Рабочая программа дисциплины Этика





Скачать 163.27 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Этика
Дата публикации09.07.2013
Размер163.27 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Рабочая программа

дисциплины

Этика

Специальность:

080502.65 – «Экономика и управление на предприятии»


Кисловодск

2011

  1. Цели освоения  дисциплины 

Целью освоения  дисциплины  является формирование у студентов представления об этических теориях, понимания нравственных ценностей, смысла этических проблем.
Место  дисциплины  в структуре ООП ВПО

Данная  дисциплина  относится к вариативной части гуманитарного цикла ООП. В содержательном плане она связана с такими  дисциплинами , как философия, культурология. Изучение общих вопросов  этики  может быть полезным в дальнейшем для освоения  дисциплины  «Этические основы социальной работы» профессионального цикла ООП.

В результате освоения дисциплины, студент должен:

1) Знать основные этические категории и концепции морали.

2) Уметь давать этическую оценку социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; обосновывать выбор средств при исследовании явлений и процессов в сфере социального обслуживания с точки зрения этических критериев.

3) Владеть навыками этического анализа процессов, явлений, ситуаций и отношений; навыками этической самооценки и самоконтроля.

1)Структура и содержание дисциплины

Содержание  дисциплины 

п/п


Наименование тем

Содержание темы

1

 Этика  как наука о морали

Понятие морали. Свойства, структура и функции морали. Мораль, право и традиции. Личностное и общественное измерения морали. Особенности морального поведения и моральной оценки. Моральный выбор.

2

Проблема генезиса и обоснования морали

Различные подходы к происхождению морали (религиозно-идеалистический, натуралистический и социокультурный). Источники морали. Биологические предпосылки нравственной регуляции.

Обоснование морали. Классификация этических систем: абсолютистские и релятивистские, рационалистические и сенсуалистические, детерминистские и индетерминистские.

3

История этических учений

Становление и развитие этических воззрений в древневосточной культуре. Моральные идеалы античной культуры. Этические воззрения в эпоху Средневековья. Особенности этических концепции Возрождения и Нового времени. Нравственные искания русской философии 19 в. Этические концепции 20 в.  Этика  «благоговения перед жизнью» , гуманистическая  этика .



4

Нравственные ценности и религия

Религия и нравственные проблемы. Особенности буддийской  этики , декалога Моисея, христианской  этика , моральных поучений Корана. Священные книги как моральные кодексы. Нравственные идеалы личности в различных религиозных системах.

5

Категории  этики 

Основные моральные понятия: идеал, добро и зло, добротетель и порок, долг и совесть, их содержание и смысл. Роль этических критериев в практике социальной работы.

6

Высшие нравственные ценности

Высшие нравственные ценности: смысл жизни, свобода, счастье. Соотношение свободы и необходимости. Свобода выбора и ответственность. Различные мнения о счастье. Нравственное совершенство и пути совершенствования. Духовность.

7

Проблемы прикладной  этики 

Рациональность и «разумный эгоизм». Этические аспекты и проблемы благотворительности. Эвтаназия, смертная казнь: за и против. Проблема насилия.



Планы семинарских занятий

Тема 1.  Этика  как наука о морали

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие морали. Свойства морали.

  2. Структура и функции морали.

  3. Особенности морального поведения и моральной оценки.

Темы докладов:

  1. Парадоксы морального поведения.

  2. Парадоксы моральной оценки.

Тема 2. Проблема генезиса и обоснования морали

Вопросы для обсуждения:

  1. Происхождение морали.

  2. Этические концепции и проблема обоснования морали.

Темы докладов:

  1. Биологические основания нравственности.

  2. Релятивизм в  этике .


Тема 3. История этических учений

Вопросы для обсуждения:

  1. Этические концепции Древнего Востока.

  2. Моральные идеалы античности.

  3.  Этика  Средневековья.

  4.  Этика  Возрождения.

  5. Этические концепции Нового времени.

  6.  Этика  20 в.

Темы докладов:

  1.  Этика  ритуала Конфуция.

  2. Моральные идеалы даосизма.

  3. Рационализм античной  этики .

  4. Гуманизм Эпохи Возрождения и современная гуманистическая  этика .

  5. Утилитаризм и деонтологические теории: критерии нравственного поведения.

  6. А. Швейцер о морали как благоговении перед жизнью.


Тема 4. Нравственные ценности и религия

Вопросы для обсуждения:

  1.  Этика  буддизма.

  2. Особенности Декалога Моисея.

  3. Христианская  этика .

  4. Своеобразие  этики  Корана.

Темы докладов:

  1. Нигилистическая критика заповеди любви.

  2. Трудность милосердия.


Тема 5. Категории  этики 

Вопросы для обсуждения:

  1. Моральный идеал и иерархия ценностей.

  2. Добро и зло. Проблема активности добра и зла.

  3. Императивность морали. Долг и совесть.

  4. Добродетель и порок как этические категории.

Темы докладов:

  1. Конструктивна ли роль зла?

  2. «Кардинальные» и «теологические» добродетели.


Тема 6. Высшие нравственные ценности

Вопросы для обсуждения:

  1. Смысл жизни как моральная ценность.

  2. Свобода выбора и ответственность.

  3. Счастье как этическая категория.

Темы докладов:

  1. Свобода: своевольный бунт или подчинение необходимости?

  2. Мудрецы об условиях счастья.


Тема 7. Проблемы прикладной  этики 

  1. Рациональность действий и эгоизм.

  2. Этические аспекты благотворительной деятельности.

  3. Этические проблемы эвтаназии и смертной казни.

  4. Проблема насилия.  Этика  ненасилия.

Темы докладов:

  1. Аморален ли эгоизм?

  2. Л. Толстой о непротивлении злу насилием.



  1. Образовательные технологии


Традиционные технологии:

Лекции и семинарские (практические) занятия.

Активные технологии:

  1. Самостоятельная работа студентов с учебной литературой, электронными ресурсами.

  2. Устные ответы на семинарских занятиях.

Интерактивные технологии:

  1. Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов, результатам выполнения творческих заданий.

  2. Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.

  3. Решение ситуационных задач.

Тематический план

«Экономика и управление на предприятии»

080502.65

Очное отделение



Наименование разделов и тем

Лекции

Практические занятия

Аудиторные часы

КСР

Самостоятельная работа

Всего часов

1.

Этика  как наука о морали

5

3

8




11

27

2.

Проблема генезиса и обоснования морали

4

3

7

1

13

28

3.

История этических учений

4

2

6




10

22

4.

Нравственные ценности и религия

5

3

8




14

30

5.

Категории  этики 

5

2

7

1

11

26

6.

Высшие нравственные ценности

6

3

9




10

28

7.

Проблемы прикладной  этики 

7

2

9




10

28




Итого

36

18

54

2

79

135

Заочное отделение




Наименование разделов и тем

Аудиторные

КСР

Самостоятельная работа

Всего часов

1.

Этика  как наука о морали

1




21

22

2.

Проблема генезиса и обоснования морали

1




24

25

3.

История этических учений

2




20

22

4.

Нравственные ценности и религия

2




26

28

5.

Категории  этики 

2




18

20

6.

Высшие нравственные ценности

1




13

14

7.

Проблемы прикладной  этики 

1




11

12




Итого:

10

0

125

135



Задания для самостоятельной работы:
Ситуационные задачи.

Задание к теме № 1.

Ответить на вопросы и разобрать практические ситуации из учебника (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.  Этика : учебное пособие. Минск, 2001. С. 219-222). Обсудить на семинарском занятии в группе.

Задание к теме № 3.

Разобрать ситуации из учебника (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.  Этика : учебное пособие. Минск, 2001. С. 187 -190, 193 -198). Обсудить на семинарском занятии в группе.

Задание к теме № 4.

Выполнить задания из учебника (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.  Этика : учебное пособие и практикум. Минск, 2001. С. 246-250). Обсудить в группе.

Задание к теме № 5.

Ответить на вопросы и разобрать ситуации из учебника (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.  Этика : учебное пособие и практикум. Минск, 2001. С. 244-246). Обсудить на семинарском занятии в группе.

Задание к теме № 6.

Проинтерпретировать высказывания (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.  Этика : учебное пособие. Минск, 2001. С. 251-255). Обсудить в группе.
Творческие задания

  1. Самостоятельная разработка этической концепции или создание модели определенной этической проблемы. Можно воспользоваться примерным планом (см. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.  Этика : учебное пособие и практикум. Минск, 1998. С. 302 - 303). Работу представить на семинарском занятии в виде доклада на 5-7 мин. В докладе должны быть озвучены цели и задачи исследования, основные выводы по теме. Можно сделать презентацию.

  2. Самостоятельное исследование малоизученной этической проблемы. Тематика может быть любая. Работу можно представить устно в виде доклада на семинаре или в письменном виде на 2-4 листах формата А-4.

  3. Письмо как способ выражения этических представлений. Можно выбрать себе любое амплуа, «примерив на себя» мировоззрение великих моралистов или изложить им собственные взгляды. Работу можно представить устно в виде доклада на семинаре или в письменном виде на 2-3 листах формата А-4.

  4. Практический эксперимент «Опыт нравственного самоанализа» и «Жизнь по образцу идеальной нравственности». Схема экспериментов приведена в учебном пособии (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.  Этика : учебное пособие и практикум. Минск, 1998. С. 343, 347). Результаты эксперимента обсудить на семинарском занятии, можно в малых группах.


Текущий контроль знаний
Контрольное задание: Сопоставить различные этические позиции и сделать вывод о том, как трактуется природа морали и что считается критерием нравственного поведения и нравственной оценки с точки зрения различных подходов. Контрольное задание предполагает развернутый письменный ответ, содержащий анализ одной из этической позиции, заключающийся в определении природы и сущности морали, критериев нравственного поведения и нравственной оценки с точки зрения этого подхода. Необходимо также выразить собственное мнение по поводу данной позиции и ответить на вопросы: Что или кто является источником морального требования согласно данной концепции? Согласны ли вы с этим?
Вопросы для подготовки к зачету

  1. Понятие морали. Свойства морали.

  2. Структура и функции морали.

  3. Особенности морального поведения и моральной оценки.

  4. Происхождение морали.

  5. Этические концепции и проблема обоснования морали.

  6. Этические концепции Древнего Востока.

  7. Моральные идеалы античности.

  8.  Этика  Средневековья.

  9.  Этика  Возрождения.

  10. Этические концепции Нового времени.

  11.  Этика  20 века.

  12.  Этика  буддизма.

  13. Особенности Декалога Моисея.

  14. Христианская  этика .

  15. Своеобразие  этики  Корана.

  16. Моральный идеал и иерархия ценностей.

  17. Добро и зло. Проблема активности добра и зла.

  18. Императивность морали. Долг и совесть.

  19. Добродетель и порок как этические категории.

  20. Смысл жизни как моральная ценность.

  21. Свобода выбора и ответственность.

  22. Счастье как этическая категория.

  23. Рациональность действий и эгоизм.

  24. Этические аспекты благотворительной деятельности.

  25. Этические проблемы эвтаназии и смертной казни.

  26. Проблема насилия.  Этика  ненасилия.


Критерии оценивания

  • Знание и понимание основных этических понятий и концепций

  • Посещаемость лекций и семинарских занятий

  • Активность на семинарских занятиях, содержательность устных ответов

  • Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение  дисциплины 

  1. Балашов Л.Е.  Этика : Учебное пособие, 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2010г.

  2. Голубева Г.А.  Этика . Учебное пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2011.

  3. Гуревич П.С.Этика: учебник для ВУЗов/П.С. Гуревич.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.


б) дополнительная литература:

  1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная  этика : идея, основания, способ существования//Вопросы философии, 2007, № 9. – с. 39-40.

  2. Бондырева С.К. Нравственность. / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008.

  3. Блэкберн С.  Этика : Краткое введение: [Пер. с англ. Ю. Крижевской] / С. Блэкберн. – М.: АСТ, Астрель, 2007.

  4. Гусейнов А. А. Возможно ли моральное обоснование насилия //Вопросы философии, 2004, № 3.- с. 19-27.

  5. Дубко Е.Л. История европейской  этики  : учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007.

  6. Хаузер М. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла: [Пер. с англ. Т. Марютиной] / М. Хаузер. – М.: Дрофа, 2008.

  7. Хосе Мария Вегас. Основы христианской  этики .- СПб., 2007.

  8. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

  9.  Этика : учебное пособие. Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. - 5-е изд. - Минск: Новое знание, 2008.

  10.  Этика : Энцикл. словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://ethics.sandiego.edu

http://www.cis.wayne.edu/aspalding/ethicslist.html

http://www.gac.edu/oncampus/academics/philosophy/lethics.html

http://www.itss.brockport.edu/~cmc494/

http://ihtik.lib.ru/index.html (История Этических учений: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003).

http://ihtik.lib.ru/ (Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история  этики  )
http://www.omsu.omskreg.ru/~teo/deutch/ethik.html (Макс Клопфер / Артур Кольбе. Основы  этики )

8. Материально-техническое обеспечение  дисциплины  (модуля)

Презентации лекций, студенческих докладов.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение...
Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика»
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа дисциплины «профессиональная этика»
Дисциплина «Профессиональная этика» соответствует целям Ц1, Ц3 образовательной программы 031600 Реклама и связи с общественностью...
Рабочая программа дисциплины Этика iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа дисциплины «Этика»
Рабочая программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 090900 Информационная...
Рабочая программа дисциплины Этика iconПрограмма дисциплины профессиональная этика юриста, специальность...
Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического...
Рабочая программа дисциплины Этика iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа учебной дисциплины «деловая этика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа дисциплины Этика iconТюменский государственный университет
Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05. Этика очной и заочной...
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа «Этика: Азбука добра»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа учебной дисциплины «этика делового общения»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору ( 2 1) вариативной части гуманитарного, социального и экономического...
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа дисциплины «Архитектурная этика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности 080500 -менеджмент
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая учебная программа по дисциплине «Профессиональная этика»...
Профессиональная этика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 26 с
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа дисциплины «Этика и психология делового общения»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Этика iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности...
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск