Рабочая программа дисциплины «Этика»





Скачать 451.2 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Этика»
страница1/4
Дата публикации29.06.2015
Размер451.2 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»
Кафедра философии


Рабочая программа дисциплины

«Этика»

Направление подготовки 090900 Информационная безопасность

Профиль подготовки Организация и технология защиты информации

Квалификация (степень) Бакалавр
Факультет физики, математики, информатики

Очная форма обучения


Министерство образования и науки Российской Федерации



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Кафедра философии



Утверждаю

Декан факультета

Информатики и вычислительной техники

_______________В.А. Кудинов

«___» _______________ 2011 г.

Рабочая программа дисциплины


«Этика»


Направление подготовки 090900 Информационная безопасность

Профиль подготовки Организация и технология защиты информации

Квалификация (степень) Бакалавр
Факультет информатики и вычислительной техники

Очная форма обучения

Курск 2011
Рецензенты:
В.В. Лыкова кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии Курского государственного университета;

Монастырская И.А., кандидат философских наук, доцент кафедры философии Курского государственного университета

Рабочая программа курса «Этика» [Текст] / Сост. Т.Н. Серякова, М.В. Ковалева. Курский гос. ун-т. – Курск, 2011. – 40 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 496.

Рабочая программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 090900 Информационная безопасность.
«___» ________________ 2011г.
Составители ________________ кандидат философских наук,

доцент кафедры философии

Т.Н. Серякова

_________________ кандидат философских наук,

доцент кафедры философии

М.В. Ковалева



ã Серякова Т.Н., Ковалева М.В., 2011.




ã Курский государственный университет, 2011.



Лист согласования рабочей программы

дисциплины «Этика»
Направление подготовки 090900 Информационная безопасность

Профиль подготовки Организация и технология защиты информации

Квалификация (степень) Бакалавр
Факультет информатики и вычислительной техники

Очная форма обучения

2011/2012 учебный год

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии, протокол №____ от «___»___________ 2011г.

Заведующий кафедрой _________________ Л. Г. Королева
Составители ___________________________ Т.Н. Серякова
___________________________М.В. Ковалева

Согласовано:
Начальник УМУ _____________ И.Я. Благирева «___» _________2011 г.
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки
____________________ О. В. Терещенко , «___» ______________ 2011 г.

Председатель методической комиссии по направлению
__________________ В.Н. Лопин, «____» ___________________ 2011 г.
Пояснительная записка
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в гуманитарный, социальный и экономический цикл ООП (дисциплина по выбору).

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Этика», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Культурология», «История мировой и художественной культуры», «Философия».

Дисциплина «Этика» является логической основой для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Дисциплина «Этика» является самостоятельным модулем.

2. Цель и задачи изучения дисциплины

В основе дисциплины «Этика» лежит идея взаимосвязи уровня нравственности личности и общества в целом и нравственной просвещенности, приобщения к обобщенным версиям опыта нравственных исканий многих поколений человечества. Этические воззрения не могут не быть разнообразными, так как они передают историческое богатство нравственного опыта и связанных с ним усилий, достижений и неудач, вырастают из конфликта ценностей. Целью размышлений о морали было найти общезначимую основу, позволяющую преодолеть хаос нравов, обычаев, связанных с ними конфликтов. Исторический подход к этике сужает поле субъективизма, поскольку этико-нормативные программы имеют нравственно-обязывающее значение только для тех, кто их принимает, сам факт многообразия этих программ может способствовать ответственному отношению человека к нравственному смыслу собственной жизни, риску морального выбора в деловой и неформальной среде общения как императиву нового столетия.

Цели изучения дисциплины – формирование нравственного сознания студентов, освоение способов этико-философского осмысления социокультурных явлений в их отношении к ценностным критериям этики в истории и современности.

Задачи изучения дисциплины:

– сформировать систему фундаментальных концепций и принципов анализа морали в контексте научных, философских, религиозных картин мира;

– определить систему важнейших нравственных ценностей, особенности морального отношения к миру, принципы нравственной диагностики конкретной социокультурной ситуации;

– обосновать роль насилия и ненасилия в развитии морали, нравственных обязанностей человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе;

– сформировать ответственное отношение к нравственному смыслу собственной жизни и риску морального выбора;

– охарактеризовать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности этических систем и учений, истории и теории нравов;

3. Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям

Приступая к освоению дисциплины, обучающийся должен

знать: историю культуры, особенности нравственного поведения представителей различных типов культур;

уметь: выделять ключевые идеи и понятия в отдельных областях научного знания;

владеть (быть в состоянии продемонстрировать) навыками сопоставления аналогий, установления причинно-следственных связей, работы с научной литературой.

4. Ожидаемые результаты образования и компетенции по завершении освоения учебной дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

– способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-2);

– способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3);

– способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (ПК-2);

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • специфику теоретического осмысления нравственных оснований культуры (З-1);

  • место и роль этики в комплексе современного гуманитарного знания, логику ее становления и развития (З-2);

  • многообразие теоретических концепций и нормативных программ, передающих историческое богатство нравственного опыта (З-3);

  • предмет и назначение этики как философской дисциплины (З-4);

  • исторические типы нравственности (З-5);

  • основные этические системы и нормативные программы (З-6);

  • сущность этического и важнейшие категории этики (З-7);

  • проблемы современной практической этики (З-8).

уметь;

– характеризовать нравственные идеи и отношения с учетом изменчивости и постоянства видов, форм нравственного сознания, социально-исторических типов морали и ценностных моделей нравственного поведения (У-1);

– использовать знания в области этики на практике, в учёбе, труде, общении, поведении (У-2);

– использовать этические знания для саморегуляции поведения в различных социальных группах (У-3);

– использовать знание этических систем и учений в профессиональной деятельности (У-4);

– выражать и доказывать свою позицию по обсуждаемым проблемам дисциплины (У-5).

владеть (быть в состоянии продемонстрировать):

  • навыки классификации и систематизации мировоззренческих представлений с учетом основных этапов истории мировой этической мысли и традиций отечественной этики (В-1);

  • навыками анализа современного этапа развития этики и ее проблем (В-2);

  • навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики по важнейшим аспектам теории нравов (В-3);

  • использования знания механизмов нравственной регуляции для разрешения конкретных ситуаций, гармонизации деловой и неформальной среды общения (В-4);

  • навыками работы с научной литературой (В-5).

5. Структура дисциплины

Этика: становление и современность. Моральное измерение личности и общества. Коллизии нравственного поведения. Типы этических систем и учений. Проблема происхождения морали. Архаическая нравственность. Декалог как древнейшая нормативная программа. Этические учения Древнего Востока. Основные этические системы античности. Послеантичное развитие нравственности. Христианская этика и средневековые этические учения. Этические воззрения гуманистов эпохи Возрождения и парадоксы реформации. Развитие европейской этики в Новое время. Антинормативный поворот в этике. Нравственные искания русских мыслителей XIX – начала XX вв. Этика конца XIX-XX века. Понятия морального сознания. Прикладная этика.

6. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий, дистанционные формы работы с помощью Интернета, лекции, практические занятия, семинарские занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, коллоквиумы, диспуты и т.д.
7. Формы контроля
Оценка качества освоения дисциплины «Этика» включает текущий контроль успеваемости (опрос, проверка конспектов, контрольные работы, презентации, тестирование, реферат и др.) и промежуточную аттестацию (зачет).

Оценка «зачтено» на зачете ставится, если студент освоил все компетенции на пороговом уровне; «не зачтено» - имеются компетенции не освоенные на пороговом уровне.

Содержание курса

Тема 1. Этика: становление и современность

Этическое в системе ценностей. Особенности этического знания. Соотношение этики, нравственности и морали. Исторический подход в этике. Действительные нравственные отношения и философско-этические направления. История нравов и теория нравов. Прошлое морали и история этики. Нравственный прогресс: реальность или иллюзия? Возрастание роли этических учений на рубеже XX-XXI веков.
Тема 2. Моральное измерение личности и общества.

Коллизии нравственного поведения. Типы этических систем и учений

Мораль как способ регуляции действий человека в обществе, единство свободы воли и всеобщности. Структура морального сознания. Парадоксы моральной оценки и морального поведения. «Моральный выбор», «моральный поступок», «моральное благо», «принцип этики», «нравственное поведение», «этическая система». Этическая система как учение о природе морального выбора, критериях морального блага и его отношении к практике человеческого поведения. Типы этических систем и учений.
Тема 3. Проблема происхождения морали. Архаическая нравственность

Основные концепции происхождения морали (креационистская, «теория табу как эмбриона человеческой морали», «теория родства» и др.). Особенности первобытной морали. Оппозиция «свои - чужие», локальность. Принцип талиона. Институт дарения. Солидарность, коллективизм, ксенофобия. Традиция. Ритуал. Культовость. Феномен «табу» как архетип социального ограничения. Приоритет нормативного (система заповедей, правил) над нравственной рефлексией. Древнейшие своды законов и моральных обязанностей как предпосылка возникновения элементов этических систем.
Тема 4. Декалог как древнейшая нормативная программа

Источники изучения жизни и миссии Моисея как учителя нравственности («Библия, Ветхий завет»). Смысловой центр этики Моисея, ее общечеловеческое содержание. Десять заповедей как религиозно-нравственно-юридические принципы поведения. Особенности Декалога как нормативной программы (синкретизм, теистичность, приоритет поступка над мотивом, неиндивидуальная ответственность, отсутствие перспективы нравственного воздаяния в загробной жизни). Избранность – эгоизм круговой поруки или труднейшая историческая задача, нравственный императив? Значение Декалога как этапа всечеловеческого расширения морального горизонта, его влияние на формирование нравственных канонов христианства, ислама, общечеловеческой нравственности.
Тема 5. Этические учения Древнего Востока

Особенности этических учений Древнего Востока. Реальная вовлеченность «учителей морали» в процесс нравственного обновления, масштаб, глубина, своеобразие их воздействия на нравственную жизнь. Нравственные поиски народов Ближнего Востока. Дуализм зороастризма о свободе выбора человека в борьбе сил добра и зла.

Особенности этических учений Древней Индии. Асоциальность и аполитичность, пессимизм и тревога за существующее состояние вещей, вера в вечный нравственный миропорядок вещей (дхарма), возможность нравственного освобождения на арене мироздания, знание как главное средство освобождения. Этика джайнизма («три драгоценности») и ее развитие в буддизме. «Трипитака» об этически бесполезных вопросах и тайне земных страданий. Будда о четырех благородных истинах, «срединном» благом восьмеричном пути, пяти правилах праведной жизни. Нирвана. Ахимса. Своеобразие этических акцентов чань и дзэнбуддизма.

Этические учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм). Пафос гармонии с космосом в этике даосизма. «Благородное недеяние» (У-вэй), «индивидуалистическая» модель «совершенного человека» Лао-Цзы. Нормативная модель личности и этика ритуала Конфуция о поиске гармонии с социумом. Конфуций о человеколюбии, гуманности, взаимности, ритуале (сыновьей почтительности, исправлении имен), воспитанности. Идеал «благородного мужа». «Низкий человек» как результат нерадения индивида о себе самом. Конфуций об открытости человека добру и злу, необходимости постоянного нравственного образования, оптимизма. Этика «умеренности и середины» Конфуция и идея «всеобщей любви» Мо-цзы в нравственных поисках китайской цивилизации. «Вторая конфуцианская волна» в северном Китае в нравственных поисках конца ХХ века. Нравственная притягательность этического идеала Конфуция и его противоречивость.
Тема 6. Основные этические системы античности

Цивилизационные основы античной этики. Прагматические, релятивистские, абсолютистские этические системы Древней Греции. Проблема взаимосвязи разума и морали. Этика семи мудрецов. Взаимосвязь этики и натурфилософии в учении Гераклита. Мораль в учении Демокрита («эвтюмия»).

Релятивистская этика софистов и развитие моральной рефлексии в философии Сократа. Этический рационализм. Сократ как Учитель человечества: загадка жизни, смерти, бессмертия («Апология Сократа»). Диалог как метод поиска нравственно-всеобщего. Платон: учение о душе и теория идеального государства, о справедливости как фундаменте добродетелей, необходимости воспитания души, совершенствовании в добродетели. Этический абсолютизм в философии Аристотеля. Добродетель как счастье («Никомахова этика»). Этика и политика по Аристотелю («Афинская полития»). Этические идеи сократических школ. Киники. Гедонизм, принципиальная недостаточность принципа удовольствия.

Этика эллинизма. Этическая система эвдемонизма. Счастье как добродетель. Эпикур о высшем благе, удовольствии, атараксии. Негативный эвдемонизм этики стоиков (Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Апатейя как этический идеал. Этика стоиков и христианство. Скептицизм («эпохе»). Этика в неоплатонизме.
Тема 7. Послеантичное развитие нравственности. Христианская этика и средневековые этические учения

Нравственные искания послеантичной эпохи как реакция на формационную катастрофу и социальную деморализацию. Идея всеобщей греховности и покаяния. Усиление личностного начала. Внимание к исследованию пороков, роли веры в формировании добродетелей. Теоцентризм. Христианская этика как основа новой стратегии нравственного совершенствования: от справедливости к любви и милосердию, от запретительной пессимистической стратегии к нравственному идеалу Христа. Содержание христианской морали: заповеди, религиозно-нравственные чувства, нравственные качества, нравственный идеал («Новый завет»). Любовь, доброта как наилучшие воспитатели человеческой души. Паулинизм. Этика любви, внутренней свободы, совести и личных убеждений, деятельности и сострадания. Проблемы нравственности в этических учениях отцов и учителей церкви. Полемика по проблемам свободы воли и природы зла. Августин: антропологическое доказательство бытия Бога, «Исповедь». Свобода и моральный закон в учении Фомы Аквинского.

Феномен монашеского идеала в истории средневековой нравственности (героическая святость, аскетизм, труд, молитва, моральный фанатизм, личная свобода, позитивная оценка страдания). Своеобразие рыцарского нравственного идеала и его влияние на историю нравов. Нравоучения русского средневековья. Этические акценты православия.

Своеобразие этики ислама.
Тема 8. Этические воззрения гуманистов эпохи Возрождения и парадоксы реформации

Европейское Возрождение как эпоха истории нравственности и ценностный переворот. Антропоцентризм и гуманизм. Индивидуализм. Титанизм. «Речь о достоинстве человека» Пико дела Мирандолы. Этические концепции Петрарки, Лоренцо Валла, Джордано Бруно. «Опыты» Монтеня. «Максимы» Ларошфуко. «Мысли» Паскаля. Макиавелли о политике и морали. Христианский гуманизм и просветительство Эразма Роттердамского.

Реформация как реакция на гуманистическое свободомыслие Возрождения: от независимости веры к независимости мысли. Компромисс веры и разума в протестантской этике (Лютер, Кальвин). М. Лютер о человеке как существе, сознающем греховность своей природы («моя вина»). Религиозно мотивированные профессионализм и предпринимательская деятельность. Рационалистический характер мирской аскезы и морального возвышения повседневной жизни человека, ее превращение в форму служения Богу. Этический идеал трезвого буржуа, новая модель личности («Труд как долг человека и доход как цель его жизни»). М. Вебер о роли протестантской этики в становлении капиталистического производства.
Тема 9. Развитие европейской этики в Новое время

Особенности новоевропейского понимания морали (отказ от трансцендентных моральных сущностей, приобретение этикой самостоятельного статуса и гуманистического пафоса, методологическая претензия стать точной наукой и разработать развитой понятийный аппарат, рационалистический патернализм, опора на традиции рационалистической этики, пестрота и разнонаправленность этических учений).

Поиск истоков морали в разуме человека и его социальности, социально-всеобщем и индивидуально-личностном измерениях. Надындивидуальная этика общественного договора (Т. Гоббс) и этика личности (линия Б. Спинозы). «Этика» Спинозы о рабстве и свободе человека. Английский сентиментализм (Ф. Хатчерсон, А. Шефтсбери) и этический утилитаризм (И. Бентам, Д. Милль) как варианты компромисса между надындивидуальной этикой и этикой личности в философии XVII-XVIII веков.

Этическая система И. Канта как наиболее значительный опыт синтеза двух основных тенденций этики Нового времени. Бескомпромиссный стиль жизни («жизнь без сует») и учение об автономной морали. Мир нравственности, долг, добрая воля, категорический императив, парадоксы свободы, человек как цель сама по себе в «Критике чистого разума». Этические взгляды Фихте и Шеллинга. Обоснование морали в этической теории Гегеля как субъективного принципа долженствования и как объективного состояния. Нравственность как действительность морали, всеобщий образ действий индивидов, идея завершения нормативного содержания этики. Возникновение морализирующего отношения к действительности как доминирующей тенденции послегегелевской этики XIX века, ее позитивное значение и «тени».

Качественное изменение европейской нравственной культуры в Новое время. Мещанская мораль и этика прав человека в ценностно-нормативных ориентациях эпохи. Концепция прав и свобод человека как этико-нормативная программа. Активное и ответственное, предельно самостоятельное построение своей жизни как нравственный долг человека. Принципы этики прав человека, ее значение для гуманистической педагогики, политологии.
Тема 10. Антинормативный поворот в этике

Возникновение антинормативной парадигмы в понимании морали как критики морализирующего отношения к действительности, два ее основных варианта (революционное массовое действие, индивидуальный бунт).

К. Маркс о коммунизме как «практическом гуманизме», морально преобразованном мире, о морали как инструменте политики и идеологии.

Протест против «тирании разума и морали» в философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше; радикальное отрицание морали и этики в традиционном понимании и переход к расширенному их толкованию. Единичность человеческого существования как источник и практическая форма существования морали. Воля, «житейская мудрость», «пессимизм», «страдание» и «избавление» в этике Шопенгауэра. С. Кьеркегор о трагизме человеческого Я и «этического человека». Ф. Ницше о диагнозе и прогнозе относительно человека («Так говорил Заратустра»). Идея сверхчеловека. Ницше о генеалогии морали и двух ее типах («рабов» и «господ»), этика «любви к дальнему». Критика Ф. Ницше абсолюта и проблема идеала. Вседозволенность ницшиевского понимания морали, правда и ложь доктрины «Сверхчеловек», ее «фашистский ангажемент», послевоенный «карантин» и ренессанс конца ХХ века.
Тема 11. Нравственные искания русских мыслителей XIX – начала XX вв

Этикоцентризм и панморализм как традиция русской духовности. Своеобразие образа морали в русской религиозной философии (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский). Попытка обоснования идеи морально суверенной личности без отказа от метафизики морали и от изначальной коллективности человеческого существования (божественный Абсолют, соборность, общинность). Стыд, жалость, благоговение, любовь, София Премудрость Божия в «Оправдании добра» В. Соловьева. Философия свободы Н. Бердяева. Философско-этические искания русских писателей (Л. Толстой, Ф. Достоевский). Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).


Тема 12. Этика конца XIX-XX века

Восстановление позитивного отношения к морали. Возникновение эволюционной этики (Г. Спенсер), понимания нравственности как социальных действий, направленных на «выравнивание эгоизма и альтруизма». Аналитическая этика о языке морали, логической культуре современных моральных суждений (Дж. Мур, А. Айер). Прагматизм о связи моральных понятий с интересами, потребностью, успешностью поведения, о морали как средстве на пути к душевному комфорту и довольству жизнью (У. Джеймс, Д. Дьюи). Феноменологическая этика (Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман). М. Хайдеггер, К. Яспер, Ж.-П. Сартр, А. Камю о страхе, вине, свободе, экзистенциальной коммуникации и других неотъемлемых характеристиках человеческого существования. Этические концепции фрейдизма и неофрейдизма. Гуманистический психоанализ, анатомия деструктивности и концепция социального характера Э. Фромма. Этика неотомизма и неопротестантизма. Этика в христианском эволюционизме П. Тейяра де Шардена.

Две основных тенденции европейской этики последней трети ХХ века: переход к прикладной этике (право на смерть, терроризм и мораль, императив ненасилия и др.) и переосмысление предмета этики с позиции постмодернистской философии. Герменевтика (Х. Г. Гадамер) и деконструкция (Ж. Деррида) как стратегии приучения к риску морального выбора. Дискуссия между «либералами» и «коммунитаристами» в этике. «Теория справедливости» (Джон Роулс). Этика дискурса (Ю. Хабермас, К.-О. Апель) как синтез наиболее ценных идей и традиций этики и этических учений современности. Идея равнозначной идентичности индивида и коллектива, проблема «последнего обоснования» этики. Этика покаяния и ответственности, единства человечества. А. Швейцер о благоговении перед жизнью как единственном и абсолютном принципе этики. Экологическая этика. Этика ненасилия. Этика в «компьютерном круге». История этических учений и гуманитарный поиск XXI века.
Тема 13. Понятия морального сознания

Специфика понятий морального сознания. Становление понятий морального сознания в античной этике, традициях христианства, нового времени. Сущностные и структурные понятия морального сознания. Добро и зло. Справедливость. Долг и совесть. Счастье. Нравственный идеал. Смысл жизни. Свобода и ответственность. Добродетель и порок.

Тема 14. Прикладная этика

Прикладная этика в поисках этических ориентиров. Проблемы экологической этики. Проблемы биоэтики. Проблема «право на смерть» (суицид, аборт, смертная казнь). Терроризм и террор: возможности морального оправдания. Информационное общество и проблемы морали.


№ п.п.

Наименование и содержание раздела

Образовательные технологии, в т.ч. инновационные

Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные

Формируе-мые компетен-ции

Образо-ватель-ные резуль-таты

Формы контроля, оценочные средства

1.

Этика: становление и современность

проблемного, информационного обучения, организации самостоятельной работы

проблемная лекция, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-1;З-2

З-4;У-2

У-5;В-1

В-3;В-5

текущий контроль: конспект, сравнительный анализ

2.

Моральное измерение личности и общества.

Коллизии нравственного поведения. Типы этических систем и учений

личностно-ориентированного, в сотрудничестве

лекция-диалог, семинарское занятие, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-1;З-2

З-3;З-4

У-4;У-5

В-3;В-4

В-5

текущий контроль: конспект, информационное сообщение

3.

Проблема происхождения морали. Архаическая нравственность

проблемного, информационного обучения

проблемная лекция, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-5;З-6

З-7;У-3

У-4;В-3

В-4

текущий контроль: опрос, конспект, сравнительный анализ

4.

Декалог как древнейшая нормативная программа

контекстного, информационного обучения

скрин-шот, научно-исследовательская работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-3;З-5

З-6;У-2

У-3;У-5

В-1;В-3

В-5

текущий контроль: обзор литературы, презентация, реферат

5.

Этические учения Древнего Востока


информационного обучения, организации самостоятельной работы

семинарское занятие, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-3;З-5

З-6;У-2

У-3;У-5

В-1;В-3


текущий контроль: информационное сообщение; структурно-логическая схема

6.

Основные этические системы античности

проблемного, информационного обучения, организации самостоятельной работы

проблемная лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-3;З-5

З-6;У-2

У-3;У-5

В-1;В-3


текущий контроль: конспект, информационное сообщение

7.

Послеантичное развитие нравственности. Христианская этика и средневековые этические учения

проблемного, информационного обучения, организации самостоятельной работы

проблемная лекция, практическое занятие, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-1;В-3

текущий контроль: конспект

8.

Этические воззрения гуманистов эпохи Возрождения и парадоксы реформации

информационного, портфолио- поиска и накопления информации

лекция-презентация, круглый стол, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-1;В-3


текущий контроль: сравнительный анализ, конспект, презентация

9.

Развитие европейской этики в Новое время

информационного обучения, организации самостоятельной работы

семинарское занятие, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-1;В-3


текущий контроль: конспект, доклад, сравнительный анализ

10.

Антинормативный поворот в этике


проблемного, информационного обучения, организации самостоятельной работы

проблемная лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-1;В-4


текущий контроль: информационное сообщение; конспект

11.

Нравственные искания русских мыслителей XIX – начала XX вв.

контекстного, информационного обучения, организации самостоятельной работы

лекция, скрин-шот, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-1;В-4

текущий контроль: информационное сообщение; конспект

12.

Этика конца XIX-XX века


информационного обучения, организации самостоятельной работы

семинарское занятие, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-2;

З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-2;В-3

текущий контроль: информационное сообщение; структурно-логическая схема

13.

Понятия морального сознания

контекстного, информационного обучения, организации самостоятельной работы

лекция, круглый стол, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5


З-2;

З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-2;В-3

текущий контроль: конспект; сравнительный анализ, обзор литературы

14.

Прикладная этика

информационного обучения, организации самостоятельной работы

круглый стол, самостоятельная работа

ОК-2;

ОК-3;

ОК-5;

ПК-2


З-2;

З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-2;В-3

текущий контроль: информационное сообщение; конспект




Промежуточная аттестация – зачет



Лекционные занятия


№ п.п.

Тема лекции

Литература и др.

источники

Образовате-льные технологии, в т.ч. инновацион-ные

Методы и формы обучения,

в т.ч. активные и интерак-тивные

Форми-руемые компе-тенции

Образо-ватель-ные резуль-таты

Формы контроля, оценочные средства

1.

Этика: становление и современность

доп. – 1,2,9,11,19


проблемного, информацион-ного обучения, организации самостоятель-ной работы

проблемная лекция

ОК-2;

ОК-3; ОК-5


З-1;З-2

З-4;У-2

У-5;В-1

В-3;В-5

текущий контроль: конспект, сравнитель-ный анализ

2.

Моральное измерение личности и общества.

Коллизии нравственного поведения. Типы этических систем и учений


Литература:

осн. – 1(с. 29-38),

доп. – 1,2,18,24


личностно-ориентирован-ного, в сотрудничестве

лекция-диалог

ОК-2;

ОК-3; ОК-5


З-1;З-2

З-3;З-4

У-4;У-5

В-3;В-4

В-5

текущий контроль: конспект, информа-ционное сообщение

3.

Проблема происхождения морали. Архаическая нравственность

доп. – 1,2,9,18,19


проблемного, информацион-ного обучения

проблемная лекция

ОК-2;

ОК-3; ОК-5


З-5;З-6

З-7;У-3

У-4;В-3

В-4

текущий контроль: опрос, конспект, сравнитель-ный анализ

4.

Основные этические системы античности

Литература:

осн. – 1( 110-134);

доп. – 2,9,13,17,24


проблемного, информацион-ного обучения, организации самостоятель-ной работы

проблемная лекция

ОК-2;

ОК-3; ОК-5


З-3;З-5

З-6;У-2

У-3;У-5

В-1;В-3


текущий контроль: конспект, информа-ционное сообщение

5.

Послеантичное развитие нравственности. Христианская этика и средневековые этические учения

Литература:

осн. – 1(с. 65-73);

доп. – 1,2,17,24


проблемного, информацион-ного обучения, организации самостоятель-ной работы

проблемная лекция

ОК-2;

ОК-3; ОК-5


З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-1;В-3


текущий контроль: информа-ционное сообщение; структурно-логическая схема

6.

Этические воззрения гуманистов эпохи Возрождения и парадоксы реформации

Литература:

осн. – 1(с. 45-69);

доп. – 2,3,5,17,24


информацион-ного, портфолио- поиска и накопления информации

лекция-презентация

ОК-2;

ОК-3; ОК-5


З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-1;В-3


текущий контроль: конспект, информа-ционное сообщение

7.

Антинормативный поворот в этике


Литература:

осн. – 1(с. 138-151, 172-181);

доп. – 2,9,15,24


проблемного, информацион-ного обучения, организации самостоятель-ной работы

проблемная лекция

ОК-2;

ОК-3; ОК-5


З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-1;В-4


текущий контроль: информа-ционное сообщение; конспект

8.

Нравственные искания русских мыслителей XIX – начала XX вв.

Литература:

осн. – 1(с. 190-219);

доп. – 2,9,15,17,24


контекстного, информационного обучения, организации самостоятель-ной работы

лекция

ОК-2;

ОК-3; ОК-5


З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-1;В-4


текущий контроль: информа-ционное сообщение; конспект

9.

Понятия морального сознания

Литература:

осн. – 1(с. 241-306);

доп. – 1,2,6,17,24


контекстного, информацион-ного обучения, организации самостоятель-ной работы

лекция

ОК-2;

ОК-3; ОК-5;

ПК-2


З-2;

З-3;З-5

З-6;

З-7;У-2

У-3;У-5

В-2;В-3


текущий контроль: конспект; сравнитель-ный анализ, обзор литературы






















Промежуточ-ная аттестация – зачет
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение...
Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика»
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа дисциплины «профессиональная этика»
Дисциплина «Профессиональная этика» соответствует целям Ц1, Ц3 образовательной программы 031600 Реклама и связи с общественностью...
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconПрограмма дисциплины профессиональная этика юриста, специальность...
Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического...
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа учебной дисциплины «деловая этика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconТюменский государственный университет
Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05. Этика очной и заочной...
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа «Этика: Азбука добра»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа учебной дисциплины «этика делового общения»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору ( 2 1) вариативной части гуманитарного, социального и экономического...
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа дисциплины Этика
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа дисциплины «Архитектурная этика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности 080500 -менеджмент
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Профессиональная этика»...
Профессиональная этика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 26 с
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа дисциплины «Этика и психология делового общения»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Этика» iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности...
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск