МХК 9 КЛАСС
Пояснительная записка.
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), на основе примерной программы по МХК рекомендованной Министерством образования РФ, программ по МХК автор-составитель Л.А. Рапацкая, сборника программ и методических материалов Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской, Л.Г. Емохоновой.
Программа по МХК представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки пятиклассников, календарно - тематическое планирование уроков русского языка; рекомендации по оснащению образовательного процесса, методические приложения. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимние специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Специфика программы
В 9 классе изучается мировая культура эпохи Возрожения, Просвещения, а также период с XIX – XX вв. ( 35 часов). Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения». В результате изучения данных блоков тем учащиеся должны прийти к выводу, что человек является активным участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира.
Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.
Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Целью изучения дисциплины «Мировая художественная культура» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов различных стран мира, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполни- тельскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.
Место предмета в школьном учебном плане
В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме 35 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В результате изучения курса “Мировая художественная культура” учащиеся должны: з н а т ь
— основные эпохи в художественном развитии человечества;
— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
— эстетические идеалы различных эпох и народов;
— основные стили и направления в мировой художественной культуре;
— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
— основные особенности художественного развития народов России;
— особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;
— выдающиеся памятники и произведения различных эпох;
— основные художественные музеи России и мира.
у м е т ь
— отличать произведения искусства различных стилей;
— самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;
— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;
— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству,анализировать и пересказывать ее.
Учебно- тематическое планирование.
№
| Тема
| Количество часов
| Раздел 1.
| Художественная культура эпохи Возрождения
| 11часов
| Раздел П.
| Западноевропейская культура ХУП- ХУШ вв
| 6 часов
| Раздел Ш.
| Художественная культура Х1Х века (Западная Европа)
| 5 часов
| Раздел 1V.
| Вершины художественной культуры России
| 12часов
| Итоговый урок 1 час
| ИТОГО 35 часов
|
Содержание курса. Раздел 1. Художественная культура эпохи Возрождения (11 часов) Тема 1. Истоки древнерусской культуры(7 часов) Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Художественная культура языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси. Семантика православного храма, синтез искусств в храме. Русская иконопись и ее особенности. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества
(Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Дмитриевский и Успенский соборы древнего Владимира , Боголюбово и Храм Покрова на Нерли).
Музыка в православном храмовом действе. Учение об ангелоподобном пении и его влияние на развитие древнерусского знаменного распева. Взаимодействие слова и звука в хоровом знаменном одноголосии.
Развитие “монументального историзма” (Д.С.Лихачев) в художественной культуре Древней Руси. Роль слова в развитии профессионального искусства.
Распространение письменности и формирование центров письменной культуры. Летописи. Традиции устного народного творчества, скоморошество. “Cлово о полку Игореве” как памятник древнерусской литературы, его историческая судьба. Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох (литература, живопись, музыка, устное народное творчество). Тема 1. Возрождение в Италии (2 часа) Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции ( Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов ( Сандро Боттичелли).
Становление принципов гуманизма в философии и литературе ( Пико Делла Мирандола). Радость бытия и торжество телесности ( Джованни Боккаччо). Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан Вечелио). Универсальность гения Леонардо да Винчи ( шедевры живописи :” Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте”,” Монна Лиза”). Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты. Идеал красоты в живописи Рафаэля — “Cикстинская мадонна”. Фрески Рафаэля в Ватикане . “Афинская школа” как воплощение ренессансных представлений об античности. Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности его стиля. “Давид” — воплощение героического дарования мастера. Капелла Медичи ( Гробница Лоренцо Медичи).
Венецианская школа живописи: Веронезе, Джорджоне, Тинторетто, Тициан.
Музыка Итальянского Возрождения: народные истоки, жанровое многообразие (баркарола, баллада, мадригал). Многоголосная профессиональная музыка. Господство “строгого стиля”. Полифонический жанр мессы. Творчество Джованни Палестрины. Рождение оперы.
|