Скачать 387.85 Kb.
|
Информационная карта образовательной программы «Глиняная игрушка и народные традиции» детского творческого объединения «Глиняная игрушка» МОУДОД ЦРТДиЮ «Советский»
Введение Видели ли вы когда-нибудь романовскую или дымковскую игрушку? Если да, то вам повезло. Если нет, не расстраивайтесь! В творческом детском объединении «Глиняная игрушка» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества «Советский» вы воочию сможете увидеть это чудо из чудес. Дверь открыта. В кабинете, прогретом солнцем, по-домашнему уютно и светло. С полок на вас смотрят статные офицеры, величавые барыни, крестьянки краснощёкие, лошади в яблоках, петухи диковинные. Ох, и красиво же здесь! Обучающиеся живут дружно, в беде помогают друг другу, в праздники вместе веселятся. А руководит объединением замечательный педагог Ахметова Валентина Васильевна – почётный работник общего образования Российской Федерации, лауреат премии им. С.А. Шмакова. Валентина Васильевна – талантливая и творческая личность, любящая своё дело и хорошо понимающая особенности каждого ребёнка. Она помогает ребёнку найти занятие по душе, проникнуть в тайны мастерства, не поучая, а заражая своей увлечённостью, бережно выстраивая каждому свой образовательный маршрут. Родилась она в старинном русском селе Кукуевка Белгородской области. Давно обмелел ставок (пруд), в котором, будучи девчонкой, она пускала кораблики из щепок. Исчезли вековые дубы из когда-то дремучих лесов, откуда по ночам доносились загадочные звуки. И меловые холмы стали как будто ниже. Но ничего не исчезает бесследно. То же чистое небо над головой и резной деревянный домик на холме. Здравствуют родители, которые, любуясь резными фигурками дочери из меловых «глыб», решили, что такая выдумщица должна стать педагогом. Идеи добра, щедрости, глубокой преданности Родине несла она детям в дошкольном образовательном учреждении многие годы. Но случай внёс коррективы в размеренный образ жизни. А началось всё с того, что пятнадцать лет назад в Липецк приехали мастера из знаменитого Кирова, где испокон веков расписывают глиняную дымковскую игрушку. Увидела Валентина Васильевна их произведения искусства, ахнула и влюбилась. С той самой поры мы вместе. Ведь творчество – то, ради чего человек приходит в эту жизнь. Творя, занимаясь любимым делом, воплощая свои мечты, он постепенно раскрывает свой потенциал, и в душу входят любовь и гармония жизни. Тогда получаешь удовольствие не только от результата, но и от самого процесса работы. Сегодня объединение «Глиняная игрушка» - ведущее в учреждении. Дети постигают тайны удивительной манеры письма своего педагога. Когда человек занимается любимым делом, в его жизни присутствует любовь, которая приносит ощущение радости всем окружающим. Скажу по секрету, у меня дома целая коллекция игрушек, сделанных руками Валентины Васильевны, которые удивляют меня и моих близких, поражая смелостью замысла и мастерством исполнения. Понимая то, что жизнь и искусство неотделимы друг от друга, я позволяю себе иногда дарить игрушки людям, и так приятно видеть в их глазах восхищение, благодарность, душевную теплоту – эмоции, такие дефицитные в наши дни. По моему мнению, основной целью воспитания и образования детей в области предметов художественного цикла в системе дополнительного образования является не увеличение культурно-эстетической информации, сообщаемой детям, не развитие у них специальных художественных способностей и навыков (хотя и это немаловажно), а создание условий для формирования личности, гармонично сочетающей в себе эмоциональный мир и рациональное мышление, способной ставить перед собой задачи и искать творческие пути их решения. В конкретно-практическом аспекте эти теоретические воззрения отражены и проверялись в ходе деятельности объединения «Глиняная игрушка» по авторской образовательной программе Ахметовой В.В. «Глиняная игрушка и народные традиции», которая является одним из самых ярких и самобытных компонентов образовательной программы нашего учреждения. Мы приглашаем к творческому сотрудничеству инициативных педагогов, методистов, директоров, которых объединяет огромная любовь к своей профессии, желание поиска новых педагогических идей, приёмов, технологий. С уважением, директор МОУДОД ЦРТДиЮ «Советский», почётный работник общего образования РФ, Скопинцева Л.С. Бог слепил человека из глины и остался у него неиспользованный кусок. - Что ещё слепить тебе? – спросил бог. - Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил бог, только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Народная мудрость. В условиях обновления духовной жизни российского общества исключительное значение приобретает возрождение лучших традиций народной культуры через приобщение к ним новых поколений юных граждан страны. Если раньше преемственность поколений и необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей обеспечивала через устоявшийся бытовой уклад семья, то в наше время, в силу объективных причин, выполнять эту миссию призваны общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования. В содружестве с семьёй и учреждениями культуры они в состоянии создать и развивать эффективную систему вхождения юного гражданина в мир народной художественной культуры родного края, воспитание в нём тех нравственных устоев, которые ещё живы в людях старшего поколения. В ряду важнейших задач этого направления стоит изучение, освоение и развитие детьми и подростками традиционных народных ремёсел родного края, что и составляет актуальность данной программы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Что делать, чтобы сберечь, сохранить жизнь ремёслам? Как увлечь компьютерное поколение берестой, деревом или глиной? Да и нужны ли нынче лапти-то? Эти вопросы не дают покоя, требуют ответа и действий. Педагог решает учить детей тому, что умеет сам: без молодёжи, без прилива новых сил народному ремеслу не выжить. Ребёнок не готовится жить – он живёт, и каким он вырастет, во многом зависит от окружающей его эстетической среды. Ему от природы даны эстетические интересы и очень важно их поддержать, сделать так, чтобы с годами огонёк разгорался ярче и ярче. В формировании личности ребёнка важное значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка. Эти занятия дарят детям радость познания, творчества. Можно ли научить творчеству? Творчество возникает тогда, когда сняты определённые барьеры (внешние и внутренние), и то, что «звенит и светится» внутри человека, свободно, как песня, выходит во внешний мир. Почему глиняная игрушка с таким теплом воспринимается детьми? Не потому ли, что в ней подкупающая бесхитростность, чистосердечная искренность, детская наивность, открытая доброжелательность и жизнелюбие. Этими качествами наделили их мастера, у которых тоже светлая, добрая и прекрасная душа. Взяв кусочек глины в свои тёплые руки, ощущаешь, как он мягок и податлив, словно живой. Его можно вытянуть, вдавить, приплюснуть, он поддаётся безо всяких усилий воле человека. Форма как бы прорастает из живого куска. Испытав это чувство однажды, дети будут стремиться в поделках рассказать о том, что узнали, увидели, пережили. 14 лет назад на базе ЦРТДиЮ «Советский» был создан кружок «Глиняная игрушка». За время работы изучены, проанализированы и отработаны разные методики обучения и развития детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, накоплен большой педагогический опыт. В результате проделанной работы в 1998 году была разработана авторская программа (I редакция). Она апробирована в детском коллективе и корректировалась с учётом современной жизни. В 2008 году разработана новая редакция программы, которая является самостоятельным авторским курсом на основе принципов народной педагогики, а также современных теорий и технологий в области педагогики и народного искусства (М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Дайне) с учётом возрастных особенностей обучающихся. Программа «Глиняная игрушка и народные традиции» является комплексным интегрированным курсом, включающим освоение видов народного творчества в их совокупности и основанном на годовом цикле народного календаря. Новизна программы заложена в самой идее использования народного календаря, в повторности и периодичности будней, праздников, обрядов, передаваемых от одного поколения к другому. Этот принцип сквозного обучения даёт возможность обучающимся в течение 5 лет изучать и «проживать» одни и те же события народного календаря, использовать связанный с ним игровой, музыкально-поэтический, изобразительный материал, содержание и уровень которого увеличивается с каждым годом. Образовательная программа «Глиняная игрушка и народные традиции» состоит из трёх модулей: базового и двух вспомогательных. В комплексном изучении художественного образа, слова, движения в связи с природой, бытом, трудом, историей, национальными художественными традициями народа, первоосновой является художественный образ предмета (игрушки). Поэтому в данной программе базовым является модуль «Освоение художественного ремесла», а вспомогательными – «Изобразительное искусство. Орнамент» и «Фольклор». МОДУЛЬ I «Освоение художественного ремесла» Глиняная народная игрушка Мелкая пластика Изготовление посуды, декоративного панно, изразцов ручным способом и на гончарном круге Средства художественной выразительности: линия, объём, пропорции, цвет МОДУЛЬ II «Изобразительное искусство. Орнамент» Орнамент. Символика знаков Народные игры МОДУЛЬ III «Фольклор» Малые формы фольклора Календарно-обрядовые праздники Такое структурирование программы способствует наиболее полной реализации целей и задач. Цель программы: создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребёнка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники лепки из глины. Задачи: обучающие:
развивающие:
воспитывающие:
Для решения поставленных задач используются методы:
В первые 3 года обучения используются в основном объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, иногда – частично – поисковые (в форме игры или конкурса). Последующие года обучения носят исследовательский, более самостоятельный характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Программа составлена таким образом, чтобы дети могли овладеть всем комплексом знаний по истории глиняной игрушки и искусству керамики. Для каждого ребёнка по заданной теме помимо коллективной предусматривается и индивидуальная работа; отдельные задания выполняются всей группой вместе с педагогом. Реализации основных целей и задач программы способствуют следующие педагогические и дидактические принципы:
Все вышеуказанные принципы деятельности объединения «Глиняная игрушка» прошли испытание временем и стали необходимой частью жизни педагогов и обучающихся, они практически совпадают с теоретическими основами деятельности учреждения дополнительного образования, представленными в концепции деятельности МОУДОД ЦРТДиЮ «Советский». Предложенная программа является:
Программа рассчитана на 5 лет обучения для детей и подростков от 6 до 18 лет. Количество детей в группах: 1 год обучения - 15 человек; 2 год обучения - 12 человек; 3 год обучения и последующие – 8 человек. Учебным планом предусматривается организация занятий с одарённым детьми и с детьми и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация и проведение образовательного процесса в объединении «Глиняная игрушка» строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. Занятия строятся с учётом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные занятия для отработки тех или иных навыков и умений. Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от года к году. Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы деятельности: творческие конкурсы внутри коллектива, участие в конкурсах и выставках различных уровней. Занятия в группах первого года обучения проводятся два раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год. У второго и последующих годов обучения недельная нагрузка 6 часов. Всего 216 часов в год. В процессе обучения дети освоят различные приёмы работы с глиной (формирование из целого куска, из пласта, комбинированное формирование, конструирование из пласта, мелкая пластика и др.), познакомятся с народной глиняной игрушкой (её особенностями и способами изготовления), познакомятся с различными промыслами и т.д. Программа построена на основе практических занятий (прорисовка эскизов, работа с глиной, роспись изделий, оформление панно и т.д.), которые чередуются с беседами, «мини-лекциями», включающими в себя иллюстрированный материал (методические пособия, репродукции и пр.), посещение выставок, экскурсий. На занятиях используются анализ, синтез, сравнение, обобщение и прочие мыслительные операции, направленные на решение познавательных задач. Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях является дополнительным фактором, стимулирующим развитие речевого центра коры головного мозга. Дефицит двигательной активности восполняется во время игровых пауз. И, наконец, применение знаний и умений одного вида деятельности в других положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, является показателем его умственного развития. Таким образом, народное творчество становится не только средством эстетического, нравственного и трудового воспитания, но и средством формирования интеллектуальной творческой личности. Программа предусматривает помимо традиционных использование нетрадиционных форм проведения занятий (сказка, заочное путешествие и т.д.). Обучение в объединении предусматривает обязательное участие в выставках и конкурсах. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основа для организации занятий в объединении «Глиняная игрушка» - календарные циклы жизнедеятельности людей, завершающиеся традиционными праздниками. Приобщение детей к народному творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлечённости и заинтересованности. Чтобы создать такую атмосферу, используются различные формы образовательной деятельности: беседы, игровые ситуации, нестандартные формы проведения занятий, конкурсы, викторины, посещение музеев и выставочных залов и т.д. В программе большое место отведено региональному компоненту: изучению традиций и обрядов Липецкого края, освоению лепки романовской игрушки. Основные задачи воспитания реализуются через разнообразные совместные дела, праздники, выставки, экскурсии. Наиболее значимыми среди них являются праздники народного календаря. Основные народные праздники – Рождество, Масленица, Троица, Пасха – организуются и проводятся на основе местных традиций. Праздники объединяют и детей, и родителей, и педагогов. Такая форма совместной деятельности как праздник способствует единению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Именно поэтому значительная часть воспитательной работы объединения «Глиняная игрушка» организуется совместно с обучающимися и родителями, а возникшие проблемы и поставленные задачи решаются сообща. Коллектив объединения «Глиняная игрушка» работает во взаимодействии с учреждениями культуры, образования, высшими учебными заведениями. I ГОД ОБУЧЕНИЯ «ПОСЛУШНАЯ ГЛИНА» «Есть терпение – будет умение»
Сведения об истории игрушечных промыслов. Дымковские и романовские глиняные игрушки. Их особенности. Знакомство со свойствами глины и приспособлениями для работы с ней. Техника безопасности. Личная гигиена ребёнка при работе с глиной. Зарисовка элементов дымковского орнамента. Техника рисования кистью, «тычком».
Символика образа – память народа. Освоение конструктивного способа лепки животных (собака, лошадка, козлик, олень). Выполнение коллективной композиции на темы русских народных сказок: «Теремок», «Зимовье зверей».
Мужской образ в народных игрушках. Лепка и роспись фигурки мужичка («Хозяин», «Емеля на печи», «Дед Мороз»). Соблюдение пропорций, передача характера движений, выразительность образа. Самостоятельный выбор способа лепки на занятиях формотворчества. Игрушка-сувенир «Домовёнок». Организация конкурса-выставки «Новогодний сувенир».
Сведения о празднике «Свистунья». Освоение лепки пустотелых фигурок на основе «пельменя», «яйца». Техника прокола свистка. Использование опыта в творческом поиске при создании образа «Чудо-юдо» (занятие формотворчества). Составление коллективной композиции «Птичий двор».
Представление народа о красоте женщины. Создание женских образов на основе традиционных приёмов («Барыня», «Нянюшка», «Водоноска», «Хозяюшка»). Коллективная композиция «Весенний хоровод».
Лепка и роспись сюжетных работ («На скамейке», «Гуляние», «Семья», «В лодочке»). Построение композиций. Передача настроения характера игрушки. Итоговая коллективная композиция «Ярмарка».
Три основных цвета, три составных. Наблюдение и передача выразительных особенностей формы и размера предмета (большой, маленький, узкий, высокий). Геометрический и растительный орнамент. Символика элементов дымковского орнамента.
Русские народные игры:
Игровой и потешный фольклор. Пословицы и поговорки. Праздник «Ярмарка-свистунья». II ГОД ОБУЧЕНИЯ «ИГРУШКИ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ» «Родная сторона, что милая матушка»
I. Освоение художественного ремесла. 1. «Сказки» (настольный театр по мотивам дымковской игрушки). Определение замысла. Разработка эскиза. Самостоятельный способ лепки и росписи. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов (Ю. Васнецов, Т. Маврина, И. Билибин). 2. «Игрушки Липецкого края» (романовская, добровская, измалковская). История возникновения и развития игрушечного промысла в Липецком крае. Народные мастера: Гункин Иван Фёдорович, Пустовалов Иван Константинович, Маркин Виктор Васильевич. Особенности романовской и добровской игрушек. 3. «Свистульки». Освоение приёмов лепки пустотелых игрушек на основе пельменя: утка, жаворонок, петух, индюк, козёл, баран, корова. Техника прокола свистка. Нанесение декора на сырую глину. Коллективная композиция «Крестьянское подворье». 4. «Романовские кони». Символика образа. Лепка игрушек из целого куска на основе «катушка». Знакомство с технологией глазирования керамических изделий. 5. «Мужички». Лепка мужских фигурок (мужик, офицер, барин, пожарный, всадник) из целого куска. Декорирование по сырой глине. Выполнение двуфигурных композиций «Всадники».
«Городские барыни». Традиционный женский костюм с. Романово. Мода XIX века. Символика «Романушки», лепка женской фигурки из целого куска. Декорирование по сырой глине. 7. «Парочки». Лепка двуфигурных композиций. Итоговая коллективная композиция «Егорьевская ярмарка» по мотивам романовской игрушки. II. Изобразительное искусство. Орнамент. Цветовой круг. Светональность. Общая форма и отдельные детали. Линейный и замкнутый орнамент. Законы симметрии и ритмы повтора. Знаки-символы в росписи романовских игрушек. Элементы растительного орнамента: цветы, листья, плоды, «Дерево жизни». III. Фольклор. Русская народная сказка. Разновидность и разнохарактерность сказок:
Праздник «Осенние гуляния на деревенской улице». III ГОД ОБУЧЕНИЯ «ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА» «Мастера по работе видно»
I. Освоение художественного ремесла. 1. «Семейный портрет». Рассказ о своей семье. Генеалогическое дерево семьи. Символ «Дерево жизни» в фольклоре, образ декоративно-прикладного искусства. Составление эскиза. Самостоятельный выбор способов и приёмов выполнения замысла. Выставка работ. 2. «Театральная мастерская». Сведения о «Святках». Ряженые. Гадание. Изготовление основы маски из глины. Техника работы из папье-маше, ткани, меха, кожи. 3. Игрушки Севера. История развития каргопольской игрушки, её особенности. Народные мастера: Бабкина Ульяна Ивановна, Шевелев А.П. Символы образов: конь, женщина-Весна, птицы, уточки, Полкан. Освоение традиционных приёмов лепки и росписи каргопольских игрушек. Коллективная композиция «Северная весна». 4. Филимоновские свистульки. Народный промысел Тульской области. Особенности филимоновской игрушки - приёмы лепки и росписи традиционных сюжетов: «Солдат», «Барыня», «Курочка с цыплятами», «Баран», «Медведь с зеркалом», «Любота». 5. Калининские игрушки. История развития промысла г. Торжка. Понятие «декоративная игрушка». Особенности игрушки: налепы, пластичность, основной фон – керамика. Создание коллекции калининской игрушки («Петушок», «Уточки», «Золотая рыбка», «Птица-Сирин», «Филин»). II. Изобразительное искусство. Цветовая гамма (тёплая, холодная). Использование композиции для передачи отношения к предметам. Зрительный центр. Статичная, динамичная композиция. Зооморфный орнамент. Зависимость формы и мотива орнамента от назначения художественного изделия. III. Фольклор. Литературные сказки по народным мотивам, сюжетам. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила». П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Обрядово-календарный праздник «Старый-старый Новый год». IV ГОД ОБУЧЕНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА» «Ремесло за плечами не носить»
I. Освоение художественного ремесла. 1. «Глиняная сказка». Создание игрушек на основе традиций гончарных промыслов Липецкого края и России. Выполнение объёмных творческих заданий (настольный театр, коллекции глиняных игрушек для детского сада, сувенирный фонд). Выставочные работы. 2. Мелкая пластика. Отличие от скульптуры малых форм. Знакомство с мастерами в области скульптуры: Мухиной В.И., Ефимовым Н.С. Выразительные средства объёмного изображения. Поэтапное освоение приёмов выполнения фигурок в технике мелкой пластики: на основе зрительного восприятия, на основе воображения, по памяти (животные, птицы, сказочные герои, бытовые сценки). 3. Ручная лепка сосудов. Исторические сведения о способах лепки сосудов. Инструменты и приспособления (шпуля, обмотка, болванка, венчик). Освоение приёмов лепки сосудов ручным способом: а) на формовках; б) спиральная лепка из жгутов; в) из пластин. «Золотое сечение». Единство формы и декора. Декоративная отделка сосудов (лепные узоры, гравировка, роспись ангобами, использование штампов). 4. Панно. Изразцы. Рельеф: барельеф, горельеф, контррельеф. Способы выполнения рельефа. Рельеф в украшении строений, памятников. История возникновения, разновидность, применение глиняной плитки. Выполнение глиняной модели изразца в технике налепных узоров. Коллективная работа «Масленица». II. Изобразительное искусство. Гармоничное и контрастное цветосочетание. Композиционная основа орнамента (линейный или замкнутый, симметричный или асимметричный, динамичный или статичный). Орнамент Востока, Японии, Китая. Орнамент и народная музыка (песни, танцы), сказки. Взаимосвязь ритмов, мотивов, образов. III. Фольклор. Героические сказки: «Никита Кожемяка», «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»… Былины: «Садко», «Добрыня и Змей». Сказы: «Малахитовая шкатулка» (П. Бажов), «Левша» (И.С. Лесков). Праздники: «Рождественские гадания», «Масленица». V ГОД ОБУЧЕНИЯ «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО» «Не боги горшки обжигают»
I. Освоение художественного ремесла. 1. Мастера-игрушечники. Создание индивидуальных коллекций работ на основе традиционных промыслов Липецкого края и России. Выполнение творческих заданий: выставочные работы, сувенирный фонд, благотворительная деятельность, настольные, пальчиковые театры, наглядные пособия для детских садов, экспозиция в музее «История глиняной игрушки»). 2. Художественная керамика. Изготовление предметов для украшения комнаты: цветовые горшки, вазы, панно, подставки для кистей, подсвечники, колокольчики. Работа над эскизом. Самостоятельный выбор приёмов лепки и украшения изделий. 3. Работа на гончарном круге. Исторические сведения о гончарном ремесле. Ручной, ножной, электрический круги. Их устройство. Инструменты гончара. Экскурсия в гончарную мастерскую. Поэтапное освоение первоначальных навыков работы на круге. Выполнение простых форм (стакан, плошка, вазочка, горшок). II. Изобразительное искусство. Освоение средств художественной выразительности: цвета, линии, объёма, цветотональности, ритма формы, пропорции, пространства, композиции. Орнамент как область художественной культуры народов нашей страны и народов мира. Многообразие знаков-символов в орнаменте разных народов мира. III. Фольклор. Сказки народов мира:
Праздники: «Кузьминки – по осени поминки», «Троица». |
Программа рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" Протокол №3 Программа рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" | Рабочая программа дисциплины Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности | ||
Рабочая программа дисциплины Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности | Рабочая программа дисциплины Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности | ||
Рабочая программа учебного курса «Биология» Рассмотрена и рекомендована и утверждена на заседании методического совета моку малиновской сош | Химия № Содержание кассеты Краткий комментарий Кол-во 33 Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № от | ||
Протокол от 26. 08. 2011г. №1 «Рассмотрена» на заседании Управляющего совета Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования | Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | ||
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | Рабочая программа по химии для обучающихся 10 11 класса базовый уровень... Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № от | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол №1 | Рассмотрена на заседании педагогического совета (Протокол от 29 августа... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | ||
Публичный отчет заслушан на заседании Управляющего совета (Протокол... Аккредитована в 2008 году со статусом реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования | Программа рассмотрена на заседании Согласовано (одобрено) утверждаю: на заседании научно-методического Директор муниципального | ||
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск... Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г | Учреждения Публичный доклад о результатах деятельности цртдиЮ «советский» и об использовании закреплённого за ним муниципального имущества |