1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Теория международных отношений как учебная дисциплина имеет важное значение для подготовки бакалавров. В условиях окончания холодной войны, распада социалистической системы, быстрого увеличения числа участников международных отношений, поиска Россией своего места в мире, резко возрастает необходимость в теоретическом осмыслении международных отношений, в анализе происходящих здесь перемен и их последствий.
Цель изучения дисциплины – дать представление о международных отношениях, этапах их развития; о связи внутренней и внешней политики; показать роль теории в изучении международных процессов; познакомить с теоретическими школами и направлениями в науке о международных отношения.
Задачи изучения дисциплины:
— дать студентам знания о наиболее устоявшихся положениях и выводах, имеющихся в мировой теоретической и учебно-методической литературе о международных отношениях,
— ознакомить студентов как с основными понятиями ТМО, так и с наиболее известными теоретическими направлениями этой дисциплины и их представителями;
— дать им представления о наиболее общих и широко распространённых методах, необходимых для анализа международных процессов.
дать им представления о наиболее общих и широко распространённых методах, необходимых для анализа международных процессов;
— дать представление об участниках международных отношений, о роли государства как участника международных отношений, а также других, негосударственных участниках этих отношений, их целях, средствах и стратегии
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать понятия и критерии международных отношений; взаимосвязь внутренней и внешней политики, роль теории в изучении международных отношений; основные положения и разновидности парадигм в ТМО, что является непременным условием и основой изучения основных международных процессов; | Обучающийся должен уметь самостоятельно разбираться в специальной литературе, посвященной теоретическому анализу сложных переплетений взаимодействий государств и их союзов, межправительственных и неправительственных организаций, многообразных частных субъектов; научиться вырабатывать обоснованное представление о потенциале участников международных отношений, их целях, средствах, стратегиях и т.п. Это позволит лучше понять место России в современном мире, ориентироваться в её национальных интересах, оценивать международно-политическую деятельность различных институциональных и неинституциональных социальных общностей.
| Обучающийся должен владеть основными понятиями и критериями теории международных отношений; знанием основных парадигм в ТМО и их эволюции; широко применяемыми методами, методиками и техниками изучения международных отношений и внешней политики; знанием участников международных отношений, их характеристиками и типологией.
| У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
— владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
— владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональном уровне (ОК-4);
— владеть основами методологии научного исследования, различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности (ОК-8);
— применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем (ПК - 9).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
|
| История стран Восточной Азии.
Внешняя политика стран Восточной Азии.
Методология международных и региональных исследований.
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 1 -10
| 12
| 6
| Модуль 1. Элементарные основы теории международных отношений.
|
|
|
1-2
|
4
|
2
| Тема 1. «Теория международных отношений: её объект, предмет, методы познания»
Лекция 1-2. «Объект и предмет международно-политической науки»
План
1.ТМО как учебная дисциплина. История её становления и современное состояние.
2. Предмет изучения ТМО. Особенности её объекта.
3. Роль теории в изучении международных отношений
|
М
|
ОК-2 ОК-4
ОК-8
|
3
|
2
|
2
| Тема 1. «Теория международных отношений: её объект, предмет, методы познания»
Лекция 3. «Методы в ТМО».
План
Методология и методы ТМО.
Методы анализа ситуации.
Экспликативные методы.
Прогностические методы.
| МД
|
ОК-4
ПК-9
ОК-8
ОК-2
|
5,7
| 4
|
| Тема 2. Основные парадигмы в теории международных отношений
Лекция 1-2.
План
Понятие парадигмы. Критерии отличия парадигм в ТМО.
Основные положения и разновидности:
— парадигмы политического реализма;
— либерально-идеалистической парадигмы;
— парадигмы радикализма.
| МД
| ОК-4
ПК-9
ОК-2
|
9
|
2
|
2
| Тема 2. Основные парадигмы в теории международных отношений
Лекция 3.
План
Недостатки и достоинства основных парадигм ТМО и споров между ними.
Необходимость преодоления «войны парадигм».
| Д М
| ОК-8
ПК-9
ОК-4
| 11-18
11,13
| 6
4
| 2
2
| Модуль 2. Участники международных отношений, их цели, средства и стратегии
|
|
| Тема 3. Участники международных отношений
Лекция 1-2
План
Сущность и роль государства как участника международных отношений.
Негосударственные участники международных отношений
— основные черты и типология МПО
— общие характеристики и типы МНПО
|
МД
| ПК-9
ОК -4
ОК-8
| 15
| 2
|
| Тема: Цели, средства и стратегии участников международных отношений
Лекция
План
1. Понятия «цели» «средства»
2. Стратегия как единство целей и средств
| МД
| ОК-4
ОК-2
ПК-9
|
|
|
| Семинары
|
|
| 1-10
| 8
| 6
| Модуль 1. Элементарные основы теории международных отношений.
|
|
|
4
|
2
|
2
| Семинар 1. Вводный
План
История становления учебной дисциплины Теория международных отношений и её современное состояние.
Взаимосвязь внутренней и внешней политики.
Роль теории в изучении международных отношений.
|
Д ПБ
| ОК-4
ОК-2
ПК-9
|
6
|
2
|
2
| Семинар 2-3. Тема: Методы в теории международных отношений
План
Метод анализа ситуации (наблюдение, изучение документов, сравнение).
Экспликативные методы (контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование, эксперимент).
Прогностические методы (дельфийский метод, построение сценариев, системный подход).
4. Анализ процесса принятия решений
|
Д ПБ И
|
ОК-2
ОК-4
ПК-9
| 8,10
| 4
| 2
| Семинар 4-5. Тема: Парадигмы в теории международных отношений
План
Либерально-идеалистическая парадигма.
Парадигма политического реализма.
Парадигма радикализма.
Современные школы и направления в теории международных отношений (неореализм, неолиберализм, неомарксизм).
Контрольная работа по итогам освоения Модуля 1
|
Использование
методики
«малых
групп»
| ОК-4
ПК-9
ОК-8
| 11-18
| 10
| 2
| Модуль 2. Участники международных отношений, их цели, средства и стратегии
|
|
| 11,12
| 4
|
| Семинар 6. Тема: Участники международных отношений
План
Основные участники международных процессов: государства, МПО, МНПО. Их типы и характеристики.
ООН и её роль в современном мире.
«Цели» и «средства» участников международных отношений и стратегия их единства
| П
Э И
| ОК-4 ПК-9
| 14,16
18
| 4
2
| 4
| Семинар 7-8. Тема: Международная безопасность.
План
Содержание понятия «безопасность». Изменение среды безопасности и новые глобальные угрозы.
Новые концепции безопасности
— концепция кооперативной безопасности;
— концепция человеческой безопасности;
— теория демократического мира.
Контрольная работа по итогам изучения материала Модуля 2. Зачет.
|
Использование
методики
«малых
групп»
| ОК-2
ОК-4
ПК-9
| |