Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и





Скачать 58.63 Kb.
НазваниеЛ. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и
Дата публикации21.08.2014
Размер58.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Социализация детей-сирот с тяжелыми нарушениями речи.
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Проблема социальной адаптации воспитанников школ-интернатов становится ещё более остроактуальной в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко даётся детям с нормальным развитием, и тем более сложно идёт процесс социализации у детей с ограниченными возможностями. Поэтому школа-интернат должна создать условия для детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, сформировать у них основу общей культуры и предоставить возможность овладеть доступными и востребованными социумом профессиями.

С момента создания образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья решающую роль в системе коррекционно-воспитательской работы играет профессионально-трудовая подготовка учащихся как основа их социальной адаптации.
Важное место в системе трудовой подготовки учащихся занимают уроки труда, социально-бытовой ориентации, производственная практика в учебных мастерских, на пришкольном участке, в сельском хозяйстве.


Профессионально-трудовая подготовка ведётся по трём профилям: швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд. Выбор профилей трудового обучения определяется потребностями производственного окружения, местом жительства родителей, психофизическими особенностями учащихся. Качество учебно-воспитательной работы по подготовке школьников к участию в производственном труде во многом зависит от материально-технической базы профессионально-трудового обучения и подборка педагогических кадров. Разумно оформленные, технически оснащённые мастерские способствуют формированию интереса к трудовому обучению, в них создаются необходимые условия для приобретения учащимися трудовых навыков. В настоящее время в школе-интернате имеются: кабинет технологии, оснащенный современной бытовой техникой; столярная мастерская. Они оснащены необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами, позволяющими организовать работу с учётом технологических требований производства.
Значительное место в трудовом обучении школьников 5-10 классов мы отводим производительному труду. Производительный труд на базе школы в учебное время имеет такие виды, как: производство сельскохозяйственной продукции,выполнение заказов своей школы. Учащиеся, возглавляемые учителями технологии, биологии, воспитателями с увлечением проводят на пришкольном участке все необходимые работы: проверяют семена, выращивают рассаду овощных и цветочно-декоративных растений, вскапывают клумбы и газоны, сажают цветы, кусты, деревья, подкармливают их, удаляют сорняки, уничтожают вредителей, выращивают различные овощи и фрукты. На уроках
столярного дела учащиеся изготавливают различные виды ящиков, черенки для сельскохозяйственного инвентаря, грабли, скворечники, кормушки для птиц.
Большую работу проводят по ремонту школьной мебели, по изготовлению кухонной утвари, по сборке мебели из готовых деталей т. д. В школе-интернате на высоком методическом уровне поставлена работа по обучению учащихся швейному делу. На уроках швейного дела изготавливаются изделия, необходимые для эстетичного оформления учебных кабинетов, спальных комнат, а также изделия, необходимые в быту (рукавицы, салфетки, фартуки, халаты, постельные наборы, и т. д.).Огромную роль для социальной адаптации школьников играют уроки социально-бытовой ориентации, где учащиеся повышают общий уровень своего развития, учатся ориентироваться в самостоятельной жизни.


Производительный труд на базе школы в процессе внеклассной работы может иметь те же виды, что и производительный труд на базе школы в учебное время. К нему приобщаем уже учащихся младших классов, для которых оказывается доступным выполнение таких заказов, как изготовление пакетиков для цветочных семян, выращивание рассады, цветов. Учащиеся 5-10 классов в процессе внеклассной работы занимаются трудом в подсобном хозяйстве; участвуют в посадке леса; перебирают и сортируют картофель и овощи; принимают участие в посадке и уборке овощей, выращиваемых на пришкольном участке; огромную работу проводят по благоустройству и озеленению школьной территории, которая превратилась, благодаря пышным нарядным цветочным клумбам, в настоящую "маленькую сказочную страну.В школе-интернате регулярно проводятся занятия кружков «Флористика» (руководитель Гомозова Л.А.), «Художественное рисование» (руководитель Байдикова Н.Е.), «Театральный кружок» руководитель В.И.Родионова, на которых кружковцы с большим удовольствием трудятся и изготавливают своими руками различные экспонаты: мягкие игрушки, подарки, сувениры, наборы для кухни, салфетки, фартуки; занимаются вышиванием, вязанием, бисероплетением, аппликацией. Вопросы о профессиональной подготовке учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната V вида и их трудоустройстве всегда стояли и стоят в центре внимания коллектива преподавателей нашей школы, так как от их решения во многом зависит дальнейшая судьба наших воспитанников. Определение выпускника на производство- это лишь часть работы, выполняемой школой. Основная трудность впереди. Коллектив учителей и особенно преподавателей профессиональной подготовки волнует вопрос, как происходит социальная и трудовая адаптация выпускников школы в той среде, куда они определены. Конечно,
воспитанники школы-интерната прошли бы более высокую социальную и трудовую адаптацию, если бы в школе могли открыть классы допрофессиональной подготовки для учащихся 8-10 классов, однако для этого нужно создать соответствующие условия: производственные помещения, сооруженные с современным оборудованием. Поэтому в перспективе школы остро стоит вопрос строительства мастерских и спортивного зала. Cоциально-психологическая служба нашей школы-интерната решает актуальную проблему – подготовку воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни и деятельности, которая включает в себя: социальную готовность:адаптация к своему социальному статусу, сформированность навыков межличностного общения (со сверстниками, младшими, старшими детьми, взрослыми). Для этого проводятся беседы в классах, проводятся внеклассные мероприятия на эту тему (например «Час доброты», «Разрешение конфликтов без насилия»и т.д.), сформированность навыков коллективной деятельности и общение (работа на пришкольном участке, утепление своих комнат, соблюдение чистоты в комнатах и на пришкольном участке), сформированность навыков социально-бытовой ориентации. Проводятся уроки, на которых они учатся вести домашнее хозяйство, готовить, стирать, обустраивать жилище, ухаживать за растениями, животными, прививают навыки самообслуживания, сформированность навыков организации самостоятельной жизни и деятельности (общеучебные умения и навыки, связанные с организацией быта и досуга, умение реагировать на сложившуюся ситуацию).


Трудовую готовность:навыки самообслуживания (воспитатели, учителя приучают к правилам личной гигиены, учат одеваться, ухаживать за собой),
- готовность к труду в домашнем хозяйстве (уроки социально-бытовой ориентации),
- профессиональное самоопределение воспитанников (столяры, швеи, уроки с/х труда, кружки проводятся в школе-интернате). Морально-волевую
-готовность: самооценка, чувство самоуважения,волевая организация личности (формируется на уроках физкультуры, труда и т.д.).Физическая готовность:
- развитие качеств, компенсирующих недостатки (на уроках физкультуры, спортивных часах),развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности (уроки труда, физкультура), формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), (уроки физкультуры, беседы, классные часы на эту тему).


Материал подготовила Дедова Т.В. социальный педагог Г(О)С(К)ОУС(К)О Ш-И V вида с. Дмитряшевка Хлевенского района

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и icon5. Часть II. Социализация: процесс становления личности
Сартакова Г. В. старший преподаватель кафедры истории, политологии, социологии Красгау
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения
Ьному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 6 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адаптация процесс взаимодействия личности с определённой социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации,...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconПояснительная записка Задача социального становления личности ребенка...
Управление образования Администрации муниципального образования «Малопургинский район»
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconОсновные технологии становления личности студентов нефизкультурных вузов
В связи чем, важен учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности студента. В педагогическом процессе физического воспитания...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Твенный означает уподобление себе подобным, одинаковость, совпадение с чем-либо. Процесс идентификации это процесс самоотождествления...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconПлан урока: Вступительная беседа с учащимися -10 мин
На материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconТема Социология как наука. Основные этапы становления и развития...
Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А это невозможно без социализации и культурного обогащения человека. Конечно, в первую очередь, этот процесс зависит от семьи. Но...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первона­чального становления личности,...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconШадринск 2011 год Миссия школы
Школа призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся для становления и развития его гражданственности,...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и icon2. Условия возникновения, формирования и становления опыта
Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребёнка, его интересов,...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особого подхода требуют дети с особыми образовательными потребностями. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей,...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconТы рассказал, что немцы напали
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск