Урок внеклассного чтения.





Скачать 97.99 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения.
Дата публикации25.07.2014
Размер97.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

Урок литературы

10 класс

Тема: А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» Урок внеклассного чтения.

Цель: - углубить знания учащихся о жизни и особенностях творчества писателя;

- познакомить с основными темами прозы Л.Чехова;

- помочь учащимся понять философский смысл рассказа «Скрипка Ротшильда»;

  • проанализировать основные образы рассказа, его композицию;

  • заставить задуматься о ценностях человеческих отношений, смысле жизни моральных принципах;

  • совершенствовать навыки целостного анализа художественного текста;

  • развивать связную речь учащихся, умение доказательно отстаивать свою позицию;

-воспитывать уважение к окружающим людям, внимательное, толерантное отношение к ним;

  • прививать культуру ведения дискуссии.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: - интерактивная доска;

  • запись музыкальных фрагментов в исполнении скрипки.

Ход урока

І.Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с творчеством выдающихся русских писателей II половины XIX века - Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. К этой плеяде талантливейших реалистов мировой литературы принадлежит и Антон Павлович Чехов, имя которого вам знакомо по курсу литературы 6 класса. Сегодня у нас есть возможность углубить знания о творчестве этого автора, проанализировав его рассказ «Скрипка Ротшильда», и открыть для себя нового Чехова - Чехова-философа.

Итак, начнем.

III. Актуализация опорных знаний.

Прежде всего, давайте вспомним, что нам известно о жизни и творчестве писателя А. Чехова. И в этом нам помогут презентации, которые подготовили ваши одноклассники (просмотр презентаций о жизни и творчестве А. Чехова).

IV. Работа по теме урока.

1. История создания рассказа «Скрипка Ротшильда».


Произведение «Скрипка Ротшильда» - одно из величайших творений А.П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя.

Создавался рассказ с середины декабря 1893 года до середины января 1894 года и относится к позднему периоду творчества писателя. Он сложен для интерпретации, очень глубок и психологичен.

Мы разберем основные темы, проблемы, мотивы и образы произведения, обратим внимание на текст как систему, на его противоречия, акценты и особенности, на его поэтику.

2. Знакомство с содержанием текста.

Давайте очень коротко восстановим, сюжет рассказа. (Пересказ сюжетной линии)

3. Смысл названия.

Первое, что мы видим, открывая текст - это его название - «Скрипка Ротшильда». Возникает вопрос: кто такой Ротшильд? Почему автор дал такое имя заглавному герою, какая ассоциация должна возникать в связи с ним?

Итак, Ротшильд - международная династия банкиров и общественных деятелей. Основатель династии - Майер Амшель Ротшильд (1744-1812гг.), создавший банк во Франкфурте - на - Майне. Далее пятеро его сыновей контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы: Париже, Лондоне, Вене, Неаполе и Франкфурте - на -Майне. Это всемирно известная фамилия, ассоциирующаяся с большим состоянием, богатством, именем и весом в обществе, банковским делом.

В рассказе Чехова мы находим образ, явно отличный от того, который представляется после первого упоминания.

- Каким мы видим Ротшильда и его поведение в первое упоминание в рассказе?

(обижается, когда Яков хочет его побить, «свирепо» глядит на Якова, потом начинает плакать)

Перед нами несоответствие «должного» и реального: то, что кажется нам естественным (независимое и гордое поведение, богатство еврея с фамилией известного банкира) не имеет никакого отношения к тому, что мы видим в жизни (бедный, почти нищий жид, плачущий, напуганный, худой, убегающий от собак и мальчишек с камнями).

- А каково отношение к Ротшильду самого Якова? (по тексту) проникался ненавистью.

- За что Яков ненавидел несчастного жида? (его ненависть ничем не обоснована - социальный мотив, черта оседлости)

Сам Яков задает себе этот вопрос только в финале, за 2 дня до смерти. Вывод. Так уже в заглавии, в имени второстепенного героя, проявляется главная оппозиция рассказа.
4. Анализ основных образов, рассказа.

4.1. А теперь обратимся к главным образам произведения.

  • Кого вы можете назвать главным героем рассказа? (Яков)

  • Какую информацию о герое дает автор в начале рассказа? (по тексту) Имя Яков библейское: согласно Библии, Яков был близнецом Исава и

родился, держась за пятку старшего брата, т.е. Яков дословно - последователь, следующий. Полное имя - Иванов Яков Матвеич, но дается оно только в первом абзаце для противопоставления жизни, которая могла быть и которая есть у героя.

Уже здесь намечен конфликт, который станет сквозным в рассказе.

- Почему прозвище героя Бронза? (древний прочный сплав меди с
другими металлами, который со временем зеленеет, но не теряет своих
свойств, очень часто из него отливают колокола, медали, монеты), т.е.
подчеркивается прочность, сила, возраст героя, а также скрытый моральный
аспект (колокола).

  • Найдите портрет Якова в тексте (подчеркивается сила).

  • Как Чехов характеризует профессиональные качества Якова?

  • Как к нему относились в городе?

- А что можно сказать о характере героя? (замкнутый, суровый,
ворчливый)

- Что беспокоит Якова больше всего? (убытки)

Слово «убытки» встречается в тексте 19 раз, но смысл его постепенно меняется.

- О каких убытках сожалеет Яков в начале?

(денежные доходы - вместо гробов разводить рыбу, гонять баржи, зарабатывать игрой на скрипке...)

А с другой стороны, можно было вести совсем иной образ жизни, но поймет он это слишком поздно.

4.2. Давайте проследим этапы нравственной эволюции Якова.

-Когда впервые герой начинает задумываться о своей неправильной жизни? (болезнь и смерть Марфы)

-Семантика имени Марфа - добродетель, простодушие, хранительница домашнего очага, при этом она же Госпожа, хозяйка, наставница, владычица.

- Какой показана Марфа в произведении?

(тихая, безответная, покорная, молчаливая - произносит всего 2 фразы:» Яков!
Я умираю!» и монолог о ребеночке с белокурыми волосиками). Но именно её
смерть стала отправной точкой эволюции характера Якова.

-Как воспринял Яков первое известие о болезни жены? (весь день играл на скрипке, а потом стал от скуки записывать в книжку годовой итог. И убытки, которые он подсчитал, шокировали его, поэтому Яков или не понял, что сказала Марфа, или сразу забыл об этом как о неважном).

В этот момент Марфа говорит ему: «Яков! Я умираю!».

- Как отреагировал Яков? (оглянулся)

Обратите внимание: не вздрогнул, не удивился, а просто оглянулся ему

не до Марфы, как и все эти 52 года. И только увидев непривычно ясное и
радостное лицо Марфы, Яков смущается. Это первая эмоция по отношению к Марфе.

Впервые за все годы он вспомнил, что никогда не уделял ей внимания, (зачитайте по тексту)

Именно с этого момента появляются элементы рефлексии, самоанализа (еще 1 оппозиция: болезнь Марфы - исцеление Якова).

- Как пытается Яков помочь жене? ( по тексту)

(Поездка в больницу, просьба о помощи к врачу. Обратите внимание на манеру говорить - волнуется, не привык заботиться о жене ?

  • Чем занимается Яков по возвращению домой? Найдите в тексте.

(Делает гроб Марфе)

  • Как вы можете объяснить такое сочетание его заботы о жене и занятия? (делает и вздыхает: должен чем - то себя занять).

Запись в книге о стоимости гроба уже не рассматривается им как убыток. В этот момент Марфа рассказывает ему о ребенке.

- Зачитайте по тексту.

Упоминание о ребенке уже не первое в рассказе. В самом начале автор говорит об отношении Якова к заказам на детские гробики (текст): считал их чепухой. И вот, оказывается, что у него самого умерла девочка, а он не помнит этого. Это 2 страшнейших убытка сразу: ребенок и память о нем.

- Почему, на ваш взгляд, герой не помнит о такой утрате? (последствия
забытья, все 50 лет после этого он живет как в литургическом сне, он не живет,
его душа молчит).

Может быть, именно это событие и стало началом убыточной жизни? Хотя сам автор говорит, что все 52 года Яков ни разу не подумал о Марфе, не обратил внимания, будто она была кошка или собака. И это еще одно противоречие чеховского рассказа.

- Что изменилось в жизни Якова после смерти и похорон Марфы? (его
взяла сильная тоска).

В этот момент Чехов дает нам описание весенней природы, (текст)

- В чем, на ваш взгляд, смысл такого соседства?

(природе нет дела до трагедии Якова, жизнь не остановить). Говоря словами русского поэта Ф.Н. Тютчева,

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы.

- Каков следующий этап в нравственной эволюции Якова?
(на берегу к нему возвращаются воспоминания)

(текст)

Это можно назвать прозрением героя.

- Как это прозрение меняет его жизнь?

(он уже не может жить, как раньше, но по-другому он тоже жить не в силах: понимание пришло слишком поздно).

- Как Чехов передает мысль, что Якову суждено последовать за Марфой?
(повторение описания визита к врачу, разговора с ним. В этом есть и
социальный мотив: всех осматривают и лечат одинаково).
- О чем думает Яков, возвращаясь из больницы?

(текст о пользе смерти)

-Что не дает герою принять смерть как избавление, что держит его в этой жизни? (скрипка)

(текст)

4.3. Образ скрипки - один из основных в рассказе, это еще один заглавные герой. Теперь, в конце рассказа, мы видим отношение Якова к ней как I одушевленному лицу, и больше - как к ребенку, которого он потерял 50 лет назад. И теперь понятно, что всю жизнь, все эти 50 лет, роль любимца, о котором надо заботиться, того, кто облегчит страдания, «утешит в старости» выполняла скрипка.

(Марфа подсознательно чувствовала это, когда с благоговением вешала скрипку на стену.)

Только она все понимает и передает на всем понятном языке. Этот язык- музыка. (звучание скрипки)

На фоне музыки: «Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка». В этой музыке -тоска, любовь, одиночество, предчувствие скорой смерти, трагическое понимание бессмысленности и тщетности жизни.

В этот момент вновь появляется Ротшильд, испуганный, готовый любой момент к грубости и хамству в свой адрес.

- Как теперь встречает его Яков? (спокойно, миролюбиво)

- С каким предложением пришел Ротшильд? (заработок)

  • Как отреагировал на него Яков? (Не могу. Захворал, брат)

  • Какой смысл имеет здесь слово «захворал»? (болезнь физическая - бы в больнице и тоска, отсюда и безразличие к деньгам - это не столько болезнь, сколько исцеление)

(музыка)

И вот Яков опять заиграл, и слезы брызнули опять на скрипку, (текст)

Напряженная работа души Якова приводит к ясному пониманию свои главных грехов. Кульминация нравственной эволюции героя исповедь пере смертью.

-Найдите в тексте, как это описывает Чехов.

(текст)

Яков совершает первый раз за последние 50 лет поступок: «Скрипку отдайте Ротшильду». Это самое важное, что он сделал за всю свою жизнь.

Это то, к чему он шел на протяжении всего рассказа, то, ради чего о тосковал, терпел, страдал и плакал, играя свою «последнюю песню».

5. Смысл финала.

- Как сложилась жизнь Ротшильда после смерти Якова? (текст)

Этот финал открывает перед читателем и Яковом истинную жизнь. Герой получает то, о чем мечтал и жалел последние дни: настоящая известность и признание, польза и материальный достаток (не для себя, для другого) и память, которая является родом бессмертия. Ведь весь город знает и любит то, что сотворил Яков - музыкант, а не гробовщик.

Его музыка - это символ его души, которая при помощи скрипки раскрывается всем людям, желающим ее увидеть. И оказывается, люди способны понять и принять душу другого человека. Но для этого душа должна быть выражена, а чтобы ее выразить, нужно пройти долгий и тяжелый путь, искупить грех и понять истинную ценность жизни другого и своей собственной.

Концовка рассказа возвращает нас к названию. И теперь название приобретает новый смысл. Передавая скрипку Ротшильду, Яков передает ему бо'льшую часть своего внутреннего мира, своей души. Освободившись от предрассудков, он обретает народную мудрость. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой Ротшильду как наследство, Яков подтверждает идею бессмертия человеческой души. Скрипка, доставшаяся Ротшильду, - это памятник Якову, постоянное напоминание о нем.

- Исходя из этого, как бы вы назвали по-другому этот рассказ? («Душа Якова»)

V.Закрепление материала.

Как видим, на очень ограниченном объеме текста Чехов сумел поставить важнейшие философские проблемы.

-Как бы вы определили эти проблемы?

-А если бы вам пришлось создавать афишу к фильму по этому
произведению, что бы вы на ней изобразили и почему?

(ответы учащихся)

-Актуальны ли идеи рассказа в современном мире? Обоснуйте свою
точку зрения.

VI. Подведение итогов.

В который раз мы убедились, что Чехов - великий художник. Он пишет не только словом, но и звуком, настроением, интонациями, мельчайшими деталями. Он заставляет читателя вслед за героями сомневаться, искать истину, постигать высшую мудрость жизни, смысл которой в сохранении чистой, прекрасной, щедрой и вечной человеческой души.

Оценки.

VII .Домашнее задание.

1. Письменно (в рабочих тетрадях) ответить на вопрос: «О чем поведала мне скрипка Ротшильда»

2. Подготовиться к контрольной работе по литературе I половины XIXвека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок внеклассного чтения. iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
Урок внеклассного чтения. iconДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать...
Урок внеклассного чтения. iconТематическое планирование по курсу «Литература» Класс
Плановых контрольных уроков-1ч., урок развития речи-6 ч., урок внеклассного чтения-13
Урок внеклассного чтения. iconУрока: урок-исследование. Проблема
Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т....
Урок внеклассного чтения. icon«Текст»
Очень увлекательным получился урок внеклассного чтения «Волшебница зима» во 2 классе
Урок внеклассного чтения. iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Урок внеклассного чтения. iconУрок внеклассного чтения в 4 классе
Формировать навыки разбора лирического произведения и словесно-образного рисования
Урок внеклассного чтения. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего...
Урок внеклассного чтения. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами...
Урок внеклассного чтения. iconИгра Что? Где?
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова
Урок внеклассного чтения. iconУрок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Царевна- лягушка»
Методы работы- объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой
Урок внеклассного чтения. iconУрок внеклассного чтения по литературе
Н. А. Чуракова, В. Ю. Свиридова, «Литературное чтение», учебник для 3 кл., Самара, Изд дом «Федоров»
Урок внеклассного чтения. iconУчебник по литературе и особенности работы с ним. Проверка пра-вильности,...
Плановых классных сочинений 3, домашних сочинений 5, практическая работа 1, уроков внеклассного чтения 4, уроков проверки техники...
Урок внеклассного чтения. icon«Вопросы древности ответы современности», название элементов книги,...
Тип: урок- введение или урок внеклассного чтения в 1-й четверти (по учебнику Бунеева Р. Н., Е. В. Бунеевой «Шаг за горизонт», образовательная...
Урок внеклассного чтения. iconУрок внеклассного чтения Тема: Красота вокруг нас
На основе анализа образов символов уметь раскрывать авторскую позицию, идею произведения
Урок внеклассного чтения. icon«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск