Содержание
Пояснительная записка 2
Диагностическая карта 5
Прогнозируемый результат освоения программы 6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6
Календарно-тематическое планирование 8
Содержание программы 11
Структура занятия 13
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 14
Музыкальный репертуар 15
ЛИТЕРАТУРА 15
Пояснительная записка
Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар особого качества музыкальный инструмент – голос. Певческим голосом ребенок может пользоваться с малых лет. Пение наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства, поэтому воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Певческие возможности дошкольников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе различны. И только в 5 – 6 лет особенно ярко проявляются музыкально-одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно-выразительное пение, артистичность, интерес к музыке. Для работы с такими детьми разработана эта программа, чтобы посредством занятий с дошкольниками решались все более сложные музыкальные и эстетические задачи, направленные на развитие музыкальных способностей.
Программа работы кружка составлена на основе знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над вокальным произведением.
Предлагаемая программа по развитию музыкальных способностей у дошкольников представляет собой особый метод, систему педагогических условий. Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребёнка в детском вокальном коллективе (от его организации до концертных выступлений). В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка сольного исполнения, а так же навыкам хорового исполнения.
Занятия пением построены в игровой, интересной форме, позволяющей поддерживать постоянный интерес детей к музыке и желание петь.
Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка дошкольного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.
Для составления программы автор изучил и освоил на практике курсы: «Методика работы с хоровым коллективом», ряд профилирующих дисциплин специализации (Постановка голоса, Сольфеджио, Хоровой класс, Хоровая аранжировка, Хоровое дирижирование и др.), а также с такой раздел курса «Основы педагогической психологии» как «Основы возрастной психологии и педагогики».)
Данная рабочая программа составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федеральных законов от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ; от 16.11.1997 г. №144 – ФЗ и т.д.;
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751;
Федеральная программа развития образования, раздел 3, подраздел 2, п.3 «Дополнительное образование детей». Приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 г. № 51 – ФЗ;
Программа развития воспитания в системе образования России. Приказ Минобразования РФ от 25.01. 2002 г. №193;
Методические рекомендации «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». Письмо Минобразования РФ от 18.06. 2003 г. №28-02-484/16;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 15.05.2013г. №26;
Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Цель программы: развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, воспитание певческой культуры, приобщение к музыкальному искусству.
Задачи:
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоение знаний об искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
Воспитание устойчивого интереса к музыке; музыкального вкуса дошкольников; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой; эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия для детей 5 -6 лет – 25 минут.
Форма организации образовательного процесса – занятия кружка проходят в музыкальном зале. Занятия проводятся 1 раз в неделю (четверг 16.05 -16.30).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Формы подведения итогов по результатам освоения дополнительной программы предусматривают:
- диагностику освоения детьми дополнительной образовательной программы;
- открытые занятия для родителей;
- отчетные концерты, праздники;
- участие детей в конкурсах и фестивалях.
месяц
|
| Октябрь
| Выступление на осеннем празднике
| Ноябрь
| Выступление на концерте, посвященном Дню Матери
| Декабрь
| Выступление на новогоднем празднике
| Февраль
| Выступление на концерте ко дню Защитника Отечества
| Март
| Выступление на празднике, посвященном 8 марта
| Апрель
| Открытое занятие для родителей
| Май
| Выступление на конкурсе «Патриотической песни» посвященном Дню Победы
| Июнь
| Фестиваль детской песни. (Отчетный концерт)
Выступление на городском празднике посвященном Дню защиты детей. 1 июня.
Выступление на городском празднике посвященном Дню Города.
|
Предполагаемый результат:
- У детей вырабатывается потребность слушать музыку, желание петь.
- Дети получают возможность осознать необходимость музыки в своей жизни.
- Формируются предпосылки к певческой культуре и музыкальной культуре в целом.
Конечная цель: Индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих музыкальных способностей и освоение практических способов деятельности.
Диагностика. Диагностика проводится 2 раза в год. Все полученные данные заносятся в диагностическую карту, в начале учебного года и в конце.
|