Личностно-ориентированное обучение





НазваниеЛичностно-ориентированное обучение
страница1/8
Дата публикации06.07.2013
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:




  • сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;

  • предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;

  • обучение в зоне «ближайшего развития»,

  • обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;

  • создание условий для реализации творческих возможностей школьника.




  1. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.




  1. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определенного возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я — ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

  2. Принцип культуросообразности предполагает предоставление учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.




  1. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парную, групповую, общую коллективную).


6. Преемственность и перспективность обучения.

В образовательном учреждении уже установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. Осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умения сотрудничать, предпосылок учебного труда.

В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения

предметов основной школы.

Критерием этой работы являются требования к результатам освоения

основной образовательной программы начального общего образования,

которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные

достижения школьника.

Общая характеристика основной образовательной

программы начального общего образования
Основная часть образовательной программы начального общего образования состоит из следующих разделов, раскрывающих направления деятельности образовательного учреждения.
I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и система их оценки

1.1. Формирование универсальных учебных действий.

Дается характеристика разных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Выделяются различия между личностными, предметными и метапредметными результатами обучения.

1.2. Предметные результаты обучения.

С учетом авторских программ системы учебников «Начальная школа XXI века» раскрываются результаты, которые должен достичь младший школьник за годы изучения данного учебного предмета.

1.3. Содержание и формы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
II. Учебный план и внеурочная деятельность общеобразовательного учреждения

В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка учащегося в неделю (общая часть).

Также в разделе представлены основные направления внеурочной деятельности.

III. Программа формирования универсальных учебных действий

Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

IV. Программы отдельных учебных предметов, курсов

Программы учебных предметов представляются в авторском варианте системы учебников «Начальная школа XXI века».

V. Программа духовно-нравственного развития и воспитания .

VI. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни .

VII. Программа коррекционной работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

в Муниципальном общеобразовательном учреждении

Марьинской средней общеобразовательной школе
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, используемой в данном образовательном учреждении;

  • учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования и являются основой для анализа (разработки) рабочих программ учебных предметов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников.
Личностные результаты обучения отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.

Вместе с тем, учитель должен обращать внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые представлены в ФГОС НОО, оценивать изменения, происходящие в разных сферах личности школьника:

  • учебно-познавательных мотивах;

  • взаимоотношениях со сверстниками;

  • гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере);

  • уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.

Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио.

Характеристика, которая выдается выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества.

Характеристика может включать в себя следующие позиции:

  1. оценка успеваемости учащегося, его достижения в изучении учебных предметов, возможные трудности усвоения отдельного программного материала;

  2. уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к учебной деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий, средний/достаточный, низкий);

  3. взаимоотношения с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, участие в совместной деятельности, наличие друзей в классе; отношение к учащемуся других детей.

Портфолио ученика ведется в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог дает рекомендации, какие материалы могут его наполнять.

К ним относятся:

  • творческие работы ребенка

  • различные награды, полученные им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные грамоты, благодарности)

  • оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности и т. п.

Эти документы оформляются как благодарственные письма учителя, как официальный документ с подписью педагога на красивом бланке.

Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной деятельности.
Предметные результаты обучения представлены в содержании программы учебного предмета по каждому классу .

Формы контроля и учета достижений обучающихся


Частотность контроля

Обязательные формы и методы контроля

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Текущий

Один раз в триместр/четверть

1 раз в год


- устный опрос

- письменная

- самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа

- посещение уроков по программам наблюдения

Комплексные контрольные работы(ККР)

Итоговые ККР

- диагностическая контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения-

анализ динамики текущей успеваемости

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет




Иные формы учета достижений

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований


Все достижения обучающихся оцениваются :

В 1-м классе вербально – зрительной оценкой:

«Молодец»,» Хорошо», «Надо постараться»

Во 2-4 балльной критериальной оценкой ( характеристика взята у Ковалевой Г.С.)

«1»- плохо

«2»- неудовлетворительно

«3»- удовлетворительно

«4»- хорошо

«5»- отлично
Формы представления образовательных результатов:

  1. • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

  2. • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

• устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач

и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

• портфолио;

  1. • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.



Метапредметные результаты обучения раскрываются через умения и универсальные учебные действия.

  1. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

  2. · с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (См.: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли /Под ред. А.Г. Асмолова – М.: 2008)

  3. · при анализе выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.



В соответствии с ФГОС НОО они отражают базовый уровень планируемых результатов и могут быть выстроены по следующим позициям:
1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

  • «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

  • выбор и использование целесообразных способов действий;

  • определение рациональности (нерациональности) способа действия.





2. Планирование, контроль и оценка учебных действий.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

  • составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

  • контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

  • адекватная самооценка выполненной работы;

  • восстановление нарушенной последовательности учебных действий.


3. Использование знаково-символических средств представления информации:

  • чтение схем, таблиц, диаграмм;

  • представление информации в схематическом виде.


4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

  • выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;

  • установление причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

  • использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.


5. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

  • составление текста-рассуждения;

  • выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

  • использование обобщающих слов и понятий.


6. Смысловое чтение:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  • составление текстов в устной и письменной формах.


7. Различные способы поиска и использования информации:

  • поиск значения слова по справочнику;

  • определение правильного написания слова;

  • «чтение» информации, представленной разными способами.


Для оценки достижения метапредметных результатов обучения проводится итоговая комплексная контрольная работа.

Проверка уровня достижений учащегося в соответствии с ФГОС НОО осуществляется в конце четвертого года обучения.

Контрольная работа проходит:

в первом- втором классах в апреле месяце, в течение одного урока.

в третьем-четвертом классах, в мае месяце, в течение двух уроков.

Перед проведением работы учитель выбирает не менее двух заданий из предложенных по каждой позиции (с 1 по 7) и разным предметным областям, например: русский язык + математика; математика + окружающий мир; русский язык + окружающий мир и т. д.( список предметов для комплексной КР утверждается педагогическим советом не позднее трех месяцев до срока проведения ККР).

Стоимость одного задания — один балл.

70% выполнения заданий означает, что «стандарт выполнен», то есть делается вывод о достижении учащимся базового уровня метапредметных результатов обучения.

Сумма средних баллов переводится в четвертную и полугодовую отметку (2–5). Для выведения такой отметки используется формула с учётом процента успешности по всем критериям по определённой шкале (0–50% – 2;50–70% – 3; 70–88% – 4; 88–100% –5).

В конце отчётного периода( четверти/триместра) по результатам констатирующих работ( если таковые проводились не по комплексным контрольным работам, а отдельно по предметам)формируются средние баллы.

Учащимся выставляется годовая отметка по сумме четвертных/триместровых отметок (8–10 баллов – 3, 11–13 баллов –4, 14–15 баллов – 5).

Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в характеристике учащегося и в отчете школы по реализации ФГОС.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования… завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся».
Эта формулировка означает, что государственная аттестация по завершению начального общего образования не проводится.
В соответствии со статьей 3.9 в Уставе образовательного учреждения устанавливается «система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения».

В статье 3.12 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования».

При определении системы оценок при промежуточной аттестации в образовательном учреждении должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Личностно-ориентированное обучение iconКонспект урока по английскому языку в 3 классе
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Личностно-ориентированное обучение iconПлан –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Личностно-ориентированное обучение iconИтоги работы над методической темой школы «Личностно-ориентированное...
...
Личностно-ориентированное обучение iconКонспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)...
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Личностно-ориентированное обучение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые технологии: икт, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, элементы рефлексивного обучения, обучение...
Личностно-ориентированное обучение iconЛичностно ориентированное обучение младших школьников как условие сохранения индивидуальности

Личностно-ориентированное обучение iconЛичностно-ориентированное обучение на уроках физики в 9-м классе
В реализации технологий личностно ориентированного обучения при организации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения...
Личностно-ориентированное обучение iconПроектная деятельность
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентированное
Личностно-ориентированное обучение iconГероев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое...
Воспитание гражданственности и патриотизма через личностно – ориентированное обучение
Личностно-ориентированное обучение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности»
Личностно-ориентированное обучение iconТема: Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие в комплексном подходе
Основная цель работы мо : Формирование творческой, духовной и физической культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям,...
Личностно-ориентированное обучение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока в 1-3 кл. Дымницкой школы, данного учителем Смирновой Е. К. на семинаре учителей начальных классов по теме "Личностно...
Личностно-ориентированное обучение iconПубличный доклад директора мкоу васильевской основной общеобразовательной...
Проблема школы: «Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности»
Личностно-ориентированное обучение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью воспитания в лицее является личностно-ориентированное обучение и воспитание, направленные на раскрытие, развитие и реализацию...
Личностно-ориентированное обучение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое объединение учителей начальной школы в 2011-2012 учебном году работало над темой: Личностно-ориентированное обучение...
Личностно-ориентированное обучение iconПрограмма формирования универсальных учебных действий
Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, ориентированное на решение проблем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск