Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7)





Скачать 312.64 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7)
страница1/2
Дата публикации24.07.2014
Размер312.64 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);

  • Авторская программа по технологии Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010;

  • Положение о критериях оценивания знаний учащихся по общеобразовательным предметам (текущий контроль знаний);

Рабочая программа разработана для курса «Технология» во 2 – 4 классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Гармония».

Цель начального курса технологии заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение курса технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Для достижения поставленных целей преподавания технологии в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

  • расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира;

  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений;

  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;

  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся

МБОУ «Шибылгинская СОШ» является общеобразовательной. Технология изучается на базовом уровне. Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание по изобразительному искусству и художественному труду.

Концепция рабочей программы для 4 класса ориентирована на использование базового учебника для 4 класса «Технология» Конышев Н.М. Технология. Наш рукотворный мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – 8-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. -168 с.: ил.,рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации в 2013-2014 учебном году. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в содержательную часть рабочей программы из авторской изменений внесено НРК (национально- региональный компонент). В основу НРК образовательной области «Технология» положено ознакомление с декоративно- прикладным искусством чувашского народа.

По программе на изучение в 4 классе отводится 34 часа ( 1 час в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «Шибылгинская СОШ2 и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г
Срок реализации рабочей учебной программы: 2013-2014 учебный год.
Формы и методы, технологии обучения
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры.

Для успешного решения задач курса приобретают навыки работы с линейкой, циркулем, угольником. На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нём, понимать назначение выполняемых заданий.

На уроках применяются технологии традиционного обучения, технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, личностно ориентированного обучения, технология сотрудничества, игровая технология, дифференцированное обучение, ИКТ.

Уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.

Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.

Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов в художественно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

Важно, что эти вопросы ученики осваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам.

Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост крупных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6–7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.
Особенности выбора УМК

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:

учатся экономно расходовать материалы;

- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

- учатся преимущественно конструкторской деятельности;

- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

Минимум содержания образования

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей.

Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение технологии во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, из них по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Из них 18 % – резерв свободного учебного времени, который может быть использован разработчиками авторских программ по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий(НРК).
Содержание курса

4 класс

«Секреты мастеров»

(34 ч.)

Из глубины веков до наших дней (8ч.). Понятие об исторической значимости предметной среды. История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов. Отражение в бытовых предметах представлений человека о единстве мира вещей и мира природы. Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов, лепка и роспись изразца). Старинные техники плетения: плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов). Изготовление украшений с использованием древней магической символики.

Традиции мастеров в изделиях для праздника(8ч.).Развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях. Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремёслах. Рукоделие в духе народных традиций: лепка, вязание, вышивка, шитьё. Природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремёслах.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие(10ч.). Изучение и освоение новых материалов, инструментов и способов работы. Ознакомление с неизвестными ранее декоративно художественными эффектами. Бисероплетение. Окантовка картона, жёсткий переплёт, Сложные формы из волокнистых материалов. Вязание крючком. Новые виды стежков и швов («петельный», «козлик»). Аппликация из соломки. Папье-маше. Простейшие приёмы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой). Сложные виды бумагопластики. Развёртки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр. Декоративная упаковка или елочная игрушка. Комбинирование геометрических тел и развёрток в изделиях (маски, упаковки, открытки, игрушки).

В каждом деле свои секреты (8ч.).Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: предметы современного и старинного быта (из музейных и археологических материалов). Керамика, изразцы, плетёные изделия из лозы, бересты, щепы. Украшения. Предметы бумажной пластики. Художественные открытки, упаковка. Вязаные и вышитые изделия. Народная глиняная игрушка. Изделия из соломки. Чеканка по металлу.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по технологии.

п\п

Темы


Количество часов (уроков)

2 класс

3 класс

4 класс

Всего



Дело мастера боится.

8 ч.

-

-

8 ч.



О чём рассказывают вещи.

8 ч.

-

-

8 ч



Мастер учится у мастеров.

10 ч.

-

-

10 ч



Природа и фантазия в изделиях мастеров.

8 ч.

-

-

8 ч



Формы и образы природы – образец для мастера.

-

8 ч.

-

8 ч



Вещи, создающие настроение праздника.

-

8 ч.

-

8 ч



Красота и уют нашего дома. Гармония стиля.

-

10 ч.

-

10 ч



От мира природы – к миру вещей.

-

8 ч.

-

8 ч



Из глубины веков до наших дней.

-

-

8 ч.

8 ч



Традиции мастеров в изделиях для праздника.

-

-

8 ч.

8 ч



Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие.

-

-

10 ч.

10 ч



В каждом деле свои секреты.

-

-

8 ч.

8 ч




Всего

34 ч.

34 ч.

34 ч.

102 ч.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconРабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе...
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7)
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка рабочая программа по географии 6 9 классов...
Рабочая программа по географии 6 – 9 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка рабочая программа по истории составлена на...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка Рабочая адаптированная основная общеобразовательная...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка рабочая программа по изо 5 9 класс разработана...
Рабочая программа по изо 5 – 9 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Кузнецова...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconПояснительная записка Рабочая учебная программа разработана на основании следующих документов
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной...
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 2-4 классов разработана на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 7) iconРабочая программа учебного курса биологии в 9 (VII) классе Учитель:...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск