Скачать 318.12 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 8 КЛАСС (102ч, 3 часа в неделю – 34 учебных недели) Рабочая программа по русскому языку для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
Пояснительная записка Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:
Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи, а также не менее 15-20% учебного времени в гимназических классах отведено на формирование следующих знаний, умений им навыков. - формирование у учащихся творческого мышления и мышления гуманитарного типа; - воспроизводство традиций, норм и способов деятельности определенного культурного уклада или определенной научной школы; - подготовка учащихся для продолжения образования в вузах; - формирование навыков самообразования; - успеваемость по всем предметам, в том числе по русскому языку на «хорошо» и «отлично»; - умения доказательно обосновывать свою точку зрения в рамках данного предмета; - терпимое отношение к точкам зрения, отличным от своей, умение вербализировать общее и различное в своей и других точках зрения; - демонстрировать определенные навыки решения творческих задач в рамках изучаемого предмета. Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Программа выполняет две основные функции:
Содержание тем урока. О языке (1ч) Русский язык в семье славянских языков. Речь (17 ч) Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж - повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо – как их примирить?». Основные умения Анализ текста. Находить в молодежных газетах проблемные репортажи и портретные очерки, определять их тему и основную мысль; оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя. Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста творческое высказывание, отражая в нём своё понимание проблематики текста и позиции автора, давать письменный анализ текста – стилистически, типологически, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста. Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету. Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания им языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО) (5 ч) ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ, КУЛЬТУРА РЕЧИ, СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Словосочетание и предложение (5 ч) Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Культура речи. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи. Синтаксис простого предложения ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12ч) Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч) Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 ч) Понятие о неполных предложениях. Культура речи. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи (в составе сложного предложения). ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 ч) Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…, как …, так и…. Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ (11 ч) Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильное произношение русских имен и отчеств в роли обращения. Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (17ч) Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых). Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами. Прямая и косвенная речь (6 ч) Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Культура речи. Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи. Резервные часы (6 ч) Требования к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку учащихся, окончивших 8 класс К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
Учебно-методическое обеспечение. В 8 классе работаю по программе, разработанной авторским коллективом под руководством М.М Разумовской. На основе примерной программы по русскому языку, которая рекомендована министерством образования Российской Федерации, содержит материал, обязательный для усвоения в основной школе Учебник 8 класс. Разумовская М.М. Русский язык, 2004-2008 «Дрофа» . Всего 102 часов. Русский язык. Тематические тесты 8 класс. Учебное пособие под редакцией Н.А. Сениной, С. В. Гармаш, С. А. Диденко, С. В. Федотенко, С.А Цесарская Авторы учебника «Русский язык. 8 класс»: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. «Дрофа», Москва, 2002-2006 г. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Русский Язык. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской. Авт.-сост. О.А. Финтисова. Изд. «Учитель», 2006г. Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 8 класс
|
Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку представляет... Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический... | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) и новых учебников по русскому языку для 8 и 9 классов (авторы: Л. А. Тростенцова,... | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | Примерная программа по русскому языку представляет собой целостный... Мбоу «Иляксазская оош». Программа рассчитана на 105 учебных часов, 3 часа в неделю | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2010 г | Программа по русскому языку представляет собой целостный документ,... Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классов авторов Ладыженской... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... ... | Программа по мхк представляет собой целостный документ, включающий... Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... С. И. Львовой по русскому языку для 5-9 классов (М: Мнемозина, 2010), рекомендованной Министерством образования и науки РФ | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной,... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Iii. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Настоящая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) создана на основании следующих нормативных документов | ||
Пояснительная записка рабочая программа по географии представляет... Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,... |