Урок в 6 классе по математике по теме: «Число ИЛИ Стремление к познанию» Арапова Татьяна Арнольдовна.
СОШ №115, г.Пермь
ata-pm@mail.ru
Цель урока: иметь знание о числе ;
уметь практически его находить.
Урок проводится в кабинете информатики, на каждом ПК установлена программа «Живая геометрия», на стене прикреплено число с точностью до 1000-ого знака.
Ход урока:
С сегодняшнего урока мы начинаем изучать более подробно фигур у, которую древние греки считали самой совершенной и загадочной среди всех фигур. Речь пойдёт об окружности. Давайте вспомним: что такое окружность? Радиус? Диаметр? Хорда? 2
А теперь проведём небольшую практическую работу. Вы все принесли предметы, имеющие основание в форме круга. Найдите, пожалуйста, отношение длины окружности круга ваших предметов к диаметру. Ваши предложения: как это сделать? (…, измерить ниткой,…). Вычисления можно провести с помощью калькулятора на ПК. Полученные числа запишите на доске. 7
Что получили? (около 3) Предположение? (отношение не зависит от размера окружности). Попробуем использовать более точный инструмент: ПК (выполнение практической работы в программе «Живая геометрия»). Вывод? 7-10
Как вы думаете, а давно был замечен этот факт? … Открываю библию в 3 книге царств, главу 7, 23 стих Ветхого Завета. Мастер Хирам, приглашённый царём Соломоном для строительства первого храма «…сделал литое из меди море – от края его и до края его 10 локтей, - совсем круглое, вышиною в 5 локтей и снурок в 30 локтей обнимал его кругом». Отношение равно чему? (3). Если подсчитать более точно, то получится 3,14159265358… - написано на стене. Обозначается это число буквой . Обозначение числа происходит от греческого слова περιφερια ("окружность"). Число это как вы видите иррационально.
Встречается упоминание о числе ещё ранее Библии (по мере рассказа об истории вычисления значения, на написанном на стене числе появляются даты с соответствующими фамилиями).
III в. до н.э. – 2 знака после запятой – Архимед
XIIIв – 3 - Леонардо Фибоначи
XVIв - 9 - Франсуа Виет
XVIв – 35 – Лудольф(завещал вырезать это значение на могильной плите, вычислял периметры 32512254720-угольников)
1873 – 707 – Шенкс (посвятил вычислению почти всю жизнь, ошибся на 528 знаке)
1946 – 808 – Фергюсон
1949 –2037- Джон фон Нейман
1958- 10000 - Женюи
1999 – 206млрд - Канэде
2004 – 1,2411трл – он же (ПК вычислял это число 400 часов, используя более 900 Гб памяти)
А зачем необходимо на ваш взгляд такая точность?…
Оказывается, чтобы вычислить длину экватора с точностью до 1 см, нам вполне было достаточно взять 9 цифр после запятой. А взяв вдвое больше цифр, мы могли бы вычислить длину окружности, имеющую радиус от Земли до Солнца, с точностью 0,0001мм (в 100 раз меньше толщины волоса)
Запишите, пожалуйста, у себя в тетради число с такой точностью, какую вы считаете для себя способным/необходимым запомнить. 10
Перед вами четверостишья, написанные на разных языках. Попробуйте соотнести их с нашей темой урока, найти закономерность…
Что я знаю о кругах
Это я знаю и помню прекрасно –
"Пи" многие знаки мне лишни, напрасны
PIE I wish I could determine pi Eureka cried the great inventor Christmas pudding Christmas pie Is the problem's very center.
See I have a rhyme assisting My feeble brain, its tasks offtimes resisting.
May I have a large container of coffee?
How I want a drink, alcoholic of course, after the heavy chapters involving quantum mechanics
Que j\'aime faire apprendre un nombre utile aux sages!
Immortel Archim\'ede, sublime ing\`enieur,
Qui de ton jugement peut sonder la valeur?
Pour moi ton probl\'eme eut de pareils avantages
Now I even I Would celebrate In rhymes unapt The great immortal Syracusan Rivaled nevermore Who in his wondrous lore Passed on before Gave men his guidance How to circles mensurate
(количество букв в каждом слове совпадает с цифрами после запятой). Такие четверостишья помогают запомнить некоторое количество знаков после запятой в числе . 5
Так как отношение длины окружности к диаметру одно и то же, можно выразить длину окружности через радиус или диаметр. С=2R.
Задача: Вычислите длину круговой орбиты искусственного спутника Земли, если спутник вращается на расстоянии 320 км от Земли, а радиус Земли равен 6370 км.
Составьте задачи практического характера на вычисление радиуса или длины окружности, которые можно решить устно. 10
Итак?!...
Это и многое другое вы можете узнать на сайтах в Интернете (у кого есть доступ). Подбирая материал к сегодняшнему уроку, я, например, узнала, что клуб фанатов числа , отмечали вчера праздник числа (урок состоялся 15 марта). Почему? Адреса сайтов возьмёте у меня на столе.
Д/з: придумать запоминающиеся рифмованные строки, позволяющие без труда запомнить некоторое количество знаков после запятой в числе .
Памятка к практической работе в среде «Живая геометрия».
Открой на рабочем столе файл «Живая геометрия».
Начерти окружность с помощью готовальни:
Измерь радиус окружности: измерение – радиус.
Измерь длину окружности: измерение – длина окружности.
Вычисли отношение длины окружности к диаметру: измерение – вычислить… - кликнуть левой кнопкой мыши по строке длина окружности – на калькуляторе / 2 / - кликнуть левой кнопкой мыши по строке радиус - ОК
Вывод?
Нажми на кнопку Выделитель, выдели на окружности точку. Измени радиус окружности, двигая эту точку. Обрати внимание на величины радиуса и длины окружности, их отношения.
Вывод?
Любую операцию можно отменить, кликнув Редактор – отменить. |