1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистрантов (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Содержание рассматриваемой учебной дисциплины, преподаваемой в качестве общеобразовательной профессиональной дисциплины, максимально приближено к потребностям современной экономической теории и практики и отвечает требованиям образовательного стандарта.
Целью данного курса является изучение основных положений международных стандартов учета, финансовой отчетности и аудита, и их роль в международной и российской практике учета и аудита, состав финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО и порядок предоставления основных форм бухгалтерской отчетности.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть роль и назначение международных стандартов учета, финансовой отчетности и аудита;
- рассмотреть основные принципы и состав международных стандартов учета и аудита;
- охарактеризовать состав международной финансовой отчетности;
- изучить порядок расчета показателей бухгалтерской отчетности и способы их аудита;
-закрепить приемы составления основных форм бухгалтерской отчетности;
-изучить методику аудита достоверности финансовой отчетности.
Содержание дисциплины позволяет студентам получить систему знаний в области международного учета, отчетности и аудита.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:
роль и возможности международных стандартов учета и аудита в обеспечении пользователей достоверной и сопоставимой информацией;
принципы и структуру построения международных стандартов учета и аудита;
порядок разработки и принятия международных стандартов учета, финансовой отчетности и аудита;
основное содержание, назначение и область применения отдельных стандартов учета и аудита;
отличия отечественной практики учета и отчетности от положений МСУ, ФО и аудита.
Студент должен уметь:
- применять полученные в процессе обучения знания для принятия управленческих решений;
- разрабатывать инновационные модели для принятия этих решений;
- грамотно составлять документы, регистры и формы отчетности, согласно требованиям международных стандартов учета и аудита;
давать оценку принятым решениям с целью применения наиболее оптимальных вариантов перехода на МСУ и ФО.
дать сравнительную характеристику международных стандартов финансовой отчетности и аудита с соответствующими российскими правилами и стандартами;
Студент должен иметь представление о:
действующих системах учета, отчетности и аудита в других странах;
отличиях отечественной практики учета и отчетности от положений МСФО;
перспективах развития и реформирования Российского финансового учета в условиях ориентации на МСФО.
У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
ОК-1- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-.8 Способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
| Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Курс «МСУ,О и аудита» базируется на знании основ экономической теории, права, финансов и других общеэкономических дисциплин, на сведениях и практических навыках, полученных в процессе изучения дисциплин «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Менеджмент», «Финансы и кредит». Рассматриваемая дисциплина способствует развитию и углублению знаний у студентов в изучаемой области.
Перечень действующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Теория бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет
Бухгалтерская финансовая отчетность
Финансы и кредит
Микроэкономика
Менеджмент
| Статистика
Налогообложение
Экономика фирмы
Аудит
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Требования к уровню проведения практических занятий
Студенты должны самостоятельно контролировать собственный процесс обучения, поэтому они привлекаются к активному участию в практических занятиях. На практических занятиях проверяется уровень восприятия, глубина полученных знаний, умение студентов работать с лекционным материалом, учебными пособиями и законодательными актами. Практические занятия позволяют закрепить знания, полученные на лекциях, сформировать навыки по составлению планов, программ.
По всем изучаемым темам разработаны и используются контрольные вопросы и тесты, решаются специальные задачи и рассматриваются практические ситуации.
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, занятия)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
| ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
|
|
| 1
| 2
| Модуль 1. Регулирование и гармонизация бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне.
Место бухгалтерского учета в рыночной экономике. Национальные учетные системы.
Классификация моделей (систем) бухгалтерского учета. Необходимость и предпосылки международной стандартизации учета.
Международные бухгалтерские организации и их влияние на создание международной системы учета и отчетности. Роль Европейского сообщества в гармонизации бухгалтерского учета: 4-я и 7-я Директивы Комиссии Европейского сообщества по финансовой отчетности
Тесты по теме.
| Д, Э, И
| ОК-1
ПК-8
| 2
| 2
| Модуль 2. Понятие о международных стандартах финансовой отчетности и аудита.
Роль и назначение МСФО. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности. Порядок разработки стандартов и формы их использования. Пользователи финансовой отчетности и их информационные потребности. Классификация МСФО и аудита.
Тесты по теме.
| Д, Э, И
| ОК-1
ПК-8
| 3
| 2
| Модуль 3. Принципы формирования финансовой отчетности по МСФО.
Концептуальные основы международных стандартов учета и отчетности. Цели и качественные характеристики финансовой отчетности. Элементы финансовой отчетности. Способы оценки элементов финансовой отчетности. Основополагающие принципы финансовой отчетности по МСФО.
Тесты по теме.
| Д, Э, И,
| ОК-1
ПК-8
| 4
| 4
| Модуль 4. Структура и содержание финансовой отчетности
Состав и назначение финансовой отчетности
Баланс – основной источник о финансовом положении компании
Содержание отчета о прибылях и убытках. Методы его представления
Отчет об изменении в собственном капитале
Отчет о движении денежных средств. Способы его составления
Примечания к отчетности. Значение и содержание.
Определение товарно-материальных запасов, их себестоимость, методы оценки
Критерии признания и отражения в отчетности основных средств и нематериальных активов. Оценка, выбытие, методы начисления амортизации и характеристика показателей, подлежащих раскрытию в финансовых отчетах
Решение задач по составлению форм отчетности.
Тесты по теме.
| Д
Э, И,
| ОК-1
ПК-8
| 6
| 4
| Модуль 5. Дополнительная отчетная информация
Учетная политика, изменения в расчетных оценках, ошибки (МСФО (IAS) 8).
Информация о налогообложении прибыли (МСФО (IAS) 12).
Признание отложенных налоговых обязательств и требований.
Основы сегментной отчетности (МСФО (IFRS) 8).
События после отчетной даты (МСФО (IAS) 10).
Информация о прибыли на акцию (МСФО (IAS) 33).
Промежуточная финансовая отчетность (МСФО (IAS) 34).
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции (МСФО (IAS) 29).
Решение задач.
Тесты по теме.
| Д
Э, И,
| ОК-1
ПК-8
| 8
| 4
| Модуль 6. Раскрытие информации о финансовых результатах, о связанных сторонах и условные корректировки финансовой отчетности (МСФО 8,18,21,23,33, 24,27,28,31,40,29)
Понятие финансовых результатов. Его компоненты. Условия признания дохода от продажи товаров и оказания дохода. Признание курсовой разницы.
Критерии гиперинфляции. Порядок пересмотра финансовых отчетов, подготовленных на основе исторической и восстановительной стоимости. Оценка статей в отчетности.
Учет приобретения и причины использования учета объединения интересов. Процедура консолидации и учет инвестиций в дочерние предприятия в отдельных финансовых отчетах.
Консолидированная финансовая отчетность. Отдельная отчетность инвестора. Сущность метода долевого участия
Сущность совместного контроля и совместной деятельности
Решение задач по теме.
Тесты по теме.
Контрольная работа по теме.
| Д
| ОК-1
ПК-8
| 7
| 4
| Модуль 7. Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО
Трансформация финансовой отчетности и параллельный учет
Расчет входящих остатков для целей трансформации
Особенности трансформации для составления вступительного баланса и на последующие даты
Переклассификация статей в соответствии с требованиями МСФО. Подготовка выборочных примечаний.
Составление баланса, Отчета о прибылях и убытках, Отчета о движении денежных средств, Отчета о движении собственного капитала.
Решение сквозной задачи по трансформации российской отчетности по требованиям МСФО.
| Д
| ОК-1
ПК-8
| 8
| 2
| Модуль 8. Реформирование российской системы бухгалтерского учета.
Необходимость, цели и задачи реформирования бухгалтерского учета.
Программа реформирования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу: основное содержание.
Мероприятия по подготовке экономики к поэтапному переходу на МСФО.
Тесты по теме.
| Д
| ОК-1
ПК-8
| 9
| 2
| Модуль 9. Содержание и тенденции развития международного аудита 2 ч
Содержание, порядок разработки, статус МСА
Основные концепции МСА и сопутствующих аудиту услуг
Классификация МСА и их соотношение с МСФО
| Д
| ОК-1
ПК-8
| 10
| 6
| Модуль 10. Организация, порядок подготовки и методы получения аудиторских доказательств в соответствии с требованиями МСА 6 ч
Содержание общих международных стандартов аудита
МСА, посвященные оценке информации о проверяемых объектах и основным методам получения аудиторских доказательств
Процессы сбора и обобщения информации в ходе проверки в соответствии с требованиями МСА
| Д
| ОК-1
ПК-8
| 11
| 4
| Модуль 11. МСА оформления результатов аудиторской проверки и специальных областей аудита и сопутствующих услуг 4 ч
Оформление результатов аудиторских проверок в соответствии с требованиями МСА
Особенности применения МСА при выполнении специальных заданий и оказании сопутствующих услуг
Качество аудита и ответственность аудиторов
| Д
| ОК-1
ПК-8
|
| 36
|
|
|
| |