; основную литературу по курсу.
| Студент должен уметь: прогнозировать тенденции преступности с учетом изменения обстановки в стране и мире; владеть основами криминологического мышления; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам сущности преступности и воздействия на нее; полученные знания при оценке текущих событий современной политической жизни страны и в мире применять на практике; работать с научной литературой по криминологии; вести дискуссию по проблемам изучаемого курса; подготовить научную работу, составить конспект по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.
| Студент должен иметь представление: о влиянии исторических событий на развитие отечественной и мировой криминологической теории и практики; о роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности; об изменениях в криминологических знаниях, которые произошли в РФ в последнее десятилетие; о специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода.
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); овладение навыками подготовки юридических документов (ПК-7); готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право (Общая часть), уголовное право (Особенная часть)
| Актуальные проблемы криминологии
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
| 1-6
| 6
| 2
| Модуль 1: «Общая часть криминологии»
|
|
| 1-2
| 2
|
| Лекция 1: «Понятие, система и задачи криминологии»
1. Понятие и значение криминологии.
2. Предмет криминологии.
3. Система криминологии и её задачи.
| М,
Д,
П,
ПБ
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
| 3-4
| 2
| 2
| Лекция 2: «Преступность и её основные характеристики»
1. Понятие преступности.
2. Основные показатели преступности.
3. Латентная преступность и способы её выявления.
4. Виктимологические аспекты преступности.
| М,
П,
Д,
Э
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
| 5-6
| 2
| 0
| Лекция 3: «Предупреждение преступности»
1. Понятие предупреждения преступности.
2. Характеристика системы предупреждения преступности. Контрольная работа по итогам освоения Модуля №1
| М,
ПБ,
П
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
| 7-14
| 8
| 0
| Модуль 2: «Особенная часть криминологии»
|
|
| 7-8
| 2
| 0
| Лекция 4: «Криминологическая характеристика насильственной преступности»
1. Понятие и общая характеристика насильственных преступлений.
2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников.
3. Детерминация насильственных преступлений.
4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений.
| М,
П,
ПБ,
Э
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 9-10
| 2
| 0
| Лекция 5: «Криминологическая характеристика корыстной преступности»
1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности.
2. Лица, совершающие корыстные преступления, их типология, особенности образа жизни и поведения.
3. Причины и условия корыстной преступности.
4. Основные направления предупреждения корыстной преступности.
| М,
П,
Э,
ПБ
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 11-12
| 2
| 0
| Лекция 6: «Криминологическая характеристика коррупционной преступности»
1. Понятие коррупции и коррупционной преступности.
2. Современное состояние коррупционной преступности.
3. Детерминация коррупционной преступности.
4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России.
| М,
О-И,
П,
Э,
ПБ
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 13-14
| 2
| 0
| Лекция 7: «Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних»
1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников.
3. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних.
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних .
| М,
П,
Э,
ПБ
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 15-16
| 2
| 0
| Модуль 3: «Зарубежная криминология»
|
|
| 15-16
| 2
| 0
| Лекция 8: «Изучение и предупреждение преступности за рубежом»
1. Зарубежные криминологические теории.
2. Зарубежной опыт предупреждения преступности. Контрольная работа по итогам освоения Модуля №3
| М,
П,
Э,
ПБ
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
| 1-6
| 12
| 4
| Модуль 1: «Общая часть криминологии»
|
|
| 1
| 2
| 0,4
| Семинар 1: «Понятие, система и задачи криминологии»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и значение криминологии.
2. Предмет криминологии.
3. Система криминологии и её задачи.
4. История развития криминологии.
| Д,
Э,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
| 2
| 2
| 2
| Семинар 2: «Методика и процедура криминологического исследования»
1. Понятие методики криминологического исследования.
2. Организация криминологических исследований.
3. Понятие и значение прогнозирования преступности.
4. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.
| Д,
Э,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
| 3
| 2
| 0,4
| Семинар 3: Преступность и её основные характеристики
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие преступности.
2. Основные показатели преступности.
3. Современное состояние и тенденции преступности в России.
4. Латентная преступность и способы её выявления.
5. Виктимологические аспекты преступности.
| Д,
П,
Э
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
| 4
| 2
| 0,4
| Семинар 4: «Личность преступника»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие личности преступника.
2. Соотношение социального и биологического в личности преступника.
3. Структура личности преступника.
4. Типология личности преступника.
| Д,
Э,
П
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
| 5
| 2
| 0,4
| Семинар 5: «Причины преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
Понятие причин преступности.
Классификация причин преступности.
Причины преступности в современной России.
Ситуация и ее место в механизме конкретного преступления.
5. Виктимологические условия совершения конкретного преступления.
| Э,
Д,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
| 6
| 2
| 0,4
| Семинар 6: «Предупреждение преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
2. Характеристика системы предупреждения преступности
Классификация субъектов профилактики.
4. Правовые основы предупреждения преступности.
| Э
Д,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
| 7-18
| 24
| 4
| Модуль 2: «Особенная часть криминологии»
|
|
| 7
| 2
| 0,4
| Семинар 7: «Криминологическая характеристика насильственной преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и общая характеристика насильственных преступлений.
2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников.
3. Детерминация насильственных преступлений
4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений.
| Д,
Э,
ПБ,
И
|
ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 8
| 2
| 0,4
| Семинар 8: «Криминологическая характеристика преступлений в семейной сфере»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Семья как предмет криминологического исследования.
2. Личность преступника, совершившего преступление в семейной сфере.
3. Система криминогенных факторов семейной сферы.
4. Меры предупреждение семейного насилия.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 9
| 2
| 0,4
| Семинар 9: «Криминологическая характеристика корыстной преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности».
2. Лица, совершающие корыстной преступности, их типология, особенности образа жизни и поведения.
3. Причины и условия корыстной преступности.
4. Основные направления предупреждения корыстной преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 10
| 2
| 0,4
| Семинар 10: «Криминологическая характеристика экономической преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и особенности преступлений в сфере экономической деятельности, оценка её состояние и криминологическая характеристика.
2. Характеристика лица, совершающего преступления в сфере экономической деятельности.
3. Криминологическая детерминация и причинность преступлений в сфере экономической деятельности.
4. Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 11
| 2
| 0,2
| Семинар 11: «Криминологическая характеристика терроризма»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и основные черты терроризма.
2. Современное состояние и тенденции терроризма.
3. Причины и условия преступлений терроризма.
4. Противодействие терроризму.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 12
| 2
| 0,2
| Семинар 12: «Криминологическая характеристика организованной преступности»
1. Понятие организованной преступности.
2. Состояние организованной преступности.
3. Причины и условия организованной преступности.
4. Предупреждение организованной преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 13
| 2
| 0,2
| Семинар 13: «Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и особенности рецидивной преступности.
2. Обстоятельства, способствующие устойчивости рецидивной преступности и их профилактика.
3. Профессиональная преступность: понятие и характеристика.
4. Факторы криминального профессионализма и меры, направленные на их предупреждение.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 14
| 2
| 0,2
| Семинар 14: «Криминологическая характеристика коррупционной преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие коррупции и коррупционной преступности.
2. Современное состояние коррупционной преступности.
3. Детерминация коррупционной преступности.
4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 15
| 2
| 0,4
| Семинар 15: «Криминологическая характеристика неосторожной преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Уровень, структура и динамика неосторожной преступности.
2. Особенности личности неосторожных преступников.
3. Причины и условия, способствующие совершению неосторожных преступлений.
4. Предупреждение неосторожных преступлений.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 16
| 2
| 0,4
| Семинар 16: «Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников.
3. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних.
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 17
| 2
| 0,4
| Семинар 17: «Криминологическая характеристика женской преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Криминологическая характеристика, преступлений, совершаемых женщинами.
2. Личность женщины-преступницы.
3. Особенности детерминации преступности женщин.
4. Профилактика женской преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 18
| 2
| 0,4
| Семинар 18: «Криминологическая характеристика девиантных проявлений»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Формы девиантности, связанные с преступностью и их характеристика.
2. Взаимосвязь профилактики негативных девиаций и преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| 19
| 2
| 0
| Модуль 3: «Зарубежная криминология»
|
|
| 19
| 2
| 0
| Семинар 19: «Изучение и предупреждение преступности за рубежом»
1. Зарубежные криминологические теории.
2. Зарубежной опыт предупреждения преступности.
| М,
И,
П
Э,
ПБ
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| 4
|
| Модуль 1: «Общая часть криминологии»
|
|
|
| 2
|
| Лекция 1: «Понятие, система и задачи криминологии»
1. Понятие и значение криминологии.
2. Предмет криминологии.
3. Система криминологии и её задачи.
| М,
Д,
П,
ПБ
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
|
| 2
|
| Лекция 2: «Преступность и её основные характеристики»
1. Понятие преступности.
2. Основные показатели преступности.
3. Латентная преступность и способы её выявления.
4. Виктимологические аспекты преступности.
| М,
П,
Д,
Э
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 4
|
| Модуль 1: «Общая часть криминологии»
|
|
|
| 2
|
| Семинар 1: Преступность и её основные характеристики
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие преступности.
2. Основные показатели преступности.
3. Современное состояние и тенденции преступности в России.
4. Латентная преступность и способы её выявления.
5. Виктимологические аспекты преступности.
| Д,
П,
Э
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
|
| 2
|
| Семинар 2: «Предупреждение преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
2. Характеристика системы предупреждения преступности
Классификация субъектов профилактики.
4. Правовые основы предупреждения преступности.
| Э
Д,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
|
| 8
|
| Модуль 2: «Особенная часть криминологии»
|
|
|
| 2
|
| Семинар 3: «Криминологическая характеристика насильственной преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и общая характеристика насильственных преступлений.
2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников.
3. Детерминация насильственных преступлений
4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений.
| Д,
Э,
ПБ,
И
|
ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
|
| 2
|
| Семинар 4: «Криминологическая характеристика корыстной преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности».
2. Лица, совершающие корыстной преступности, их типология, особенности образа жизни и поведения.
3. Причины и условия корыстной преступности.
4. Основные направления предупреждения корыстной преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
|
| 2
|
| Семинар 5: «Криминологическая характеристика экономической преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и особенности преступлений в сфере экономической деятельности, оценка её состояние и криминологическая характеристика.
2. Характеристика лица, совершающего преступления в сфере экономической деятельности.
3. Криминологическая детерминация и причинность преступлений в сфере экономической деятельности.
4. Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
|
| 2
|
| Семинар 6: «Криминологическая характеристика коррупционной преступности»
1. Понятие коррупции и коррупционной преступности.
2. Современное состояние коррупционной преступности.
3. Детерминация коррупционной преступности.
4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Модуль 1: «Общая часть криминологии»
|
|
|
| 2
|
| Лекция 1: «Понятие, система и задачи криминологии»
1. Понятие и значение криминологии.
2. Предмет криминологии.
3. Система криминологии и её задачи.
| М,
Д,
П,
ПБ
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 2
|
| Модуль 1: «Общая часть криминологии»
|
|
|
| 2
|
| Семинар 1: Преступность и её основные характеристики
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие преступности.
2. Основные показатели преступности.
3. Современное состояние и тенденции преступности в России.
4. Латентная преступность и способы её выявления.
5. Виктимологические аспекты преступности.
| Д,
П,
Э
| ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-10
|
| 6
|
| Модуль 2: «Особенная часть криминологии»
|
|
|
| 2
|
| Семинар 2: «Криминологическая характеристика насильственной преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и общая характеристика насильственных преступлений.
2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников.
3. Детерминация насильственных преступлений
4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений.
| Д,
Э,
ПБ,
И
|
ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
|
| 2
|
| Семинар 3: «Криминологическая характеристика корыстной преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности».
2. Лица, совершающие корыстной преступности, их типология, особенности образа жизни и поведения.
3. Причины и условия корыстной преступности.
4. Основные направления предупреждения корыстной преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
|
| 2
|
| Семинар 4: «Криминологическая характеристика экономической преступности»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Понятие и особенности преступлений в сфере экономической деятельности, оценка её состояние и криминологическая характеристика.
2. Характеристика лица, совершающего преступления в сфере экономической деятельности.
3. Криминологическая детерминация и причинность преступлений в сфере экономической деятельности.
4. Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,
ПК-8,
ПК-10, ПК-13
| |