1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Цели курса - дать обучающимся необходимые сведения об основных положениях и структуре дисциплины, ее значении в раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений, при производстве по уголовным и гражданским делам, познать одно из важнейших направлений развития современных средств и методов исследования доказательств в деятельности правоохранительных органов и при судебном разбирательстве;
- сформировать у студентов устойчивую систему знаний об основных положениях и учениях криминалистической науки;
показать студентам существенное место методики расследования преступлений в сфере экономики в ряду других юридических дисциплин и ее роль в совершенствовании методов и средств раскрытия и расследования преступлений;
соединение знаний, полученных в ходе изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана, в единый комплекс;
обеспечение понимания студентами сути предмета, правовых норм и развитие навыков их квалифицированного применения на практике;
получение теоретических знаний и практических навыков эффективного применения технико-криминалистических средств и методов обеспечения расследования преступлений.
Задачи дисциплины:
сформировать у студентов устойчивую систему знаний о наиболее важных частных криминалистических теорий, составляющих общую теорию науки;
освоение студентами базовых понятий и функций методики расследования преступлений в сфере экономики;
изучение студентами структуры дисциплины, общей теории методики расследования преступлений в сфере экономики;
изучение студентами общепринятой в науке терминологии, теории и практики методики расследования преступлений в сфере экономики;
рассмотрение проблем, возникающих на практике при расследовании преступлений;
закрепление знаний, полученных в рамках изучения общепрофессиональных специальных дисциплин, посвященных отдельным аспектам методики расследования преступлений в сфере экономики.
- получение практических навыков обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств (следов человека, транспортных средств и др.) для эффективного их использования в процессе расследования преступлений. Данная программа разработана в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ. Она составляет необходимую основу для подготовки юристов широкого профиля. Предусмотренные для изучения темы обеспечивают фундамент как для будущей научной деятельности, так и для работы по конкретным юридическим профессиям. В условиях быстро меняющегося законодательства и правоприменительной практики овладение фундаментальными знаниями трудно переоценить. На их основе легче ориентироваться в изменяющихся условиях социальной и экономической жизни страны. Они являются той базой знаний, которая позволяет самостоятельно формировать узкоспециальные знания. Теоретические знания позволяют решать главным образом практические задачи, поэтому имеют выраженную практическую направленность.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:
- общие положения науки и ее систему, которые включают в себя основные понятия, задачи и функции;
- взаимосвязь методики расследования преступлений с другими юридическими науками;
- основные положения и задачи криминалистической техники и тактики;
- правовые основы и тактические особенности производства следственных действий;
- взаимосвязь всех разделов криминалистики и их значение в расследовании преступлений;
- основные положения методик расследования преступлений в сфере экономики, а также современные правоприменительные и теоретические проблемы в этой области;
- правовые основы выполнения следственных действий;
- способы решения современных проблем расследования преступлений.
| Студент должен уметь:
- анализировать следственную и судебную практику;
- составлять процессуальные документы; необходимые приложения к этим документам (фототаблицы, схемы, изготовление слепков и др.);
- решать практические задачи, с учетом типичных и конкретных следственных ситуаций, возникающих на различных этапах расследования;
- решать практические задачи, основанные на примере деятельности правоохранительных органов;
- применять полученные теоретические знания на практике.
| Студент должен иметь представление о том, как наиболее грамотно и эффективно необходимо применить разработанные криминалистикой средства и методы обнаружения, изъятии, фиксации и исследования следов и иной информации о преступлении.
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);
способностью применять познания в области материального и процессуального права (ПК-5);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства судебно-экономических экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств) для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-4.2).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Криминалистика, Уголовно-процессуальное право; Гражданское процессуальное право; Уголовное право; Правоохранительные органы.
| Уголовно-исполнительное право; Основы российского уголовно-розыскного права; Прокурорский надзор; Судебная медицина и судебная психиатрия.
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| |