Скачать 382.84 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Советский»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКОЙ ИГРУШКИ «ИГРУШКИ ИЗ ТКАНИ СВОИМИ РУКАМИ» (новая редакция) Возраст обучающихся: 6-14 лет Срок реализации: 3 года Автор: Терлякова Ольга Серафимовна, педагог дополнительного образования г. Липецк – 2011 г. Информационная карта образовательной программы обучения технике изготовления мягкой игрушки «ИГРУШКИ ИЗ ТКАНИ СВОИМИ РУКАМИ» детского творческого объединения «Мягкая игрушка» МОУДОД ЦРТДиЮ «Советский»
ВВЕДЕНИЕ Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Л.Ключевский Отечество… Есть в этом слове особая сила. Мы произносим его, и сердце наполняется чувством гражданственности и патриотизма. В этом слове переплелись и величие нашей Родины, и неброская красота того уголка, где человек родился и рос. Липецк – самый молодой областной город центральной части России. Липецкая область объединила в себе степные воронежские земли, проселки рязанщины, холмистые поля Окско-Донской низменности и те поля, что принадлежали раньше курским и орловским землям. Сегодня трудно поверить в то, что каких-нибудь два-три десятка лет назад за пределами Черноземья мало кто слышал о Липецке. Соседние города – Воронеж, Тула, Тамбов, Рязань – знали. А вот о Липецке не слышали. Трудно перечислить все то, что принесло добрую славу главному городу области. Благодаря стратегии развития сегодня наш город признан самым благоустроенным в России. В народе говорят: где родился, там и пригодился. Вот и я пригодилась. Жила я себе-поживала, горя не знала. А чего горевать? Муж добрый, заботливый, а веселый какой! Дочка – что оладушек в меду и цветочек в саду. Уж я-то на неё не нарадуюсь: то песенку ей спою, поиграю с ней, а то и сказочку на ночь расскажу. А однажды взяла и смастерила ей своими руками игрушку. Уж как обрадовалась моя деточка: играет, в кроватку с собой берёт, секретами с ней делится. И мне так понравилось мастерить, только минутка свободная выпадала, я – за рукоделие: то цветные лоскуточки из корзинки достану, то карандаши возьму, да «задумку» на бумаге нарисую, а то и заветную шкатулку с бусинками и камушками разноцветными приоткрою. Понравилось мне игрушки своими руками делать, и стала я разные книги читать да по ним учиться. И тут оказалось, что не одной мне это дело по душе: потянулись ко мне ребятишки. Собрала я их в кружок и начала обучать тому, что сама умею. Жила я – не тужила, игрушки мастерила. Полюбила я народные игрушки всем сердцем, смотрю на них – налюбоваться не могу – в этих игрушках и добрая душа мастера, и красота, и мудрость народная. В наше время на прилавках магазинов мы можем увидеть преобладание иностранной игрушки, привлекающей взгляд своей нарочитой яркостью, «правдоподобием», пестрой упаковкой, размером почти с ребенка или «взрослых» кукол (Барби и т.п.), которые ограничивают фантазию, обедняют мир ребенка и поэтому зачастую становятся лишь деталью интерьера детской. Вот я и думаю, что в ХХI веке дети должны не только у компьютера свободное время проводить, но и игрушку смастерить. Так и живу-поживаю, горя не знаю, без малого 17 лет. Вокруг меня детишки толпятся, взрослые за советом заходят, а из кабинета смех да веселье доносятся – это дети игрушку шьют себе на забаву и людям на радость. Мне очень хочется, чтобы научила «мягкая» игрушка детей быть добрыми, любить свою Родину и уважать историю. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Все мы родом из детства». Эта фраза стала расхожим штампом. И все же каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Кому-то ее купили, кому-то сшили, выстрогали или слепили старшие, а кто-то сам изготовил своего любимца. И сегодня, уже как родители, мы можем уверенно утверждать, что и наши дети предпочитают самых простых зайцев и мишек. Они значительно чаще сопровождают ребенка по жизни, становясь ему своеобразным другом в современной социально-психологической ситуации. Когда существенно обострились проблемы эмоционального общения людей, когда существует нравственная «заброшенность» детей, нехватка времени у родителей для общения с ними, когда преобладает иностранная теле- и видеопродукция, практически отсутствуют традиционные игры в «дочки-матери», в «дом», малодетность современной семьи – все это не способствует нравственному и духовному развитию ребенка. И именно в этот момент может появиться новый друг, сделанный своими руками и оттого еще более близкий и родной. Вот я и приглашаю каждый год детей в детское творческое объединение «Мягкая игрушка» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Советский», чтобы отправиться в «игрушечное путешествие». Детское объединение «Мягкая игрушка» создано в 1995 году, ежегодно собирает в своем уютном кабинете до 50 детей, преимущественно девочек. С 1998 г. объединение работает по образовательной программе обучения технике изготовления мягкой игрушки «Игрушки из ткани своими руками», направленной, в том числе и на получение тех знаний и навыков, которые обычно даются в семье: представления о традиционной роли женщины (жены, матери) в семье; ответственность женщины за здоровье и развитие ребенка, знакомство с традиционным укладом семейной жизни, с духовно-нравственными представлениями народа о жизненном круге женщины, что становится особенно важным с учетом демографической ситуации в стране. В этом я вижу актуальность данной программы. Новизной и отличительной особенностью программы «Игрушки из ткани своими руками» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, проявление созидательного отношения к окружающему миру. Первая редакция программы была рассчитана на 2 года обучения. Но образовательная программа должна обязательно год от года претерпевать изменения, откликаясь на новые, интересные темы, отказываясь от устаревших. Ведь мы живем в быстро меняющемся временном потоке. Каждые 5-7 лет в мире формируется новое поколение детей. Каждое из них растет в новом социальном и информационном пространстве. Они вырастают не такими, как предыдущие поколения и мы, педагоги, должны быть готовы к качественно новому поколению. Мы должны помочь ребенку быть успешным в этом мире. В 2007 году разработана вторая редакция программы, предусматривающая 3 года обучения, в 2011 году вышла новая редакция программы, именно она включена в реализацию образовательной программы учреждения. Цель программы: формирование гармоничной, самобытной, духовной и творческой личности посредством приобщения к труду, искусству, русской культуре и духовному наследию. Основные задачи программы: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Познавательные:
Профессионально-ориентированные:
Программа «Игрушки из ткани своими руками» предусматривает три возрастных уровня обучения, являющихся основной структурной единицей программы и позволяющих наиболее полно реализовать ее цели и задачи. Каждый возрастной уровень рассчитан на один год обучения, сопровождается краткой мотивировкой главных особенностей данного уровня обучения; учебно-тематическим планом (учебно-тематический план раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них, представляет собой таблицу, в которой обозначены темы программы с определением количества отведенных на их изучение часов, с разбивкой на теорию и практику); тезисами, раскрывающими содержание каждой темы в порядке, заявленном в учебно-тематическом плане. Структурно-функциональная модель программы Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей 6-14 лет. Весь образовательный цикл делится на три уровня. По окончании учебного года обучающиеся переходят на новый уровень обучения, занимаясь по вышеуказанной системе. Данная организация учебного процесса дает возможность непрерывного образования на протяжении 3 лет, повышает качество образования и воспитания, способствует сохранению контингента обучающихся. Содержание, формы и методы деятельности на каждом уровне подбираются исходя из возрастных особенностей детей на основе их личностного развития и уровня подготовки. Особенностью работы в рамках программы «Игрушки из ткани своими руками» является интенсивность освоения детьми различных видов деятельности. Задача автора не только заинтересовать ребенка конкретным делом, но и помочь ему достичь определенного положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям обучающегося. При планировании деятельности усилия направлены на соблюдение баланса между групповыми и индивидуальными формами работы. Режим работы с обучающимися:
Количество детей в группах соответственно: 15, 12, 8 человек. Помимо групповых, в объединении существует система индивидуальных занятий для детей с опережающим развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти занятия проходят по специальным планам, как на базе Центра творчества «Советский», так и в домашних условиях. Создание мягких игрушек – увлекательный и полезный вид детского творчества. Каждая игрушка, сделанная автором, индивидуальна в своем роде, у нее своя история создания и свой неповторимый образ. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков. Они обучают и развивают детей, учат таким вечным понятиям, как красота и доброта. Занятия в объединении представляют большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности, для формирования у детей готовности к труду, выбору профессии, это будет возможно, если педагог в своей работе будет опираться на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое мастерство. Единого определения занятию в системе дополнительного образования нет, как нет и единого понимания типа, вида, формы занятия в силу того, что есть группа методов, которые одновременно считаются формой организации деятельности. В объединении «Мягкая игрушка», в силу его специфики, на занятии предпочтение отдается сочетанию одновременно нескольких форм организации деятельности, но важнейшим компонентом занятия является общение, а все другие компоненты: обучающий (знания, умения, навыки), развивающий (творческий потенциал личности, коллектива; индивидуальные способности), воспитывающий (жизненные, нравственные ценности), прикладной (способность применять полученные знания на практике), допрофессиональный (ориентация в выборе профессии) находятся в прямой зависимости от него. Организация деятельности в рамках образовательной программы «Игрушки из ткани своими руками» строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, что, в свою очередь влияет на формирование у детей интереса к данному виду деятельности. Объективный и систематический контроль усвоения учебного материала обучающимися является важнейшим средством управления образовательным процессом в объединении, т.к. содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации учебных занятий (образовательный мониторинг с вводной, промежуточной и итоговой диагностиками). Наиболее впечатляющими становятся результаты к концу второго, а особенно – к концу третьего года обучения, как правило, соответствующие или максимально приближенные к ожидаемым результатам, разработанным в рамках образовательной программы детского объединения «Мягкая игрушка». Динамика результативности деятельности объединения «Мягкая игрушка» в рамках образовательной программы «Игрушки из ткани своими руками» тщательно отслеживается и анализируется.
В объединении «Мягкая игрушка» не просто воспитываются потребители-созерцатели, а деятельные творческие люди, умеющие воплотить свою фантазию в реальную вещь. Искусство обладает колоссальным педагогическим потенциалом. Этому, к сожалению, нередко препятствуют жесткие рамки основных образовательных программ. Но благодаря дополнительному образованию мы можем широко раздвигать эти границы, развивая не только детей, но и их родителей, развиваясь сами. За 17 лет существования детского объединения «Мягкая игрушка» в коллективе сложились собственные традиции:
Особенно радует включение в процесс реализации программы «Игрушки из ткани своими руками» родителей, многие из которых охотно поддерживают участие детей в занятиях по программе, помогают в их организации, посещают занятия и массовые мероприятия, оказывают финансовую поддержку, и это очень важно. Давно известно, что важнейшей социальной формой жизни человека является его трудовая деятельность. Народная мудрость гласит: «Труд – отец всех добродетелей, леность – мать всех пороков». Таким образом, образовательная программа «Игрушки из ткани своими руками» создает условия для самореализации ребенка, воспитания доброжелательного отношения друг к другу, ответственности, умения работать в коллективе и радоваться результатам совместной деятельности. |
Программа рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" Протокол №2 ... | Рабочая программа дисциплины Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности | ||
Рабочая программа дисциплины Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности | Рабочая программа дисциплины Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности | ||
Рабочая программа учебного курса «Биология» Рассмотрена и рекомендована и утверждена на заседании методического совета моку малиновской сош | Химия № Содержание кассеты Краткий комментарий Кол-во 33 Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № от | ||
Протокол от 26. 08. 2011г. №1 «Рассмотрена» на заседании Управляющего совета Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования | Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | ||
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | Рабочая программа по химии для обучающихся 10 11 класса базовый уровень... Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № от | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол №1 | Рассмотрена на заседании педагогического совета (Протокол от 29 августа... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | ||
Публичный отчет заслушан на заседании Управляющего совета (Протокол... Аккредитована в 2008 году со статусом реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования | Программа рассмотрена на заседании Согласовано (одобрено) утверждаю: на заседании научно-методического Директор муниципального | ||
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск... Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г | Учреждения Публичный доклад о результатах деятельности цртдиЮ «советский» и об использовании закреплённого за ним муниципального имущества |