Скачать 166.15 Kb.
|
Управление образования, культуры и спорта Администрации городского округа «Поронайский» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Поронайск «Я вам дарю своей души скрижаль…» (самобытное творчество Журавлевой Е.М.) Автор: Титова Н.И., учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 2 г.Поронайска 2011 г Оглавление. Введение_______________________________________________с. I.Основная часть.________________________________________с. 1.Биографическая справка.________________________________с. 2. «Я вам дарю свою скрижаль…» Самобытное творчество Журавлевой Е.М.__________________ с. 3.Творческие искания.___________________________________ с. а) Родной школе______________________________________с. б) Коллегам, друзьям с любовью_______________________ с. в) Благодарность от души______________________________с. г) Сатирическая передача «Цап-царап»___________________с. д) Выпускникам______________________________________с. е) Родному городу____________________________________с. II.Заключение.________________________________________с. ВВЕДЕНИЕ. Дарю тебе свою скрижаль: Мне добрых слов для вас не жаль… Данная работа посвящена самобытному творчеству Екатерины Михайловны Журавлевой, учительницы русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 города Поронайска. Она ветеран труда, Отличник народного просвещения, труженик тыла. Всю свою долгую трудовую жизнь Екатерина Михайловна несла людям знания и мудрость. Рядом с ней всегда была её поэзия, её художественное слово, с которым она обращалась к ученикам, друзьям, коллегам, знакомым и незнакомым людям. Этого требовала от неё её беспокойная неравнодушная натура, желание порадовать людей своим творчеством. За долгие годы набралось огромное количество четверостиший, посвящений, стихотворений. И в каждом – частичка её души. Я проработала с Екатериной Михайловной рядом 16 лет, благодарна ей за минуты общения, доброту, за её мудрость, человеческую теплоту и широту души. Актуальность работы : 1.Необходимость сохранения самобытного творчества известного учителя, жителя г.Поронайска. 2.Желание выразить личную признательность памяти Журавлевой Е.М. Цели и задачи работы: 1.Систематизация, обобщение материала собранного материала; 2.Подготовка материала к передаче в школьный музей. 1.Биографическая справка. Екатерина Михайловна Журавлева родилась в 1928 году во многодетной семье. Её отец, доктор Мальцев Михаил, пользовался уважением в городке. Мама, Беркальчик Казимира, полька по национальности, была весёлая и жизнерадостная женщина, она сумела создать в семье обстановку дружелюбия и тепла… К сожалению, родители рано ушли из жизни, не сумев поставить детей на ноги, но они передали им свою веру в жизнь, умение выживать в трудных условиях. В полной мере десятилетняя Катя ощутила своё сиротство, когда старшая сестра взяла её к себе после смерти родителей, но муж её не разрешил оставить девочку: голодное время было, и лишний рот был в семье не нужен. Катю отправили в детдом. В детдоме жили плохо, голодали. Были и светлые моменты общения с друзьями и …с книгой. Именно при чтении Катерина проживала самые чудесные минуты своей нелегкой жизни. Началась беда – страшная война, когда нарушилась даже такая тяжелая детдомовская жизнь. В 13 лет Катю отправили в училище при заводе. Пригодились её руки, её настойчивое желание не остаться в стороне, внести свой вклад в оборону страны. Она стояла за токарным станком, до которого ей было не дотянуться: слишком малого роста была девчонка. Подставляли ящик, и Катерина вновь и вновь выполняла может и несложные операции, но такие необходимые фронту… А когда её освободили от «трудовой повинности» (так это тогда называли), то Катерине просто некуда было податься, как обратно в детдом. Директор пожалел её и взял весёлую неунывающую девушку помощником воспитателя. Работала Катя за еду. Она возилась с малышами, читала им книжки, рассказывала сказки, сочиняла свои первые стихи. Она легко запоминала огромные стихотворные тексты и читала их детворе в притихшей спальне на ночь. Её страсть к литературе постепенно вылилась в умение создавать собственные стихотворные строчки, которые всю жизнь потом рождались в ней. Закончилась война. Жить стало не легче, зато веселее. Вот американцы прислали гуманитарную помощь, и Кате досталось красивое пальто, какого у неё никогда не было. Появились мысли о будущем, нужно было приобретать профессию. Ведь не вечно же она будет читать сказки в детдоме за еду? Вот за что ещё благодарна детдому : здесь она нашла свой путь в педагогику. Директор не хотел терять такого выгодного работника и отпускать её от себя, и Катя тайно подала документы в Ленинградский пединститут имени А.И.Герцена на факультет физического воспитания и спорта. И поступила! Директор детдома обиделся на Катю и даже отобрал при прощании такое красивое американское пальто… В институте сиротам помогали, бесплатно выдавали хлебные коврижки. Катя с подругами меняли их на картошку и крупу и варили самую вкусную на свете похлебку. Выжила! Получила профессию, осуществила свою мечту стать учителем, встретила свою первую любовь… Несколько лет работала в г.Боровичи в школе №1 учителем физкультуры. Постепенно страсть к литературе взяла своё, и Катерина Михайловна в 1958 году закончила филологический факультет Новгородского пединститута и стала преподавать свою любимую словесность. Так всю жизнь жили в ней стремление к физическому самосовершенствованию и любовь к поэзии, к литературе. Пошли дети в молодой семье быстро, и вот уже 2 сыночка и лапочка дочка стали занимать всё свободное время молодой женщины. А вот с мужем не всё ладно складывалось, и совершила однажды Катерина поступок, который только она и могла совершить: одна с 3 детьми уехала на Дальний Восток. Был при ней скудный скарб в небольшом сундучке, который остался ещё от родителей. Было желание быть хозяйкой своей судьбы. На Сахалине встретили гостеприимно и направили в пос. Оноры Смирныховского района. Полюбился Катерине Михайловне таёжный поселок, его добрые люди, благодарные ученики. Сочинила гимн поселка, который и поныне знают в Онорах. 2 года там проработала, и потянуло её на морской берег. Здесь, в Поронайске, она и остановилась. Навсегда привязало к себе море, в котором она купалась почти круглый год, самая вкусная морская рыба и самые любимые друзья! Вот уже и дети выросли, нашли свое место в жизни. Вернулись в Ленинград и неоднократно пытались увезти мать к себе. Приезжала в отпуск и опять возвращалась назад, в школу №2, в свой коллектив, с которым связала свою жизнь с 1966 года. Работала учителем, завучем по воспитательной работе. Всегда была рядом с теми, кому трудно. Она не умела лукавить, могла сказать правду, не всегда приятную, но могла и поддержать в трудную минуту. Удивляла своим жизнелюбием, стойкостью, умением быть полезной и необходимой. Удивительная память позволяла ей помнить всех своих многочисленных учеников в лицо и по именам. Они любили её, как любят учителя доброго, строгого, справедливого и талантливого. Катерина Михайловна преподавала до последнего дня, так как не смогла закрыть школьную дверь. Ей необходимы были общение с коллегами, с любимыми друзьями, внимание учеников и заливистая трель школьного звонка. Спокойная размеренная жизнь ей не подходила. Так уж она была устроена, Катерина Михайловна Журавлева, бывшая детдомовская девчонка, сумевшая построить свою жизнь по законам мудрости и красоты. 2. Творческие искания. Екатерину Михайловну можно назвать заказной самодеятельной поэтессой. Она действительно писала очень часто по заказу. О ней шла слава по городу, к ней обращались в тех случаях, когда надо было поздравить юбиляра, отметить какое-то торжество, поблагодарить, сделать стихотворный сюрприз. Она слагала строчки и для друзей, и для посторонних людей. Стихи выплескивались из неё и просто так, по любому случаю. Вместе с шуткой, по дороге в школу, за обедом в столовой. Часто её можно было видеть за столом в учительской, сосредоточенно сидящей над листом бумаги, а рядом лежали другие листы, исписанные крупным четким почерком. Писала она на том, что попадало ей под руку: старых ученических тетрадях, обложках, Почетных грамотах и даже … конфетных коробках. Рифмы Екатерины Михайловны не подходят под академические размеры, размер вообще трудно определить: иногда это хорей, иногда ямб, иногда составная рифма, чем-то напоминающая манеру Маяковского. Читать стихи Журавлевой интересно: никогда не знаешь, какое слово появится, какой оборот она выберет. Стихи часто очень ироничны, с доброй шуткой, с улыбкой. Она любила читать свои произведения сама, никому не доверяла. В её стихах вы увидите смешные картинки из школьной жизни, теплые добрые посвящения выпускникам, справедливые оценки поступков нашаливших учеников, неизменно наполненные верой в их исправление. Любимые жанры Екатерины Михайловны: посвящения, ироничные куплеты, поздравления. РОДНОЙ ШКОЛЕ Екатерину Михайловну Журавлеву в полной мере можно назвать патриотом Школы в общем смысле и школы №2 в особенности. Здесь она проработала много прекрасных лет, в которых были радости, печали, огорчения, но никогда не было сомнений в правильности выбранной профессии. Она жила школой, не могла с ней расстаться до последних дней жизни. Школа платила ей любовью учеников, уважением коллег, признательностью родителей. Её волновали многие проблемы школьной жизни, она не оставалась в стороне от любых событий. А помнила она всякое: Помнят многие коллеги, Как наезжали к нам телеги Проверок высших всех инстанций От профсоюза, от горкома, от гороно и от учкома. Им не скажешь: «Помоги!» Слушай, пикнуть не моги, Подай немедленно сейчас, В этот день и в этот час Планы разных направлений И исполняй все наставленья. Дай эстетическое и политическое, Правовое, патриотическое, Спортивное и трудовое, Словом, всё годовое. Так оно и было.Но автор подмечает и хорошее в той жизни: Но хорошего много было в прошлом, Не всё было горьким, Не всё было пошлым. Различные смотры, встречи, линейки. Учителем вовремя полученные копейки. Здравствуй, дорожка! Ура! На картошку! И только мелькают прогоны В телячьих вагонах! Журавлева гордится своей школой, славит её коллектив, её учеников: На главной улице родного города Много лет без полумер Работает отлично, молодо Вторая школа всем в пример. Она никогда не оставалась в стороне от школьных дел, всё её волновало и интересовало. Вот команда учителей школы участвует в городском КВНе. Именно она составляет привествие команды и сама выходит его читать на сцену: Желаем успехов, желаем улыбок, Желаем не сделать нисколько ошибок, Мы с вами соперники только на час! Да здравствует дружба! Приветствуем вас! Приветствовать вышли не члены команды, Вышел учитель – возраст громадный. Верю – никто не подумал о лени. Это наша судьба, это связь поколений! Помните время задержки зарплаты и учительских забастовок по этому поводу? Екатерина Михайловна пишет плакаты горького содержания и протеста: В жизни не надо по разным причинам Зарплату задерживать, пользуясь чином. Имеем мы к власти просьбу одну: Верните зарплату, не позорьте страну! От имени учительства она пишет гневные строки осуждения политики Грузии: В память о событиях 08.08.2008 г.в Южной Осетии. Учительство школы второй Возмущается летней порой. Время отпуска громом сразил Этот главный жестокий грузин. Снова листья шелестят красиво, Извещая о приходе сентября, А осетинский мальчик смотрит в мир пугливо Взойдет ли для него та школьная заря. Имя русское, товарищ Михаил, Перед детьми Кавказа Уронил так низко, Ты обещаниями долго всех кормил, А бомбы были уже очень близко. Опомнитесь! Время есть, Саакашвили, Чтоб никого вы больше не бомбили. Все любят ваш народ и ваши песни. Пусть будет мир спокойный и чудесный. А учительство школы второй, Возмущенное этой бедой, Приветствует русский обряд В беде помогать всем народам подряд. А мы будем снова и снова Работать в школе над главным словом, Чтоб каждый ребенок прочувствовать смог: Мама, природа, мир и Бог. КОЛЛЕГАМ, ДРУЗЬЯМ С ЛЮБОВЬЮ Множество теплых слов, признаний, пожеланий посвятила Журавлева Е.М. своим коллегам, школьным подругам. Посвящала лично, конкретному человеку, обращалась сразу ко всем учителям школы. Вот слова , обращенные к Белинской Розе Павловне: Сколько лет нам помнится, Ты уж больно модница. Тряпки, тряпки, тряпочки, Пальто, сапожки, тапочки. Чтобы были охи-ахи, Всё с особым прибамбахом! С любовью Татьяне Михайловне Гербст: У Тани изюминка, у Тани подход, Чтоб вырос хороший детский народ. На математике есть у ребят интерес, Чтоб из кого-то не вырос балбес. Многие знают в городе Валентину Петровну Котелянец. Вот четверостишие из стихотворения, посвященного ей: Огонек в глазах потух, Сейчас у нас урок ух! Ух! Без знаний будет очень стыдно, Очень стыдно и обидно. На знанья не наложишь глянец У Валентины Петровны Котелянец. С глубоким уважением относится Екатерина Михайловна ко всем учителям: Но если б вдруг пришлось нам снова По жизни начинать свой путь, То ни поступка бы, ни слова Не изменили б мы ничуть. Такое обычное дело, Такое судьбы антраша: С годами состарилось тело, Но юной осталась душа. Вопреки морали - неизбежна старость- Путь нашли мы к правильным делам. Только ночью тихая усталость Будет резать сердце пополам. Но не страшат их зной и вьюги! Вот они какие – мои верные подруги, учителя России! Она сетует на недостаток времени, поскольку оно полностью принадлежит работе: Но работа нам как праздники: Детей всех любим – и тихоней, и проказников. И нет другой для нас романтики, Как наши девочки и мальчики. Но время – вроде замкнутого круга. Год мелькнул, как месяц, день как час. Очень жаль, что выслушать друг друга Не хватает времени у нас. Как трудно быть учительницы мужем: Тетрадей кроме, ей никто не нужен! Время беспощадно к возрасту, оно летит неумолимо. И вот уже в школу приходят молодые учителя и уходят ветераны. Екатерина Михайловна воспринимает это так мудро: А кругом молодые лица и веселых глаз огоньки, Юность милая не боится, что так быстро бегут деньки. Нам же в жизни нужно мало-мало,чтобы школа ожидала, Чтобы коллектив большой относился к нам с душой. Чтоб потемневшей студеной водою и лежалой травою не зря Легкой осенью молодою пахло 1 сентября. Сегодня мудрые благословляем годы,их глубину, их радости, их броды. Благодарность от души У Екатерины Михайловны была одна прекрасная черта: она умела и любила быть благодарной. Она понимала ценность добрых человеческих поступков и, как могла, отвечала на них самыми теплыми словами. Вот строители отремонтировали школу, и рождаются строчки: Обросла наша школа Строительным лесом, Разделен на кабины наш туалет Все будет сделано с интересом. Сомнений, конечно, у нас с вами нет! А главные люди строительства этого- Г.И.Бабченко-наш замечательный мэр Покоя не знал он в жаркое лето, Принял тысячу мер. Геннадий Николаевич Квон, Генеральный директор Ремстроя, Как же старается он, Чтобы школу твою обустроить. И Владислав Алексеевич Тен, Бывший наш ученик, Помогает без отдыха, без перемен. Давно помогать нам привык. Людмила Михайловна Чернова помогла с организацией поездки ветеранов в г.Южно-Сахалинск. От всего сердца идут слова: Мы Вас от всей души благодарим, И Вы за грех, надеюсь, не сочтете, Спасибо за поездку говорим! Так будьте Вы всегда в таком почете! Мы разговоров не вели научных, К здоровью путь пытались всё найти. Стихи и песни лучшие из лучших Сопровождали нас до Южного в пути. Звезда дорог на пенсии маячит. Пришла такая в жизни нам пора. Мы любим Вас – а это значит: Желаем Вам здоровья и добра. Повезло Екатерине Михайловне с соседями, много строк им посвящено. А вот и пожелание: Много зим вам здоровых с веснами, Ни слякоти вам, ни пороши, Соседи мои хорошие. Были шефами школы № 2 военкомат нашего города. А вот и строчка из посвящения: А мы для вас растим юнцов, В военной службе молодцов. Ваш коллектив кругом известный, Мужской и женский – интересный. Дай бог здоровья много-много И меньше призывной тревоги. Подарили всем ветеранам-труженикам тыла подписку на «Российскую газету». Все промолчали, а Журавлева через газету «Экспресс» поблагодарила: Моей социальной защите – великая благодарность. За поэзию не взыщите, конечно, хромает малость. Подписка – это забота. Родная газета – Российская. Вы дарите всем чего-то, поэтому нам вы близкие. Ты защищаешь всех, кто старостью гордой унижен. Пусть дороже будет успех у тех, кто кем-то обижен. Сатирическая передача «Цап-царап» Наверно, ученики школы №2 вспомнят сатирическую передачу «Цап-царап», которая звучала по школьному радио несколько лет тому назад. Организатором её и автором была Екатерина Михайловна. Не всем учащимся было по душе содержание передачи, так как они были героями сатирических стихов, но всё же выступления учителя ждали с нетерпением. Цап-царап – не развлеченье, не страничка смеха, Это наше поученье для учебного успеха. 5ый класс, 5ый класс –безобразнейший у нас. Ни один предмет-урок не проходит детям впрок. Потому что там Денис от всяких гадостей прокис. Потому что там Максим тоже гонится за ним. Потому что 2 Артема ведут себя как будто дома. А остальным ребятам грустно работать письменно и устно. На тройки учатся едва, за поведенье классу 2. А у немножечко нахального Вовочки Михайлова Есть особенный девиз, который тянет его вниз. Он звучит примерно так: «Всё буду делать кое-как». Кое-как буду учиться, кое-как буду трудиться, Кое-как буду дружить и кое-как потом служить. Ты придумай девиз снова, чтоб держать мужское слово. А Дима Белоусов в учебе среди трусов. Мыслить стал по - узкому. Имеет 2 по русскому. Не подвешен твой язык, ты просто списывать привык. Сними лентяйский свой мундир и будь себе лишь командир. В передаче звучали неудачные строки из сочинений (на них тоже сочинялась стихотворная рецензия), в каждом классе находились герои стихов, имевших большое воспитательное значение. ВЫПУСКНИКАМ Самое большое количество стихотворных посвящений в архиве Екатерины Михайловны – выпускникам. Эти послания звучали с большим успехом на последних торжественных линейках прощания со школой, и сотни выпускников услышали слова, посвященные только им. Мало сказать, что это было приятно. Это было волнующе и незабываемо. Екатерина Михайловна находила разные формы для своих посвящений: шуточные педсоветы, теле- и радиомарафоны, покаяние в грехах и т.д. Повестка вторая на педсовете такая: Как относиться к подсказке и сколько стоять у доски, Чтоб жизнь протекала, как в сказке, чтоб не было в сердце тоски. - Тютюнникова Лена на уроке химии подсказывала шепотом, не называя имени. Вопрос. - Вы думаете, ровне? Нет, Валентине Петровне. За это кол ей обещали, но потихонечку прощали. Решение: Направлять учителя по нужному пути, вслух ему подсказывать, чтоб знанья мог найти. Внимание! Внимание! Сенсация опять. Все 10 лет по школьной тропке на 4 и на 5. За такую силу воли тебе спасибо, Ульрих Коля. И ничего, что стулья, табуретки ты делал на трудах. Они, наверное, наводят порядок в головах. В передаче Некрасова Света. Чем знаменита выпускница эта? А тем, что за долгие 10 лет Свету не вызвали в директорский кабинет. Строгого с ней не вели разговора, Хотя Света умчалась со школьного хора. В своей ученической биографии она чаще сбегала, Чем посещала урок географии. Алла Куприяновна простила Свету, И у неё к выпускнице обиды нету. Когда Екатерина Михайловна заполняла ученические дневники, иногда она вписывала туда свои пожелания, наполненные теплом и желанием добраться до ума и сердца ученика: Столяровой - Каждый день читай-ка вслух, чтоб огонь учебы не потух. Черкашиной –Для девчоночки куренье – совсем не Бога повеленье. Хабарову – Смени ненужную улыбку, писать ты будешь без ошибки. Белову – Учиться достойно – в этом вся суть. Чуть-чуть повнимательней, Пашенька, будь. Алексееву – Если закончишь 9 классов, Максимом будешь. А не Максом. Дё – Ничто не делай наобум, используй правильно свой ум. Кирсановой – Химических реакций построенье пусть не портят настроенье. Кисариной – Когда в думе папироса, к себе бывает мало спроса. Коршикову – Поверь моим хорошим словесам, пожнешь ты то, чего посеешь сам. Маметову – Ох! Бывает бес в ребро, молчанье –золото, а слово – серебро. А иногда она получала в ответ такие же стихотворные строки. Ведь она была хорошим учителем литературы, любящим свой предмет и умеющим передать знания ученикам. Нефедов. Нефедов. Нефедов Максим, твой пыл в безобразиях неугасим. Мой пыл в безобразиях неугасим, потому что я полон сил. В литературе, М.Орехов. явилось несколько успехов. Успехов много, а толку нет. Максим Орехов, будущий поэт. Мякишев Евгений, Женя! В тебе так много возражений. Да, во мне так много возражений, но я ведь Мякишев Евгений. Ты знаешь, Чупаченко Света, всё для хорошего ответа. На всё имеются ответы, на то я Чупаченко Света. Яна, Яна Минато! Ты что-то делаешь не то! Я делаю не то от скуки, ведь до работы не доходят руки. Верю: Катя Соловьева догнать и перегнать готова. Я обещаю далеко уйти и обогнать всех на своем пути. Здравствуй, Саша Задирака, что ты умен-совсем не враки. Я очень рад, спасибо вам! За то, что не сказали, что я хам! РОДНОМУ ГОРОДУ Екатерина Михайловна очень любила наш маленький городок и так не смогла уехать на родину, на большую Землю. Её можно назвать настоящим патриотом Поронайска. Ему она посвятила проникновенные строки: Моему Поронайску. Дождливый, пасмурный в 140, Но любимый всей душей. В судьбе моей слывешь опорой, Городок мой небольшой. Очертаниями туманными Город высится над заливом. Я любуюсь такими данными Утром радостным и счастливым. Купаюсь часто в мути белой, Глядя в песчаную пургу. Бесится ветер оголтелый На опустевшем берегу. Гнев моря слышен далеко, Как будто просит он прощенья. А мне так дышится легко. Мой город, ты – благословенен. Тихие твои улицы, Лужи есть, грязь и щебень. День очень часто хмурится, Тучи плывут на небе. Но верят люди – жизнь благословенна, Как бы она сурова ни была И город мой похорошеет верно, Настанут дни довольства и тепла. Все плохое, грязное уйдет. Не вспомнить ту песню – нет мочи. Город родной из тумана встает, И сердце обнять его хочет. Проснулось первым солнце золотое Красивое сегодня, молодое. Город осветился весь лучами. С праздником тебя, поронайчанин! С очередным же юбилеем Слов хороших не жалею. С Сахалина шлю я заявление Дай Бог и дальше Вам благословения! ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Её все знают. В городе она единственна, неповторима. Подвластны ей и рифмы, и моря, и тайны йогов внутренняя сила. Послушна ей творенья Муза, она ей служит много лет… И вместе со стихами дарит нам мудрости бессмертный свет. На свете есть люди, которые даже думают стихами. Им удобнее и легче написать вместо выступления стихотворение, о любом событии сочинить четверостишие. Откуда это пришло к Екатерине Михайловне Журавлевой? Может быть, передалось от родителей, а может, от долгого и близкого общения с творчеством поэтов, ведь она 50 лет преподавала литературу. Пусть же память о её безыскусных строках сохранится в памяти школы №2 и города, с которыми она не смогла расстаться. И напоследок ещё одно пожелание от Журавлевой: Всё еще в жизни будет, что-то ещё настанет, Что-то придет, прибудет, что-то опять отстанет. В жизни по-разному можно жить, в горе можно и в радости. Желаю вам вовремя есть и пить, хоть какие пусть делают гадости! (Весь собранный материал представлен в сокращенном варианте) |
Закон РФ «Об образовании» Управление образования, культуры и спорта Администрации городского округа «Поронайский» | Кафедра управления физической культуры и спортом «Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные... | ||
Учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание... Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития | Развитии физической культуры и спорта в городе Югорске Федерации, Управление по физической культуре, спорту, работе с детьми и молодёжью обеспечивает условия для развития на территории... | ||
Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... | Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. Учебник. М.:... Особенности физической культуры в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия Индия, Китай, Япония) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры и спорта Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100. 65 Физическая культура (от... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы и тенденции... Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | ||
План и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической... Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ открылся Всероссийский семинар-совещание со специалистами, работающими в сфере... | ||
Учебная программа по курсу «Социология физической культуры и спорта» Очное отделение «Социология физической культуры и спорта» имеет важное значение для подготовки будущих учителей физкультуры | Курсовая работа на тему: «Источники финансирования физической культуры и спорта» Основные направления государственного финансирования физической культуры и спорта 8 | ||
История физической культуры и спорта Столбов В. В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта: Учебник. М.: ФиС, 2000 | Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области http Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII... | ||
Развитие физической культуры и спорта Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Великолукская государственная... |