Методическая разработка: Курс «Истоки»





Скачать 309.25 Kb.
НазваниеМетодическая разработка: Курс «Истоки»
страница1/3
Дата публикации23.07.2014
Размер309.25 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Культура > Методическая разработка
  1   2   3




Методическая разработка: Курс «Истоки» в начальной школе.

Введение

«Истоковедение», как междисциплинарное, интегрирующее направление в образовании нацелено на гармоничное развитие личности участников учебно-воспитательного процесса на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.

Главная цель курса «Истоки» является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.

Истоковедение:

  • развивает социокультурную основу во всех звеньях образования через введение учебного курса «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте»;

  • объединяет содержание обучения и воспитания в единый
    образовательный процесс, создавая условия для гармоничного развития,
    как ребенка, так и его родителей и педагогов;

  • формирует самоутверждающийся субъект обучения и воспитания,
    равно как и субъект социокультурного слоя;

  • возрождает первоначальный контекст социокультурных категорий и
    ценностей общества как важную предпосылку возрождения России;

  • является интегрирующим направлением, способным на практике
    осуществить межпредметные связи во всех звеньях образования.

Шаг за шагом я осваиваю истоковскую технологию. На практике развиваю целостное восприятие и мышление, создаю положительный настрой учащихся на занятии, формирую ресурс успеха, ориентирую на объективные показатели социокультурного развития личности. Стремлюсь эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, ставлю ребенка в активную позицию, осуществляю эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, учителем, родителями.

Осваивая содержание, особое внимание уделяю развитию коллектива, единого контекста в группе, благодаря чему происходит самоутверждение каждого и группы в целом.

Учебный курс «Истоки» на начальном этапе вводит младших школьников в круг основных социокультурных ценностей (2 класс), внутренний мир человека (3 класс), знакомит с традициями (4 класс).

Программа «Воспитание на социокультурном опыте» - целостная система внеклассных воспитательных занятий, определяющих воспитательные ориентиры образовательного учреждения и семейного воспитания.

Цели программы:

  • приобщение детей, их семей, педагогов к непреходящим ценностям
    через совместную деятельность;

  • организация взаимодействия детей и взрослых; формирование
    активной педагогической позиции родителей;

  • создание условий для развития познавательной сферы ребенка и
    формированию бережного отношения к окружающему миру;

  • написание ребенком своей «Первой Книги».

Содержательный стержень программы это система категорий и понятий, изучаемых в курсе «Истоки». Мною реализуется программа через систему внеклассных занятий, в

которых участвуют дети, учитель, родители.

Классный час - продолжение работы, начатой на уроке «Истоки». Занятие организую и провожу один раз в месяц. На занятии создаю условия для самоутверждения личности ребенка, учителя, родителей через совместную деятельность. Так взрослые становятся непосредственными участниками воспитательного процесса, развиваясь вместе с детьми. Осознание духовно - нравственных ценностей участников образовательного процесса происходит с помощью активных форм обучения: ресурсного круга, работы в парах, микрогруппах. Активные занятия позволяют использовать полученные знания на практике, научают приемам активного взаимодействия.

Главным результатом совместной деятельность педагога, детей и родителей в моей практике является Первая Книга, на страницах которой запечатлено духовное и нравственное развитие детей.

Основная часть

Методологические и методические основы преподавания.
На уроках «Истоки», которые я веду со 2 класса, стараюсь создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективность общения друг с другом, чтобы процесс освоения социокультурного опыта был не стихийным, а системным и глубоким.

Методологические принципы в истоковедении:

  • антропологический (системное использование данных науки о человеке, построение и осуществлении педагогического процесса с учётом целостной природы человека, его возможностей и потребностей)

  • культуроведческий (культура способствует развитию человека и становлению его творческой личности)

  • этнический (обучение и воспитание осуществляется с учётом национальных традиций и менталитета народа, его культуры, национально-этнической обрядности, обычаев, привычек)

  • принцип деятельностного подхода (деятельность – основа, средство и решающее условие развитие личности)

Придерживаюсь примерной схемы построения структуры урока:

  1. Цель и задачи урока «Истоки».

  2. Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися.

  3. Оборудование, инструментарий.

  4. Основные этапы урока:

а) вводный,

б) основной;

в) заключительный.

При описании этапов урока (классного часа) отражаю следующие моменты:

  • Присоединение

  • Методы и приёмы работы над понятиями.

  • Активные формы обучения, определение их места в уроке.

  • Работа с учебником, рабочей тетрадью.

  • Вознаграждение.

  • Рефлексия.

  1. Социокультурные результаты урока.

  2. Домашнее задание (объём, содержание, мотивация на взаимодействие с семьёй).

  3. Работа над страничками Первой Книги.

  4. Список литературы, использованной для подготовки к уроку.

Предлагаю краткое описание некоторых этапов урока:

  • Присоединение учащихся к теме, друг к другу, актуализация чувственного опыта, деятельность по принятию цели урока.

Создаю благоприятную психологическую обстановку на занятии, которая настраивает учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, взаимодействие, ведущее к взаимному обогащению. Выражаю детям свои чувства, в которых будет настрой на радостный эффективный совместный труд и творчество. Детям необходимо почувствовать, что учитель верит в их способности и возможности. Обращаюсь к ребёнку по имени, это способствует присоединению учителя к учащимся.

Присоединение способствует и предметно-пространственное окружение и расположение учащихся во время занятий. На них важно развивать чувство «Мы».

  • Активные формы обучения (тренинги).

Тренинги – важная составляющая часть урока. Они представлены целостной системой.

В течение учебного года учащиеся постепенно осваивают разновидности ресурсного круга, работу в паре, тройке, четвёрке. Чёткий алгоритм действий тренинга поможет осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат. Это особенно важно на начальном этапе работы.

Тренинг подразделяется на этапы: подготовительный; основной (индивидуально, в паре, в группе); рефлексия.

В «Истоках» представлены 2 вида тренингов – развивающие и оценивающие.

Развивающие тренинги преследуют цели и задачи по определённой теме, где дети осваивают навык общения в паре, тройке, четвёрке, группе.

Оценивающих тренингов (за год восемь) позволяет выявить динамику развития каждого ученика). Оценивание результатов осуществляю по 7-бальной шкале. Оценочную деятельность осуществляю через систему вознаграждения.

  • Работа с учебником, рабочей тетрадью.

На каждом уроке веду работу в тетрадях.

Всегда нахожу то, за что можно похвалить. Если работу не сделал: говорю спасибо за то, что ребёнок размышлял над этим предметом и зашёл пока в тупик. В следующий раз он сможет свои мысли оформить.

Деятельность учащихся оцениваю с целью поощрения и указания путей для саморазвития. Оценка должна как бы поднять ребёнка в собственных глазах, укрепить его положительную репутацию в коллективе одноклассников. Особенно поощряю социально-ценностные достижения детей.

Оценку выставляю один раз в полугодие. Она складывается из оценивания работы в тетради и работы на уроке. Оцениваю также активность учащихся на уроке. В конце года ребёнку вручаю открытку, в которой отмечены успехи и тактично указано на то, над чем ещё надо поработать.

На уроке пытаюсь достичь целостности восприятия, мышления, чувствования, впечатления ради духовного и нравственного развития учащихся.

  • Вознаграждение.

В своей работе использую способы вознаграждения:

1.Одобрение и аргументированная похвала.

2.Вознаграждение действием. Все являются активными участниками.

3.Предоставление самостоятельности (особенно на индивидуальном этапе).

4.Делегирование полномочий (исполнение роли лидера).

5.Благодарность.

Основное содержание раздела.

2 класс

Раздел «Труд земной» – 8 часов.

В данном разделе содержится социокультурное измерение основных видов трудовой деятельности человека: земледелия, скотоводства, строительства, кузнечного ремесла, ткачества, торговли. Этот подход предполагает, что наряду с элементарным рассказом о традиционной технологии этих видов трудовой деятельности ученику необходимо также понять некоторые эстетические и нравственно – этические аспекты.

Технологии традиционных занятий относительно просты к вековому опыту предыдущих поколений. Даже у современного городского населения сохраняются сравнительно полные представления о таких видах трудовой деятельности, как пахота, сев, жатва …. Известны и традиционные орудия труда: соха, плуг, борона, серп, коса…

Эстетические аспекты труда делают менее заметной его тяжесть, придают даже повседневному делу элементы красоты. В полной же мере красота присуща всем плодам усердного труда: золотое поле, чистый и сытый конь, «ладные дома и красавицы-церкви», «сложные и затейливые изделия», «ткани с разными узорами», яркая вышивка и кружева. Красота в повседневности – одна из самых существенных сторон русского быта.

Нравственно-этические стороны труда земного многогранны. Каждое его направление обладает огромной воспитательной силой.

Каждое из занятий порождает немало метких и поучительных пословиц и поговорок. Они учат видеть в древних занятиях человеческие некие аналоги вечным ценностям. Так, в ежегодном весеннем севе нетрудно увидеть подобие вечного возрождения жизни. Строительство в христианском сознании легко отождествляется с созиданием мира в душе. Нить пряхи напоминает о вечности, созидающие удары кузнечного молота – о преображении, торговля – о единении рода человеческого.

Расширение образовательного поля достигается в этом разделе дидактического материала через задания «Выпиши из текста названия орудий труда для сева и жатвы в старину и в наше время», тренинг «Труд души и орудия труда», «Расскажи в каких случаях носят эту одежду». Задания по теме «Ярмарка» и тренинг «Ценности труда земного» носят оценивающий обобщающий характер.

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмар ка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Тематическое планирование

раздела «Труд земной».




Тема урока
Содержание

Активные формы обучения

1
Сев и жатва

Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва.

Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры

1.Работа в паре

«Полевые работы»

2.Работа в паре

«Пословицы и приметы

2

Братья меньшие

Домашние животные.

Забота о животных.

Любовь к животному.

1.Работа в паре

«Про кого так говорят»

2.Ресурсный круг

«Кто важнее?»

3

Ткачихи - рукодельницы

Ткачихи. Женский труд.

Посиделки. Прядение.

Ткачество. Терпение

Ресурсный круг

«Ткачихи - рукодельницы»


4

Ткачихи - рукодельницы

Лен. Полотно. Терпение.

Сноровка

Работа в четверке

«Как рубашка в

поле выросла»

5

Мастера - плотники

Плотницкое дело. Сруб.

Топор. Артель.

Добросовестность.

Рассудительность.

Мастерство

1.Работа в четверке

«Инструменты плотника»

2.Ресурсный круг

«Мастера – плотники»

6

Кузнецы - умельцы

Мастер – кузнец.

Кузница.

Горн. Мечи. Молот.

Наковальня. Сила и

ловкость.

1.Работа в тройке

«Подкуем лошадку»

2.Ресурсный круг

«Кузница»

7

Ярмарка

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала.

Товар. Честная торговля. Праздник

Ресурсный круг

«Ярмарка»

8

Обобщающий урок

«Труд земной»

Труд земной

1.Работа в четверке

«Труд земной и

орудия труда»

(оценивающий тренинг)

2.Ресурсный круг

«Ценности труда земного»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка: Курс «Истоки» iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconРешение задач на повторение материала за курс средней полной школы
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка По дисциплине «Макроэкономика»
Учебно методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе...
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодическая разработка по дисциплине «Мировая экономика»
Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине...
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconМетодика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя...
Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам
Методическая разработка: Курс «Истоки» iconУрока истоки Пояснительная записка Учебник
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск