Скачать 309.25 Kb.
|
Методическая разработка: Курс «Истоки» в начальной школе. Введение «Истоковедение», как междисциплинарное, интегрирующее направление в образовании нацелено на гармоничное развитие личности участников учебно-воспитательного процесса на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей. Главная цель курса «Истоки» является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения. Истоковедение:
Шаг за шагом я осваиваю истоковскую технологию. На практике развиваю целостное восприятие и мышление, создаю положительный настрой учащихся на занятии, формирую ресурс успеха, ориентирую на объективные показатели социокультурного развития личности. Стремлюсь эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, ставлю ребенка в активную позицию, осуществляю эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, учителем, родителями. Осваивая содержание, особое внимание уделяю развитию коллектива, единого контекста в группе, благодаря чему происходит самоутверждение каждого и группы в целом. Учебный курс «Истоки» на начальном этапе вводит младших школьников в круг основных социокультурных ценностей (2 класс), внутренний мир человека (3 класс), знакомит с традициями (4 класс). Программа «Воспитание на социокультурном опыте» - целостная система внеклассных воспитательных занятий, определяющих воспитательные ориентиры образовательного учреждения и семейного воспитания. Цели программы:
Содержательный стержень программы это система категорий и понятий, изучаемых в курсе «Истоки». Мною реализуется программа через систему внеклассных занятий, в которых участвуют дети, учитель, родители. Классный час - продолжение работы, начатой на уроке «Истоки». Занятие организую и провожу один раз в месяц. На занятии создаю условия для самоутверждения личности ребенка, учителя, родителей через совместную деятельность. Так взрослые становятся непосредственными участниками воспитательного процесса, развиваясь вместе с детьми. Осознание духовно - нравственных ценностей участников образовательного процесса происходит с помощью активных форм обучения: ресурсного круга, работы в парах, микрогруппах. Активные занятия позволяют использовать полученные знания на практике, научают приемам активного взаимодействия. Главным результатом совместной деятельность педагога, детей и родителей в моей практике является Первая Книга, на страницах которой запечатлено духовное и нравственное развитие детей. Основная часть Методологические и методические основы преподавания. На уроках «Истоки», которые я веду со 2 класса, стараюсь создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективность общения друг с другом, чтобы процесс освоения социокультурного опыта был не стихийным, а системным и глубоким. Методологические принципы в истоковедении:
Придерживаюсь примерной схемы построения структуры урока:
а) вводный, б) основной; в) заключительный. При описании этапов урока (классного часа) отражаю следующие моменты:
Предлагаю краткое описание некоторых этапов урока:
Создаю благоприятную психологическую обстановку на занятии, которая настраивает учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, взаимодействие, ведущее к взаимному обогащению. Выражаю детям свои чувства, в которых будет настрой на радостный эффективный совместный труд и творчество. Детям необходимо почувствовать, что учитель верит в их способности и возможности. Обращаюсь к ребёнку по имени, это способствует присоединению учителя к учащимся. Присоединение способствует и предметно-пространственное окружение и расположение учащихся во время занятий. На них важно развивать чувство «Мы».
Тренинги – важная составляющая часть урока. Они представлены целостной системой. В течение учебного года учащиеся постепенно осваивают разновидности ресурсного круга, работу в паре, тройке, четвёрке. Чёткий алгоритм действий тренинга поможет осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат. Это особенно важно на начальном этапе работы. Тренинг подразделяется на этапы: подготовительный; основной (индивидуально, в паре, в группе); рефлексия. В «Истоках» представлены 2 вида тренингов – развивающие и оценивающие. Развивающие тренинги преследуют цели и задачи по определённой теме, где дети осваивают навык общения в паре, тройке, четвёрке, группе. Оценивающих тренингов (за год восемь) позволяет выявить динамику развития каждого ученика). Оценивание результатов осуществляю по 7-бальной шкале. Оценочную деятельность осуществляю через систему вознаграждения.
На каждом уроке веду работу в тетрадях. Всегда нахожу то, за что можно похвалить. Если работу не сделал: говорю спасибо за то, что ребёнок размышлял над этим предметом и зашёл пока в тупик. В следующий раз он сможет свои мысли оформить. Деятельность учащихся оцениваю с целью поощрения и указания путей для саморазвития. Оценка должна как бы поднять ребёнка в собственных глазах, укрепить его положительную репутацию в коллективе одноклассников. Особенно поощряю социально-ценностные достижения детей. Оценку выставляю один раз в полугодие. Она складывается из оценивания работы в тетради и работы на уроке. Оцениваю также активность учащихся на уроке. В конце года ребёнку вручаю открытку, в которой отмечены успехи и тактично указано на то, над чем ещё надо поработать. На уроке пытаюсь достичь целостности восприятия, мышления, чувствования, впечатления ради духовного и нравственного развития учащихся.
В своей работе использую способы вознаграждения: 1.Одобрение и аргументированная похвала. 2.Вознаграждение действием. Все являются активными участниками. 3.Предоставление самостоятельности (особенно на индивидуальном этапе). 4.Делегирование полномочий (исполнение роли лидера). 5.Благодарность. Основное содержание раздела. 2 класс Раздел «Труд земной» – 8 часов. В данном разделе содержится социокультурное измерение основных видов трудовой деятельности человека: земледелия, скотоводства, строительства, кузнечного ремесла, ткачества, торговли. Этот подход предполагает, что наряду с элементарным рассказом о традиционной технологии этих видов трудовой деятельности ученику необходимо также понять некоторые эстетические и нравственно – этические аспекты. Технологии традиционных занятий относительно просты к вековому опыту предыдущих поколений. Даже у современного городского населения сохраняются сравнительно полные представления о таких видах трудовой деятельности, как пахота, сев, жатва …. Известны и традиционные орудия труда: соха, плуг, борона, серп, коса… Эстетические аспекты труда делают менее заметной его тяжесть, придают даже повседневному делу элементы красоты. В полной же мере красота присуща всем плодам усердного труда: золотое поле, чистый и сытый конь, «ладные дома и красавицы-церкви», «сложные и затейливые изделия», «ткани с разными узорами», яркая вышивка и кружева. Красота в повседневности – одна из самых существенных сторон русского быта. Нравственно-этические стороны труда земного многогранны. Каждое его направление обладает огромной воспитательной силой. Каждое из занятий порождает немало метких и поучительных пословиц и поговорок. Они учат видеть в древних занятиях человеческие некие аналоги вечным ценностям. Так, в ежегодном весеннем севе нетрудно увидеть подобие вечного возрождения жизни. Строительство в христианском сознании легко отождествляется с созиданием мира в душе. Нить пряхи напоминает о вечности, созидающие удары кузнечного молота – о преображении, торговля – о единении рода человеческого. Расширение образовательного поля достигается в этом разделе дидактического материала через задания «Выпиши из текста названия орудий труда для сева и жатвы в старину и в наше время», тренинг «Труд души и орудия труда», «Расскажи в каких случаях носят эту одежду». Задания по теме «Ярмарка» и тренинг «Ценности труда земного» носят оценивающий обобщающий характер. СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными? ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает? ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмар ка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей. Тематическое планирование раздела «Труд земной».
|
Рабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:... Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | Чрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003 Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,... | ||
Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования» Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования» | Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны» Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 | ||
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | ||
Решение задач на повторение материала за курс средней полной школы Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Методическая разработка По дисциплине «Макроэкономика» Учебно методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе... | ||
Методическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода... | Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине... | ||
Методика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя... Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам | Урока истоки Пояснительная записка Учебник Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:... |