1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Целью изучения дисциплины «Наружная реклама» является ознакомление студентов с теоретическими и современными методами рекламной деятельности в направлении наружной рекламы в реалиях современного рынка.
В процессе преподавания дисциплины «Наружная реклама» решаются задачи получения студентами знаний:
изучение сферы наружной рекламы и особенностей этой деятельности;
изучение форм, методов и средств наружной рекламы и современного российского и регионального рынков;
использование полученных знаний для оценки результативности рекламных кампаний, выявления резервов повышения эффективности рекламной деятельности в целом и в сфере услуг, в частности.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать
– инновационные средства и технологии в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной), а также в разработке наружной рекламы;
– основы разработки проектов профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием инновационных технологий;
– основы реализации проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной).
| Студент должен уметь
– разрабатывать инновационные методы, средства и технологии в наружной рекламе;
– разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологий;
– подготавливать реализацию проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной), особенно в наружной рекламе.
| Студент должен владеть
– навыками разработки инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной), а также в наружной рекламе;
– навыками разработки проектов профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологий;
– навыками в реализации проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной), в частности в наружной рекламе;
– навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации наружной рекламы.
| У студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
- способностью участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-17);
- способностью разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологий (ПК-18);
- готовностью участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-19)
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Организация и планирование рекламной деятельности
Массовые коммуникации и медиапланирование
Интегрированные массовые коммуникации
| Технологии продажи рекламы
Разработка и технологии производства рекламного продукта (копирайтинг и креатив)
Системный дизайн
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Очная форма обучения
|
|
| 24–42
| 24
|
| Лекции
|
|
| 24–34
| 12
|
| Модуль 1 «Теоретические основы развития наружной рекламы»
| М, П, Д, Э
| ПК-17 ПК-19
| 24–25
| 2
|
| Тема «Этапы развития наружной рекламы».
Исторически сложившиеся виды наружной рекламы. Виды и формы наружной рекламы
| М, П, Д
| ПК-19
| 26–29
| 4
|
| Тема «Современный рынок наружной рекламы»
Виды наружных рекламоносителей. Функции и специфика. Преимущества и недостатки видов наружной рекламы
| П, Д, Э
| ПК-17
| 29–30
| 2
|
| Тема «Технология производства наружной рекламы»
Технологии рекламы. Сервисное обслуживание объектов наружной рекламы
| П, Д, Э
| ПК-17 ПК-19
| 31–34
| 4
|
| Тема «Законодательное регулирование наружной рекламы»
Документооборот в наружной рекламе. Контролирующие и регулирующие органы власти
| П, Д, Э
| ПК-17 ПК-19
| 35–42
| 12
|
| Модуль 2 «Конструктивные подходы к разработке наружной рекламы»
| П, Д, Э
| ПК-17
ПК-19
| 35–36
| 8
|
| Тема «Процесс размещения наружной рекламы»
Разработка бюджета наружной рекламы. Медиапланирование наружной рекламы.
| П, Д, Э
| ПК-17 ПК-19
| 37–42
| 4
|
| Тема «Креатив в наружной рекламе»
Определение креатива в наружной рекламе. Разработка креативной наружной рекламы
| П, Д, Э
| ПК-19
| 24–42
| 24
|
| Практические занятия
|
|
| 24–36
| 12
|
| Модуль 1 «Теоретические основы развития наружной рекламы»
| Э, Д, И
| ПК-19
| 24–26
| 4
|
| Тема «Этапы развития наружной рекламы».
1. Этапы развития наружной рекламы. Исторические закономерности ее развития
2. Виды наружной рекламы Древнего мира
3. Формы наружной рекламы Средневековья
| Э, Д, И
| ПК-19
| 27–30
| 4
|
| Тема «Современный рынок наружной рекламы»
1. Опишите виды наружных рекламоносителей
2. Расскажите о преимуществах и недостатках каждого из наружных рекламоносителей
3. Назовите основные функции наружной рекламы и ее носителей
4. Выделите функции каждого наружного рекламоносителя
5. Представьте визуальные варианты наружной рекламы. Дайте им характеристику
| Э, Д, И
| ПК-19
| 31–34
| 2
|
| Тема «Технология производства наружной рекламы»
1. Раскройте специфику технологии производства наружной рекламы
2. В чем заключается сервисное обслуживание объектов наружной рекламы
3. Опишите специфику сервисного обслуживания объектов наружной рекламы
4. В чем заключается отличие или сходство по обслуживанию объектов наружной рекламы
| Э, Д, И
| ПК-19
| 34–36
| 2
|
| Тема «Законодательное регулирование наружной рекламы»
1. Законодательное регулирование размещения наружной рекламы
2. Основные определения и положения закона «О рекламе» в отношении наружной рекламы
3. Назовите документы при оформлении размещения наружной рекламы
4. Назовите контролирующие и регулирующие органы власти, комитеты по наружной рекламе.
5. Раскройте функции и основные направления деятельности законодательных органов власти по наружной рекламе
| Э, Д, И
| ПК-19
| 37–42
| 12
|
| Модуль 2 «Конструктивные подходы к разработке наружной рекламы»
| П, И, Д
| ПК-12
ПК-19
| 37–39
| 6
|
| Тема «Процесс размещения наружной рекламы»
1. Опишите процесс размещения наружной рекламы
2. Кто из субъектов рынка участвует в процессе размещения наружной рекламы
3. Разработка бюджета размещения и производства наружной рекламы
4. Выбор и обоснование рекламоносителей наружной рекламы – преимуществ аи недостатки рекламоносителей
5. Медиапланирование наружной рекламы. Составление графика размещения наружной рекламы
6. Что означает таргетинг в наружной рекламе
7. Как рекламные агентства осуществляют медиапланирование наружной рекламы
| П, И, Д
| ПК-12
ПК-19
| 40–42
| 6
|
| Тема «Креатив в наружной рекламе»
1. Что собой представляет креатив в наружной рекламе
2. Дайте определение креативу в наружной рекламе
3. Назовите этапы разработки креатива в наружной рекламе
4. Приведите визуальные примеры креативной наружной рекламы (в форме электронной презентации)
5. Прорецензируйте примеры креатива в наружной рекламе
| П, И, Д
| ПК-19
|
Самостоятельная работа студента – очная форма
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 24–25
| 8
| Тема докладов и рефератов
1. История возникновения наружной рекламы
2. Исторические вехи развития рекламных носителей наружной рекламы
3. Исторические виды и формы наружной рекламы
Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Раскройте сущность наружной рекламы, исходя из представлений разных субъектов рынка.
2. Назовите основные отличительные особенности наружной рекламы от других видов рекламы.
3. Приведите классификацию наружной рекламы по ее видам и формам
4. Назовите основные отличия одного вида наружной рекламы от другого
|
И
| ПК 19
| 26–28
| 10
| Тема докладов и рефератов
1. Современный рынок рекламы. Особенности зарубежной и отечественной наружной рекламы
2. Подбор примеров наружной рекламы по ее современным видам и формам
3. Специфика разных видов наружной рекламы
Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Проанализируйте транспортную рекламу
2. Подготовьте визуальную презентацию наружной рекламы по отдельным носителям
3. Выберите несколько примеров наружной щитовой рекламы и проанализируйте их с точки зрения коммуникативной эффективности
| И
| ПК 19, ПК 17
| 29–31
| 10
| Тема докладов и рефератов
1. Особенности технологии производства наружной рекламы
2. Основные субъекты рынка, участвующие в разработке и размещении наружной рекламы
3. Опишите особенности сервисного обслуживания объектов наружной рекламы
Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Проанализируйте наружную рекламу туристических услуг. Приведите примеры и выявите отличительный ряд слоганов и символов, присущих данной рекламе. Разбейте слоганы на две группы: первая – слоганы, по вашему мнению, соответствующие объекту рекламы, и вторая – слоганы, не определяющие смысл рекламного сообщения.
3. Подготовьте реферат по законодательному регулированию рекламы туристических услуг в наружной рекламе.
|
И
| ПК 19
| 32–34
| 10
| Тема докладов и рефератов
1. Процесс размещения наружной рекламы. Отличительные особенности этого процесса
2. Формирование бюджета на наружную рекламу. Специфика выбора и обоснования рекламоносителей
3. Наружная реклама банковских услуг. Ее особенности и специфика
Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Визуализация в наружной рекламе.
2. Принципы разработки рекламного бюджета в работе рекламных агентств
3. Медиапланирование. Особенности размещения наружной рекламы на транспорте
4. Особенности размещения рекламы внутри транспорта
5. Преимущества наружной рекламы в сравнении с другими видами рекламы
|
И
| ПК 19
| 35–38
| 10
| Тема докладов и рефератов
1. Составление медиа-планов по размещению наружной рекламы в различных носителях
2. Медиапланирование как основа размещения наружной рекламы
3. Структура и показатели медиа-плана наружной рекламы
4. Оценка эффективности наружных рекламоносителей
5. оценка коммуникативной эффективности наружной рекламы
Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Проведите исследование в городе по наружной рекламе и составьте диаграмму – «Распределение рекламы услуг в наружных носителях» с учетом настоящего времени.
2. Приведите примеры наружной рекламы туристических услуг
3. Какая символика присуща туристической рекламе. приведите примеры наружной рекламы с использованием разной символики туристических услуг
|
И
| ПК 17
| 39–42
| 12
| Тема докладов и рефератов
1. Креатив в наружной рекламе. Его особенности и способы выражения
2. Характеристика брендовой наружной рекламы
3. Рациональный и иррациональный креатив и концепция наружной рекламы
4. Особенности креативной наружной рекламы торговых заведений на примере Икеа
Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Изучите особенности наружной рекламы в различных сферах деятельности
2. Выделите преимущества и недостатки креативной наружной рекламы
3. Концепция наружной рекламы и ее проявление в рекламе различных сфер
| И
| ПК 19
|
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| Часы
|
| Компьютерные симуляции
| Все темы дисциплины
представление практических заданий в форме презентаций в программе PowerPoint – интерактивное обсуждение по всем темам дисциплины.
Место проведения – аудитория
| 4
|
| Деловые и ролевые игры
| Тема «Реклама в сфере страховых услуг»
Деловая игра «Опрос респондентов в целях выявления предпочтений в страховых услугах»
1. Рассматриваются проблемы разработки рекламного обращения, способного привлечь внимание населения к страховым услугам.
2. Разрабатывается анкета с целью опроса потенциальных пользователей страховых услуг, проводится опрос, подводятся итоги
3. Разрабатываются диаграммы, таблицы по результатам опроса
Место проведения: аудитория
| 8
|
| Разбор конкретных ситуаций
| практическое осмысление материала по всем лекциям.
Место проведения – аудитория
| 4
|
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| использование Интернет-ресурсов
|
|
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| использование мультимедийного учебника преподавателя дисциплины «Реклама в сфере услуг».
Место проведения – аудитория
| 4
|
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
| посещение специализированных выставок, анализ использования СМИ различными сферами услуг (по темам лекций).
Место проведения: вне аудиторий
|
|
Средства обучения
Информационно-методические
№
| Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре
| Основная литература:
| 1
| Безпалова А.Г. Интеграция маркетинговых коммуникаций в деятельности рекламных фирм: монография / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д, 2006. – 112 с.
| 10
| 2
| Беркутова Т.А. Маркетинговые коммуникации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 256 с.
| 5
| 3
| Габинская О.С., Дмитриева Н.В. Маркетинговые коммуникации. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
| ––
| 4
| Голова А. Интегрированные маркетинговые коммуникации: основные понятия и тенденции развития // Маркетинговые коммуникации. – 2006. – №6. – С. 38 – 39.
| 1
| 5
| Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. – М.: Дело и Сервис, 2011. – 336 с.
| 10
| 6
| Дегятрев А. К вопросу Креатива в наружной рекламе /www.reclamatik.ru
| ––
| 7
| Дурович А. Реклама в туризме: учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 254 с.
| 5
| 8
| Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Что, где и как рекламировать. Практические советы. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с.
| 10
| 9
| Животова И. Типы наружных рекламных сооружений /www.demo.reklama.net
| ––
| 10
| Исаенко Е.В., Васильев А.Г. Организация и планирование рекламной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 252 с.
| 2
| 11
| Катернюк А.В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама: учеб. пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 320 с.
| 5
| 12
| Китаев О. Зачем компаниям новые виды наружной рекламы // Деловой квартал. – 2006. – №20, с. 20–26.
| 1
| 13
| Кузнецов П. Классификация типов наружной рекламы и стоимость ее размещения по итогам 1-го полугодия 2007 // Рекламодатель. – 2007. – №9, с. 81.
| 1
| 14
| Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации. – М.: ЭКСМО, 2010. –240 с.
| ––
| 15
| Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. – М.: «Финперсс», 2002. – 416 с.
| 5
| 16
| Мозер К. Повторение рекламы и ее эффективность // Рекламодатель: теория и практика. – 2008. – №1, с. 75–78.
| 1
| 17
| Морозов М.А., Морозова К.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
| 5
| 18
| Музыкант В.Л. Реклама в действии. – М.: ЭКСМО, 2007. – 240 с.
| ––
| 19
| На чем печатается наружная реклама /www.paperprint.ru
| ––
| 20
| Наружная реклама и установка рекламных конструкций / Статья 19 /Федеральный закон «О рекламе», 2006
| 10
| 21
| Оценка эффективности наружной рекламы /www.outdoor.ru
| ––
| 22
| Пономарева А.М. Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка эффективности. – Ростов-на-Дону: Финансы и статистика; Инфра-М, 2010. – 192 с.
| 10
| 23
| Развитие рекламного рынка России / Ассоциация Коммуникационных Агентств России //www.AKAR.ru, 2007.
| ––
| 24
| Чемонин Р. Основные тенденции в разработке макетов наружной рекламы для объектов недвижимости // Рекламодатель: теория и практика. – 2006. – №10, с. 82.
| 1
| 25
| Шарков Ф.И., Гостенина В.И. Технология рекламы. – М.: РИП-Холдинг, 2006. – 216 с.
| 5
| 26
| Эйтчисон Дж. Разящая реклама. – СПб.: Вильямс, 2007. – 512 с.
| ––
|
| Дополнительная литература
|
| 1
| Атрибуты коммуникаций / www.4p.ru, 2010.
| ––
| 2
| Бешев С. Пять инструментов маркетинга // Маркетолог. – 2008. – №7, с. – 39.
| 1
| 3
| Брезина Д. Эффективные коммуникации: шаг за шагом // Маркетолог. – 2007. – №7, с. 50–51.
| 1
| 4
| Васин Ю.В. Эффективные программы лояльности. Как привлечь и удержать клиентов. – М.: «Альпина Бизнес Бук», 2007. – 152 с.
| ––
| 5
| Горчаков Д. Креатив уместен в рекламе любых компаний независимо от сферы бизнеса // Деловой квартал. – 2007. – №26, с. 20.
| 1
| 6
| Дубровин И.А. Маркетинговые коммуникации: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 580 с.
| ––
| 7
| Дурович А.П., Гришко Н.И. Маркетинговые коммуникации. Курс интенсивной подготовки. – М.: Современная школа, 2010. – 224 с.
| ––
| 8
| Исследовательские материалы и отчеты по рынку рекламы России / POMIR
| ––
| 9
| Коммуникации на 100% // Деловой квартал. – 2007. – №19 , с. 15.
| 1
| 10
| Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: краткий курс. – СПб.: Вильямс, 2007. – 944 с.
| 5
| 11
| Крылов А., Богачев Д. Банковские рекламные стратегии // Рекламодатель: теория и практика. – 2006. – №10, с.82 – 86.
| 1
| 12
| Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. – 4-е изд. перераб. – СПб.: Вильямс, 2005. – 234 с.
| 5
| 13
| Никитина К. Новые средства эффективной коммуникации с потребителем // Маркетолог. – 2008. – №9, с.71.
| 1
| 14
| Панкрухин А.П. Маркетинг. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 656 с.
| 10
| 15
| Подорожная Л.В. Фирменный стиль: его функции и основные элементы /www.advertology.ru, 2012.
| ––
| 16
| Разумовская А., Янченко В. Маркетинг услуг. – М.: Вершина, 2006. – 496с.
| 10
| 17
| Рекламные организации, агентства, компании, СМИ // www.rekpro.ru
| ––
| 18
| Ромат Е.В. Реклама. – СПб: Питер, 2008 – 512 с.
| 10
| 19
| Симонян Т.В., Кизилова Т.Г. Маркетинг и маркетинговые коммуникации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 224 с.
| ––
| 20
| Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации. – М.: ИТК «Дашков и К», 2008. – 304 с.
| 10
| 21
| Сиссорс Дж., Бэрон Р.Б. Рекламное медиапланирование. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с.
| 2
| 22
| Технологии производства светового короба /www.reclamatik.ru
| ––
| 23
| Ткаченко Н. Технологические основы рекламного креатива // Рекламодатель: теория и практика. – 2007. – №3, с.29.
| 1
| 24
| Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студентов эконом. ВУЗов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
| 40
| 25
| Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб: «Питер», 2000.
| 5
| 26
| Чевеля Я. Тенденции на ростовском рекламном рынке //Деловой квартал. – 2007. – №17, с. 20–23.
| 1
|
| Интернет-источники:
|
| 1
| http://www.4p.ru
|
| 2
| http://www.advertology.ru
|
| 3
| http://www.akarussia.ru
|
| 4
| http://www.arsenal-hr.ru
|
| 5
| http://www.btlregion.ru
|
| 6
| http://www.marketing.web-standart.net
|
| 7
| http://www.rara.ru
|
| 8
| http://www.reklamodatel.ru
|
| 9
| http://www.re-port.ru/catalog
|
| 10
| http://www.rostovtrade.ru
|
| 11
| http://www.rusinfo.ru
|
| 12
| http://www.sostav.ru
|
|
Материально-технические
№ ауд.
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| 328
| ПК, Ноутбуки, плазма ТВ, плоттер
| Обучающее и контролирующее назначение.
Использование программных продуктов Windows:WinWord, WinExcel, PowerPoint; сеть Интернет.
| 324
| ПК, проектор, TV-экран
| |