Урок «Кусочек фантазии в каждом»





Скачать 71.56 Kb.
НазваниеУрок «Кусочек фантазии в каждом»
Дата публикации02.09.2014
Размер71.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Пермский край

Краснокамский муниципальный район

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Урок «Кусочек фантазии в каждом»

(творческая мастерская)
Возраст детей – 5-6 класс.

Разработала:

Бородина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Краснокамск, 2013

Кусочек фантазии в каждом

Урок русского языка (развитие речи)

Тип урока: творческая мастерская
Цель: развитие воображения и фантазии, ассоциативного мышления, творческих способностей каждого ученика.

Задачи:

- формировать умение пользоваться родным русским словом, понимать и чувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать собственное речевое творчество;

- формировать у учащихся умение воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме;

- продолжить обучение составлению текста-описания с использованием различных средств художественной выразительности;

- повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся, развивать внимание и логическое мышление; активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика;

- формировать у учащихся чувство ответственности, толерантности, любви к прекрасному, ко всему живому на Земле.

Оборудование: презентация «Кусочек фантазии в каждом»; карточки с заданием для работы в группах; листы для самостоятельной работы; ноутбук.
Ход урока
Организационный момент. 1 СЛАЙД

В творчестве

Можно себя проявить,

Хоть на миг на доске: ТВОРЧЕСТВО

Над землею подняться,

Ощутить, что ты смог

Что – то миру явить,

И от счастья

Скакать и смеяться!
Знакомство с темой урока. Постановка цели урока. 2 СЛАЙД

Подберите слова, которые отражают ваше мнение – что такое творчество (прием словесной ассоциации) запишите на рабочий лист

Волшебство, фантазия, воображение…

Что может быть волшебным? (сказка, кольцо, ключик…)

А СЛОВО может быть волшебным? Почему вы так считаете? (общаться, передавать информацию, давать точные описания…)

Узнайте, о чем идет речь в следующих строчках:

Белые овечки по небу гуляли,

вниз упали - в речку попали.

(Облака) 3 СЛАЙД

Что это за текст? (загадка)

Какие слова помогли найти ответ? (белые овечки по небу гуляли…- сравниваются с облаками; свойство воды – отражать объекты) Есть в русском языке такие приемы, которые помогают создавать необычные, волшебные картины, например, метафора (скрытое сравнение), олицетворение, эпитеты, сравнения...

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сами могли бы стать волшебниками… Для этого выполним задания в группах.

Работа в группах. (на карточках) 4 СЛАЙД
Мелодия весны

В каждое время года звучит своя музыка.

Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь.

А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом.

Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

(По Д.Зуеву)

  1. Деформированный текст. Распределите (восстановите) части текста по порядку. Озаглавьте получившийся текст. Подготовьтесь прочитать выразительно.

А) А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом.

Б) Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

В) В каждое время года звучит своя музыка.

Г) Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь.

2. Работа с поэтическим словарем. Найдите в тексте и выпишите примеры художественных средств выразительности (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение). Воспользуйтесь во время работы поэтическим словарем. Озаглавьте текст.

3. Словесное рисование картины. Представьте на минуту, что вы – художник. Какие бы краски вы использовали? Что было бы изображено на вашей картине? Озаглавьте текст.

Примерные фразы-помощники для создания текста:

На нашей картине изображено…

На переднем плане…

В центре…

На линии горизонта…

Для передачи … настроения мы использовали … цвета.

  1. Работа со словами, обозначающими звуки.

Выпишите из текста слова, обозначающие весенние звуки. Озаглавьте текст.

Какие вы могли бы еще предложить весенние музыкальные инструменты?

  1. Подбор музыкального произведения в соответствии с содержанием художественного текста. (2 ученика)

Выберите из предложенных музыкальных произведений одно, соответствующее по настроению художественному тексту. Запишите его номер. Озаглавьте текст.

Постарайтесь не просто слушать, а вслушаться, чтобы понять музыкальное содержание пьесы композитора и содержание художественного произведения.

Вывод (после выступления групп): Что объединяет музыкальное произведение

П. Чайковского и художественный текст Д. Зуева? (мотив пробуждения природы, торжества весны).

И название этих текстов одинаковое – «Мелодия весны»! В каком значении применяется слово МЕЛОДИЯ в заголовке художественного текста? (переносном) Почему?
Актуальность темы.

Кусочек фантазии есть в каждом человеке? 5 СЛАЙД

Как это проявляется? Что делает человек?

который, мысля, чувствуя и действуя… 6 СЛАЙД

Чего достигает?

вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего. 7 СЛАЙД

Сергей Леонидович Рубинштейн — российский психолог и философ

Для чего людям нужно фантазировать, мечтать? Как вам поможет в жизни фантазия? (отвечают)

Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы создавать в своей голове образы. С помощью воображения (фантазии) человек находит выход в сложнейшей ситуации, когда не хватает знаний.

Есть профессии, в которых без фантазии просто невозможно?

Есть большая группа профессий, для овладения которыми особенно важно иметь активное воображение. (приводят примеры профессий, возможно, своих родителей)

Узнайте у родителей, приходится ли им творчески выполнять свою работу, фантазировать?
«Проба пера». Собственное речевое творчество учащихся. (звучит музыка)

Какое главное качество мастеровых людей? (Трудолюбие)

"Вдохновенье - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых" П. Чайковский

8 СЛАЙД

И мы с помощью Волшебного Магнита пофантазируем, оживим слова, создадим текст. (прием «Магнит»: от слова к тексту)

В центре располагается слово – «магнит». А вокруг него те слова, которые оно к себе «притягивает». Затем получившееся «магнитное поле» нужно объединить в текст. Не забывайте использовать слова – приемы художественной выразительности! Слова-магниты возьмем, по смыслу близкие к тексту «Мелодия весны»: ФЕВРАЛЬ и МАРТ. - У каждого времени года свое очарование, своя неповторимость, уникальность, свои характерные черты, свой словарь. Определитесь сами, о чем вы хотите пофантазировать.

(в группах определяют слова-ассоциации, текст создают индивидуально)

(Несколько работ слушаем).

Вот какие замечательные строки у нас получились! Нелегкое это дело – быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится.
Итог урока.

Итак, сегодня, ребята, мы с вами попробовали стать волшебниками – мастерами художественного слова.

Понравилось Вам фантазировать?

Легко ли было Вам фантазировать?

Захотели бы ещё побывать в творческой мастерской?

Как вы думаете, почему наш урок начался с загадки про облака? Как это связано с темой урока? (витать в облаках – мечтать, фантазировать).

Пусть облака фантазий вашего дружного класса несут вас в мир добра, радости, красоты!!!

Пусть ваша фантазия, как птица,

Из темницы к солнцу мчится! 9 СЛАЙД (картинка со словами)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник «Физика. 10» автор Г. Я. Мякишев, цор, микроскоп, поваренная соль, кусочек пластмассы,кусочек алюминиевой проволоки, файлы...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconУчебник: Изобразительное искусство. 3 класс. М.: «Просвещение»
Урок-импровизация «Летние фантазии». Обж правила безопасности и л/г на уроках изо и хт
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconУрок по информатике Тема: «Создание компьютерных публикаций»
Развитие ассоциативного, образного мышления, воображения, зрительной и логической памяти, стимулирование фантазии
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Веселые друзья и их фантазии». Урок-путешествие по творчеству Н. Носова (к 105-летию со дня рождения)
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconУрок в 6 классе по математике по теме: «Число  или стремление к познанию»
Урок проводится в кабинете информатики, на каждом пк установлена программа «Живая геометрия», на стене прикреплено число  с точностью...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconУрок по теме «Виды придаточных предложений». Проходить он будет в...
Мы закончили изучение сложноподчинённых предложений, сегодня у нас обобщающий урок по теме «Виды придаточных предложений». Проходить...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconУрок-портфолио по биологии 8 класс
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок «Вышивка шёлковыми лентами»...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок преподавателей инструментального отделения Агроскиной О. С., Рудольской И. Н. Тема: «Зимние фантазии» импровизация...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconУрок -«экскурсия»
Вопрос, как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся, становится актуальным на каждом современном...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconАннотация к рабочей программе «Музыка» 5-7 классы
Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V-VII классах в объеме не менее...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconРеферат на тему «Педагогика А. С. Макаренко»
В каждой мысли, в каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconРеферат на тему: Профилактика наркомании среди подростков
В наши дни общество находится в страшной опасности. Эта опасность-наркомания. Она подстерегает нас в каждом дворе, в каждом подъезде....
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconУрок комплексного получения знаний, умений, навыков
...
Урок «Кусочек фантазии в каждом» iconУрок по теме " Магнитное поле ". II ход урока
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск